профессиональные компетенции 2030

Как возникли предпосылки к исследованию

Из-за пандемии коронавируса в мировой экономике произошли заметные изменения — многие процессы стали происходить удалённо. Вместе с этим стал быстрее меняться и перечень тех навыков, которые работодатели ценят в сотрудниках.

Задача исследования — выяснить, какие навыки станут востребованными в будущем, какие изменения должны произойти в системе подготовки кадров. Проект был реализован WorldSkills Russia совместно с организацией Global Education Futures при поддержке WorldSkills International.

Какую методологию выбрали авторы исследования

Более 300 участвующих в проекте экспертов воспользовались методологией Rapid Foresight. Это формат коммуникации, в котором участники договариваются об образе будущего. Они определяют наиболее желательный образ и действия, которые помогут этого достичь.

Эксперты рассмотрели процессы в семи секторах экономики:

  • Производство и инженерия.
  • Строительство и инфраструктура.
  • Транспорт и логистика.
  • Личные и общественные услуги.
  • ИТ и цифровые решения.
  • Творчество, дизайн и мода.
  • Сельское хозяйство и экология.

Они обсуждали и прогнозировали, как изменятся требования к профессиональному образованию в этих секторах. Работа проходила в четыре этапа:

  • Проектная группа откорректировала методику Rapid Foresight под онлайн-коммуникацию и провела пробные сессии.
  • Прошли 17 двухчасовых совместных сессий в режиме онлайн. Эксперты (302 человека, в среднем по 17–20 человек на каждой сессии) работали в микрогруппах по 3–6 участников, совместно создавая «карты будущего» в Google Docs.
  • Результаты исследовательских сессий отфильтровали по соответствию тематике и непротиворечивости. Ключевые идеи преобразовали в восемь онлайн-опросников. Их использовали, чтобы уточнить результаты и снизить вероятность потенциальных систематических ошибок. В опросах участвовали 502 эксперта.
  • Окончательные результаты собрали в отчёт и презентовали российской и международной аудитории.

Неопределённость в экономике затронула рынок труда

Мир столкнулся с реальностью, которую часто описывают аббревиатурой VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность). VUCA — это ситуация полной неопределённости, когда невозможно строить долгосрочные стратегии профессионального развития и карьерных перспектив.

Если в ХХ веке и раньше карьеру и набор компетенций можно было выбрать один раз на всю жизнь, то сейчас с этим могут возникнуть сложности. Эксперты уверены, что уже в ближайшие годы работники столкнутся с необходимостью непрерывно перестраивать набор компетенций, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Что повлияет на компетенции будущего

Авторы исследования полагают, что на компетенции будущего заметнее всего повлияют:

  • цифровизация — внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни и производства;
  • глобализация — процесс всемирной интеграции и унификации в экономике, политике, культуре и других сферах;
  • экологизация и устойчивое развитие — внедрение экологических принципов в жизнь людей;
  • автоматизация — освобождение человека от участия в рабочих процессах;
  • растущая скорость изменений в мире — ускорение технологического прогресса;
  • демографические изменения — рост численности населения и увеличение количества пожилых людей.

Мы начали работать над Future Skills в 2015 году и с самого начала старались, чтобы этот проект был как можно более практичным. Так, результаты первых форсайт-сессий легли в основу нашего первого исследования «Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире», а также соревновательной зоны Future Skills, впервые представленной на мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019. И уже сегодня мы можем наблюдать, что компетенции Future Skills внедряются в учебные программы среднего и высшего образования. На пороге нового десятилетия мы оказались в ситуации, когда в очень короткие сроки наша жизнь резко изменилась, и теперь мы вынуждены жить и работать в соответствии с новой нормой. Глобальный вызов заставил нас вновь поднять вопрос: какие навыки нам понадобятся в ближайшем будущем и как мы можем лучше подготовиться к новым вызовам?Мы решили посмотреть на ситуацию через призму ключевых отраслей, пригласив к сопроектированию экспертов из шести секторов экономики, представленных в WorldSkills, а также добавили направление сельского хозяйства и экологии. Мы надеемся, что результаты, которые мы получили по итогам проведённого исследования, помогут понять и оценить будущие тренды, а также вдохновят на изменения, необходимые для нового десятилетия.

Как изменится рынок труда в 2020-е — мнение экспертов

Список наиболее востребованных профессий на рынке может полностью измениться за следующие 3–5 лет, а всего за 10–15 лет могут возникнуть, развиться и исчезнуть целые секторы экономики. Нет гарантий, что определённые карьерные возможности или рабочие места останутся востребованными на много лет.

Проблема дефицита компетенций уже затрагивает многих. К 2030 году у 375 млн работников (это 14% от их общемирового количества) может возникнуть необходимость сменить область профессиональной деятельности.

Кибербезопасность будет приобретать всё более решающее значение.

В условиях закрытых границ продолжится процесс национализации, ориентация на внутреннее развитие. Международное сотрудничество в некоторых случаях сократится из-за политических и социальных факторов.

Всё большее количество рабочих процессов можно будет запрограммировать.

Новая экономика будет ориентироваться на устойчивость, замкнутость ресурсов и регенеративность. Это потребует от работников умения системно мыслить, заботиться о личном и коллективном благополучии.

Развитие трендов сформирует и новые требования к работникам. Многофункциональных сотрудников, умеющих перемещаться между разными типами задач и обладающих знаниями в разных сферах, работодатели будут ценить выше, чем узких специалистов. Так произойдёт из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, из-за автоматизации и сокращения количества рабочих мест.

Профессионалов, работающих в команде и умеющих решать задачи совместно, работодатели будут ценить выше, чем индивидуалистов. Практика найма или проектного привлечения сработавшихся команд станет популярной.

Творческий подход и уникальность останутся ключевыми ценностями как для сотрудников, так и для компаний. Умение создать персонализированный продукт будет важно во всех секторах экономики.

Специалисты из каких профессиональных сфер будут востребованы в 2020-е

Эксперты определили сферы профессиональной деятельности, интерес к которым останется высоким в ближайшие 10 лет. Среди компетенций, которые эксперты определили как наиболее востребованные, есть и те, которые уже применяет и разрабатывает WorldSkills.

Вот некоторые из них:

К чему стоит готовиться людям всех профессий

Исследователи выделили тенденции, которые в ближайшее десятилетие повлияют на всех. Вот что, по их мнению, ожидает человечество:

  • Удалённая работа станет таким же всеобщим стандартом, как и офисная.
  • Правила гигиены на рабочем месте будут строже. Это же касается биологической безопасности при производстве и поставке продукции.
  • Количество рабочих мест будет сокращаться, работодатели продолжат оптимизировать расходы.
  • Государства станут уделять больше внимания национальной обеспеченности и внутренним цепочкам поставок.
  • Производства перейдут на экологически безопасные материалы и станут персонализированными. Они будут использовать инструменты электронной коммерции и выпускать небольшие партии продукции под заказ.
  • Промышленность активно задействует аналитику больших данных, машинное обучение и блокчейн-технологии.
  • Будут развиваться проекты в сфере смешанной, дополненной и виртуальной реальности, а также робототехника.
  • Цифровая валюта заменит наличные деньги.
  • Количество возрастных рабочих в мире вырастет.
  • Работники окажутся под полным цифровым надзором.
  • Хранение данных всё чаще будет происходить внутри страны.
  • Количество угроз кибербезопасности и конфиденциальности станет больше.

Какими навыками стоит овладеть уже сейчас

Авторы исследования поделили весь набор навыков, которые будут актуальные в 2020-е годы, на четыре типа:

  • Социально-экономические и культурные. Большинство опрошенных экспертов в области образования отметили, что стоит развивать сотрудничество, в том числе мультикультурное, как в реальной жизни, так и онлайн. Нужно научиться командной работе и эмпатии.
  • Технические и цифровые. Все опрошенные эксперты из семи отраслей согласились, что в 2020-е важную роль сыграют большие данные и кибербезопасность. Ключевым навыком десятилетия станет логико-математическое мышление, дополненное опытом работы с контентом и анализом данных.
  • Когнитивные и фундаментальные. Персональные навыки позволят адаптироваться к усложняющейся, нестабильной реальности и преуспеть в ней. Важной будет способность критически и системно мыслить, быть гибким и открытым к изменениям.
  • Достижение благополучия. Эксперты в сфере образования полагают, что важно достичь ментального и физического благополучия. Начать можно с осмысления экологических проблем и возможностей на них повлиять.

Качественное и современное образование, а также умение применить полученные знания — необходимые условия для успешной профессиональной деятельности. Это правило было актуально в ХХ веке, работает оно и сегодня — с поправкой, что сейчас изменения происходят стремительнее, а количество необходимых навыков постоянно растёт.

С 2015 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» работает над проектом Future Skills — стратегической инициативой, направленной на подготовку специалистов по профессиям, перспективным на рынке труда.

В рамках Future Skills проводят исследования, апробируют новые компетенции на чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, а также разрабатывают новые образовательные стандарты.

Развивать эти направления необходимо, чтобы успевать за глобальными изменениями в сфере технологий и производства.

8 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) состоялась дискуссия «Компетенции будущего: чему учиться и как учить». Эксперты обсудили, что необходимо развивать человеку в эпоху неопределенности и хаоса и как университеты могут в этом помочь.

Одной из тем дискуссии стал список ключевых компетенций на 2015 и 2020 годы, представленный на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2016). Эксперты обсудили, оправдался ли прогноз зарубежных аналитиков, и высказали свое мнение по поводу того, какие навыки будут актуальны к 2030 году.

Первое место уверенно занимает комплексное решение проблем, для которого, как поясняют эксперты, и нужны те самые hard skills — профессиональные навыки, например программирование на Python. Требования к ним меняются от работодателя к работодателю, в отличие от универсальных soft skills. Но именно в «хардах», как утверждает Денис Конанчук — академический директор Московской школы управления «СКОЛКОВО», остро нуждаются все компаниии. Также он отмечает, что критическое мышление важно не только для соискателей, но и для работодателей: способность грамотно поставить вопрос предотвращает возникновение множества проблем.

профессиональные компетенции 2030

По мнению Андрея Алясова — основателя и генерального директора платформы по развитию молодых талантов Changellenge, адаптивность — ключевая компетенция на все времена. Чтобы ее развить, необходимо пробовать новое, выходя из зоны комфорта, и не бояться проигрывать. Кроме адаптивности, эксперты отмечают следующие компетенции, которые будут актуальны к 2030 году: умение масштабировать решения, саморефлексия, способность фильтровать информацию, развитие эмоционального интеллекта и расширение междисциплинарности знаний.

Также эксперты обсудили, как сформировать новую образовательную среду: главное, что в ней должно быть, — это непрерывная обратная связь и толерантность к провалам. К сожалению, большинство педагогов, в том числе и вузовских, пока не готовы к таким требованиям.

В конце дискуссии руководитель команды развития бренда работодателя Ирина Шубина («Вконтакте») задала провокационный вопрос аудитории — кому нужно, чтобы вы были успешны: вам или системе? Поэтому прежде, чем броситься тренировать очередной скилл, задумайтесь, сделает ли он вас счастливым.

Фотография предоставлена фотобанком ПМЭФ

В декабре 2021 года на базе Университета имени О. Кутафина (МГЮА) в рамках Консорциума «Инновационная юриспруденция» создан Центр компетенций «КИБЕРПРАВО».

Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» призван консолидировать ресурсы академического сообщества, государственных органов, крупного и среднего бизнеса, производителей, банков, юристов и других стейкхолдеров для реализации стратегического проекта Университета имени О. Кутафина (МГЮА) «КИБЕРПРАВО», разработанного в рамках программы «Приоритет – 2030».

Стратегический кластерный проект «КИБЕРПРАВО» направлен на формирование, развитие и масштабирование синергетического инновационного знаниевого, ценностного и правового комплекса в области понимания и прогнозирования взаимодействия человека и технологий, правового регулирования и правового моделирования эволюционирующего сетевого общества в условиях изменения технологического уклада, цифровизации, становления цифровой экономики, усиления роли киберпространства, экспоненциального роста технологий и информационных систем.

У Центра разные форматы деятельности: формирование доктрины информационного права и его самых перспективных направлений – киберправа (интернет-права), цифрового права, правового обеспечения информационной безопасности, в том числе кибербезопасности; совместные исследования с представителями IT-индустрии и рынков цифровой экономики, прикладные исследования в сферах киберправа, сотрудничество с корпоративными университетами, запуск сетевых программ, реализация междисциплинарных образовательных программ, развитие системы нормативного регулирования цифровой среды, развитие LegalTech-индустрии.

Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» рассматривает в качестве ключевых задач поиск правовых ответов на большие вызовы и угрозы:

  • устойчивое развитие экономики на новой технологической основе, в том числе за счет использования технологий искусственного интеллекта, квантовых технологий, технологий виртуальной и дополненной реальности и иных сквозных цифровых технологий;
  • исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики;
  • новые внешние угрозы национальной безопасности, обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, в том числе вызовы и угрозы информационной безопасности.

Мы поговорили с руководителем Центра Алексеем Минбалеевым – заведующим кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА, доктором юридических наук, профессором, экспертом РАН – о весьма значимой сегодня сфере киберправа.

– Какие результаты деятельности Центра компетенций «КИБЕРПРАВО» Вы рассматриваете в качестве ключевых?

– Реализация целей и задач, которые стоят сегодня перед Центром, должны в совокупности обеспечить правовые ответы на большие вызовы и парадигмальный сдвиг в области концептуального осмысления и правового сопровождения:

  • перехода к передовым цифровым технологиям, роботизированным системам, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта на основе проведенных исследований и предложений по развитию законодательства и правоприменения;
  • противодействия киберугрозам как источникам опасности для общества, экономики и государства, борьбы с киберпреступностью, обеспечения кибербезопасности и информационной безопасности РФ;
  • развития нормативных основ цифровой экономики Российской Федерации;
  • трансформации традиционных моделей правосудия в сторону киберправосудия, систем онлайн-разрешения споров;
  • защиты цифрового/информационного суверенитета России;
  • эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

– Алексей Владимирович, как сегодня развивается система обеспечения кибербезопасности в России? Какие проблемы обеспечения кибербезопасности можно выделить?

– Анализ современного состояния правового обеспечения кибербезопасности позволяет говорить, что развитие правовых средств обеспечения кибербезопасности в России значительно отстает от технических, организационных, программно-аппаратных и иных. К сожалению, отсутствует специальное стратегическое регулирование по данному вопросу, не сформирован единый понятийный аппарат, принципы правового обеспечения кибербезопасности, не сформулирована на государственном уровне система угроз в сфере кибербезопасности, неэффективно применяется система правовых запретов и ограничений в киберпространстве, не развита система сетевого государственного суверенитета. Большинство принимаемых правовых средств сегодня связаны с отдельными институтами: обеспечения защиты информации ограниченного доступа, в том числе государственной тайны, коммерческой тайны, персональных данных, института критически важной инфраструктуры, противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации и др.

В Российской Федерации успешно формируется система правовых и иных средств, направленная на обеспечение функционирования института кибербезопасности на государственном уровне с учетом эффективного взаимодействия государства и бизнеса, гражданского общества. Так, за ряд преступлений в сфере компьютерной информации сформирован еще в 90-е годы XX века институт уголовной ответственности. Правда, он не в полной мере отражает современное состояние развития киберпреступности и требует, бесспорно, своего развития. Институт административной ответственности значительно отстает, не развивается в части возможных составов правонарушений в киберпространстве, а также развития института административной преюдиции для некоторых составов.

Анализ киберугроз позволяет выделить явную тенденцию в последние годы на рост инцидентов, связанных с различными DDoS-атаками. Распространение пандемии коронавирусной инфекции за последний год не повлияло на данную закономерность. Рост киберугроз и киберпеступности за последний год связывается с пропорциональным ростом инцидентов, связанных с различными DDoS атаками. В связи с этим сегодня явно существует необходимость системного правового обеспечения кибербезопасности в России в связи с активным использованием дистанционных технологий электронного взаимодействия.

В силу резкого увеличения пользователей ИКТ-среды и роста пользователей информационной среды происходит рост киберпреступности. В 2022 году прогнозируется ущерб от киберпреступности в размере 8 триллионов долларов США. Ущерб при этом причиняется не только бизнесу, но и государству. Такие кибератаки могут быть угрозой развертывания и военных действий между государствами. Сегодня мировое сообщество уже начинает понимать, что киберугрозам подвержены все страны. Кибератаки стали активно осуществляться и на объекты социальной сферы: больницы и системы здравоохранения, образовательные организации, что вызывает особую опасность. В 2020 году в России было зафиксировано свыше 120 тысяч крупных атак на критическую инфраструктуру ее предприятий и объектов. Большинство из них осуществлялись с территории США, Германии и Нидерландов. Преимущественно они осуществлялись в отношении систем государственного управления, военно-промышленного комплекса, промышленности, здравоохранения, науки и образования.

Сегодня важно повысить предсказуемость киберсреды, общий антикриминальный климат, снизить степень государственной уязвимости.

– В рамках деятельности Центра компетенций «КИБЕРПРАВО» предполагается развивать исследования в области цифрового права. Скажите, а с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться при регулировании цифровых процессов? Каковы возможности Центра в решении таких проблем?

– Центр компетенций «КИБЕРПРАВО» ставит одной из ключевых задач развитие нормативных основ цифровой среды.

Среди проблем развития законодательства в условиях цифровизации можно выделить: отсутствие фундаментальных исследований, которые бы легли в основу новых проектов, низкий уровень законодательной техники, делегирование широких полномочий коммерческому сектору, отсутствие механизмов ответственности, недоверие новым технологиям, алармизм в обществе.

Важно выделить и проблемы экспертизы проектов в сфере цифровизации: небольшой круг экспертов, экспертиза часто осуществляется теми же субъектами, кто был инициатором, низкий уровень квалификации принимающих участие лиц, выборочный учет позиции экспертов.

Сегодня отсутствуют концепции регулирования отдельных сквозных технологий и отдельных видов хозяйственной деятельности, использующих данные в цифровом виде в рамках цифровой экономики. Опыт с искусственным интеллектом позволяет говорить о динамике в этом процессе, но важно распространить его на иные цифровые технологии.

На решение многих из указанных проблем и нацелена реализация проекта «КИБЕРПРАВО» и деятельность его Центра компетенций.

В декабре 2021 года на базе Университета имени О. Кутафина (МГЮА) в рамках Консорциума «Инновационная юриспруденция» создан Центр компетенций «ГЕОПРАВО». О стратегических задачах и ожидаемых результатах деятельности в области геоправа рассказали руководитель центра, директор Высшей школы права МГЮА, кандидат юридических наук Эльвин Теймуров и члены рабочей группы: Людмила Ануфриева, профессор кафедры международного права, доктор юридических наук, профессор, и Светлана Нарутто, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор.

– Каким образом организована работа Центра? Каковы основные направления деятельности

– Деятельность Центра компетенций «ГЕОПРАВО» направлена на построение новых моделей университетской кооперации с профильными органами государственной власти, международными организациями, ведущими юридическими фирмами, крупными корпорациями, лучшими российскими и зарубежными университетами. Мы добиваемся консолидации усилий лучших специалистов для выработки правовых решений задач по таким направлениям, как, во-первых, правовые режимы различных пространств и использования их ресурсов, прежде всего, космоса, Арктики и морских пространств; во-вторых, новая архитектура мироустройства, проблемы международной экономической и военно-политической интеграции; в-третьих, правовое обеспечение гармоничного пространственного развития Российской Федерации, проблемы туризма; и, наконец, научно-технологическое развитие, правовые модели сотрудничества в реализации проектов класса «мегасайенс».

Мы осуществляем свою деятельность в самых разных форматах. Как я уже отметил, приоритетом является решение стоящих перед центром задач при непосредственном участии представителей индустрии и различных отраслей знания, поэтому, в первую очередь, это развитие системы партнерств и коллабораций с индустрией и ведущими российскими и зарубежными университетами, экспертно-аналитическая работа по запросам органов государственной власти и крупных компаний. Мы нацелены на решение конкретных практических проблем, исходя из запросов наших партнеров, и интеграцию полученных знаний и навыков в процесс подготовки обучающихся. В этой связи мы всегда открыты для предложений и запросов заинтересованных лиц в рамках обозначенных направлений деятельности Центра и готовы к сотрудничеству.

Центром организуется ряд фундаментальных и прикладных межотраслевых и междисциплинарных научных исследований. В конечном счете, научно-экспертный потенциал университетского сообщества в кооперации с индустрией позволит сформировать открытое пространство знаний и инноваций в области геоправа, выступающее основой для внедрения новых и совершенствования существующих основных и дополнительных профессиональных образовательных программ с возможностью обеспечить приобретение необходимых инновационных компетенций.

– Чем обусловлена концентрация внимания Центра на режимах различных пространств? Каковы основные юридические проблемы, связанные с освоением ресурсов этих пространств?

– Запрос на юридическую ревизию правовых режимов пространств, прежде всего, космоса, района морского дна, Арктики и Антарктики вызван ростом научного знания и технологическим развитием, расширяющими возможности человечества по освоению ресурсов этих пространств, а также национальными интересами государств. Появляются технологии, позволяющие осуществлять разведку и разработку ресурсов, которые отсутствовали на момент установления существующих режимов. В настоящее время ярким примером служат попытки пересмотра режима космического пространства. Как только США удалось обеспечить достаточное вовлечение частного капитала в осуществление космической деятельности и добиться серьезного научно-технологического развития в возможностях освоения ресурсов Луны и других небесных тел, НАСА объявило о подписании с рядом западных государств Соглашения Артемиды 2020 г. Соглашение форсирует такую интерпретацию положений Договора о космосе 1967 г. , согласно которой добыча и использование космических ресурсов не являются национальным присвоением. Фактически США предложили свое видение дальнейшего развития отношений по освоению космоса, а перед другими государствами поставлен выбор: присоединиться, реализовывать свои программы, либо остаться «вне игры». В этих условиях России критически необходимо проработать правовую базу для развития исследования и освоения ресурсов различных пространств за пределами национальной юрисдикции.

Кроме проблем освоения ресурсов, в настоящее время приобретают актуальность вопросы использования этих пространств в условиях изменения климата, функционирования различных транспортно-логистических систем, обеспечение прав коренных народов, применения различных инструментов хозяйствования с учетом национальных интересов и многие другие, требующие комплексного разрешения.

(Эльвин Теймуров, руководитель Центра, директор Высшей школы права МГЮА).

– Какое место в решении задач Центра занимают вопросы правового регулирования международной интеграции с точки зрения анализа их реализации в современных условиях?

– В рамках деятельности Центра отдельное направление составляют проблемы построения новой многополярной архитектуры мироустройства, проблемы международной экономической, научно-технической и военно-политической интеграции. Требуют глубокой проработки, особенно с учетом складывающихся геополитических реалий, вопросы правового регулирования торгово-экономического и научно-технического сотрудничества государств в рамках ЕАЭС, БРИКС, воздействия международных документов на внутригосударственную сферу стран, входящих в эти объединения, совместимости инструментов международного сотрудничества стран ЕАЭС, БРИКС с нормами иных интеграционных объединений, обеспечение информационной безопасности в интеграционном пространстве, сотрудничество по вопросам ИКТ, космических исследований, роботехники, искусственного интеллекта, исследований в области сельского хозяйства (биотехнологии), опреснения воды, опустынивания и деградации земель в рамках интеграционных объединений.

Реализуемые проекты не носят сугубо лишь исследовательский характер, а являются и образовательными, будучи направлены на разработку и инкорпорирование результатов теоретических и прикладных исследований в сфере права в образовательный процесс, содействие созданию и внедрению новейших знаний по проблематике проектов. Так, в рамках проекта «Правовое регулирование международной интеграции в области науки, техники, технологий и инноваций в условиях многополярного мира» для целей достижения образовательных индикаторов в содержание включена разработка концепции нового модуля для инкорпорации в программу подготовки магистров «Юрист в сфере науки и технологий», а также создание и внедрение в учебный процесс дисциплин, характеризующихся крайней злободневностью предмета – защита прав человека в связи с использованием новейших технологий (включая, в частности, проведение геномных исследований), что напрямую отвечает требованиям междисциплинарности.

– Что отличает «современность» от иных этапов в развитии интеграции и правовых составляющих, присущих интеграционному сотрудничеству?

– Необходимую долю созвучности с эпохой и не подлежащей недооценке актуальности проекту придает принципиальный элемент, отражающий сущность присутствующей в современной действительности геополитической ситуации, которая определяется сначала снижением влияния отдельных «блоков», а затем и распадом биполярного мира и воцарением монополярности (с несомненной гегемонией США в «западной коалиции»), которая впоследствии вынуждена была, с появлением новых «полюсов силы» и изменений в конфигурации и общей расстановке разновекторных сил, уступить место многополярному миру. Интеграционные процессы в немалой степени обусловили возникновение и распространение явления «многополярности» по множеству слагаемых. Интенсивный подъем в развитии науки и техники, расцвет научно-технического прогресса, а также создание с последующим их внедрением новых концепций и моделей экономического роста в отдельных странах и регионах, приведших к «оформлению» новой группы в составе развивающихся стран в виде особого разряда «пост-индустриальных государств» – все это сказалось на всестороннем укреплении некоторых из них, образовавших собственные «полюсы» влияния, закономерно способствуя эрозии ранее существовавших типов миров (и однополярного, и биполярного).

В свете сказанного, большое внимание уделяется анализу и изучению нетрадиционных форм и центров сотрудничества, в том числе в рамках не только институционализированных образований, но и неформальных объединений – параорганизаций, ярким примером чего выступает БРИКС. К сегодняшнему дню объединение «пятерки» состоялось как диалоговый форум, как механизм практического сотрудничества. Между тем, в более широком плане альянс представляет собой совершенно новый феномен в международной геополитической и даже в известном смысле правовой реальности – «инновационный инструмент глобального управления». В этом случае фокусом в рассмотрении служат и классические – «традиционные» для международного сотрудничества модели: договорные (двусторонние и многосторонние), а также и организационно-правовые (институционные и договорные) формы. В частности, применительно к регламентации экспертной деятельности интересен для использования и в рамках международного научно-технического сотрудничества опыт объединения стран БРИКС по формированию экспертных институтов (к примеру, консорциума экспертных центров стран БРИКС, предусмотренного специальным документом – Декларацией об учреждении консорциума экспертных центров стран БРИКС). Все выглядит весьма просто: каждый приходящий день неизменно приносит что-то новое как в материальный фундамент сотрудничества, так и в его правовую надстройку, обусловливая настоятельность выявления, изучения, сравнения, анализа и синтеза, формулирования выводов.

(Людмила Ануфриева, профессор кафедры международного права МГЮА, доктор юридических наук).

– Какие проблемы препятствуют устойчивому и сбалансированному пространственному развитию России?

Одной из тенденций пространственного развития России является концентрация населения, экономики, научной, научно-технической и инновационной деятельности в городских агломерациях. Проблемы связаны с неравномерным развитием территорий России, снижением устойчивости национальной системы расселения, сокращением численности населения малых и средних городов, низким уровнем комфортности городской среды в большинстве городов, неразвитостью современной транспортной инфраструктуры. Существенной проблемой является значительное отставание уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, ухудшение демографической ситуации. В числе проблем также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций, недостаточность высокотехнологичных производств в структуре экономик территорий.

Эти проблемы отражены в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством России.

– Возможно ли правовыми средствами решить вопросы жизнеобеспечения и устойчивого развития «малых» территорий проживания населения?

– Ответ на данный вопрос лежит как в плоскости юридической трактовки имеющегося и возможного в будущем законодательства, так и в оценке социально-экономического положения сельских и городских поселений, перспектив их самостоятельного развития. Не секрет, что значительное число отдаленных поселений, особенно на территориях северной части страны, имеют слабые перспективы экономического развития. Это не означает, что данные поселения должны быть исключены из программ поддержания в них достойного уровня жизни населения. Государство призвано принимать меры, для того чтобы создать условия для поддержания в них приемлемого уровня жизни. Определение таких мер и условий – задача юристов, специализирующихся в различных отраслях права: муниципальном, градостроительном, административном, финансовом, экологическом, предпринимательском, инвестиционном и др. в тесном сотрудничестве с представителями власти, гражданского общества, бизнеса, научного сообщества. Юристы выявляют пробелы и другие дефекты правового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и предлагают механизмы совершенствования нормативных правовых актов, влияющих на ускорение экономического роста, научно-технологического и инновационного развития территорий, включая развитие городов, характеризующихся особым статусом монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), исторических поселений и наукоградов.

– Имеется ли связь местного самоуправления с пространственным развитием РФ?

– Самая прямая, так как низовым звеном пространственного развития России является территория муниципальных образований, где осуществляется местное самоуправление. Поэтому сегодня вновь встает проблема поиска идеальной модели территориальной организации местного самоуправления, что отражается в живом обсуждении проекта нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

В развитии пространственной сферы местного самоуправления в Российской Федерации наметилась тенденция укрупнения муниципальных образований. Структура муниципально-территориального устройства ряда субъектов России за последние годы претерпела серьезную модификацию. Динамика законодательных изменений свидетельствует о территориальной перенастройке, направленной на сокращение численности сельских поселений в рамках процессов социально-экономической интеграции для создания реальной возможности повышения качества жизни населения, комфортности городской и сельской среды.

– Сегодня в ходу тренд «Умный город». Чем умный город отличается от обычного? Какая роль в создании «умного города» отводится юристам?

– «Умный город» (Smart City) – это градостроительная концепция интеграции множества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для управления городской инфраструктурой. Другими словами, это город, который стремится стать более продвинутым в применении новых, интеллектуальных, цифровых технологий в инфраструктуре и услугах (управленческих, транспортных, образовательных, медицинских, энергетических, коммунальных), всего того, что делает жизнь населения более удобной, комфортной и безопасной. «Умный город» ориентирован на устойчивость и экологичность, развитие малого и среднего бизнеса, участие общественности в управлении; он доступен и открыт для жителей и новых идей.

Проблемы правового регулирования городской застройки в настоящее время приобретают чрезвычайную актуальность. Создание объектов капитального строительства является одной из основных форм инвестиционной деятельности. Эти объекты должны удовлетворять потребности общества в увеличении производственных мощностей современных промышленных предприятий, населения в жилье, транспорте, социальном обслуживании и коммунальных услугах.

Городские округа и другие муниципальные образования принимают свои стратегии социально-экономического развития и планы мероприятий по реализации этих стратегий. Задача юристов – уже на начальном этапе оценить качество действующего нормативного регулирования планирования развития территорий городов, выявить проблемы и предложить рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования планирования развития территорий «умных городов».

(Светлана Нарутто, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА, доктор юридических наук).

В рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» центр публичной истории совместно с кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права института гуманитарных наук реализует дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Формирование глобальных компетенций обучающихся при изучении истории».

Первые группы старшекурсников-будущих учителей истории прошли обучение с 8 по 15 апреля 2022 года. Преподаватели курсов — заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права А. Сорокин, профессор кафедры методики преподавания истории, обществознания и права А. Половникова и эксперт центра публичной истории С. Чипурных.

Они поставили перед собой задачу познакомить слушателей с особенностями формирования глобальных компетенций, научить использованию технологий формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся при изучении истории России и всеобщей истории в школе.

Около 50% слушателей курсов уже работают в системе школьного или среднего образования. В процессе проведенного на занятиях анкетирования они указали среди основных целей данных курсов повышение профессиональных компетенций и способностей в преподавании истории, обмен опытом и мнениями с коллегами по актуальным темам истории и методики преподавания истории в школе, а также развитие умения заинтересовать детей на уроках истории и повысить их мотивацию.

Обучение прошли студенты бакалавриата и магистратуры из института гуманитарных наук, института права и управления, института культуры и искусств и института иностранных языков, будущие и действующие педагоги. 70% слушателей отметили, что испытывают потребность развития своих профессиональных компетенций в формировании глобальных компетенций обучающихся, а также видят ряд дефицитов в преподавании истории в школе: развитие мотивации учеников к изучению истории и интереса к ее содержанию, развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства, навыков создания современных презентации.

Главные новости

  • 06 октября, 2022 г.
  • Встреча Г. Кравцова с учениками Предуниверсария
    06 октября, 2022 г.
  • Марафон педагогических идей
    06 октября, 2022 г.
  • Конкурс поздравительных открыток «МастерПроф»
    06 октября, 2022 г.
  • MEET UP: встреча с удивительными людьми
    06 октября, 2022 г.
  • Живая традиция в курсе фольклора
    06 октября, 2022 г.
  • В ИИЯ прошли первые семинары из цикла «Профессия китаиста»
    05 октября, 2022 г.
  • Учитель-дефектолог России — 2022
    05 октября, 2022 г.
  • Делегация из ИЦО приняла участие в работе Международной конференции
    05 октября, 2022 г.
  • Квест для будущих юристов
    05 октября, 2022 г.

Серия открытых семинаров по вопросам оценки качества образовательных результатов, в том числе оценки компетенций проводится в целях решения следующих задач:

Формирование представлений у участников о комплексной системе и эффективных механизмах оценивания образовательных результатов и компетенций, в том числе:

  • международные и российские подходы к оценке качества образовательных результатов обучающихся;
  • методы оценки образовательных результатов обучающихся;
  • оценка и развитие ключевых компетенций обучающихся.

Формирование представлений у участников о технологиях разработки контрольно-измерительных материалов как инструмента оценки образовательных результатов и компетенций.

Студенты и преподаватели Университета, представители образовательных организаций города Москвы и регионов РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *