Профессиональная компетенция выпускника это

Компетентностная модель выпускника

Государственного бюджетного образовательного учреждения

У выпускника  образовательного учреждения к моменту окончания школы должны быть сформированы определенные качества и компетенции.

  • осознание собственной индивидуальности, чувство собственного достоинства;
  • способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
  • способность к целеполаганию, планированию, распределению времени;
  • способность к активной умственной деятельности;
  • целостное видение мира;
  • самостоятельность в решении проблем и выборе образа действия;

способность к рефлексии, критическое мышление.

  • личностное и профессиональное самоопределение; умение решать проблемы профессионального выбора;
  • способность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации в жизни;
  • адекватная самооценка, ответственность за свои действия;
  • устойчивый интерес к приобретению знаний;
  • творческое мышление, креативность;
  • социальные и нравственные убеждения;

этическая и эстетическая культура.

  • социальная зрелость, осознание себя членом общества;
  • умение предупреждать и разрешать конфликты;
  • навыки корректной полемики, умения логично, аргументировано излагать свои мысли, ориентироваться в  информационной среде;
  • умение ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, в мире духовных ценностей;
  • ориентация в информационно-коммуникационном пространстве социума;
  • духовная культура и нравственность личности, приобщёние к общечеловеческим ценностям;
  • социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических, коммуникативных проблем;
  • патриотизм и гражданственность;

способность вести здоровый образ жизни, общефизическое развитие.

  • освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования, программ повышенного уровня по отдельным предметам по профилю выбранного вуза;
  • овладение знаниями, умениями и навыками, определёнными федеральным и региональным стандартами образования;
  • изучение дополнительных образовательных курсов, направленных на развитие личности, специфики избранного профиля;
  • осознание смысла образовательной деятельности, формирование индивидуальной образовательной траектории;
  • вариативное языковое образование (первый язык –  английский язык с 1 класса, второй язык – французский язык или немецкий язык с 4 класса);
  • овладение  универсальными способами, средствами мыслительной деятельности, дающими возможность заниматься активным интеллектуальным творчеством; навыки самообразования, осознанного самоопределения;
  • практическое освоение новых информационных технологий,

эрудиция, широкий кругозор.

Ключевые компетентности выпускника

  • Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных;
  • Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя и др.);
  • Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

Компетентность в культурно – досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Для того, чтобы воплотить это взаимодействие общих и профессиональных компетентностей в учебном процессе необходимо разработать компетентнусную модель выпускника. Почему мы говорим о модели выпускника, а не специалиста. Потому что уровень знаний, умений и навыков, опыт их реализации человека, который закончил вуз нельзя сравнивать с уровнем компетентности специалиста, который имеет хотя бы 1 год работы в сфере профессиональной деятельности. Компетентность выпускника – эта та базовая, начальная компетентность которая ожидает получить работодатель, сам выпускник и общество в целом.

Первым элементом моделей является цель и результат подготовки специалистов. В соответствии с квалификационной моделью результатом образовательного процесса является специалист, который имеет определенный набор знаний, умений и навыков, считается готовым к профессиональной деятельности, что удостоверено соответствующим дипломом. В компетентностной модели результатом образования считаются не только полученные знания и навыки, но и развитие способностей, возможность творческого мышления, общий уровень образования и культуры, что позволяет специалисту эффективно разрешать жизненные и профессиональные ситуации и задания.

Важным элементом моделей является содержание образовательной программы. В квалификационной модели содержание образовательной программы формируется из нормативных (определенных государством) дисциплин, дисциплин за выбором ВУЗОВ, которые отображают потребность регионального рынка труда, и дисциплин за выбором студентов. Дисциплины не связаны с конкретными квалификационными характеристиками, и потому не поняло, какая дисциплина обеспечивает формирование той или той квалификационной характеристики. Квалификационная модель указывает только на взаимосвязь образовательной профессиональной программы с объектами труда.

Компетентностная модель предусматривает построение образовательной программы на блочно-модульной основе, в состав которой входят общеобразовательный блок, блок профессиональной подготовки и дополнительный(факультативный) блок. Модули дисциплин общеобразовательного блока направлены на формирование общенаучных, гуманитарных, общекультурных, социально-личностных, коммуникативных, системных, организационно-управленческих и экономических компетентностей выпускника. Блок профессиональной подготовки обеспечивает формирование базовых и специальных профессионально-профильных компетентностей специалиста, опыта их приложения на практике благодаря учебным и производственным практикам, курсовых и дипломных работ. Дополнительная (факультативная) часть компетентностной модели направлена на удовлетворение личных образовательных интересов студентов. Благодаря такому подходу каждая компетентность выпускника обеспечивается определенным набором дисциплин, объединенных в соответствующие модули.

Безусловно, что реализация на практике компетентностной модели нуждается значительной перестройки учебного процесса : его организации, позиций и роли субъектов учебного процесса : обеспечение субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателей, активизации студентов в получении образования. Роль преподавателя при этом заключается в устремлении деятельности студента на достижение четко определенных целей, формирования у него определенных компетентностей.

В квалификационной модели студент включается в систему профессиональной подготовки как объект. В субъект-субъектном взаимодействии преподаватель является субъектом учебного процесса, а студент – пассивным объектом, развитие которого подчинено заданиям успешного функционирования производственных систем. Самостоятельность в образовательном процессе студентов возведена к минимуму.

Поскольку учебный процесс в современных ВУЗах базируется на квалификационной модели подготовки специалистов, то переход к компетентностной модели нуждается использования активных форм и методов учебы, современных образовательных технологий, направленных на всестороннее развитие и саморазвитие личности.

Сложным вопросом применения компетентностный моделей в подготовке специалистов остается контроль и оценивание уровня формирования компетентностей. Компетентность является сложным качеством личности, которое не поддается прямому диагностированию во время зачетов и экзаменов. Необходимо иметь дополнительные инструменты, которые позволят определить степень готовности выпускника к осуществлению тех или тех видов профессиональной деятельности, возможности решения определенных жизненных ситуаций. Фактически идет речь о формировании комплексной оценки компетентности преподавателем, самим студентом и представителями избранной сферы профессиональной деятельности. Последнее приводит к необходимости ввода внешней оценки профессиональной и социальной подготовленности выпускников.

Теперь детально остановимся на основных составляющих компетентностной модели выпускника. Мы уже говорили, что к ним относятся общие и профессиональные компетентности, которые также включают некоторые элементы.

Общие компетентности является основой компетентности выпускника любого ВУЗА, поскольку оказываются не только в решении будущим специалистом узкопрофессиональных заданий, но и возможности действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать его, определять собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально предопределенными, потому что предоставляют возможность личности успешно реализовывать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они профессионально значимые, поскольку складывают почву для профессиональных компетентностей, позволяют их полноценно реализовывать.

Считаем возможным выделить в составе общих компетентностей социальные, коммуникативные, общекультурные и универсально-личностные.

Многосторонность и сложность социальных отношений требует от человека обладания широким спектром социальных знаний и навыков взаимоотношений с окружающей средой, обществом. Поскольку человек – это существо общественная, то ее развитие и приобретение новых качеств вызывает появление новых отношений, расширения среды, в котором она действует и демонстрирует имеющиеся социальные компетентности.

Особой общей компетентностью является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешное общение, благодаря которому личность решает разнообразные профессиональные и жизненные задания, успешно самореализуется. Коммуникативная компетентность требует от специалиста обладания лингвистическими умениями, соблюдения специфических социально-культурных норм речевого поведения и психологических законов взаимодействия между людьми, умение поддерживать благоприятную атмосферу.

Универсально-личностная компетентность обеспечивает выпускнику ВУЗа успешную адаптацию к новой социальной и профессиональной среде, мобильность, гибкость, ответственность, возможность проанализировать любую ситуацию, избрать наилучшие пути решения заданий, оценить последствия такого решения для дальнейшей профессиональной деятельности и среды, в которой эта ситуация возникла. Важной универсально-личностной компетентностью является компетентность будущего специалиста к личностному самосовершенствованию, которая обеспечивает создание человеком программы саморазвития на основании требований рынка и тенденций социально-экономического и научно-технического развития; самообразование, самоконтроль, экспертизу собственной профессиональной готовности; непрерывное расширение пространства своей жизнедеятельности и тому подобное.

Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли учебы и свидетельствуют о готовности и способности целесообразно действовать в соответствии с имеющейся профессиональной ситуацией, находить методы, формы и средства решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Профессиональная компетентность содержит знание, умение и навыки, а также способности для гибкого решения профессиональных заданий самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. Бесспорно, что идет речь и о теоретической, и практической, составляющих профессиональной компетентности, поскольку компетентность развивается только в деятельности и фактически является ее продуктом. При этом профессиональная компетентность специалиста определяется не только профессиональными научными знаниями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и миру вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.

Если состав общих компетентностей является для ученых дискуссионным вопросом, то при определении состава профессиональных компетентностей наблюдается единство позиций большинства исследователей. Ученых относят в состав профессиональных компетентностей обще профессиональные и специализированные.

Обще профессиональные компетентности являются едиными в конкретном направлении подготовки и обеспечивают готовность решения обще профессиональных задачи. Обще профессиональные компетентности является фундаментом, который позволяет выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере последипломного образования.

Специализированы компетентности – это профессионально-функциональные знания и умения, которые обеспечивают подготовку специалиста к конкретным для этого направления объектам и предметам труда; предусматривают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научному исследованию в конкретной отрасли. Специализированные компетентности решают задание объектной и предметной подготовки. Следовательно, раскрыть состав и обосновав содержание этих компетентностей возможно только относительно конкретного направления подготовки.

Каждый из выпускников на современном этапе социально-экономического развития общества должен владеть информационными, расчетными, организационно-управленческими, прогностическими, проектными, правовыми, научно-исследовательскими и другими видами профессиональной компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности.

Считаем, что в модели выпускника ВУЗа оба вида компетентностей должны быть взаимосвязанными и развиваться одновременно, создавая образ специалиста и обеспечивая становление его социальных, личностных и профессиональных компетентностей как интегративного личностного образования. Поскольку модель выпускника является упрощенным вариантом модели специалиста, то формирование компетентности личности студента в учебном процессе ВУЗА будет происходить до уровня его готовности к социально-профессиональной деятельности. Это предусматривает также наличие у будущего специалиста желания действовать, иметь определенные мотивы, внутренние наставления относительно выполнения работ.

Компетентностная модель выпускника.

Почему мы рассматриваем не модель специалиста, а модель выпускника. Это связано с наличием значительных отличия между ними. Специалист – это представитель определенной сферы профессиональной деятельности, который уже имеет опыт работы в реальном секторе экономики. Выпускник – человек, который на протяжении определенного времени приобретал профессиональные знания. Модель выпускника должна быть ориентиром организации учебного процесса в профессиональной школе и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника должна строиться на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.

Под моделью выпускника мы понимаем научно обоснованный, детально описанный эталон личности будущего специалиста, полученный в результате подготовки в учебном заведении системы профессионального образования и объединяющий в себе его личностные и профессиональные качества.

Как уже отмечалось, в современной профессиональной школе только недавно стали использовать модель на комепетентностной основе. Сформированность компетентностей специалиста, а не просто наличие квалификации, становится требованием работодателей. Поэтому цель профессионального образования сегодня состоит в необходимости научить молодежь успешно решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, инициативно работать в коллективе, брать на себя ответственность.

Компетентностная модель выпускника – научная основа результата и процесса подготовки специалистов в учебном заведении системы профессионального образования, обобщенная в его компетентности, которая обеспечивает готовность и способность выпускника к решению разнообразных проблем в социальной и профессиональной сферах, а также его возможность к дальнейшему саморазвитию.

В соответствии с этим, проектирование компетентностной модели выпускника по конкретному направлению как результативной основы становится одним из условий не только реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, но и модернизации учебного процесса, повышения его качества и качества профессионального образования в целом.

В основе компетентностной модели выпускника лежат две составляющие – общие и профессиональные компетентности.

Общие компетентности являются основой компетентности выпускника любого вуза по любому из направлений профессиональной подготовки, поскольку позволяют будущему специалисту действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать происходящие в нем события, определять и реализовывать собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально обусловленными, потому что дают возможность личности успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они являются профессионально значимыми, поскольку становятся основой формирования самой профессиональной компетентности и ее полноценному проявлению при реализации специалиста в профессиональной сфере.

Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли и свидетельствуют о готовности и способности к целесообразной деятельности специалиста в конкретной профессиональной ситуации, находить методы, формы и способы решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Профессиональная компетентность содержит знания, умения и навыки, а также способности к гибкому решению профессиональных задач самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. Безусловно, что речь идет и о теоретическом, и о практическом составляющих компетентности, поскольку компетентность развивается только в деятельности и фактически является ее продуктом. При этом, профессиональная компетентность специалиста определяется также и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, его общей культурой, пониманием мира вокруг себя и своего места в нем, стилем взаимоотношений с окружающими, способностью к развитию собственного творческого потенциала. Последнее указывает на двойственный характер профессиональной компетентности, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с общей компетентностью.

Считаем возможным в составе общих компетентностей выделить социальные, коммуникативные, общекультурные и универсально-личностные.

Многогранность и сложность социальных отношений требует от человека владения широким спектром социальных знаний и навыков взаимодействия с окружающим миром и обществом. Поскольку человек –существо общественное, то его развитие и приобретение новых качеств вызывает появление новых отношений, расширение среды, в которой он действует и демонстрирует имеющиеся социальные компетентности. Ученые определяют социальные компетентности как те, что характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми,

Особенной социальной компетентностью является коммуникативная компетентность – сложное образование, обеспечивающее успешное общение, благодаря которому личность может решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, успешно самореализовываться. Коммуникативная компетентность требует от специалиста лингвистических умений, знания и соблюдения специфических социально-культурных норм поведения психологических законов взаимодействия между людьми, умения поддерживать благоприятную атмосферу. Развитие этой компетентности «связано с выбором личности той социокультурной среды, в которой будут востребованы и реализованы ее субъективные качества».

Универсально-личностная компетентность, обеспечивает выпускнику успешную адаптацию в новой социальной и профессиональной среде, мобильность, гибкость, ответственность, возможность проанализировать любую ситуацию, выбрать наилучшие пути ее решения, оценить последствия такого решения для дальнейшей профессиональной деятельности и среды, в которой эта ситуация возникла. Проявлением универсально-личностной компетентности является возможность будущего специалиста к самосовершенствованию, выстраиванию программы саморазвития на основе требований рынка и тенденций социально-экономического и научно-технического развития; самообразование, самоконтроль, экспертиза собственной профессиональной готовности; непрерывное расширение спектра свой жизнедеятельности. Важное значение приобретает возможность осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самопознание, способность к осмыслению собственной деятельности и преодоления стереотипов мышления, что понимается как рефлексия личности.

В составе профессиональных компетентностей ученые выделяют общепрофессиональные и специализированные (профессиональные). Общепрофессиональные компетентности являются инвариантными по отношению к направлению профессиональной подготовки и обеспечивают готовность специалиста решать общие, типичные для выбранной сферы деятельности задания. Специализированные компетентности – это профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие подготовку специалиста в отношении к конкретным, для этого направления, объектам и предметам труда; овладение алгоритмами моделирования, проектирования, научного исследования в конкретной отрасли. Общепрофессиональные компетентности становятся фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере последипломного образования. Специализированные компетентности решают задачи объектной и предметной подготовки. Поэтому для каждого направления и профиля подготовки важно раскрыть состав и обосновать содержание этих компетентностей.

В модели выпускника оба вида компетентностей должны быть взаимосвязанными и развиваться одновременно, создавая образ специалиста и обеспечивая становление его социальных, личностных и профессиональных компетентностей как интегративного личностного образования. Поскольку модель выпускника является упрощенным вариантом модели специалиста, то формирование компетентности личности студента в учебном процессе будет происходить до уровня его готовности к социально-профессиональной деятельности. Это предполагает также формирование у будущего специалиста желания действовать, иметь определенные мотивы, внутренние установки к осуществлению

Несмотря на то, что образовательные стандарты определили перечень компетентностей в модели выпускника по большинству направлений подготовки, но их состав, по мнению многих ученых и практиков, не идеален. Кроме того, его необходимо дополнять теми компетенциями, которые важны для жизни и работы в определенном регионе государства. Также важно понимать, что формирование этих компетентностей у выпускника обеспечивается благодаря определенным образом организованному и реализованному учебному процессу. В этом контексте важным фактором является содержание подготовки, которое должно быть достаточно сходным при подготовке специалистов одного направления и профиля. Не может инженер-литейщик, которого готовят в Ростове изучать сопромат в объеме 108 часов, а в Липецке – 180 часов. Не должен будущий товаровед в Питере владеть знанием товаров из кожи и меха, а в Севастополе только из кожи. Не должен общий объем производственных практик различаться на одну, максимум две недели, поскольку большие различия приведут к формированию существенно различного опыта профессиональной деятельности. Для формирования компетентности, т. умений, навыков, первичного опыта профессиональной деятельности, не должно теоретический компонент обучения доминировать над практическим.

В целом необходимо в новых стандартах выделить обязательный содержательный компонент единый и по перечню дисциплин и по их объему для подготовки конкретных направлений и профилей. Только тогда и станет возможным не просто говорить об организации обучения на компетентностной основе, а действительно о формировании и компетентности в процессе профессиональной подготовки.

Сущность непрерывного образования.

Непрерывное профессиональное образование.

Пути повышения эффективности непрерывного профессионального образования.

Непрерывное образование — понятие, появившееся сравнительно недавно, а точнее, в конце XX в. , — быстро заняло центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны — удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Этим определяется упорядочивание множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систеу.

Первоначально непрерывное образование связывалось с обучением взрослых людей и трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль непрерывное образование не утратило и сейчас. Как и прежде, существуют формы обучения (заочное, вечернее, дистанционное), которые позволяют получить высшее профессиональное образование людям работающим. Идея заочного обучения («по почте») пришла в голову англичанам более 100 лет назад, когда заселявшим отдаленные владения подданным Британской короны была предоставлена возможность получить образование. Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров. В Советском Союзе заочное и вечернее обучение позволило быстро вывести страну на уровень полного среднего образования, а затем частично решить проблему высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Позже приоритетным стало повышение квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации. Менялось не только содержание образования для взрослых, но и его формы. В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

В 1970-х гг. возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования: не компенсаторное; не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым — «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование рассматривается как образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование – это единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека.

Непрерывное образование сегодня характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.

Говоря о сущности непрерывного образования необходимо указать на следующее:

1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;

3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

Исходя из сущности, система непрерывного образования способствует решению трех задач:

подготовка человека для включения его в систему общественных и профессиональных отношений;

совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

разносторонне развитее личности, формирование ее мировоззрения.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о базовом общем, дополнительном общем, базовом профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

Непрерывное профессиональное образование в широком смысле слова – это непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного профессионального образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако, когда мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, то понимаем, что его базой является основное профессиональное образованием. В этом случае профессионализм специалиста будет развиваться линейно, и состоять в накоплении знаний и навыков о развивающихся технологиях. Сущность же непрерывного профессионального образования состоит в постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере. Тут профессиональный рост связан с необходимостью работника постоянно менять сферы деятельности, профессии или специальности на протяжении жизни. Поэтому в логике непрерывного профессионального образования лежит и получение второго, третьего образования, и повышение квалификации, переподготовка, которые дают возможность смены профессиональной траектории.

Непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда.

Рассмотрим на схеме возможность реализации личность непрерывного профессионального образования.

Непрерывное профессиональное образование может быть:

– систематическим – обучение без длительных перерывов;

– периодическим – регулярное обучение через более длительные промежутки времени или перерывы, обусловленные особенностями производственной деятельности;

– эпизодическим – обучение по необходимости, в связи с изменением мета работы (социального статуса), а также для удовлетворения личных потребностей, в том числе обучение профессиональным навыкам для целей, не связанных с профессиональной деятельностью.

В настоящее время непрерывное профессиональное образование можно характеризовать как эпизодическое и несистематическое для большинства граждан. Исключение составляют работники бюджетной сферы, например педагоги и медики, для которых повышение квалификации закреплено законодательно и является обязательным условием продолжения профессиональной деятельности.

Такое положение дел не позволяет решать вопросы динамичного развития экономики. Непрерывное профессиональное развитие очень важно, так как предприятия должны подстраиваться к меняющемуся глобальному рынку. А для этого нужен персонал с актуальным набором компетенций, отвечающих требованиям современного рынка. Самому работнику важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни, что требует постоянного профессионального самосовершенствования. В связи с этим, формирование эффективной системы непрерывного профессионального образования является приоритетной целью государственной образовательной политики.

Сегодня, система непрерывного профессионального образования – это главное условие реформирования и развития образования в стране. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровень компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения проблемы непрерывного профессионального образования, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт профессиональной подготовки специалистов разных образовательных уровней, а также имеется развитая система и структура профессионального образования.

Однако, при всей развитости системы профессионального образования, опыта подготовки специалистов, сегодня наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, поскольку те, кто хотят трудоустроиться, не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места – не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.

Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.

Если говорить о России, то в последние годы правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям способствовать повышению квалификации или изменению профиля подготовки имеющейся рабочей силой. Предполагалось, что предприятия или сами оплачивают обучение своих сотрудников, или обеспечивают им достойную заработную плату. Однако случаев целенаправленной работы предприятий по повышению компетенции своих сотрудников крайне мало.

Эффективно воплотить в жизнь идею системы непрерывного образования можно, действуя на трех уровнях.

Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию и к учебной деятельности в частности. На этом уровне также фиксируются совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения. Фактически на данном уровне речь идет о разработке комплекса нормативно-правовых актов, которые устанавливают цели, задачи, направления развития непрерывного образования как системы, ответственность органов государственной власти за эффективное функционирование всей системы непрерывного образования. Политика в сфере непрерывного образования должна быть четкой и ясной как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в повышении квалификации своих работников.

Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяются содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. На этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам. Тут важно решить проблемы, связанные с:

– финансированием непрерывного профессионального образования,

– гибким реагированием образовательных учреждений на запросы общества, экономики и рынка труда, достижения науки и техники;

– организацией обучения с учетом свободного времени граждан, которое они могут выделить для обучения;

– соответствия требований образовательных стандартов требованиям стандартов профессиональных.

Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные методики обучения разных категорий населения, а также подходы к организации их учебной деятельности и ее непосредственного руководства.

Исходя из этого можно выделить задачи, которые стоят перед непрерывным профессиональным образованием, а именно:

– прогнозирование потребностей рынка труда региона, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

– обновление профессионального образования с учетом запросов развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии;

– обеспечение преемственности содержания профессионального образования на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального образования;

– создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования с ориентацией на международные стандарты качества, а также системы мониторинга образования;

– разработка и внедрение в учебные процессы инновационных технологий, в том числе и педагогических;

– развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения в системе непрерывного профессионального образования;

– привлечение работодателей и других социальных партнеров к решению проблем профессионального образования, разработке профессиональных и образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов.

Наиболее благоприятные условия для реализации этих задач складываются при создании университетского комплекса – объединение под эгидой университета профильных техникумов, колледжей, училищ. Цель такого сотрудничества – наиболее полная реализация гражданами своих прав на образование, обеспечивающая формирование профессионально компетентного рабочего, техника (технолога), специалиста с полным высшим образованием, способного самостоятельно и творчески мыслить, решать любые производственные задачи, сознавать значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В условиях Университетского комплекса значительно упрощается реализация переход на многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов. Это позволяет обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения профессионального образования того уровня профессиональной компетентности и развития личности, который соответствовал бы возможностям, интересам ее развития. При этом расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и постоянно действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного профессионального образования.

Также обеспечивается наиболее полная защита социальных прав студентов и быстрая адаптация выпускников к новым условиям функционирования.

Работа образовательных комплексов непрерывного профессионального образования позволяет:

– выбрать студентам разные темпы обучения, уровень образованности и развития личности, уровень и профиль подготовки;

– дифференцировать условий обучения в зависимости от личных особенностей и запросов;

– получить большее число образовательных программ и личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки;

– усилить научно-теоретического содержания учебных дисциплин;

– повысить долю самостоятельной работы.

Все это должно обеспечивает подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного, мобильного, многопрофильного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Для организации учебного процесса в рамках университетского комплекса необходимо:

– согласование по содержанию учебных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования;

– создание сквозной образовательной программы;

– обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях;

– использование современных информационных и педагогических технологий;

– разработка единых критериев и показателей качества профессионального образования;

– завершенность каждого уровня профессионального образования присвоением квалификации и получением специальности;

– переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

– установление тесных связей с производственными структурами и рынком труда;

– рациональное использование ресурсного и материального-технического обеспечения образовательных учреждений разных уровней;

– совершенствование управления системой непрерывного профессионального образования.

Акцентируем внимание на ряде аспектов, влияющих на эффективность функционирования системы непрерывного образования.

Во-первых, это установление долговременных связей образовательных учреждений с работодателями. В последнее время такое сотрудничество стало приобретать форму Советов работодателей, куда входят не только профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, но и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

Такой подход позволит максимально быстро реагировать на динамично изменяющиеся условия деятельности специалистов и вносить изменения в планы и содержание профессиональной подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической доработки. Такой реестр может использоваться для формирования тематики научных исследований кафедр, цикловых комиссий, научных лабораторий и находить отражение в направленности научной деятельности студентов образовательных учреждений университетского комплекса.

Во-вторых, необходим диалог сфер рынка труда и образования. В этот процесс должны быть вовлечены не только учебные заведения и работодатели, но органа государственного управления на уровне регионов. Их совместная деятельность должна быть направлена на прогнозирование потребностей рынка труда с учетом научно-технического прогресса, потребностей региональной экономики и возможностей учебных заведений.

В-третьих, как показывает практика дополнительное профессиональное образование достаточно активно использует дистанционную форму обучения и Интернет-технологии. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, речь в ближайшей перспективе может идти не о полном переходе на дистанционное обучение, а использовании смешанного обучения, где рационально сочетаются технологии очного и Интернет – обучения.

На сегодняшний день можно выделить два основания классификации: это чистое Интернет-обучение и комплексное, которое имеет множество видов и подвидов. Устойчивое место занимает чистое Интернет-обучение. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и консультациям с преподавателем. Студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте.

Четвертый аспект повышения эффективности непрерывного профессионального образования связан с формированием и развитием у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Вообще интенсивная самостоятельная работа лежит в основе непрерывного образования, что позволяет студенту учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим — готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации. В связи с этим возникает необходимость применять в образовательном процессе специальные методики, позволяющие формировать и развить соответствующие навыки самоорганизации у студентов, что позволит им в будущем эффективно действовать в системе непрерывного образования.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *