Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Головнина, учитель английского языка

На рубеже  второго и третьего тысячелетия нашей эры особенно остро ощущаются тенденции к взаимопониманию, межкультурному обмену, которые и подготовили почву для выработки  единого образовательного  пространства с ориентиром по международным стандартам. Нужно отметить факт, что российское образование идет по пути приведения национальных образовательных программ в соответствии с международно принятыми  требованиями.

Очевидно одно: образование – это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает за процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, ее возможность к самореализации. Динамизм общественной жизни, постоянный рост требований, предъявляемых к современному человеку, стимулирует переход к концепции непрерывного образования в течении всей жизни. В контексте этой концепции профессиональное саморазвитие личности учителя – залог его профессионального самосохранения, поэтому профессиональное развитие и самосовершенствование становится сегодня главным приоритетом для каждого педагога.

Существуют разнообразные трактовки понятия «профессиональная компетенция учителя». Анализ  методической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя иностранного языка выражает готовность и способность учителя осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований. Профессиональная компетентность  учителя иностранных языков как совокупность профессионально-педагогических компетенций предполагает  наличие 5 основных компонентов:

  • Социально-психологическая компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Общепедагогическая компетенция
  • Предметная компетенция
  • Профессиональная самореализация

В соответствии с этим, выдвигаются  новые и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам.

  • самостоятельно и критически мыслить
  • открытость способность педагогическим инновациям
  • способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности  образования (постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды.)
  • умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность
  • способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности.
  • Способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию

Оценка профессиональной компетенции учителя основана на трех базовых параметрах:

  • Коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной)
  • Общепедагогической профессиональной компетенции (умениях в планировании, в обеспечении контроля и оценивания, организационных, аналитических, исследовательских, профессионально-коммуникативных умениях)
  • Общекультурной и филологической компетенции.

Современный учитель должен осознать потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Можно предположить, что здесь  сливаются проблемы доступа к информации профессионального порядка и мотивации учителя к самосовершенствованию, готовности к непрерывному образованию. Разумеется, не каждый учитель способен быть исследователем всех проблем современного образования, однако под силу каждому учителю искать и находить в своей профессии оптимальные, более интересные, более удачные, творческие решения.

Существует огромное количество всевозможных ресурсных центров, Интернет-ресурсов, которые  полезны для учителей. Но основная проблема  заключается, в том, что в условиях избытка информации важна профессиональная избирательная ценность в процессе поиска нужной для работы информации. Важным моментом также является наличие умений использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках, умений использовать современные подходы, методы и педагогические технологии в повседневной работе.

Не менее велика роль и объединений учителей английского языка для профессионального развития, где можно поделиться и обменяться информацией с коллегами.

Общеизвестно, что стимулирующей функцией к совершенствованию своего профессионального мастерства является и аттестация. Она дает импульс к дальнейшему развитию профессиональной деятельности побуждает поднимать требования к себе. Учитель, заинтересованный в своем профессиональном росте, проходит аттестацию с целью выявления уровня своей профессиональной компетенции и обозначения направлений для дальнейшего совершенствования.

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты ФГОС.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя. В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.

Новые стандарты  ставят во главу  образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Во многом этот успех зависит от выбора учебно-методических комплектов. Комплексное сочетание УМК с эффективными средствами обучения позволяет создать новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся не только по  предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Реализуя новый стандарт, учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления – являются составляющими многомерности  профессиональных компетенций учителя  иностранного языка,  внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

Блинов, В. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. Блинов. – М. : АРКТИ, 2007. – 132 с.

Халзакова Л. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.

Юсупова Н. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку. // Социальная сеть работников образования. nsportal.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Презентация на тему:

учителя иностранных языков»

Область применения : Теория и методика преподавания иностранных языков

Выполнила: Учитель английского языка МОУ СОШ №18 г. Электросталь Шадрина Екатерина Андреевна

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Теоретическое обоснование необходимости владения учителем иностранного языка современными профессиональными компетенциями.

Выявить сущность профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

Выделить основные компоненты профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Рассмотреть соблюдение определённых правил при организации современного урока иностранного языка.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Процесс преподавания учителем иностранного языка.

Профессиональные компетенции учителя иностранного языка.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Учитель иностранного языка способен осуществлять успешное посредничество в различных областях своей деятельности, если уровень его профессиональных компетенций достаточно высок.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

и многие другие

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

В качестве апробации мы взяли урок английского языка в школе на тему «Количественные числительные»

Выделение основных компонентов содержания профессиональных компетенций учителя иностранного языка

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

учителя иностранного языка выражает готовность и способность осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований

профессиональной компетентности учителя иностранных языков как совокупности профессионально-педагогических компетенций предполагает наличие 4 основных компонентов:

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Социо – культурная

Компетенция личностного самосовершенствования

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Определение компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам

Описание содержания компонентов модели специалиста в области обучения иностранным языкам

Описание психологических норм и требований к деятельности и личности учителя

Профессионально-должностные требования (ПДТ)

Описание конкретного содержания деятельности учителя, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в конкретных условиях. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть учитель для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности

Сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Определение профессиональных знаний

Описание содержания профессиональных знаний

Знание системы языка

Система языка и основные лингвистические и лингводидактические категории, а также культура страны изучаемого языка, ее история и современные проблемы развития, в том числе современные проблемы зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать

Знание основных положений общеобразовательной концепции

Основные положения общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества, государственной общеобразовательной политики, в том числе и по иностранному языку

Знание психологии личности ученика

Психология личности ученика в каждый конкретный период ее развития, а также закономерности усвоения иностранного языка в учебных условиях

Знание основных требований

Основные требования, предъявляемые обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам

Знание основных закономерностей обучения

Основные закономерности обучения иностранному языку, а также специфика всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональные умения учителя иностранного языка

Описание содержания профессиональных умений

Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания. Учитель должен обладать способностью к рефлексивному анализу личного опыта изучения иностранного языка, соотносить его с теорией и практикой обучения предмету, анализировать индивидуально-психологические особенности учащихся и проецировать полученные данные на возможности обучаемых и конкретные условия обучения

Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов. Учитель организует общение на уроке иностранного языка, вовлекает всех учащихся в это общение, создает благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных возможностей каждого ученика и стимулирующий процесс усвоения учащимися запланированного содержания обучения. В ходе учебного процесса учителем осуществляется наблюдение за развитием эмоциональной сферы личности учащегося, его творческих, когнитивных и языковых способностей, умений социально взаимодействовать с другими

Умения анализировать результаты организованного на уроке иноязычного общения. На занятии и после его окончания учитель анализирует свою деятельность и деятельность учащихся и, исходя их результатов этого анализа, вносит соответствующие коррективы в цели и содержание обучения

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Определение этапа формирования

Самоанализ и осознание необходимости

Ппланирование саморазвития (цели, задачи, пути решения)

Самопроявление, анализ, самокорректировка

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональные компетенции учителя английского языка на его уроке

Применения современных информационных технологий

Учитель обучает всем видам коммуникации: чтению, говорению, слушанию и письму

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

На основании проведенного исследования можно обоснованно сделать следующий вывод, что успешное владение полным спектром профессиональных компетенций помогает данному учителю сохранить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, а также к проведению нетрадиционных форм уроков.

Непомнящих Надежда Николаевна

учитель английского языка ВКК

ЧОУ “Школа-интернат №23 ОАО “РЖД”

Иркутская область, г. Слюдянка

Как известно, качество образования в большой степени зависит от компетентности и уровня профессиональной подготовки учителя. В условиях модернизации системы образования, профессиональная компетентность учителя английского языка приобретает особенно важное значение. Преимущественно, если учитывать, что иноязычное образование имеет свою специфику, так же как и предмет «Иностранный язык». Его целью является формирование и развитие у обучающегося важнейших социально значимых функции: коммуникативной, информационной, образовательной, развивающей, воспитательно-формирующей, культурологической и гуманитарной. Следовательно, повышение профессиональной компетентности педагога – необходимое условие модернизации современного образования.

В настоящее время компетентным, скорее, можно назвать не специалиста, обладающего энциклопедическими знаниями, а человека, который умеет применить имеющиеся у него знания на практике в реальной жизни. Ценятся личностные качества, позволяющие разрешить конфликт, найти общий язык и договориться.

По мнению А. Хуторского, компетентность учителя иностранного языка – это комплекс профессиональных и личностных качеств (компетенций) педагога, которая определяет эффективность его педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя английского языка развивает способность логически верно выстраивать устную и письменную речь, владеть английским языком на уровне, который позволяет получать и оценивать информацию из зарубежных источников, формирует готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, способствует применению навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики, развивает способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание уважения к языку, людям и их традициям, развитие гармоничной личности, общих способностей, эрудиции школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка.

Задачи, которые ставлю перед собой – это обеспечивать высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике; создавать условия для поисковой и исследовательской деятельности; воспитывать культуру труда, человечность и милосердие, духовность, бережное отношение к окружающему миру; сотрудничать с родителями обучающихся.

Коммуникативный подход обучения английскому языку, как следует из его названия, направлен на практику общения. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Систематизируя речевую деятельность, я учитываю, что для обучения общению на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорению, аудированию, чтению и письменной речи.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, которые направлены на совместное конструирование деятельности. При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, интересы личный «субъективный» опыт. Для эффективности урока применяю следующие современные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, игровые, проектные технологии, личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, технологию проблемного обучения, что позволяет повышать качество образования, мотивацию обучающихся, создать ситуацию успеха и помочь обучающимся увидеть практическую направленность изучения английского языка. Также при подготовке, проведении и назначении домашнего задания я активно пользуюсь широкими мультимедийными возможностями цифровых образовательных платформ, ресурсов и мобильными приложениями, что помогает делать занятие английским языком интересным, увлекательным и продуктивным.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

На уроках я сочетаю приёмы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Использую не только классические формы уроков, но и нетрадиционные: урок-путешествие, урок-викторина, урок-соревнование, урок-игра, урок защиты проектов. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения предмета, так как нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения. Они являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь – важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Постоянно стремлюсь к самосовершенствованию, прохожу курсы повышения квалификации в разных формах (очной и дистанционной), участвую в ежегодном областном методическом дне для учителей иностранных языков, даю открытые уроки и мастер-классы. Кроме того, активно распространяю свой педагогический опыт, выступая на заседаниях МО школы и района, публикую свои методические разработки в сетевом профессиональном сообществе www. урок.

Образовательная программа нашей школы предполагает вовлечение обучающихся в создание учебных проектов. Проектная методика является для меня эффективным приемом организации учебной деятельности. В процессе такой работы обучающиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество: дети взаимодействуют с другими участниками и учителем, они получают удовлетворение от своей работы. В ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности – чтение, аудирование, говорение и письмо. У школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Применяемая на уроке групповая форма работы обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока, максимально увеличивает время говорения каждого школьника.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

В школе дети кроме психологической, получают и большую умственную нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. На уроках английского языка на начальном этапе предупреждение переутомления обучающихся возможно на основе песен и рифмовок. С их помощью провожу физкультминутки с целью профилактики нарушений осанки и зрения; активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. При этом важно, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы ребенка.

Каждый учитель знает насколько важен систематический подход при изучении любого предмета. Английский язык в этом отношении не является исключением. Невозможно изучать язык хаотично, не выделяя и не обобщая определенных тематических блоков, поэтому в своей работе применяю обобщающие уроки. Обобщающие уроки дают ученику возможность воссоздать полную картину изученного по данной теме, а также способствуют появлению желания сделать следующий шаг в открытии неизвестного иностранного мира, то есть создают мотивации. На уроках применяю разные виды контроля как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся и формирование на этой основе оценки за определенный раздел программы или периода обучения. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами контроля оценивания знаний обучающихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки,

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Также я готовлю своих обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах разных уровней и имею благодарности за подготовку победителей и призеров.

Профессиональная компетентность преподавателей лежит в основе их профессии

Постоянно занимаюсь анализом своего собственного педагогического опыта. В результате самоанализа развиваю свои исследовательские навыки, которые качественно дополняют педагогическую деятельность в целом.

Таким образом, хорошо подготовленный учитель, который может вызвать у школьников интерес и желание заниматься иностранным языком, является одним из главных факторов формирования мотивации к изучению иностранных языков. В нашей школе-интернат создана доброжелательная атмосфера, способствующая профессиональному росту учителя, развитию его творческих способностей, самообразованию. Большинству педагогов характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных взаимоотношений, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы. Мы культивируем вежливые формы обращения, уважаем личность и труд каждого учителя, оказываем друг другу всестороннюю помощь и поддержку, делимся опытом работы.

Профессиональный стандарт педагога

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  • Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
  • Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
  • Инструмента роста качества российского образования.
  • Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
  • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

  • Общепользовательская.
  • Общепедагогическая.
  • Предметно-педагогическая.

Новые компетенции педагога:

  • Работа с одаренными учащимися.
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
  • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

  • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  • Характеристика обобщенных трудовых функций.
  • Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» приказ № 514-н от 24. 2015 года

Профессиональный стандарт  «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года N 49н)

Профессиональный стандарт (пед. деятельность в дошкольном, начальном общем, основном и среднем общем образовании)

Профессиональный стандарт педагога основное содержание

Профессиональный стандарт учителя начальных классов

Актуальные направления и методы обучения в профессиональном стандарте педагога

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Особенности применения Профессионального стандарта в образовательных организациях

Приказ об утверждении профессионального стандарта

  • “Применение профессиональных стандартов в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга”
  • “Профессиональная стандартизация в образовании, как системная инновация”
  • “Профессиональный стандарт педагога: стратегия индивидуализации” О.Г.Прикот, д.п.н.,профессор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *