профессиональная компетенция библиотекаря это

Программа «Базовые, профессиональные навыки и универсальные компетенции персонала и организационные инструменты их развития» реализуется на базе центра непрерывного образования РГБ, а куратором программы со стороны Высшей школы экономики выступает Институт образования.

Программа ДПО стала продолжением совместного исследования, в рамках которого эксперты Института образования разработали анкету оценки профессиональных компетенций сотрудников библиотечной сферы.

Консультантами по исследованию и кураторами экспертизы инструмента выступили специалисты Лаборатории медиакоммуникаций в образовании – Юлия Черненко и Дарья Чупрасова.

«Опыт работы в библиотеках Москвы и несколько лет совместных исследовательских проектов с РГБ позволяют нам включаться в исследовательские проекты Вышки с РГБ, чтобы помочь коллегам учесть специфику библиотечной сферы, не всегда понятную в нюансах внешним экспертам», – комментирует совместную работу Юлия Черненко, которая помимо позиции консультанта является одним из лекторов программы ДПО.

Обучение завершится 24 декабря, слушателями программы стали 134 сотрудника, занимающих управляющие позиции в библиотеках из разных регионов России.

Библиотекарь будущего: от буквы до цифры

Практико-ориентированный онлайн-курс для граждан и сотрудников библиотек любых ведомств, которые хотят научиться навыкам создания визуальных услуг библиотеки: от афиш до виртуальных выставок, лонгридов и при этом не быть программистами; создавать и реализовывать собственные проекты, подавать заявки на гранты; понимать и управлять читательской аудиторией своей библиотеки. Пройти обучение от «буквы до цифры» поможет дружная команда компетентных преподавателей и заботливых кураторов

профессиональная компетенция библиотекаря это

Владение базовыми навыками пользователя персонального компьютера, доступ к интернету, компьютер или ноутбук, микрофон

Лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, сотрудники организаций культуры и образования, относящиеся к определенным категориям *

Общая трудоемкость курса – 144 часа. Продолжительность 7-8 недель, от 1 до 4 ч. в день. Расписание высылается перед стартом обучения

Онлайн-курс включает интерактивные лекции, практические занятия, онлайн-стажировку, защиту собственных проектов и получения удостоверений государственного образца Томского государственного университета.

Слушатели этой практико-ориентированной программы научатся создавать цифровые библиотечные выставки, афиши и лонгриды, проводить исследования библиотечной аудитории, выстраивать онлайн-коммуникацию с читателями, планировать и организовывать проектную деятельность библиотеки в цифровой среде.

Программа обучения состоит из 2 модулей:

Основной модуль, состоящий из 4 разделов: – Основы библиотечной отрасли в России и мире – Создание визуальных услуг библиотеки – Маркетинговые и социальные коммуникации библиотеки – Современные подходы к планированию и управлению библиотечной деятельностью 2. Модуль стажировки Программа подготовлена Научной библиотекой Томского государственного университета, партнерами является Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук.

Категории граждан, которые могут проходить обучение, в рамках федерального проекта «Содействие занятости», следующие:1) сотрудники в возрасте 50 лет и старше, сотрудники предпенсионного возраста;2) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ими возраста 3 лет;3) женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;4) молодежь в возрасте до 35 лет включительно, относящиеся к категориям:• граждане, находящихся под риском увольнения;• граждане, которые с даты выдачи им документа об образовании и (или) о квалификации не являются занятыми в течение 4 месяцев и более;• граждане, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми;• граждане, завершающие обучение в текущем календарном году по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, обратившихся в органы службы занятости, для которых отсутствует подходящая работа по полученной профессии (специальности)

В первую очередь хотелось бы поблагодарить наших кураторов Марию Петрову и Екатерину Медведеву. Столько терпения и такта еще поискать! На каждый вопрос всегда готов ответ и не по одному разу. Огромная им благодарность! Коллективу преподавателей слова уважения и почтения – глубокие знания, интересная подача материала. Даже, если мы не успевали, всегда можно было посмотреть материал в записи. Многое будем использовать в работе! Отдельное спасибо Васильеву Артему Викторовичу за то, что сумел собрать такой творческий, разносторонний коллектив!

Ротова Татьяна, Свиридова Наталья

МАУК «МИБС» г. Кемерово

Образовательная программа – Нац. проект «Демография» «От буквы до цифры: компетенции библиотекаря в меняющихся условиях». Спасибо вам за обучение! Очень удобная система. Всё проходило очень четко, несмотря на достаточно большой объем курса. Были ссылки на то, где можно найти тот или иной материал (это очень помогало при работе). Очень ценная информация не только для начинающего специалиста, но и для тех, кто с опытом! Спасибо уважением и терпение, за внимательность и за то, что всегда помогали нам, выслушивали наши проблемы, давали важные советы и старались разобраться во всех сложных ситуациях, возникавших в таком большом потоке. Благодаря вашим стараниям многие раскрыли в себе новые способности, умения, таланты. Желаю неиссякаемой творческой энергии, свершений всех начинаний и планов.

Библиотека ГПОУ «Прокопьевский строительный техникум»

В настоящее время изменились задачи, формы и методы библиотечной работы, постоянно усовершенствуются технологии, меняются потребности общества – это все подводит нас, библиотекарей, к необходимости узнавать новые знания и применять их в своей работе. Курс повушения квалификации «От буквы до цифры: компетенции библиотекаря в меняющихся условиях» превзошел все мои ожидания и оказался для меня очень интересным, познавательным и информативным. Большое спасибо преподавателям за интересные теоретические и практические занятия, за бесценный опыт, которым они поделились с нами, за квалифицированную помощь в выполнении заданий. Желаю всем сотрудникам Научной библиотеки ТГУ успехов во всех начинаниях, творческого роста и благодарных посетителей.

Рязанская областная специальная библиотека для слепых

Хочется выразить огромную благодарность организаторам курсов и преподавателям за интересные лекции и доступные практические занятия. Было сложно, но организаторы курсов дали нам поверить в себя. Преподавателям спасибо за то, что буквально по полочкам раскладывали сложные темы занятий. А нашим замечательным и доброжелательным и всё понимающим кураторам отдельная благодарность за терпение, позитивный настрой и за ответы на наши одинаковые бесконечные вопросы. Они оперативно и терпеливо реагировали на наши обращения. Девочки, спасибо! Ваша поддержка помогла нам успешно пройти курсы.

Библиотека МБОУ “Лицей №5 г. Ельца”

Подпишитесьна наши новости

Присоединяйтесь в наш телеграм канал

профессиональная компетенция библиотекаря это

Форум «Библиотекарь будущего» состоялся в Москве в рамках празднования Общероссийского дня библиотек. Его организаторы: Российская государственная библиотека (РГБ), Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека имени И. Молчанова-Сибирского, проект «Атлас новых профессий» и НИУ «Высшая школа экономики» — пригласили специалистов библиотечной отрасли, а также заинтересованных пользователей к открытому разговору о будущем библиотек и новом профессионализме библиотекаря.

Форум стал продолжением форсайт-сессии, которая прошла в Иркутске в феврале этого года.

С приветственным словом к участникам обратилась Лидия ФЕДЯКИНА, заместитель директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ.

— Ещё недавно многие в стране сомневались в том, что библиотеки существуют. Сегодня мы живём в такие времена, когда даже Президент РФ в своём Послании Федеральному собранию говорит о выделении дополнительных средств на библиотеки. Значит, мы действительно востребованы, а в большей степени нужны библиотеки нового поколения. И это не просто пространства и фонды, но в первую очередь люди. Библиотека будущего — то место, где могут реализовываться самые смелые идеи и инициативы. Нам необходимо определить, какими навыками и компетенциями они должны обладать, как достичь баланса между традициями и современными реалиями, — подчеркнула Л. Федякина.

Генеральный директор РГБ Вадим ДУДА напомнил участникам встречи о важности фондов и необходимости двигаться вперёд.

— Нам нужно не бежать за уходящим поездом, а управлять им. Будущим следует заниматься уже сейчас. Фонд «Ленинки» составляет около 40 млн документов. После присоединения Российской книжной палаты мы станем крупнейшим книгохранилищем Европы с объёмом более 200 млн единиц хранения. Можно представить, что в цифровой среде также появится полноценная национальная электронная библиотека. Если весь фонд так или иначе окажется доступен в личных кабинетах пользователей, это очень серьёзный вызов для библиотек. Поэтому мы должны целенаправленно поддерживать офлайн-модель нашей работы, комплектование печатных фондов, идею библиотекаря как проводника в мире информации.

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ

Директор Департамента модельных библиотек РГБ Анастасия ДЯТЛОВСКАЯ в своём выступлении сделала акцент на важность и востребованность дополнительного профессионального образования (ДПО), ведь именно программы ДПО способны заполнить возникающие лакуны и разрывы между традиционным образованием и реальной практикой сотрудников библиотек. Для этого в РГБ был создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Программы Центра способствуют развитию креативного мышления, компетенций в области проектного управления, создания и продвижения библиотечных услуг и продуктов, дизайна и организации пространства библиотеки. В этом году слушателями программ Центра станут 4 тыс. человек. Дятловская также отметила важность проведения исследований библиотечной сферы, ведь они позволяют библиотекарям понять, насколько правильно они оценивают свою миссию.

— Сейчас мы находимся в совершенно уникальной ситуации, когда любые перемены возможны. И всё зависит только от нас. Не от кого-то, а именно от тех людей, которые работают в библиотеке. Как мы распорядимся средствами, которые нам доверяет государство, вниманием наших читателей, которые к нам приходят? Библиотеки стали интереснее, но что дальше? Сможем ли мы удержать фокус внимания публики?

Заведующий лабораторией непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Илья КОРШУНОВ и научный сотрудник Лаборатории непрерывного образования Института образования НИУ ВШЭ Наталья ШИРКОВА представили результаты анализа российских и зарубежных рекрутинговых баз данных. Они сопоставили требования, которые содержатся в вакансиях для библиотекарей.

Исследование показало, что по мере повышения уровня развития отрасли существенно расширяется состав навыков, необходимых библиотекарю. Например, в США библиотекарь — это уже почти ИT-специалист. В группе цифровых навыков компетентностного профиля американского библиотекаря знание 3D-печати, статистики, тестирование приложений, BigData, вёрстка, цифровое кураторство, SMM, цифровая и информационная грамотность. В России список требований значительно скромнее: знание MS Word, MS Excel, Adobe Photoshop, иногда — языков программирования, продвижение библиотеки в социальных сетях, информационная грамотность, и даже эти компетенции занимают в запросах незначительную долю. Работодатели практически не запрашивают навыки в сфере научно-аналитической (исследования, разработка программ развития), методической деятельности (мониторинг и диагностика библиотечной сферы). Наблюдается повышенный спрос на компетенции, связанные с работой с клиентами, проведением мероприятий.

профессиональная компетенция библиотекаря это

В США работодатели акцентируют внимание на наукоёмких и высокотехнологических навыках, затрагивающих основные направления деятельности современного специалиста: создании библиотек и библиотечных систем на национальном уровне, участии в консорциумах, разработке глобальных перспектив.

Интересно, что в России общее число выделенных навыков составляет около 11 тыс. , а в США превышает 14 тыс. Распределение компетенций по группам представлено в табл.

профессиональная компетенция библиотекаря это

Исследователи подчеркнули важность развития так называемых мягких навыков: чтобы производить конкурентоспособный продукт для постоянно меняющегося инновационного рынка, необходимо работать с индивидуальными запросами потребителя. По итогам зимней форсайт-сессии в Иркутске надпрофессиональные навыки занимают в компетентностном профиле библиотекаря будущего 63,3%, профессиональные — 21,5%, цифровые — 15,2%. Они также отметили «якорные» навыки, которыми должен обладать библиотекарь будущего: информационная грамотность, знание истории, культуры и литературы, умение работать в команде, управление проектами и организация мероприятий (табл.

профессиональная компетенция библиотекаря это

В этом году Центр непрерывного образования РГБ совместно с НИУ ВШЭ проведёт исследование навыков кадрового состава сотрудников российской библиотечной сферы. По итогам исследования на базе РГБ будет создана система постоянно действующего мониторинга базовых навыков и профессиональных дефицитов кадрового состава сотрудников библиотек страны.

По сообщению старшего преподавателя Департамента медиа НИУ ВШЭ Юлии ЧЕРНЕНКО, образование в сфере культуры и искусства в 2020 г. выбрали 9% абитуриентов. Для сравнения: естественные науки — 16%, экономику и менеджмент — 16%, технические науки, технологии и инженерное дело — 15%. В 2019-м на всё укрупнённое направление приходилось 2,5% выпускников бакалавриата и магистратуры и 1,8% выпускников аспирантуры.

профессиональная компетенция библиотекаря это

Как показывает анализ рис. 2, число обучающихся на бакалаврских программах библиотечно-информационной деятельности (БИД) с 2014 г. Неуклонно сокращалось, и даже сильнее, чем в целом по программам высшего образования, т. провалы не могут быть однозначно объяснены демографическими факторами. Тем не менее в последние два года число желающих поступить учиться на библиотекаря несколько увеличилось (рис.

профессиональная компетенция библиотекаря это

В магистратуре традиционно превалирует заочная форма обучения, а неравномерность приёма обусловлена, скорее всего, запросами от отрасли: число обучающихся за свой счёт крайне невелико.

профессиональная компетенция библиотекаря это

В компетентностный профиль специалиста, обучающегося в российских вузах, в основном входят:

  • библиотечное дело (ядро специальности в его текущем виде);
  • связанные библиотечные дисциплины (периферия специальности в её текущем виде);
  • делопроизводство, организация работы библиотеки;
  • общеобразовательные и дополнительные дисциплины и курсы (в основном базовое ядро бакалавриата);
  • дополнительные социокультурные дисциплины и литература;
  • педагогика и психология;
  • специфические региональные дисциплины.

БИБЛИОТЕКАРЬ В АТЛАСЕ НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Атлас новых профессий — это большой профориентационный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ), направленный на то, чтобы познакомить сегодняшних подростков с широким спектром профессий будущего. По итогам форсайта АСИ пересмотрит позиционирование в Атласе библиотекаря как профессии-«пенсионера». Главный научный сотрудник Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И. Молчанова-Сибирского Ольга ПАЛКЕВИЧ представила на обсуждение несколько ипостасей библиотекаря будущего: библиограф 5. 0, информационный куратор и архитектор событий.

Позиция библиографа нового типа включает пять ключевых компетенций.

Инженер знаний — универсальный специалист, владеющий инструментами стратегического анализа среды знаний. Осуществляет её проектирование и разметку по предметным областям с использованием формальных языков человеко-машинного общения.

Конструктор локальной среды знаний осуществляет распаковку и пересборку содержимого универсальных графовых баз знаний для развития локальных сообществ, формирования локальных брендов, социально-экономического развития территорий.

Библиолингвист — специалист, который переводит запросы на естественных языках на формальные языки человеко-машинного общения, достраивает, конкретизирует неопределённые запросы.

Сборщик инфосетов — специалист, подготавливающий информацию/данные/знания для человеко-машинной коммуникации. Владеет навыками человеко-машинного анализа и синтеза. С их помощью он выделяет из текстов и медиа единицы хранения и упаковывает их в нелинейные базы знаний, построенные на графах.

Археолог знаний — специалист, который обеспечивает научное изучение и сохранность материальных объектов книжной культуры в общем пространстве знаний, создаёт их виртуальные, в том числе многомерные, копии. Обеспечивает преемственность единиц хранения в различных форматах.

Информационный куратор — специалист, способный выполнить информационный запрос любой сложности, построить индивидуальную информационную траекторию. Может стать своеобразным информационным диетологом, помогающим снизить потребление вредного контента, способным защитить психофизическое здоровье человека. Это специалист, обеспечивающий цифровую инклюзию, помогающий людям любого возраста адаптироваться к цифровой среде и виртуальности.

Архитектор событий — профессионал, который организует локальные сообщества разного типа, предлагает местные инициативы и мероприятия и выступает их катализатором.

Проектирует и организует события на основе верифицированных знаниевых продуктов.

Создаёт расписание полезных мероприятий, позволяющих просвещаться и отдыхать вместе с другими людьми в реальности и виртуальности.

Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Дмитрий СУДАКОВ подчеркнул, что на данный момент профессия библиотекаря не является пределом мечтаний людей и мало кто из детей говорит: «Мама, я хочу быть библиотекарем». Форум будет способствовать изменению этой ситуации и популяризации профессии библиотекаря, чтобы в будущем люди мечтали попасть на работу в библиотеку.

Как отметил И. Коршунов, библиотекарь новой формации — это:

  • аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учётом потребностей и запросов клиентов;
  • креативный информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных ресурсов;
  • специалист в области цифровых технологий;
  • инструктор по освоению информационной культуры;
  • менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;
  • агент книгоиздательского и книготоргового рынков;
  • организатор культурно-досуговой деятельности и педагог;
  • хранитель гуманистических традиций общества;

В целом форум показал готовность библиотек включаться в повестку будущего, в стратегические планы развития страны, занимать проактивную позицию во взаимодействии с непривычными партнёрами, осваивать новые площадки, формировать и продвигать инициативы в логике присоединения.

профессиональная компетенция библиотекаря это

профессиональная компетенция библиотекаря это

профессиональная компетенция библиотекаря это

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По итогам форсайта «Библиотекарь будущего» согласована финальная сборка текста для Атласа новых профессий.

В августе 2021 г. вышла электронная версия Атласа в новой редакции, а в сентябре будет представлен печатный вариант.

5-6 октября 2022 года состоится семинар-совещание для руководителей библиотек Сургутского района «Профессиональная компетентность – основа эффективной деятельности библиотек».

Традиционно на семинаре-совещании обсуждаются перспективы работы, методы улучшения обслуживания пользователей, и Центральная районная библиотека им. Пирожникова, являясь методическим центром библиотек Сургутского района, организовывает повышение квалификации на актуальные темы.

Эксперты из разных городов России расскажут о моделях успешного социального партнёрства, о компетенциях современного библиотекаря, раскроют секреты личного бренда. Участники семинара узнают, какими онлайн-платформами и сервисами стоит пользоваться в работе библиотек, на мастер-классах погрузятся в сказку и пройдут путь читателя в библиотеку, из которой не хочется уходить.

Своим опытом поделятся коллеги из Санкт-Петербурга, Нефтеюганска, Ханты-Мансийска, Сургутского района.

Библиотеки каждой территории Сургутского района на интерактивной выставке продемонстрируют последние достижения, покажут яркие «фишки», познакомят со своими проектами.

Дополнительно в рамках программы: посещение архивов города Сургута и района, Солнечной модельной библиотеки, Арт-резиденции.

Регистрация на совещание

Неочевидные компетенции современного библиотекаря

Современный библиотекарь как информационный консультант, менеджер знаний, партнер исследовательского процесса и специалист по управлению исследовательскими данными. В этой статье мы разбираем, какие компетенции необходимы для выполнения этих новых задач.

Возрастающее количество источников и каналов получения информации приводит к тому, что библиотекари осваивают дополнительные компетенции. Для этого специалистам необходимо постоянно учиться, изучать лучшие практики, повышать профессиональную квалификацию. Это позволяет им быть не просто хранителями информации, а навигаторами в огромных массивах знаний из мировых информационных ресурсов. Иначе за стремительной информатизацией общества библиотеке просто не успеть.

В современных условиях функциональными компетенциями для библиотекаря, по мнению Г. Алтуховой, являются «умения:

  • самостоятельно работать с различными источниками информации;
  • анализировать возникающие в процессе трудовой деятельности ситуации;
  • формулировать профессиональные задачи, добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения,
  • изучать, обобщать и внедрять передовой опыт».

Подробнее об этом можно почитать в статье «Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества» в «Вестнике МГУКИ» (2017 г.

Актуальные компетенции библиографов стали предметом обсуждения на  форсайт-сессии накануне III Международного библиографического конгресса в апреле 2021 г. В качестве примера на дискуссии были приведены компетенции научной библиотеки как одного из самых передовых информационных центров. Сотрудники там не просто управляют цифровой информацией и знаниями, но и обладают обширными знаниями метаданных, умениями моделировать, анализировать и курировать большие данные, то есть фактически выполняют роль информационных консультантов, менеджеров знаний.

Работнику современной университетской библиотеки необходимо владеть  техническими, организационными, коммуникативными и маркетинговыми навыками, уметь пользоваться инструментами визуализации и дизайна.

В своей статье для журнала «Библиосфера» «Компетенции библиографа: непрерывность развития и точки разрыва» Н. Редькина приводит в пример «инструменты и навыки, которые менее характерны для библиотек, но чрезвычайно часто используются в исследованиях и могут быть полезны для дальнейшего обучения библиотекарей». Так, рекомендуется получить опыт работы с редакторами XML, инструментами обработки языка и распознавания именованных сущностей, языками программирования Python и Java Script.

«Современный библиотекарь-библиограф должен быть аналитиком и справляться с задачами, требующими умений обобщать, анализировать,

синтезировать различного рода информацию, владеть компетенциями, связанными с современными информационно-коммуникационными технологиями, способствующими формированию информационных ресурсов, их сохранению и распространению», — цитирует специалистов отрасли в упомянутой выше статье Н. Редькина.

Сегодня библиотеки предоставляют пользователям доступ к разнообразным видам информационных ресурсов и источников информации:

  • электронные ресурсы, созданные самой библиотекой: электронные каталоги, фактографические, библиографические и полнотекстовые базы данных, коллекции оцифрованных документов, сайты и аккаунты в соцсетях;
  • приобретенные и хранимые на серверах библиотеки базы данных, электронные документы;
  • электронные лицензионные ресурсы удаленного доступа от различных издательств и информационных центров, вроде изданий Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук, Cambridge University Press, Oxford University Press, Royal Society of Chemistry, Elsevier и др., а также электронные библиотечные системы;
  • электронные ресурсы свободного доступа;
  • издания на съемных носителях, в электронном виде, переданные библиотеке в качестве обязательного экземпляра.

Партнеры исследовательского процесса

В своей статье «”Надпрофессиональные” навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени» в журнале «Библиотековедение» Н. Редькина отмечает, что «библиотекари будут играть очень важную роль в оказании помощи академическим и исследовательским сообществам, разработке и внедрению методик описания данных, технологий эффективного хранения, управления и поиска. Особая роль библиотечных специалистов видится в библиометрических и наукометрических направлениях с точки зрения методического и информационного сопровождения определения индекса цитируемости, индекса Хирша ученых и организаций, импактфакторов, выполнения образовательных функций, мониторинга научных направлений и библиометрического анализа документопотоков».

Чтобы решать эти задачи, специалисту необходимо освоить  информационно-аналитические компетенции: уметь создавать информационные продукты (аналитические материалы, дайджесты, обзоры),

оказывать востребованные услуги по переработке и упорядочиванию информации.

Управление исследовательскими данными (Research Data Management, RDM)

Еще одно направление деятельности библиотек, для которого специалисту необходимо освоить множество компетенций — управление исследовательскими данными. В систематизированном виде они представлены на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Библиотекарю важно знать:

  • основные понятия RDM и этапы жизненного цикла данных;
  • методики подготовки плана RDM, в котором описаны типы данных, получаемых во время исследований, финансирование и юридическую сторону их применения;
  • методики управления данными: резервное копирование, хранение, контроль доступа, архивирование, возможности повторного использования и долгосрочного сохранения;
  • шаблоны планов RDM;
  • классификации данных по источникам получения, форматы файлов;
  • категории и стандарты метаданных: Dublin Core, Data Documentation Initiative, Ecological Metadata Language и др.;
  • идентификаторы данных: Archival Resource Key, Digital Object Identifier, IUPAC International Chemical Identifier, Life Science Identifiers и др.;
  • требования к публикации и цитированию данных, к совместному использованию данных, различные типы открытых лицензий и возможности лицензирования данных;
  • авторское право, требования конфиденциальности в отношении исследовательских данных;

Подводя итог, стоит отметить, что особенностью сегодняшней деятельности библиотек является использование методов и форм работы одного типа учреждений в другом. К примеру, научные библиотеки применяют формы работы с пользователями, которые характерны для общедоступных публичных библиотек, и наоборот.

Библиотеки заимствуют и успешно реализуют у себя традиционные методы и формы других социально-культурных учреждений: театров, музеев, галерей. Все это привносит разнообразия в деятельность и расширяет функционал библиотечных специалистов. Но чтобы освоить все эти компетенции, библиотекарям необходима не только качественная подготовка, но и постоянное повышение квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *