профессионально ориентированная коммуникативная компетенция это

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

На основе анализа литературы обоснована необходимость создания организационно-педагогических условий, направленных на развитие профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Для  достижения  поставленной  цели  подобраны диагностические методики и проведено исследование уровня развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов.

Методики исследования: для исследования коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа использовалась методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» и тестовая карта коммуникативной деятельности А. Леонтьева, которая заполнялась экспертной группой в процессе наблюдения за студентами на практике.

Базой исследования является художественно-графическое отделение Филиала «Братского педагогического колледжа» в г. Тулун, детская художественная школа и средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулуна Иркутской области.

Практическая значимость исследования:

Разработана система занятий учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» с использованием интерактивных методов обучения, направленных на развитие профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов  педагогического колледжа (деловая игра, ролевая игра, педагогический тренинг, дискуссия).

Подобранный диагностический инструментарий, включающий выявление уровня коммуникативных и организаторских склонностей, определение содержательного аспекта коммуникативной деятельности, применяется для диагностики уровня сформированности профессионально – ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа.

Работа состоит из введения, двух глав, 9 таблиц,  6 рисунков, заключения, списка литературы и приложения.

Формирование коммуникативной компетенции при профессионально – ориентированном обучении иностранному языку.

Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его общего развития, владение коммуникативными способностями, умение принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям. В процессе формирования компетенций, обозначенных в государственном образовательном стандарте, значительная роль отводится в том числе и иностранным языкам, которые обладают высоким потенциалом развития коммуникативных способностей специалистов и их подготовки к деловому общению.

Овладение обучаемыми  иноязычной коммуникативной компетенцией, которая в дальнейшем позволит  им пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей приобретает особое значение.

Формирование  коммуникативной  компетенции — задача непростая, учитывая, что данная компетенция — это не сумма знаний о языке, а речевое поведение в соответствии с задачей общения. Коммуникативная  компетенция подразумевает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи.

Зачастую  у студентов неязыковых специальностей наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка. Материал для формирования речевой компетенции в модуле профессионального общения имеет более узкую коммуникативную направленность. Содержание этого модуля носит предметно-специальный характер и формируется с учетом специфики специальностей.

Не следует забывать, что формирование речевой компетенции подразумевает такие виды деятельности как письмо, чтение, аудирование, говорение. На практике зачастую профессионально ориентированное обучение сводится к чтению и переводу текстов по специальности.

И, как правило, обучаемый  на занятиях пребывают в двух диаметрально противоположных психических состояниях: состоянии скуки или состоянии тревожности. Данный факт можно объяснить тем, что на занятиях по иностранному языку скучают студенты, которые не мотивированы к изучению иностранного языка и совершенно далеки от стремления овладеть иностранным языком на коммуникативно  достаточном уровне, а тревожность испытывают обучаемые, которые еще не утратили желание овладеть иностранным языком, но неуверенность в себе, боязнь ошибиться, высказаться неудачно становится непреодолимым психологическим барьером. При этом самые современные методики обучения иноязычной речи оказываются нерезультативными, если они применяются в процессе обучения иностранному языку в условиях отрицательных эмоций обучаемых.

Таким образом, обеспечение процесса овладения иноязычной речью студентов должно подкрепляться положительными эмоциями,  которые повышают активность личности, стимулируют познавательную деятельность, увеличивают энергию и напряжение интеллектуальных сил студента. Кроме того, интерес обучаемых к предмету повышается, когда они ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда эти знания и умения в будущем смогут повысить их шансы на успех в любом виде деятельности.

Это имеет целью сделать обучение иностранному языку в средних специальных учебных заведениях  более эффективным и продуктивным.

Что же касается сложности разработки единого учебно-методического комплекса для разных уровней подготовленности обучения иностранному языку, то данная проблема, увы, не имеет простого способа решения. Профессиональная направленность обучения требует интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами, тщательного отбора содержания учебных материалов. Учебные материалы должны быть ориентированы на последние достижения в той или иной сфере деятельности, своевременно отражать научные открытия, новшества, касающиеся профессиональных интересов обучающихся, давать им возможность для профессионального роста.

В содержание обучения иностранному языку   необходимо включать:

сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия

и речевой материал, учитывающие профессиональную направленность студентов;

– языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им;

– комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях;

– систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка.

Поэтому лучший выход для преподавателя здесь – действовать в рамках личностно-ориентированного подхода и реализации принципа индивидуализации обучения, при котором  обучаемый  и преподаватель  являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника процесса.

Таким образом,  внедрение компетентностного подхода  в обучение иностранному языку профессионального общения открывает новые перспективы перед преподавателями и студентами, делает учебный процесс более интересным и разнообразным, способствует развитию общей культуры  студентов и играет важную роль в их профессиональном становлении.

Матухин Д. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, Язык и культура, № 2 2011

Зайченко А. Особенности профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам студентов экономических специальностей, Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004.

Реализация профессионально- коммуникативной компетенции

в ходе учебно – воспитательного процесса

Коммуникативная компетенция – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.

Это обобщающее  свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения.

Быть компетентным – уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Профессиональная компетентность – не сводится только к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике (т. умение мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах со всеми участниками образовательного процесса).

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований:

Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

«Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.

Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль за внешним «сопровождением», над мимикой, жестами, интонацией, позой.

«Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.

«Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

– Что является главной целью коммуникативного процесса? ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

Действительно очень многое зависит от нас педагогов в процессе  взаимодействия. Причем, от нас зависит не только то, что мы сказали родителям или другим педагогам, но и от того как преподнесли информацию»

Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю нужно  знать ведущие мотивы, определяющие  направленность деятельности конкретного ученика.

Если нам важно при взаимодействии мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий  момент, учитель должен  выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно  использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с учеником для расширения зоны ближайшего развития, т. уровня учебных возможностей ребенка.

Для этого учителю нужно   развивать свои коммуникативные  компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

Для этого  существуют приемы  коммуникации:

Замечание  Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону. Вот схема трехэтапного замечания:

-Затем —  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»   например, о  критериях отметок или  правил взаимодействия  на уроке.

Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать  алгоритм разрешения конфликтов, разработанный  специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть  у  учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

Определяем проблему.

Вырабатываем несколько возможных решений.

Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

Выбираем лучшее.

Организуем выполнение.

Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

Как разделить проблемы ученика и учителя. Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты. Он  помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным ребенком в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Вот какими способами  конфликтологи   предлагают решать  проблемы учителя:

-Работать с учеником (делать замечания по типу  от «принца» к «принцу»).

–  Работать с собой (верно выбирать тактику поведения,  а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается

–  Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что  это  проблема  ученика.

Тогда учитель  должен  использовать другой набор педагогических действий:

– Эффективное  слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);

–  Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления  таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка);- Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления коммуникативной компетентности, которая зависит от уровня развития социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному (и ролевому) взаимодействию. К ним в первую очередь относятся рефлексивность, гибкость, эмпатийность. Поэтому сейчас наиболее значимой представляется проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Коммуникативная компетенция учителя, определяется  основными  составляющими:

–  мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию,  потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)

– когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);

– операциональной (как специалист реализует свои знания на практике)

– позиционно-ценностной  (как специалист относится к данной сфере своей деятельности).

Все  составляющие коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник

Коммуникация в профессиональной деятельности выполняет следующие основные функции:

–   коммуникативную, включающую обмен информацией;

–   интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

– перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимодействие с обучающимися.

Каким же должен быть учитель нового поколения?

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен осознавать  свою индивидуальность в педагогической деятельности, ориентироваться  на построение личностных взаимоотношений с детьми, владеть  навыками рефлексивного и эмпатийного поведения. Учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, о ткрытым в общении.

Для этого необходимо :

понятия “рефлексия, креативность, эмпатийность, приятие личности ребенка, индивидуальный стиль общения, коммуникация, коммуникативная компетенция и компетентность ”.

правила поведения для конфликтных людей;

правила разрешения конфликтов;

основные формы реагирования в общении;

алгоритм стратегии сотрудничества.

анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

понимать самого себя и относиться к себе и к окружающим с должным уважением; – отстаивать свою позицию конструктивными способами;

адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.

способностью конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

навыками самооценки и понимания других;

навыками позитивного общения;

навыками управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниям.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование коммуникативной компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования

В чем заключается коммуникативная компетенция?

В методике преподавания родного языка ″ коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию″ (2, с

Что такое коммуникативная компетенция и что входит в ее состав?

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения

Что такое коммуникативная компетентность педагога?

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *