Форма и срок обучения: очная, 2 года
Почему магистратура «Анализ социальных систем и процессов» востребована?
Магистерская программа «Анализ социальных систем и процессов» готовит квалифицированных социальных аналитиков широкого профиля, способных осуществлять научный анализ актуальных проблем современного общества.
«Анализ социальных систем и процессов» (философия) позволяет получить качественное высшее образование второй ступени на русском языке, не выезжая за рубеж.
Чему учат на данном направлении?
Особенностью магистерской программы является ее прикладной характер. Профессиональные компетенции выпускников магистратуры позволят им осуществлять анализ социальных систем и процессов, разрабатывать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений, блокирующих негативные тенденции в обществе. Программа формирует широкий кругозор, системное мышление, навыки социального аналитика
Магистерская программа представлена широким кругом дисциплин:
- менеджмент – статистический анализ систем и процессов, стратегический анализ систем, управление и проектирование социальных систем, феномен выбора в социальных системах, управление конфликтами в профессиональной среде;
- социальная философия – основы социальной и культурной антропологии, исторический процесс и глобализация, философская публицистика и ведение блога, философия экономики;
- политика и право – этнический и религиозный экстремизм, формирование гражданской нации, современные гибридные войны, информационные ресурсы в управлении межнациональными отношениями;
- логика и коммуникация – системная методология и управление развитием, теория и практика аргументации, основы переговорного процесса, академическая и профессиональная коммуникация на иностранном языке.
Обучение на данной магистерской программе – это прекрасная возможность:
– получить эксклюзивный доступ в мир классической и современной социальной мысли;
– глубоко и детально изучить наиболее острые, актуальные и дискуссионные вопросы, волнующие социальных философов в XXI веке;
– быть востребованным в государственных и муниципальных учреждениях, средствах массовой информации, консалтинговых компаниях, коммерческих структурах и общественных организациях;
– стать экспертом в ключевых методологических проблемах социальных наук;
– существенно повысить уровень знания иностранных языков и выстроить профессиональную коммуникацию с зарубежными коллегами;
– начать успешную научную, преподавательскую или административную карьеру в университете;
– подготовить основу для кандидатской диссертации и без труда поступить в аспирантуру.
Обучение по данному профилю может быть интересно как специалисту с базовым философским образованием в качестве дальнейшего развития профессиональных компетенций, так и выпускникам бакалавриата, специалитета, магистратуры других направлений, желающим углубить свои познания в области социальной философии и получить новое образование.
Какие экзамены необходимо сдавать?
Зачисление в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. Вступительные испытания проводятся в форме эссе на тему “Актуальные проблемы философии”.
Есть ли бюджетные места?
В 2022 году по направлению подготовки «Философия», профиль «Анализ социальных систем и процессов» предусмотрен набор на бюджетной основе, 6 бюджетных мест.
Есть вопросы? Наша контактная информация
Кафедра философии: Пермь, ул. Генкеля 7, корп. 2, ауд. 406
тел. (342) 239-63-92
Библиографическое описание
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический
Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.
Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.
Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».
В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:
«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. ), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т
Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. Сластенин, Л. Митина, Е. Рогов, А. Гонеев, И. Осипова, И. Зимняя.
Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Ушинский, А. Макаренко, В. Ключевский, В. Бехтерев, П. Блонский, Л. Выготский.
Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Куракин, В. Караковский, А. Григорьева, A. Мудрик, Л. Новикова,Н. Селиванова.
Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. Сластенина, Н. Болдырева, А. Григорьевой.
В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. Гришина, Л. Митина, Ф. Мустафина, Н. Попова и др. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность. Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?
- Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.
- Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
- Аграновская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 118.
- Баграмова Н. В.. Компетентностный подход в образовании с проекцией на обучение иностранному языку//Синтез традиций и новаторства в методике изучения иностранных языков: материалы межвузовской научной конференции.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004, с.14–19.
- Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
- Веснин В. В. Практический менеджмент персонала:пособие по кадровой работе,М.,Юрист,1998.с.59.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89–90.
- Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М.: Когито — Центр, 2002.- 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, подход, профессиональная деятельность, интегральная характеристика, личностное качество специалиста, нравственная позиция личности, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс.
Теоретической основой реформирования системы образования в современном мире является философия образования, что позволяет создавать базисную основу модернизации российского образования, подстраиваясь под европейскую образовательную парадигму. Одной из форм интегративных и глобализационных проявлений в сфере высшего образования стал Болонский процесс.
Обязательные параметры Болонского процесса: 1) трехуровневая система высшего образования; 2) академические кредиты ECTS; 3) академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; 4) европейское приложение к диплому; 5) контроль качества высшего образования; 6) создание единого европейского исследовательского пространства.
Один из обязательных компонентов современного высшего образования в рамках Болонской системы – это реализация компетентностного подхода.
Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества).
Компетентностный подход (В. Болотов, А. Вишнякова, С. Воровщиков, Е. Коган, А. Пинский, В. Сериков, А. Хуторской, И. Фрумин, Б. Эльконин и др. ) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». Известная также американская модель «компетентного работника», разработанной Д. Мериллом, И. Стевиком и др. , в которой указываются необходимые качества специалиста – коммуникативность, стремление к саморазвитию.
Компетентностный подход призван перестроить образовательные программы так, чтобы приблизить результаты обучения к потребностям экономических и демократических институтов обществ европейского типа, а также является одним из инструментов преодоления противоречий, возникающих между различными национальными системами образования при попытке их согласования. Таким образом, компетентностный подход является международным и межвузовским инструментом разработки образовательных программ, а содержание компетенций – продуктом многостороннего взаимодействия вузов и других заинтересованных сторон.
Компетентностный подход в мировой образовательной практике:
1) объединяет интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
2) интерпретирует содержание образования, формируемого «от результата»;
3) включает ряд однозначных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широкой сфере культуры и деятельности.
Существует точка зрения, согласно которой интерес к проблеме исследования компетенций обычно совпадал с кризисными явлениями в экономике, образовании, культуре.
В одной из наиболее известных программ – проекте «Tuning Educational Structures» (или просто TUNING) «Настройка образовательных структур в Европе», приоритетным направлением совместных усилий в области методологии образования названо определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго уровней обучения (т. бакалавров и магистров).
Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описаний программ всех уровней на основе компетентностного подхода.
Второе, более фундаментальное и менее ориентированное на политику, положение, принятое проектом, заключается в том, что настройка образовательных структур производится на основе компетентностного подхода. Это подход предполагает рассмотрение отдельных курсов, программ и циклов (уровней) обучения через два понятия: компетенции и результаты обучения.
Результаты обучения представляют собой описания того, что, как ожидается, должен знать, понимать и быть способным демонстрировать обучаемый после завершения обучения (завершения модуля, курса, программы). Результаты обучения конкретизируют требования для присвоения кредита. (Под кредитом понимается условная оценка рабочей нагрузки, необходимая для освоения элемента программы обучения, начисляемая в случае его успешного прохождения). Результаты образования, выраженные на языке компетенций, как считают западные эксперты, – это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.
В соответствии с принятым в рамках проекта определением, компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компетенции будут формироваться в рамках различных курсов, оцениваться на каждой стадии обучения.
В рамках проекта TUNING были сформулированы результаты обучения для первой и второй степени (общие дескрипторы квалификаций высшего образования). Для описания степеней и соответствующих им циклов, компетенции подразделяются на общие и специальные. Проект видит особую роль компетенций в развитии новой образовательной парадигмы. Это касается, прежде всего, перехода от образования, центрированного на преподавании, к образованию, центрированному на обучении.
1) знание и понимание (теоретические знания в академической области, способность знать и понимать);
2) знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);
3) знание как бытие (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).
Компетенции должны подкрепляться личными качествами (например, работоспособностью, прилежностью, увлеченностью, выносливостью, преодолением трудностей, сдержанностью, оптимизмом, терпимостью при разочарованиях и др. ), что свидетельствует о значимости системного характера формирования компетенций.
В ходе работы программы TUNING (в которой приняло участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию) было выделено несколько групп компетенций.
Системные компетенции(сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать то, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструирования новых систем)
Специальные (профессиональные компетенции)
Базовые общепрофессиональные компетенции в избранной сфере деятельности
В проектах новых государственных стандартов предполагается закрепление одинакового набора общих компетенций для одного направления образования. При этом число компетенций возрастает при переходе на более высокий уровень образования. Формирование каждой компетенции должно обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин – полностью соответствовать уровню этих компетенций.
Предполагается также изменение роли преподавателя. Он становится систематизатором знания, «ключевым игроком» в преподавании главных, основных понятий, руководителем и куратором работы студентов при более высоких уровнях консультирования и мотивирования последних.
«Подобный сдвиг приводит к изменению подходов к образовательной деятельности, изменению учебного материала и образовательных ситуаций, поскольку он стимулирует вовлечение учащегося – индивидуальное и групповое – в подготовку презентаций, статей, в организованную обратную связь и т. Кроме того, перенос акцента с входа на выход отражается и на оценивании успеваемости студентов».
Компетентностный подход в образовании обусловлен: 1) информационным взрывом; 2) переходом высшей школы на язык бизнес-сообщества; 3) необходимостью переустройства всей системы образования России.
Исследователь И. Зимняя дает на вопрос необходимости внедрения компетентностного подхода в российское образование следующие ответы:
Таким образом, в практике российского образования компетентностный подход фиксируется как:1) один из подходов к оценке эффективности образовательной практики, в соответствии с которым критериями эффективности являются компетентность и компетенции; 2) как метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества деятельности образовательного учреждения.
Отличительная черта реализации компетентностного подхода в образовательном процессе: развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт.
Основным результатом реализации компетентностного подхода в условиях образовательного учреждения становится формирование умений человека видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.
В России реализация компетентностного подхода может выступить дополнительным фактором, способствующим поддержанию единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства.
Основные термины (генерируются автоматически): TUNING, компетенция, подход, высшее образование, Болонский процесс, результат обучения, знание, образование, российское образование, высшая школа.
01 Теология – Культура православия
Подразделение – держатель программы: Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент философии и религиоведения
Срок обучения: 4 года
Форма обучения: очная
Язык реализации: русский язык
Руководитель образовательной программы: Здор Анна Владимировна – заведующая кафедрой теологии Департамента философии и религиоведения Школы гуманитарных наук
Контактные данные: тел. +79242366365
Описание образовательной программы
Направление «Теология» предполагает изучение различных аспектов православной духовной традиции и христианской культуры: библеистики, истории христианства, православной этики и педагогики, иконописи и духовной музыки, религиозной философии. Студенты приобретают профессиональные компетенции в сфере государственного законодательства в области религии, истории мировых религий, сектоведения, преподавания основ религиозных культур, социально-каритативной работы, экскурсионно-паломнической деятельности. Теологическое образование формирует целостное мировоззрение, приучает к аналитической работе с различными источниками информации. Преимущества и особенности образовательной программы
– Сочетание широкого гуманитарного образования с фундаментальными знаниями в области православного богословия и религиозных культур;
– Приоритет принципов научности и открытости к диалогу в процессе преподавания;
– Ориентация на решение конкретных проблем духовной жизни нашего общества. Ключевые дисциплины и модули
Библеистика
История и современная жизнь Церкви
История религий
Догматическое богословие
Литургическое богословие
Сравнительное богословие
Наука и религия
Нравственное богословие
История и теория религиозного искусства
Религиозная философия
Паломническое экскурсоведение
Методика преподавания основ религиозных культур
Изучаемые технологии, инструменты и программное обеспечение
Студенты овладевают методологией анализа влияния религиозности на ценностную сферу общества и различные формы культуры. В результате углубленного изучения православного богословия и расширения кругозора в области гуманитарных наук выпускники получают навыки решения разнообразных задач педагогической, научно-исследовательской, социально-каритативной, духовно-просветительской деятельности
Выпускники могут преподавать, работать с религиозными материалами в музеях, издательствах, библиотеках и архивах; организовывать экскурсионно-паломническую и религиозно-туристическую деятельность, курировать взаимодействие государственных и муниципальных органов с религиозными организациями. Партнёры и эксперты
– Департамент образования и науки Приморского края;
– Департамент внутренней политики Приморского края;
– Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН;
– Приморский краевой институт развития образования;
– Приморский государственный объединенный музей имени В. Арсеньева;
– Приморская митрополия Русской Православной Церкви;
– Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва). Тематики проектной деятельности в ОП
Проектная деятельность в ОП связана с просветительскими и благотворительными акциями и с социально-каритативным служением православных организаций
Набор компетенций выпускника
– Готовность использовать знания фундаментальных разделов теологии для решения научно-исследовательских задач;
– Способность адаптировать и применять общие методы к решению нестандартных теологических проблем;
– Способность к теологическому анализу различных областей культуры и общественной жизни, связанных с духовно-нравственными ценностями;
– Способность преподавать предметы и дисциплины в области теологии, исторических традиций мировых религий, духовно-нравственной культуры или альтернативные им предметы и дисциплины;
– Способность организации и осуществления общественной информационной и просветительской работы, в том числе экскурсий в музеях, книжных и музейных выставок и презентаций, научно-практических конференций и конкурсов. Трудоустройство и востребованность профессии
Перспективы выпускника: научно-исследовательская и педагогическая деятельность, работа в административных и правоохранительных органах, музеях, библиотеках, СМИ, издательствах, туристических фирмах, социально-реабилитационных и духовно-просветительских центрах, благотворительных фондах, в общественных и религиозных организациях. Тематика ВКР прошлых лет
Происхождение мира и человека: библейско-богословский и естественнонаучный подходы
Реабилитация людей с ограниченными возможностями в социальном служении Русской Православной Церкви на современном этапе. Антропологическая проблематика в дискуссиях между представителями атеистического и христианского мировоззрений. Образы равноапостольных святых в агиографии, гимнографии и иконографии. Проблемы рецепции христианства представителями современной китайской культуры.