Профессиональные компетенции что к ним относится

Важный момент

Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент – профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

Сфера здоровья

Любопытен перечень профессиональных компетенций медсестры. Он включает владение методами, средствами и способами терапевтического ухода. Необходимо располагать достаточным объемом теоретических знаний в аспекте ухода за больными. Компетенции включают позволяющую получить актуальные сведения об инновационных подходах в выбранном направлении деятельности работу со специализированной литературой и компьютерной техникой. Медсестры должны ориентироваться в законах, приказах, которыми регламентировано сестринское дело.

Список профессиональных компетенций фармацевта включает оптовую и розничную реализацию лекарств для ветеринарии и использования человеком. Сюда входят навыки по подготовке помещения к работе, консультация клиента, отпуск товара. В перечне компетенций – оформление документации, декларирующей процедуру отпуска продукта. В области ответственности специалиста – приемочный контроль и обеспечение сохранности товара.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе – это, прежде всего, совокупность.

Умение решать проблемы

Эта компетенция иногда называется стрессоустойчивость у некоторых работодателей. Важно продемонстрировать, что при возникновении проблемы вы способны сохранять спокойствие под давлением, исследовать возможные причины, выявлять тенденции и выбирать наиболее подходящее решение. Вы столкнетесь с проблемами на работе, и работодатели захотят посмотреть, как вы с этим справитесь.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Для некоторых должностей решение проблем является ключевым аспектом, например, для аналитиков, юристов и специалистов по обслуживанию клиентов. Большинство компаний включает психометрические тесты и вопросы собеседования на оценку умения решать проблемы. Ниже мы приведем пример такого теста.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Работа в команде

Работа в команде НЕ является ключевой компетенцией ТОЛЬКО для тех специальностей, где человек работает один. Для всех остальных работ и для всех крупных работодателей в торговле, производстве, финансах и других сферах навыки командной работы жизненно важны. Ведь команды, которые хорошо работают вместе, более гармоничны и более эффективны.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Даже если вы работаете в одиночку или удаленно, все равно важно, чтобы вы могли обмениваться идеями и видеть более широкую картину того, как ваша работа будет использоваться другими в организации. Способность хорошо ладить с людьми и работать в команде показывает, что вы цените других, можете проявлять эмпатию и достаточно зрелы, чтобы понять, что ни одна работа не является автономной.

В процессе отбора кандидатов работодатели оценивают, способны ли вы работать с другими для достижения общей цели, идти на компромиссы, готовы ли вы делиться информацией, знаниями и признавать заслуги и достижения других. Стандартными вопросами собеседования на оценку навыком командной работы будут такие вопросы как:

  • приведите пример, когда вы участвовали в командных проектах, и опишите вашу роль в этих проектах;
  • расскажите о случае, когда вам приходилось взаимодействовать с конфликтным коллегой или коллективом;
  • расскажите, как и когда ваша работа стала вкладом в работу команды, и т.п.

Ниже вы найдете пример психометрического теста на оценку навыков работы в команде. Это один из 700 психологических тестов базы тестов HRLider и реальный тест, применяемый работодателями. Правильный ответ на этот и на все другие примеры тестов вы найдете в конце статьи – сначала попробуйте подумать и определить верный ответ самостоятельно:

Профессиональные компетенции что к ним относится

Командная работа — это составная компетенция, которая требует развитых коммуникативных навыков и эмпатии, способности решать проблемы и желания достигать поставленных целей. Всем этим навыкам можно научиться только много общаясь и взаимодействуя с другими людьми. Начинайте активно работать с людьми в решении общих задач уже со школы и ВУЗа, ищите общие интересы, возможности для стажировок и подработки, и искренне интересуйтесь другими людьми – все это лучшие способы развить навыки работы в команде. Больше информации вы найдете в нашей статье Ситуационные тесты на оценку компетенции «командная работа»

Компетенции (виды в педагогике)

Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды профессиональных компетенций педагога:

  • Общая социально-психологическая.
  • Специальная профессиональная.
  • Специальная социально-психологическая.
  • Общая профессиональная.

Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

  • Административно-управленческая.
  • Научно-исследовательская.
  • Производственная.
  • Проектно-конструктивная.
  • Педагогическая.

Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:

  • Социальные (способность работать в группе/коллективе, ответственность, толерантность).
  • Персональные (стремление и готовность самостоятельно развиваться, обучаться, совершенствоваться и пр.).
  • Информационные (владение существующими технологиями, способность их использовать, знание иностранного языка и пр.).
  • Экологические (знание закономерностей развития природы и общества и пр.).
  • Валеологические (стремление и готовность следить за своим здоровьем).

Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

Личная эффективность

Личное развитие — это процесс, который длится всю карьеру и позволяет регулярно оценивать свои навыки и способности, учитывать свои цели и максимизировать свой потенциал. Существует ряд способов, с помощью которых вы можете улучшить свою собственною эффективность на рабочем месте, например, переоценить свой график и расходование времени, провести оценку навыков, проверить свои профессиональные навыки или преодолеть любые препятствия для приобретения нового навыка.

Демонстрация приверженности качеству означает, что вы гордитесь своей работой и стремитесь достичь наилучших возможных результатов. Вы всегда должны искать возможности улучшить результаты своей работы, генерировать идеи по оптимизации процессов и тщательно проверять свою работу. Устойчивость, целеустремленность и новаторство — все это качества, на которые следует обратить особое внимание, если требуется эта основная компетенция. Примеры включают:

  • Привычка перепроверять результаты вашей работы;
  • Активный поиск новых способов работы для повышения производительности.

В некоторых профессиях сотрудники должны использовать навыки структурированного мышления и создавать «ментальные карты» (диаграммы, используемые для отображения связей между идеями или концепциями). Это может быть либо проектная роль, либо технические возможности. Изложение ваших идей и мыслей в логическом порядке с использованием ментальных карт является важным навыком в таких ролях. Примеры этой компетенции включают:

  • Использование ментальных карт для отображения сложной информации;
  • Умение четко и лаконично передавать специализированную техническую информацию.

Работодатели благосклонно относятся к сотрудникам, которые стремятся к карьерному росту и развитию. Это показывает, что вы целеустремленны, привержены делу и стремитесь сделать все возможное для бизнеса. Примеры включают:

  • Работа над развитием существующих компетенций до более высокого уровня;
  • Активный поиск возможностей для обучения, способствующих прогрессу.

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика – запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Условия реализации

Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

  • Исчерпывающими. Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
  • Дискретными. Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
  • Сфокусированными. Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
  • Доступными. Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
  • Конкретными. Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
  • Современными. Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название – ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться – как главное действие;
  • думать – как двигатель развития;
  • искать – как мотивационный пласт;
  • сотрудничать – как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться – как социальное совершенствование;
  • браться за дело – как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.

А если детальнее?

Включенные в перечень профессиональных компетенций представляют собой требования, которые предъявляют к представителям именно этой сферы. Это навыки человека, его база знаний, его умения. Для разных должностей такие категории различаются. Компетенции необходимы для контроля конкретной работы, для должности, управления некоторыми сотрудниками. Профкомпетенции включают свойства, благодаря которым персона безупречно управляет другими людьми. Профкомпетенции руководящего персонала, подчиненных зачастую одинаковые (что хорошо заметно на примерах перечней профессиональных компетенций литературного редактора, врача, педагога и других специалистов в разных сферах). Это обусловлено тем, что лишь руководитель, хорошо ориентирующийся в практической работе подчиненных, способен адекватно управлять тем, что они делают, и тем, как они работают. Основная идея исследования компетенции – выявление профессионалов в некоторой группе.

Чтобы проанализировать текущий состав рабочего коллектива, нужно не только знать перечень профессиональных компетенций, но и оценить, в какой степени разные пункты присущи тем или иным гражданам. Чтобы выявить, какие компетенции нужны, следует составить специальную модель. Перечень необходимых компетенций рекомендовано делать для всякой важной должности. Одновременно устанавливают, насколько успешно человек должен владеть обозначенной категорией. Такая работа – это формирование должностного профиля. Закончив профилирование, приступают к оценке работников через тесты, опросы и кейсы. На основе полученных итогов умения, знания, навыки получают должную оценку, реальные компетенции – оппонентов в виде теоретически желаемых показателей.

Технические компетенции

Компетенции в этой категории относятся не только к навыкам работы с компьютером, но и к вашей способности мыслить творчески, разрабатывать инновационные системы и процессы и разрабатывать политики для облегчения операций. Технические компетенции становятся все более важными для молодых специалистов.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Разработка инновационных решений и творческое мышление важны в ряде различных сфер бизнеса. Это может быть связано с использованием ментальных карт для мозгового штурма или взглядом на что-то с другой точки зрения. Примеры включают:

  • Использование существующих знаний для разработки оригинальных способов работы;
  • Совместная работа над поиском оригинальных взаимовыгодных решений.

Технические возможности означают не просто знание каких-то программ, а способность определить, как вы можете использовать системы и технологии для улучшения методов работы. Это может быть внедрение новой стратегии сбора данных о клиентах или развертывание системы для сбора данных о производительности. Примеры включают:

  • Разработка новых решений с использованием существующих технологий;
  • Выполнение функций технического эксперта в определенной области/программе.

Во многих отраслях вам потребуется работать с различными компьютерными системами и знакомиться с различными программными пакетами. Это может варьироваться от базового Microsoft Office до более сложного компьютерного программного обеспечения для таких ролей, как бухгалтерия или веб-дизайн. Овладение компьютерными навыками необходимо для таких ролей. Примеры включают:

  • Способность быстро осваивать новые системы;
  • Опыт использования различных пакетов ПО.

Эта компетенция важна для сбора, управления и представления данных. Это включает в себя способность использовать данные для улучшения процессов и операций при анализе результатов и представлении результатов другим. Примеры включают:

  • Опыт проверки всех имеющихся данных для получения более полной картины;
  • Использование данных для предложения эффективных решений и выявления потенциальных рисков.

Если ваша роль связана с оказанием технической поддержки клиентам, вам необходимо иметь глубокие знания об оборудовании и программах. Это позволяет не только обеспечить превосходное обслуживание клиентов, но и быстрее диагностировать и устранять проблемы. Примеры включают:

  • Понимание того, как конкретное оборудование и программы могут принести пользу бизнесу и его клиентам;
  • Умение использовать имеющиеся знания для диагностики технических проблем.

Разработка политики создает основу, на которой предприятия строят свою культуру и ценности. Следовательно, понимание того, как создаются лучшие практики и правила в бизнесе и, что более важно, как их соблюдать, является важной компетенцией, которую многие работодатели будут искать при наборе новых членов команды. Примеры включают:

  • Знание того, как и почему важна политика;
  • Способность эффективно доносить бизнес-ценности и культуру.

При устройстве на любую работу кандидату следует быть готовым к оценке как минимум нескольких, если не всех, из вышеперечисленных ключевых компетенций. При этом некоторые опросники и системы оценки, например SHL или Hogan, оценивают до 42 компетенций и личностных характеристик. На HRLider вы сможете найти крупнейшую русскоязычную базу тестов на оценку профессиональных компетенций и личностных качеств. Наши тесты подходят как для соискателей, которым надо подготовиться к таким тестам, так и для работодателей, которым надо провести оценку кандидатов перед устройством на работу. Начните работу на HRLider с бесплатного 20-минутного демо-доступа по кнопке ниже.

Рабочие компетенции: определение, типы и примеры оценки

20 самых популярных вопросов собеседования при найме руководителей

Психологические тесты для руководителей

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Ситуационный тест — индикатор ваших навыков оперативного мышления

OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет

Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность

Психометрические SHL тесты

10 основных мягких навыков и способы их оценки

Коммуникативные навыки и тесты на оценку навыков коммуникации

Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Как подготовиться к конкурсу Лидеры России

Тестирование на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»

Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2018-2019: ретест и групповые задания

Примеры оценки компетенций сотрудника

Рассмотрим, как работает оценка компетенций на следующих примерах:

Сотрудник числится на должности администратора в цветочном салоне. Несмотря на это, его опыт общения с клиентами недостаточно хороший, и по этой причине магазин часто уходит в убыток. Правильнее было бы уволить такого сотрудника. При проведении оценки компетенций выяснилось, что у него есть неплохой потенциал к грамотному планированию финансов и анализу информации.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Примеры оценки компетенций сотрудника

Как вариант, работника можно не увольнять, а предложить ему другую должность, которая будет полностью соответствовать его способностям. В этой ситуации оценка помогла правильно распределить ресурсы.

Бухгалтер грамотно и безошибочно выполняет свою работу, но в процессе оценивания выяснилось, что у сотрудника имеются навыки в сфере маркетинга и опыт работы в этой области. Как вариант, можно предложить ему новую должность, которая будет совмещаться с основной деятельностью.

Как вариант, время от времени можно привлекать такого специалиста к новым проектам или проведению консультаций. Правильная оценка в данном случае помогла раскрыть потенциал и сократить затраты на одну должность.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Возможно, при оценке компетенций обнаружится, что сотрудник на самом деле не владеет теми качествами, о которых он заявлял в своем резюме. В этой ситуации с нечестным работником стоит попрощаться. Таким образом, вовремя выявленная оценка уберегла фирму от возможных ошибок, которые мог сделать неопытный сотрудник.

Развитие навыков работников напрямую зависит от условий: если специалист имеет потенциал, который может принести прибыль организации, то это нужно использовать. Проводя оценку компетенции сотрудников, вы получите возможность более эффективного использования их способностей.

Логика мышления

Важны навыки здравого рассуждения. Вы должны быть в состоянии продемонстрировать, что вы способны учитывать все факты, разумно их обдумывая, чтобы принимать важные решения.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Работодателям надо, чтобы их работники любого уровня умели принимать верные решения — от определения приоритетов своей рабочей нагрузки до управленческих решений, касающихся персонала, рабочих схем или процессов. Для этого вам нужно будет применить логические рассуждения, чтобы оценить имеющуюся у вас информацию и принять наилучшее решение в текущей ситуации. Примеры включают:

  • Анализ данных и информации для принятия взвешенных решений;
  • Умение расставлять приоритеты для различных потребностей бизнеса.

Больше об этой компетенции читайте в нашей статье Компетенция «навыки принятия решений»: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Определенные задачи в работе требуют методического подхода, особенно сложные или комплексные. Эта компетенция означает умение разбивать сложные задачи на более управляемые сегменты или разделение задач между командами. Методический подход к проекту дает лучшие результаты, чем просто попытки решить проблемы в лоб. Примеры включают:

  • Разбивка сложных задач на управляемые сегменты;
  • Возможность выявить возможные проблемы или камни преткновения.

В рамках множества различных ролей поиск закономерностей, оценка данных и получение выводов имеют важное значение для бизнеса. Такие должности, как маркетинг, бизнес-анализ и даже общее руководство, требуют от кандидатов демонстрации способности выявлять закономерности. Они могут относиться к производительности, удержанию клиентов, продажам или финансам. Примеры включают:

  • Понимание влияния конкретных данных и тенденций на бизнес;
  • Выявление несоответствий в данных и информации.

Просмотр информации, сопоставление данных и принятие обоснованных решений имеют большое значение во многих различных ролях. Как основная компетенция, она включает в себя рассмотрение данных с критической точки зрения, видение более широкой картины и выявление пробелов для изучения всех возможностей. Примеры этой компетенции включают:

  • Способность определять релевантные источники информации;
  • Эффективное использование данных и исследований для принятия обоснованных и эффективных решений.

Решение проблем — фундаментальный навык, которым должны обладать все сотрудники. Это может варьироваться от чего-то столь же простого, как решение куда поставить ведро, до решения проблем оценки персонала или преодоление серьезного камня преткновения в ходе проекта. Примеры включают:

  • Умение определять причины и следствия проблем в работе;
  • Анализ существующей информации для принятия подходящих решений.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Педагоги и преподаватели

Не менее любопытная тема – список профессиональных компетенций педагога, а также педагога, занимающегося кружками, в которых преподаются определенные навыки и умения несовершеннолетним. Всякий педагог обязан быть компетентными, создавать адекватные условия, дабы личность каждого ребенка развивалась. Если специалист занимается допобразованием, он должен быть компетентным в аспектах компенсаторной задачи своей сферы работы применительно к общему образовательному процессу. Такой педагог должен работать с детьми, учить их развиваться, ориентируясь на интересы, возраст, личные особенности слушателей. Для этого необходимо пользоваться разными формами, методами (включая интерактив), технологиями, разрешенными в рамках образования и воспитания в специализированном учреждении.

В перечень профессиональных компетенций педагога и специалиста по дополнительному образованию включена способность планировать итоги процесса, прогнозировать, чем закончится тот или иной период преподавания информации, навыков, умений. Задача учителей разных направлений – организовывать деятельность, учитывать особенности разных возрастов так, чтобы слушатели получали максимум знаний. Для дополнительного образования особенно важна организация социальных мероприятий, объединяющих разные группы учеников. Они направлены на реализацию творческих аспектов личностей. Предполагается привлечение не только детей, но и их семей, а также преподавательского состава учреждения.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Особенности дополнительного образования

Перечень компетенций для педагогов такой сферы предполагает способности определить творческий потенциал ребенка и воплотить его в реальность. Нужно следить за позитивными изменениями каждого из доверенных детей, поддерживать их. Особенное внимание педагог обязан уделять тем, кому свойственно девиантное поведение.

Реализация работы в соответствии с обозначенными компетенциями позволяет воспитать у детей качества личности, благодаря которым они будут понимать ценность разных людей и народностей. Дети получат эстетическое воспитание, им будет присуща твердая нравственность. Педагог формирует художественный вкус группы.

Навыки коммуникации

Отличные коммуникативные навыки жизненно необходимы для любой работы, где есть взаимодействие с людьми. Что работодатели действительно хотят знать, так это то, что вы можете передавать информацию уверенно, профессионально и легко для понимания другими, независимо от их уровня. Это может включать передачу информации коллегам, общение с клиентами или заключение успешных контрактов. Как правило, работодатели ищут хорошие навыки письменного и устного общения.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Для оценки навыков коммуникации применяются вербальные тесты и психологические тесты, вопросы собеседования и задание на проведение презентации. Например, во все компании сферы FMCG, такие как MARS, Phillip Morris, JTI, Балтика, L’Oreal и другие сначала кандидат должен пройти вербальные и психологические тесты, а затем лучшие кандидаты приглашаются на ассессмент, где они участвуют в групповых играх, презентациях и 1-2 этапах собеседования.

Мы много писали о том, как работодатели оценивают навыки коммуникации. Смотрите многочисленные примеры тестов и вопросов на коммуникативные навыки в наших статьях.

Ассесмент-центр: методы оценки, технологии проведения, примеры.

Профессиональные компетенции

Байденко выделил еще один немаловажный пласт – профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  • Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в профессиональной среде; открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  • Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  • Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  • Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность – это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога – одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом – ниже.

Специализированные педагоги

Любопытен перечень профессиональных компетенций тифлопедагога. Он включает способности психолого-педагогического сопровождения в различных учреждениях. В перечне упомянута реализация планов работы, направленной на развитие детей. Необходимо уметь разрабатывать программы развития, воспитания, адаптации детей к обществу. Тифлопедагог и педагог-психолог занимаются аспектами различной коррекции несовершеннолетних. Сотрудничая с основным преподавателем группы, такие люди должны разрабатывать учебные планы для отдельных детей в индивидуальном порядке, учитывая особенности слушателя. Перечень компетенций включает контроль результатов освоения общих программ, декларированных стандартами страны.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Знание рыночной ситуации

Работодатель хочет знать, что вы понимаете, как работает их бизнес. Только тогда вы сможете по-настоящему понять свою роль в нем. Проще говоря, речь идет о том, чтобы быть в курсе вашей отрасли и бизнеса в целом. Сюда входят маркетинговые тенденции, демографические данные клиентов, технические достижения, а также успехи и неудачи конкурентов. Ведь нелогично для розничной торговой компании нанимать нефтяника – для каждой индустрии нужны свои знания.

Так как это более специфичные профессиональные знания, мы не сможем привести примеры конкретных вопросов и тестов для каждой сферы деятельности. На специализированных сайтах вы найдете достаточно примеров тестов в РЖД, в нефтяную и газовую индустрию. А на HRLider для вас доступны базы тестов для специалистов по продажам, обслуживанию клиентов и руководителей среднего звена, а также в автомобильные и промышленные компании (тесты на механику).

Чтобы повысить свою коммерческую осведомленность, будьте в курсе последних новостей отрасли и полностью исследуйте выбранную вами компанию и ее конкурентов. Получите как можно больше опыта работы, чтобы продемонстрировать работодателю, что вы понимаете эту роль.

Управление людьми

Управление людьми является основной компетенцией, которая оценивается у кандидатов на управленческие позиции, но нередко ее также оценивают у младшего персонала для прогноза их потенциала к карьерному росту. Это также ключевая компетенция, которая оценивается в управленческих конкурсах всех уровней, которые стали популярны в России и многих странах СНГ после запуска конкурса «Лидеры России». Ниже перечислим основные составляющие этой широкой компетенции.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Грамотный руководитель постоянно стремится повышать профессиональный уровень своих подчиненных (и свой собственный). Эта компетенция включает определение возможностей обучения и развития сотрудников, помощь в обновлении их знаний о новых технологиях, консультирование, наставничество и даже просто психологическая поддержка. Основные примеры этой компетенции это:

  • Определение возможностей обучения;
  • Развитие навыков ваших сотрудников с помощью соответствующих заданий;
  • Готовность делиться своим опытом с другими;
  • Умение эффективно слушать и отвечать на вопросы;
  • Умение давать качественную обратную связь.

Мы много писали об этих компетенциях успешного руководителя. Читайте больше в наших статьях:

Отличные руководители дают отличную обратную связь

8 стратегий поиска лучших управленцев: как найти лидера, который реально обеспечит процветание фирмы

Эго и лидерство: руководители, отложите свое эго до следующего года!

Почему мы нуждаемся в чутком лидерстве больше, чем когда-либо

Самоконтроль как ключевое качество успешного лидера

Это непрерывный процесс, который включает в себя обеспечение того, чтобы производительность сотрудников способствовала достижению целей отдела и бизнеса в целом.

При устройстве на работу вы должны продемонстрировать, как вы помогаете организации достичь ее целей, как вы поддерживаете высокие стандарты, что вы делаете, когда возникают проблемы с производительностью, и как вы повышаете производительность ваших подчиненных и свою собственную посредством обучения или отслеживания показателей. Примеры включают:

  • Постановка четких и измеримых целей эффективности;
  • Выявление и решение решения проблем, которые влияют на производительность.

Работодателям крайне важно иметь в своей структуре руководителей, которые умеют выстраивать эффективные команды и умеют сами работать вместе как часть команды для достижения поставленных целей. Люди, обладающие этой компетенцией, поощряют обмен информацией и партнерскую работу, а также активно вовлекают других к участию в процессе принятия решений. Построение команды важно на всех уровнях внутри организации, а не только на управленческом уровне. Примеры включают:

  • Умение конструктивно реагировать на критику, идеи и предложения других;
  • Готовность ставить цели команды выше собственных;
  • Забота и учет чувств и настроения подчиненных;
  • Поощрение активного участия и сотрудничества внутри команды.

О юристах

Не менее любопытен список профессиональных компетенций юриста. Из специализированных стандартов можно узнать, что персона, завершившая обучение по такому направлению, обязана владеть дисциплинами, на федеральном уровне установленными обязательными для такой специальности. Очень важна теоретическая подготовленность к работе. Юрист обязан безупречно владеть понятийным аппаратом, иметь отличные навыки ориентировки в новом информационном поле. Для юриста важна активная жизненная позиция. Важно относиться к своей работе творчески. Список компетенций включает безупречное владение компьютером на пользовательском уровне, а также способность пользоваться виртуальной паутиной и участвовать в проектах на ее просторах. Перечень включает владение иностранным языком, этикетом и правилами поведения в обществе.

Список профессиональных компетенций юриста включает владение речью как устной, так и при написании документации. Нужно излагать мысли ясно, грамотно, представлять позицию, поддерживая ее аргументами. Не менее значимые требования – представлять права, обязанности того, кто работает в качестве юриста. Это важно для самоопределения в избранной профессии. Юрист должен иметь достаточный объем знаний про здоровую жизнь, владеть процедурами ведения дела. Важна профессиональная этика. Для юриста очень важный навык – способность взять на себя ответственность за совершаемые на работе поступки. Не менее значимое качество – самокритичность.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину “профессиональная компетенция”. Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К социальным компетенциям относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Профессиональные компетенции что к ним относится

О бухгалтерской работе

Рассмотренную в общих чертах выше тему можно проиллюстрировать примерами. В частности, довольно наглядна работа бухгалтеров. Перечень профессиональных компетенций бухгалтера в нашей стране определен в официальном порядке. Выпущен специальный документ, на который обязаны ориентироваться работодатели, подбирая штат для своего предприятия. Первая и базовая компетенция – принятие первичной документации для учета. Официальные бумаги документируют течение хозжизни предприятия. Чтобы справиться с задачей, нужно обладать навыками оформления первичной документации, уметь проверять бумаги, использовать программы на ПК для ведения учета. Задача бухгалтера – гарантировать сохранность документации до момента, когда ее передают архивному учреждению. Законодательство нашей державы регламентирует правила ведения бухучета в аспектах документооборота, а также контролирует архивное дело. Бухгалтер должен знать эти законы, иметь представление об ОКУД. Не менее важно работать с внутренней документацией распорядительного, организационного характера. Такая регламентирует, как должны составляться первичные документы, как их хранят и когда, в каком виде передают в архив.

Профессиональные компетенции что к ним относится

В перечень профессиональных компетенций бухгалтера включены знания, умения, навыки работы с вычислительной, оргтехникой. Персона должна знать базы информатики. Не менее важный аспект – денежная оценка учетных объектов, формирование групп из фактов хозсуществования предприятия. Бухгалтер должен регистрировать данные, копить их, ведя двойные записи по максимально упрощенной системе, дабы избежать ошибок. Нужно пользоваться нормами стоимостного измерения учитываемых объектов, применять правила амортизационного начисления, определенные учетной политикой предприятия. В числе компетенций – составление бузхзаписей в соответствии с принятым планом. Нужно уметь калькулировать товарную себестоимость, формировать отчетные калькуляции, рассчитывать зарплату, пособия и иные положенные трудоустроенным выплаты. Среди компетенций – исчисление во внутренней национальной валюте цены активов, выраженной иностранными денежными символами. Нужно владеть базами законов о соцжизни, медобеспечении, страховании, пенсии, отношениях трудоустроенного и работодателя. Бухгалтер должен ориентироваться в общих чертах в законах, посвященных таможне, гражданским отношениям, налогам.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  • Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  • Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  • Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  • Здоровьесбережение.
  • Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  • Гражданственность.
  • Интеграция.
  • Предметная и личная рефлексия.
  • Саморазвитие.
  • Саморегулирование.
  • Профессиональное развитие.
  • Речевое и языковое развитие.
  • Смысл жизни.
  • Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  • Общения.
  • Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  • Деятельности.
  • Информационных технологий.
  • Познавательные.

Особенности формирования

В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

  • Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
  • Учиться – решать проблемы в области учебной деятельности.
  • Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
  • Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
  • Ориентироваться в духовной сфере.
  • Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

Оценка компетенций при приеме на работу

В объявлениях о вакансиях требования к соискателям часто содержат утверждения, аналогичные приведенным в таблице выше. Они информируют кандидата о том, как выглядят «необходимые» и «желательные» качества в глазах компании, нанимающей на эту должность.

Это рабочие компетенции, нужные работодателю, и уже на этапе отбора резюме представители работодателя проверяют, обладает ли кандидат необходимыми компетенциями.

Второй этап оценки компетенций – онлайн тестирование. Тестами, которые проверяют уровень развития компетенций, являются личностные тесты и опросники. Их еще называют поведенческие, ситуационные или психологические тесты при приеме на работу. Каждый такой тест оценивает конкретный набор компетенций. Наш ресурс HRLider. ru специализируется на таких тестах – в нашей базе вы найдете более 700 вопросов различных тестов на оценку рабочих компетенций и личностных особенностей.

И третьим этапом проверки компетенций у соискателей будет 1-2 этапа собеседования, где стоит ожидать вопросы, основанные на компетенциях. Эти вопросы требуют, чтобы кандидат привел реальные примеры, чтобы продемонстрировать, как он выполняет свою компетенцию. Например, ниже вы найдете пример реального вопроса, основанного на компетенциях, который можно использовать для оценки компетенции командной работы.

Оценка компетенции: «Поддерживает групповые решения и ставит групповой успех выше собственных целей»

Вопрос: «Расскажите мне о случае, когда вы поддержали решение, принятое другими, несмотря на то что считали его неправильным».

В ответе на такой вопрос рекрутер ищет реальный пример, который показывает, что кандидат будет позитивным, полным энтузиазма и поддерживающим членом команды.

Без использования тестов и вопросов на оценку компетенций, компания может столкнуться с трудностями при изучении способностей и прогнозирования будущей успешности кандидата.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Использование системы рабочих компетенций помогает работодателям нанимать людей, которые будут хорошо работать и будут хорошо вписываться в культуру их компаний. Навыкам можно научиться, но в большинстве случаев компетенции присущи личности человека. Таким образом, установление системы ключевых компетенций и их оценки может сэкономить компании время и энергию, затрачиваемую на попытки сформировать людей, неспособных к изменениям. Вместо этого компания может нанимать сотрудников, которые демонстрируют, что они соответствуют ключевым компетенциям, что гарантирует, что они являются активом компании и будут способствовать ее успеху.

На HRLider вы найдете крупнейшую русскоязычную базу психометрических тестов на оценку рабочих компетенций. На нашем сайте вы можете как подготовиться к подобным тестам, если вы соискатель, так и провести всестороннюю оценку кандидатов на рабочие места, если вы работодатель. Посмотрите наши тесты бесплатно в режиме демо-доступа и выберите самый подходящий вам тариф.

Читайте другие наши статьи про компетенции:

Психологическая устойчивость как компетенция при оценке при приеме на работу

Рабочая эффективность и этика

Хотя некоторые из вышеперечисленных компетенций относятся к конкретным отраслям, есть несколько компетенций, которые важны для практически любой сферы деятельности. Это компетенции, которые определяют общую надежность, этичность и лояльность работника своему работодателю. К ним мы отнесли следующие:

Находчивость заключается в поиске инновационных способов преодоления препятствий или решения проблем. Это также может относиться к поиску способов справиться с непредвиденными или сложными ситуациями, используя имеющиеся у вас ресурсы. Примеры включают:

  • Использование существующей информации для разработки новых способов работы;
  • Способность решать непредвиденные задачи, используя имеющиеся ресурсы.

На рабочем месте честность и ответственность является признаком доверия. Коллеги и клиенты зависят от вашей способности принимать надежные решения и предоставлять честные услуги. Быть заслуживающим доверия может также относиться к вашей способности делать что-то, не подвергаясь постоянному контролю, или выполнять работу без проверки, чтобы убедиться, что она соответствует правильному стандарту. Примеры включают:

  • Открытое и честное общение с коллегами и клиентами;
  • Личная ответственность за качество и содержание своей работы.

Больше о том, как оценивать эту компетенцию, читайте в нашей статье Ответственность как компетенция работника: как ее оценивают работодатели и как ее продемонстрировать

Хотя определенная степень стресса на рабочем месте нормальна, ситуация может выйти из-под контроля. Чрезмерный стресс может повлиять на многие сферы, в том числе на ваше эмоциональное здоровье.

Невозможно контролировать все в рабочей среде, но вы должны принять меры для снижения уровня стресса. Способность хорошо справляться с давлением и сталкиваться с чрезмерным стрессом — это совершенно разные вещи, поэтому вам нужно уметь различать их и при необходимости обращаться за поддержкой к старшему коллеге. Примеры включают:

  • Умение спокойно реагировать на критику;
  • Грамотное управление чувствами или симптомами стресса;
  • Умение сохранять оптимизм в любых обстоятельствах.

Этика — это все о моральных принципах или знании разницы между правильным и неправильным. Они также могут относиться к поведению и стандартам, таким как то, как вы выполняете свою работу и как вы справляетесь с определенными ситуациями. Примеры включают:

  • Принятие на себя ответственности за ошибки и ошибки в своей работе;
  • Соблюдение соглашений о конфиденциальности;
  • Честность и лояльность по отношению к работодателю и руководству.

Умение эффективно планировать и организовывать свою рабочую нагрузку очень важно, особенно в таких сферах деятельности, как юриспруденция, финансы, продажи и маркетинг, поскольку эти отрасли крайне ограничены сроками. Планирование — это координация ваших ресурсов и бюджетов для соблюдения сроков или достижения целей. Примеры включают:

  • Эффективное использование ресурсов для достижения целей;
  • Расставление приоритетов вашей рабочей нагрузки для обеспечения соблюдения сроков.

Работодателям важно нанимать не просто безынициативных исполнителей, а людей, у которых есть способности к бизнесу. Это может быть отражено в ваших знаниях, квалификации или достижениях в вашей работе или академических исследованиях. Примеры включают:

  • Анализ продуктов и услуг конкурентов, чтобы лучше понять свое положение в бизнесе;
  • Понимание того, как отраслевые тенденции влияют на бизнес;
  • Широкий кругозор и связи в деловом мире.

Этапы проведения оценки

Рассмотрим основные этапы проведения оценки компетенций сотрудников:

  • Разработка оценочной программы.
  • Установление временных рамок, задач, объема, вероятных итогов.
  • Примерные сроки: 7 дней.
  • Оценка деятельности и составление оценочных критериев.
  • В процессе мероприятия достигается детальное понимание всех характеристик деятельности сотрудников и особенностей самой фирмы. Конечным результатом будет список критериев.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Разработка программы оценок.
  • Формирование плана осуществления оценочных мероприятий, определение всех требований и возможных ограничений.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Составление оценочных критериев.
  • Создание плана мероприятий по оценке компетенций сотрудников, формирование требований и ограничений.
  • Примерные сроки проведения мероприятий: от 7 до 14 дней.
  • Подведение мероприятия по оценке компетенций сотрудников и анализ итогов.
  • Примерные сроки проведения: около трех дней.

Как рабочие компетенции используются работодателями

Современные работодатели обычно рассматривают системы компетенций как необходимое средство для 2-х задач:

  • Измерения будущей эффективности кандидата на собеседовании;
  • Оценки возможностей, потенциала и производительности сотрудника.

Работодатели используют компетенции в процессе найма, служебной аттестации, планировании успеха и многом другом. Они играют ключевую роль в том, чтобы помочь компании нанять нужных людей и адекватно оценить их производительность.

Они также могут использовать их для оценки успешности существующих сотрудников в рамках ежегодного обзора или перед продвижением по карьерной лестнице. Приверженность ключевым компетенциям будет иметь важное значение на протяжении всей вашей карьеры.

Традиционно компании сосредоточивались только на знаниях и навыках, полагая, что поведение можно изменить с помощью эффективного управления.

Однако в последние годы гораздо больше внимания уделяется качествам, скрытым под поверхностью. Использование компетенций в процессе найма означает, что работодатели могут копнуть глубже, чтобы получить полное представление о кандидате, чтобы гарантировать, что они получат самого лучшего человека. Кроме того, исследования показали, что компаниям намного дешевле изначально подбирать подходящих им сотрудников, чем пытаться изменить поведение и культуру уже нанятых людей.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Организованность

В любом бизнесе высоко ценится организованность у сотрудников. Работодатель будет следить за тем, как вы достигаете результатов, расставляя приоритеты в рабочей нагрузке, эффективно распределяя время, демонстрируя эффективность с доступными ресурсами и отслеживая прогресс.

Организованность особенно важна в финансах, банках, страховых и инвестиционных компаниях и оценке этой компетенции в этих отраслях уделяется большое внимание. Обычно эта оценка проводится тестами и опросниками. Ниже вы найдете пример теста на оценку организованности.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Усилить навыки организованности, на наш взгляд, невозможно без достаточного опыта работы. Только с опытом приходит умение расставлять приоритеты, выделять главные задачи, держать порядок в делах и вести отчетность. Поэтому начинайте работать как можно раньше — уже со школы.

Эти 10 ключевых компетенций, которые мы описали выше, являются приоритетными при оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов при устройстве на работе. На HRLider мы собрали для вас крупнейшую русскоязычную базу тестов на оценку всех этих и еще более 30 других компетенций. Начните работу на нашем сайте в бесплатного демо-доступа, а затем выберите наиболее подходящий вам тариф.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  • Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  • Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  • Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя – своих достоинств и недостатков.
  • Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  • Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед – то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  • Оценивающего. Принцип трех “само”: анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия “формирование компетенций”.

Профессиональные компетенции что к ним относится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *