профессиональные компетенции для школьников

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Мы слишком часто даем детям ответы, ко­торые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения?

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение школы формировать компетенции у школьников.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но

– получает задание и, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

– не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

– при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.

Таким образом школьник не может

– проанализировать данный материал:

– спланировать свои действия;

– оценивать полученный результат и свою деятельность в процессе;

– предлагать различные варианты решения и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии;

– самоорганизовываться и т.

Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно.

Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, умение учиться, конструктивность.

Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться жить вместе;
  • научиться жить –
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Компетенция от латинского слова compete- добиваюсь, соответствую, подхожу.

Круг полномочий, представляемых законом, уставом или иным документом конкретной организации или должностного лица.

Знания, опыт в той или иной области. (энциклопедический словарь).

Что такое “компетенция” и “компетентность”?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые, или базовые компе­тенции. Ключевые компетенции – универсаль­ные способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, до­стигать результатов в личной и профессиональ­ной жизни в условиях конкретного общества, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер.

Ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции попали в центр внимания в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Понятия специалист и хороший сотрудник не тождественны. Хороший сотрудник – это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик, т. ключевых компетенций.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • способность брать на себя инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность уживаться с другими;
  • способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
  • умение принимать решения на основе здравых суждений;
  • умение эффективно работать в группе на общий результат.

Компетенции проявляются в действии.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

Можно выделить следующие действия:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Хуторской ( докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва)

выделяет 7 ключевых ком­петенций:

№ п/п
Ключевые компетенции
Задания

1
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информациюЗнания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. 4,6, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в «От значения к написанию», 8 кл,Слитное-раздельн. написание числит11 (напис и произнош числ в интервью)Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

2
Общекультурная компетенцияЭто особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека. 5, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 7 кл. «Поэтические гимны морфологии», тема«Сравнение. Метафора»11 (по смыслу интервью) Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

3
Учебно-познавательная компетенцияСюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности. 1,3

4
Информационная компетенция Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей. 2, 7Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

5
Коммуникативная компетенция Включает знание необходимых языков, спо­собов взаимодействия с людьми, навыки ра­боты в группе, владение различными соци­альными ролями в коллективе. Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

6
 Социально-трудовая компетенция Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 11 (роль интервьюируемого)

7
Компетенция личностного самосовер­шенствованиянаправлена на физическое, духовное и интел­лектуальное саморазвитие. Объ­ектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции от­носятся знание правил личной гигиены, забо­та о собственном здоровье, внутренняя эколо­гическая культура. Ф-в в 10 кл. «Культура речи»(тема соч. -рассужд

По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

То есть, это и есть  цель образования на современном этапе

Цель планируется реализовать через ряд задач:

– мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

– создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

– создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для “само”:

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

Что же надо менять?

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску.

Чтобы убедиться, что разработанное учебное или факультативное занятие в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика?

То, что ученики делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?

Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, в которых деятельность учащихся и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, рефлексировать, адекватно оценивать себя, умение обучаться и многое другое.

Изменение методов обучения, приоритета тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, теоретическое мышление.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технологии интерактивного обучения;
  • технология когнитивного обучения;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • технология решения изобретательских задач.
  • Эффективна и дистанционная форма обучения, которая предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, обеспечивающих индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться.
  • Внедрение информационных технологий.
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, в школьном самоуправлении, интеллектуальных  и творческих конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.

Компетентностный подход в образовании предполагает овладение учащимися различного рода умениями позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие навыки.

Исходя из поставленных целей, образование должно способствовать формированию следующих умений и навыков:

  • самостоятельной работы с учебным материалом;
  • крити­ческого мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • навыков работы в команде;
  • умений формулировать задачу и кооперативно ее решать;

Что имеет умеющий учиться?

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (ситуация разрыва знаний по Эльконину-Давыдову)

Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? (Способы решения, алгоритм действия, модель). Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Задания для таблицы:

Составьте памятку «Как  разграничить типы морфем: формообразующие и словообразовательные?»

Что мне надо сделать  после занятия, чтобы хорошо освоить данный учебный материал?

  • Ещё раз прочитать об этом в справочной литературе или Интернете.
  • Просмотреть записи в тетради.
  • Взять у учителя  подобные упражнения и выполнить их дома.

Заполните бланк. Числительные запишите словами.

Я, ____________________________________________________, получил(а) от _____________________

____________________________________________,  сумму в размере  468 рублей 95 копеек

______________________________________________________________________________________________________________________            (сумму указать прописью)

для приобретения оборудования в химическую лабораторию.

В строки из стихотворений Сергея Есенина вставьте пропущенные слова, на ваш взгляд, подходящие по смыслу.

(После проверки: Почему именно эти слова выбрал Есенин? – Черты национальной культуры, связь с родной природой

Обсуждение в группах/парах  1-2 мин

«Житейская история» Представьте, что вам на дачу привезли ворота, в количестве двух штук. Но они оказались с  браком. Вы пишите заявление с просьбой заменить ворота и сталкиваетесь с проблемой: можно ли написать «у обоих ворот обнаружен брак»? Вы звоните другу-редактору, и он вам объясняет. Что сказал редактор?

Для справок. Употребление числительных оба и обе:

и ср. –  оба,  обоих и т.

–  обе, обеих и т.

Придумайте (подберите) задания по теме «Написание сложных слов»

Сочинение-рассуждение «Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко?»

Дискуссия на тему  «ть – суффикс глагола или окончание?»  или «В слове нёс есть суффикс или нет?»

Игра «Пресс-конференция»   «Я говорю о своей стране» (Группам (парам) раздаются тексты, из которых необходимо выбрать 2-3 предложения и озвучить, правильно произнося числительные

Представьте себя в роли выступающего на международной конференции. Вам необходимо ответить на вопросы журналистов о Беларуси.

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности

Словарь основных понятий

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Социальные компетентности связаны с жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки).

Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, практические способности).

Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации).

Компетентностный подход – формирование у учащихся ключевых компетентностей в образовательном  процессе.

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции – компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Неграмотными людьми ХХІ века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.

Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому.

Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться.

Главная цель обучения  – научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей.

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.

Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.

Обучение – это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием.

Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и учителя.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Что такое метапредметный подход?

Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

  • это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,
  • это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений:

  • это умение планировать собственную деятельность,
  • самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,
  • суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,
  • оценить собственные действия,
  • в случае необходимости скорректировать их.

Современное обучение учащихся требует формирования метапредметных умений и навыков. Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества: характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения.

А что же какое метапредметный урок?

  • происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
  • обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов работы со знаниями.

На первый план выходит обучение способам работы с информацией:

– школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;

– ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

– ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности можно подготовить ребенка к реальной жизни.

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

– самостоятельная (экспериментальная, поисковая) учебная деятельность учащихся;

– рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

– активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Образовательные технологии, развивающие метапредметные умения

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.

Работая над проектом, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки.

Технология организации групповой работы

Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит активизация познавательной деятельности.

Развиваются навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Происходит развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог). Совершенствуются межличностные отношения в классе.

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения ), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих.

Интегрированные уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Цели образования ХІ века

Цели сформулировал Жак Делор. По его мнению, это:

научиться жить вместе;

Он определил основные глобальные компетентности.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А. Хуторскому) являются следующие:

“Мы слишком часто даем детям
ответы, которые надо выучить, а не ставим
передними проблемы, которые надо решить”.

Приложение 1, Приложение 2 (можно
просмотреть, связавшись с автором статьи)

Цели образования 21 века, сформулированные
Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные
    компетентности.

Традиционно цели школьного образования
определялись набором знаний, умений и навыков,
которыми должен овладеть выпускник. Сегодня
такой подход оказывается недостаточным сегодня
социуму (профессиональным учебным заведениям,
производству, семье) нужны не всезнайки и
болтуны, а выпускники готовые к включению в
дальнейшую жизнедеятельность, способные
практически решать встающие перед ними
жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня
главной задачей является подготовка выпускника
такого уровня, чтобы попадая в проблемную
ситуацию, он мог найти несколько способов её
решения, выбрать рациональный способ, обосновав
своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов,
а от неких дополнительных качеств, для
обозначения которых и употребляется понятия
“компетентности” и “компетентности”, более
соответствующие пониманию современных целей
образования.

Главная задача современной системы
образования – создание условий для
качественного обучения. Внедрение
компетентностного подхода – это важное условие
повышения качества образования. По мнению
современных педагогов, само приобретение
жизненно важных компетентностей дает человеку
возможность ориентироваться в современном
обществе, формирует способность личности быстро
реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с
личностно-ориентированным и действующим
подходами к образованию, поскольку касается
личности ученика и может быть реализованным и
проверенным только в процессе выполнения
конкретным учеником определенного комплекса
действий.

В связи с этим в современном педагогическом
процессе существенно возрастает роль
профессионально компетентных педагогов к
организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в
образовательный процесс посредством:

  • Технологий;
  • Содержания образования;
  • Стиля жизни ОУ;
  • Типа взаимодействия между преподавателями и
    обучающимися и между обучающимися.

Итак, что такое “компетенция” и
“компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в
которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг
чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий,
осведомленный; авторитетный в определенной
отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов,
явлений, в которых человек обладает
авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция
учащихся, педагогическая компетенция учителя,
медицинская компетенция врача и т.

Другими словами, компетентность – это
способность установить и реализовать связь
между “знанием – умением” и ситуацией.

Хасан отмечает, что компетенции – это цели
(поставленные перед человеком), а компетентности
– это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек
– это очень выгодная перспектива. Предложена
формула компетентности. Каковы ее основные
составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та,
что быстро изменяется, разновидная, которую
необходимо уметь найти, отсеять от ненужной,
перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в
конкретной ситуации; понимание, каким способом
можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира,
своего места в мире, конкретных знаний,
необходимости или ненужности их для своей
деятельности, а также метода иx получения или
использования. Эта формула логично может быть
выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний +
гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе
такие качества, будет довольно компетентным
специалистом. Но механизм достижения такого
результата остается пока что не разработанным и
кажется довольно сложным. Как вариант предлагают
модель психолого-педагогического сопровождения
развития учеников, направленного именно на
формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием,
интегрированным результатом обучения, выделяют
виды или направления компетентностей. Их можно
разделить на три группы.

Социальные компетентности связаны с
окружением, жизнью общества, социальной
деятельностью личности (способность к
сотрудничеству, умение решать проблемы в
различных жизненных ситуациях, навыки
взаимопонимания, социальные и общественные
ценности и умения, коммуникационные навыки,
мобильность в разных социальных условиях).

Мотивационные компетентности связаны
с внутренней мотивацией, интересами,
индивидуальным выбором личности (способность к
обучению, изобретательность, навыки
адаптироваться и быть мобильным, умение
достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя
мотивация личности, практические способности,
умения делать собственный выбор).

Функциональные компетентности связаны
с умением оперировать научными знаниями и
фактическим материалом (техническая и научная
компетентность, умение оперировать знаниями в
жизни и обучении, использовать источники
информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых
компетентностей в учебном процессе называется
компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является
центральным в системе компетентноcтного подхода,
а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды
образования: дошкольную, базовую и полную
среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную,
последипломную и дистанционную с выходом на
беспрерывное образование, на способность
личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе
компетентностно ориентированного подхода
являются – прежде всего, это ученик, родители и
государственные структуры, которые, как прямо,
так и косвенно, через государственную политику
образования, влияют на становление личности. Это
также субъекты педагогического процесса в
системе образования – воспитатель, психолог,
учитель.

Субъекты деятельности в системе
компетентностно ориентированного подхода:

Субъекты педагогического процесса в системе
образования –

Основные группы компетентностей в
значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на
развитие и социальной, и мотивационной, и
функциональной компетентностей.

Графическое разделение субъектов было
выполнено по признаку приоритетностей влияния:
семья и начальное образование мотивируют на
обучение и развитие (мотивационная
компетентность), школьное и высшее образование
создают условия для развития и способствуют
обретению знаний (функциональная
компетентность), другие субъекты системы
оказывают содействие социальному становлению
личности (социальная компетентность). Диалектика
развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация  Функциональные умения Социализация
Мотивация

Эту схему можно рассматривать как путь от
мотивов через приобретение необходимого
функционального багажа к социализации; в
процессе социализации формируются новые мотивы,
цепочка преобразований осуществляется на более
высоком уровне. Поэтому основные компетентности
обязательно связаны между собой. При этом
механизм психолого-педагогического
сопровождения развития учеников принципиально
не изменяется при условии использования другой
классификации и выделения других основных групп
компетентностей.

  • Ключевые, включают (работа с числом,
    коммуникативная, информационные технологии,
    самообучение, работа в команде, решение проблем,
    быть человеком).
  • По видам деятельности (трудовая, учебная,
    коммуникативная, профессиональная, предметная,
    профильная)
  • По сферам общественной жизни (бытовая,
    гражданско-общественная, в искусстве,
    культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в
    образовании, в медицине, в политике и т.д.).
  • В отраслях общественных знаний (в математике,
    физике, в гуманитарных науках, в обществознании,
    в биологии).
  • В отраслях общественного производства.
  • По составляющим психологической сферы
    (когнитивная, технологическая, мотивационная,
    этническая, социальная, поведенческая).
  • В областях способностей (в физической культуре,
    умственной сфере, общественные, практические,
    исполнительные, творческие, художественные,
    технические, педагогические, психологические,
    социальные).
  • В областях по ступеням социального развития и
    статуса (готовность к школе, компетентности
    выпускника, молодого специалиста, специалиста –
    стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много,
но как вы заметили, что среди них выделяют
ключевые (основные).

  • ключевые компетенции – относятся к общему
    (мета-предметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к
    определенному кругу учебных предметов и
    образовательных областей;
  • предметные компетенции – частные по
    отношении к двум предыдущим уровням компетенции,
    имеющие конкретное описание и возможность
    формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетентностям относятся:

  • Социальная компетентность – способность
    действовать в социуме с учётом позиций других
    людей.
  • Коммуникативная компетентность – способность
    вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  • Предметная компетентность – способность
    анализировать и действовать с позиции отдельных
    областей человеческой культуры.
  • Информационная компетентность – способность
    владеть информационными технологиями, работать
    со всеми видами информации.
  • Автономизационная компетентность –
    способность к саморазвитию, самоопределению,
    самообразованию, конкурентоспособности.
  • Математическая компетентность – умение
    работать с числом, числовой информацией.
  • Продуктивная компетентность – умение работать
    и зарабатывать, быть способным создать
    собственный продукт, принимать решения и нести
    ответственность за них.
  • Нравственная компетентность – готовность,
    способность жить по традиционным нравственным
    законам.

Согласно программе внедрения компетентностно
ориентированного подхода в
учебно-воспитательный процесс выделяют
следующие ключевые компетентности.

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

– развитие индивидуальных способностей и
талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

– способность к самообразованию, организации
собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной
самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в
условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей
деятельности.

– сотрудничество, работа в команде,
коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения,
стремиться к осознанию собственных потребностей
и целей;
– социальная целостность, умение определить
личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств,
саморегулирование.

Компетентное отношение к собственному
здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной
особенности компетентности как педагогического
явления, а именно: компетентность – это не
специфические предметные умения и навыки, даже
не абстрактные умственные действия или
логические операции, а конкретные, жизненные,
необходимые человеку любой профессии, возраста,
родственного состояния.

Таким образом, ключевые компетенции
конкретизируются на уровне образовательных
областей и учебных предметов для каждой ступени
обучения. Перечень ключевых компетенций
определяется на основе главных целей общего
образования, структурного представления
социального опыта и опыта личности, а также
основных видов деятельности ученика,
позволяющих ему овладевать социальным опытом,
получать навыки жизни и практической
деятельности в обществе:

  • Ценностно-смысловая компетенция.
  • Общекультурная компетенция.
  • Учебно-познавательная компетенция.
  • Информационная компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Социально-трудовая компетенция.
  • Компетенция личностного
    самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных
условиях, не определяется объемом знаний, их
энциклопедичностью. С позиций компетентностного
подхода уровень образованности определяется
способностью решать проблемы различной
сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения
знаний, но он акцентирует внимание на
способности использовать полученные знания. При
таком подходе цели образования описываются в
терминах, отражающих новые возможности
обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным
непосредственным результатом образовательной
деятельности становится формирование ключевых
компетентностей

С этой точки зрения цели школьного
образования в следующем:

  • научить учиться, т.е. научить решать проблемы в
    сфере учебной деятельности;
  • научить объяснять явления действительности, их
    сущность, причины, взаимосвязи, используя
    соответствующий научный аппарат, т.е. решать
    познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах
    современной жизни – экологических,
    политических, межкультурного взаимодействия и
    иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных
    ценностей;
  • научить решать проблемы, связанные с
    реализацией определенных социальных ролей;
  • научить решать проблемы, общие для разных видов
    профессиональной и иной деятельности;
  • научить решать проблемы профессионального
    выбора, включая подготовку к дальнейшему
    обучению в учебных заведениях системы
    профессионального

Формирование компетентностей учеников
обусловлено реализацией не только обновленного
содержания образования, но и адекватных методов
и технологий обучения. Список этих методов и
технологий является довольно широким, их
возможности – разноплановыми, поэтому
целесообразно очертить основные стратегические
направления, определив при этом, что рецепта на
все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и
технологий очень высокий, и реализация его
влияет на достижение такого результата обучения,
как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и
самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания
на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их
выполнения? Прежде всего, независимо от
технологий, которые использует преподаватель, он
должен помнить нижеприведенные правила:

  • Главным есть не предмет, которому вы учите, а
    личность, которую вы формируете. Не предмет
    формирует личность, а учитель своей
    деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени,
    ни усилий. Сегодняшний активный ученик –
    завтрашний активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее
    продуктивными методами учебно-познавательной
    деятельности, учите иx учиться. .
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”,
    чтобы научить мыслить причинно: понимание
    причинно-следственных связей является
    обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а
    тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать
    самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним
    анализом проблем; познавательные задачи решайте
    несколькими способами, чаще практикуйте
    творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам
    перспективы иx обучение.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить
    усвоение системы знаний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте
    индивидуальные особенности каждого ученика,
    объединяйте в дифференцированные подгруппы
    учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников,
    их интересы, особенности развития.
  • Будьте проинформированы относительно
    последних научных достижений по своему предмету.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.
    Найдите возможность ознакомить их с техникой
    экспериментальной работы, алгоритмами решения
    задач, обработкой первоисточников и справочных
    материалов.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание
    является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет
    свое место в жизни, если научится всему, что
    необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая
часть, только вершина айсберга педагогической
мудрости, педагогического мастерства, общего
педагогического опыта многих поколений. Помнить
их, наследовать им, руководствоваться ими – это
то условие, которое способно облегчить учителю
достижение наиважнейшей цели – формирования и
развития личности.

  • Компетентностный подход в педагогике
  • Классификация и перечень компетенций педагога
  • Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту
  • Новшества, связанные с развитием цифровых технологий

Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.

Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.

Компетентностный подход в педагогике

По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.

А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.

профессиональные компетенции для школьников

Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.

профессиональные компетенции для школьников

Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.

Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.

профессиональные компетенции для школьников

Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ­ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.

В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:

  • Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
  • Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.

Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.

Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.

Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.

Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *