Профессиональные компетенции для учителя технологии

1

Оценка профессиональной компетентности учителя Содержание Структура Оценка

3

Компетентный учитель – это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

4

Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам) Критерии: профессионализм, творчество, мастерство, эффективность, оптимальность, индивидуальный почерк.

5

Уровень профессиональной компетентности учителя Владение основами профессии, применение известных в науке и практике приемов; повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя); положительная результативность и эффективность; преимущественная ориентация на знания

6

Уровень профессиональной компетентности учителя-мастера Владение лучшими образцами приемов, известных в науке и практике; повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя); устойчивая высокая эффективность; оптимальность (работа без перегрузок); стремление учитывать развитие учащихся; передача опыта другим учителям.

7

Уровень профессиональной компетентности учителя-новатора Поиск и использование оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания; творчество (открытие для себя); эффективность в поисках нового; четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда; индивидуальность

8

Уровень профессиональной компетентности учителя-исследователя Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других учителей, Оценивание эффективности, оптимальности.

9

Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель – профессионал – это мастер, новатор, исследователь. Стремление к саморазвитию; все поиски «от ученика» и для ученика; новатор, пробующий все новое; мастер, владеющий багажом современной науки; индивидуальность; учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.

10

Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оценка уроков Качественная самооценка уроков Наличие собственных методических разработок Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность Анализ учебных достижений учащихся Работа на семинарах Самоанализ, востребованность профессионального роста

11

Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности по методам, по форме, по содержанию Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах выступления, мастер-классы, семинары, конференции Публикации Портфолио достижений Диагностика уровня профессиональной компетентности

12

Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников. Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ. Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования. ( Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. Козырева и Н. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. Герцена)

13

Целевые индикаторы профессиональной информационной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ; ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ – ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ – – выбирать и оценивать ИСТОЧНИКИ, – собирать ИНФОРМАЦИЮ, – разрабатывать И представлять В ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ ВИДЕ, – ПОДГОТОВИТЬ ВЕБ-СТРАНИЦУ, ГДЕ В СТРУКТУРИРОВАННОМ ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕКСТОВАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ

15

Модель рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогов Рейтинговая оценка Показатели обученности Профессио- нальная культура Информа- ционная культура Знание функций педагогичес-кой оценки Участие в МО Методическая активность в школе Методическая активность в не школы Создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся Оценка деятельности педагога учащимися и их родителями Распростране-ние собствен-ного педагоги-ческого опыта Уровень исполните-льской дисциплины Подписка на методические издания

17

По мнению В. Адольфа, «профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» Д. Савельев под профессиональной компетентностью подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи. Акимова трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, – в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком. Веснин под профессиональной компетентностью понимает «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям». Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности: наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных умений; владение алгоритмами решения трудовых задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности

будущего учителя технологии

На сегодняшний день наиболее актуальным являются проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Несмотря на многочисленные исследования, проведенные, например, Орловой А. , Левитовым Н. , Лернером И. , Скаткиным М. , Колесниковой И. , Сластениным В. и др. , этот вопрос остается полностью не раскрытым, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть профессиональную компетентность учителя технологии и предпринимательства.

Также можно говорить о том, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе.

Изучив и проанализировав, имеющуюся в доступной научно – педагогической и специальной литературе информацию по вопросу формирования у будущих учителей технологии профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что последнюю для учителя технологии можно подразделить на начальную компетентность, психолого-педагогическую и базово – профессиональную компетентность.

Начальная компетентность – это компетентность, которой обладает студент при обучении в ВУЗе. В нее входят следующие ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самостоятельная, креативная, социальная.

Информационная компетенция – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Коммуникативная компетенция – умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Самостоятельная компетенция – умение самостоятельно подходить к обучению, умение ставить цели, планировать результаты.

Креативная компетенция – способность к творчеству.

Социальная компетенция – является показателем осознания социальной значимости профессии учителя. Она характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.

Базово – профессиональная компетентность – это компетентность, которая формируется при окончании студентом ВУЗа (его профессиональные знания, умения и навыки, и приобретенный начальный опыт в дальнейшей его педагогической деятельности). В нее входят следующие базовые (специальные) компетенции: целевая, организаторская, содержательная, проектировочная, мониторинговая.

Целевая компетенция учителя технологии предполагает умение ставить и реализовывать образовательные цели различного уровня и направленности.

Организаторская компетенция учителя технологии – умение решать задачи реализации запланированного.

Содержательная компетенция характеризует знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Проектировочная компетенция включает в себя умения педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели.

Мониторинговая компетенция учителя технологии характеризует умения педагога отслеживать процесс обучения и соотносить реально полученные результаты с запланированными, т. обеспечить качество образования. Педагогическая диагностика – составная часть мониторинга, она включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование данных.

Также на профессиональную компетентность учителя технологии влияет готовность личности к профессиональной деятельности, т. психолого – педагогическая компетентность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру.

На основе изучения и анализа данного вопроса, нами предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, из которой видно, что она включает в себя такие составляющие как: начальную, психолого – педагогическую и базово – профессиональную компетентности. Эти составляющие между собой взаимосвязаны, зависят от педагогических условий и имеют свои, свойственные будущему учителю технологии и предпринимательства, компетенции.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность учителя технологии – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической). Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психолочески, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем.

Дуранов, М. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

Ожегов, С. и Шведова, Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. ; Российский фонд культуры; – 3-е изд. , стереотипное – М. : АЗЪ, 1996 – 928 с.

Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. Лаптева, проф. Тряпициной. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112 с.

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. /Под ред. Батышева. – М. : АПО, 1999, Т. 2, С. 383

Сергеев «Система формирования и развития профессиональной компетентности и компетнций будущего учителя».

Благова «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства» / Технолого – экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. Х междунар. Науч. – практ. конф. , посвященной 70-летию ТГПУ им. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та Л. Толстого, 2009.

1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СВЕТЕ ФГОС Подготовила методист МОУ МУК Дзержинского района Белышева Т.

2

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.

3

С ОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

4

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя.

5

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

6

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

7

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

8

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета. Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения. Управленческая компетенция : владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Компетенция в сфере инновационной деятельности : умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу. Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

9

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная компетенция: · знания в области национальной, общечеловеческой культуры; · умение рефлектировать личностную систему; · толерантность к разным этнокультурам. Компетенция личностного самосовершенствовании: · потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; · способность к саморазвитию. Познавательно-творческая компетенция: · умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности; · развитость творческих способностей; · способность самостоятельно приобретать новые знания.

10

К ОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности: · осознание своей роли и предназначения · потребность и способность самореализации · увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности Коммуникативная компетенция: · владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет Информационная компетенция: · умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; · нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности; · владение информационными технологиями

11

К ОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Социально-трудовая компетенция: · способность взять на себя ответственность; · проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; · подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий. Профессиональная компетенция педагога: · активная жизненная позиция · профессиональные знания и умения · профессиональные личностные качества · творческие умения.

12

С ИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ Владение содержанием и методологией предмета. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса. Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями. Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация). Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент). Владение навыками обобщения и передачи своего опыта. Способность к профессиональному самосовершенствованию.

13

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности; опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

14

К ВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ : компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

15

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должна обеспечиваться освоением ими: единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности; программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.

16

С ТАЖИРОВКА должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках технологии.

учитель технологии КГУ «Средигорненская средняя школа»

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие изменения в области образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Казахстанского образования. В инструктивно методическом письме поставлена цель программы являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. В этом направлении с 2011 года создаются условия для автоматизации учебного процесса, внедряются информационно-коммуникационные технологии, апробируется система электронного обучения.

Для реализации этой цели необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для казахстанских школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Для решения этой педагогической задачи на уроках технологии я развиваю следующие ключевые компетенции и считаю, что они будут необходимы в дальнейшей трудовой деятельности школьников т. е в жизни.

Работа по формированию коммуникативных навыков на теоретических и практических занятиях.

Защита сообщений по выбранной теме. Например ДПИ- сообщение на тему «Национальные музыкальные инструменты казахского народа».

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время сельскохозяйственных работ на пришкольном участке, организовывая детей в бригады, в нашей школе традиционно сложилась система бригадной работы при уборке урожая и летнее – весенних работ). Виды бригад: ремонтная бригада, полеводческая, экологическая. У каждой бригады своя цель. И свои наставники и руководители.

Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов. (Слайд – 7,8)

Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка, плетение) при интеграции с экономикой учащиеся 8 класса составляют и защищают программу развития семейного бюджета, а также создают материальные ценности своими руками.

У мальчиков: Умение провести ремонтные работы в быту: навыки пиления, строгания древесины; рубка и гибка металла; работа с инструментами – молотком, отвёрткой, пассатижами. Ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная работа, связь с училищами. Например в этом году выпускник 9 класса обучается в данном колледже Нургалиев М. степендию оплачивает ТОО «Средигорненский» в лице Дяглева П. Ф т. Нургалиев Марат по окончанию колледжа будет трудоустроен в ТОО «Средигорненский».

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: (Слайд -10,11)

осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Например при изучении темы «Токарный станок СТД-120М» мальчики осуществляют индивидуально поисковую деятельность при выборе материала, а также при точении предметов быта: «Скалки», «Толкушки», деревянной ложки и т. (выбор различных форм) проявление креативности у каждого ученика.

Информационные компетенции: (Слайд 12,13)

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов. Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Например при изучении темы «Рукоделие» девочки 7 и 8 классов в своей работе активно используют интернет ресурсы и выносят на обсуждение тех или иных проектов. На данный момент интересны работы по «Декупажу», «Квилинг», «Модульное оригами»

Учебно-познавательные компетенции: (слайд 14,15)

Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; физика – по теме металлообработка; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий). Мной регулярно проводятся интегрированные уроки: химия- изо- труд, по теме в 8 классе ДПИ, черчение – трудовое обучение, по теме « Графическая документация» « в 9 классе. Изо, труд в 5 классе по теме «Рукоделие».

Культуроведческая и природоведческие компетенции: (17,18,19)

Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов. ДПИ казахского народа.

При изучении тем работа на токарном станке, ручная обработка древесины, выполнение сувениров, музыкальных инструментов дети знакомятся с культурой казахского народа, с музыкальными инструментами, с домашней утварью и воплощают свои знания в изделия из древесины, бумаги, тканях и ленты.

Здоровьесберегающая компетенция: (20,21)

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Каждый урок технологии начинается с техники безопасности, обязательное ведение журнала по ТБ, а также проводятся валео-минутки, физ-минутки, работа на уроках исправным инструментом. Также в кабинете трудового обучения оформлены информационные стенды по ТБ. Уборка своего рабочего места.

  • Важнейшей задачей для меня является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
  • Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода на уроках технологии зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
  • Результатом этого является стабильный уровень качества знания по предмету – 90%. Победители и призёры олимпиады по экономике, участие в выставках:

В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности

Открытый урок «Изготовление изделий из древесины»

Мониторинг ключевых компетенций 8 класс

2014 учебный год.

№ № № КомпетенцииФ. И Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Байгонов Е. 2 Егоров Н 3 Какетов А 4 Кенжеканов А 5 Куделина Н 6 Хасматулин А 7 Щетников И

2 – высокая степень сформированности качества.

1 – достаточная степень сформированности качества.

0 – недостаточная степень сформированности качества

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Байгонов Е. 1 1 0 0 1 0,6 2 Егоров Н 1 1 1 0 1 0,8 3 Какетов А 1 1 1 1 1 1 4 Кенжеканов А 2 2 1 2 1 1,6 5 Кумарбек Д 2 2 1 2 2 1,8 6 Куделина А 1 1 1 1 1 1 7 Куделин Н 1 0 1 1 1 0,8 8 Крюкова Н 2 1 1 0 1 1 9 Осинина Т 1 1 1 0 1 0,8 10 Пашкевич А 2 2 2 2 2 2 11 Писанко Е 2 1 2 2 1 0,6 12 Хасматулин А 2 2 1 1 2 0,7 13 Шульгина А 2 2 1 1 2 0,7 14 Щетников И 1 1 0 1 1 0,8 1,5 1,2 1 1 1,2

Графический анализ ключевых компетенций в 8 классе

За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года

Мониторинг ключевых компетенций 9 класс

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Касенова К 2 2 2 2 2 2 2 Егорова А 1 1 1 0 1 0,8 3 Аскерханова А 1 1 1 1 1 1 4 Долдонова М 1 1 1 2 1 1,2 5 Камзинова А 2 1 1 1 1 1,2 6 Соболевский В 1 1 1 1 1 1 7 Скоснягин А 1 1 1 1 1 1 8 Мальцева К 2 2 2 1 1 1,6 9 Черевко К 2 2 2 1 2 1,8 10 Эсембекова Д 2 2 1 2 2 1,8 11 Зарылканова А 1 1 1 0 1 0,8 1,4 1,2 1,2 0,8 1,2

Графический анализ ключевых компетенций в 9 классе

Мониторинг ключевых компетенций 11 класс

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Аверина З 2 2 2 2 2 2 2 Куковская А 2 2 2 2 2 2 3 Адылханов С 2 1 1 2 2 1,6 4 Томилова С 2 1 2 2 2 1,8 2 1,5 1,7 2 2

Средний балл- 11класс 7,4 /4 =1,8

Графический анализ ключевых компетенций в 11 классе

Мониторинг ключевых компетенций 7 класс

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Айболтинов Д 1 1 1 0 1 0,8 2 Досаев З 1 1 1 0 1 0,8 3 Оналбаева А 2 2 2 2 2 2 4 Носко К 2 2 1 2 1 0,6 5 Камзинова А 2 2 1 2 2 1,8 6 Носко В 1 1 1 1 1 1 7 Учёсова Н 1 2 2 1 1 1,4 8 Фомина А 2 2 2 1 1 1,6 9 Лубягина О 2 1 1 1 1 1,2 10 Ушакова Е 1 1 0 0 0 0,4 1,5 1,5 1,2 1 1,1

Средний балл 7 кл-11,6/10= 1,16

Графический анализ ключевых компетенций в 7 классе

За 1 полугодие 2013 – 2014 учебного года.

Мониторинг ключевых компетенций 6 класс

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Антошкин Е 1 1 0 0 1 0,6 2 Досаева А 1 1 0 0 1 0,6 3 Шарапов Д 1 1 1 1 1 1 4 Сухенко В 2 2 1 2 1 1,6 5 Камзинов А 2 2 1 2 2 1,8 6 Осинин И 1 0 0 0 0 1 7 Учёсова Е 1 1 1 1 1 1 8 Осинин С 1 1 0 0 0 0,4 9 Травникова И 2 2 2 2 2 2 10 Скоснягин Д 1 1 0 0 1 0,6 11 Крючков В 2 1 1 0 1 1 12 Майбасов А 0 1 0 0 1 0,4 13 Писанко Е 2 2 2 1 2 0,5 14 Темирканов С 1 1 1 1 1 1 1,2 1,2 0,7 0,7 1,1

Средний балл- 6 кл -13,1/ 14=0,9

Графический анализ ключевых компетенций в 6 классе

Мониторинг ключевых компетенций 5 класс

компетенции Коммуникативные Социокультурные Учебнопознавательные Культуро-ведческие Здоровьесберегающие С/Б 1 Айболтинов Т 1 1 1 0 1 0,8 2 Аверина Д 1 1 1 0 1 0,8 3 Барков В 1 0 1 1 1 0,8 4 Дяглева Е 2 2 2 2 1 0,5 5 Кусаинова С 2 2 1 1 2 0,6 6 Шарапова Е 1 1 0 0 1 0,6 7 Сизова Л 1 0 1 1 1 0,8 8 Бренёв В 1 1 1 0 1 0,8 9 Долгоненко В 1 1 1 0 1 0,8 1,3 1 1 0,5 1,1

класс – 6,5/9= 0,72

Графический анализ ключевых компетенций в 5 классе

Графический анализ сформированности компетенций

по технологии за 2013-2014 уч г. 1 полугодие

5кл 6кл 7кл 8кл 9кл 11кл

Учебно- познавательная компитенция

Культуроведческая и природоведческая компитенция

Хуторской А. Статя «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

Хуторской А. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал “Эйдос”.

Переломова Н. , зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.

Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал “Эйдос”.

Денисова, г. Новосибирск.

Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал “Эйдос”.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им. Алтынсарина

Об особенностях преподавания основ наук

в общеобразовательных организациях

Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году

Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Национальной академии образования им. Алтынсарина (протокол № 3 от 24 мая 2013 г.

Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. Алтынсарина, 2013. – 121 с.

Сборник включает материалы по организации образовательного процесса в 1-11 классах средних общеобразовательных школах Республики Казахстан.

Сборник адресован руководителям и учителям-предметникам, работникам системы среднего образования

0 – недостаточная степень сформированности качества.

Диагностика сформированности ключевых компетенций учащихся 8 класса по трудовому обучению Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной. Вот как может выглядеть оценка сформированности компетенций учащихся 8 класса.

Профессиональные компетенции для учителя технологии

Проводя эту работу, я задумалась о том, при изучении каких аспектов курса информатики формируются ключевые компетенции и подкорректировала приведенную выше таблицу именно с точки зрения преподавателя информатики. Вот что у меня получилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *