Профессиональные компетенции и развитие образования в высшей школе

Кокоева Р. 1

Хетагов В. 11 ФБГОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Хетагурова»Новейшая образовательная тенденция – непрерывно пополнять свои знания в течение всей своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому профессионализм – главная стратегическая задача преподавателя высшей школы. Стратегии профессиональной деятельности, профессиональной компетентности преподавателя вузовской среды формируются как целостная структура. Анализ профессиограммы преподавателя вузовской среды выделяет важнейшие его компетенции. Наряду с традиционными компетенциями, такими как глубокий научный кругозор, креативное и критическое мышление, владение инновационными и информационными технологиями, педагогическим мастерством, необходимо формировать такие экзистенциальные ценности, как ответственность, свобода, выбор. И решение профессиограммы педагога преломляется сквозь главное – сохранность личности как высшей ценности. Творческое мышление для современного преподавателя – важнейшая компетенция, которая ведет к креативному поиску научных способов и методов профессиональной деятельности, разработке инновационных технологий и, наконец, к созданию среды, в которой участники образовательного процесса будут генерировать новые идеи. Такой подход к своей профессиональной деятельности будет способствовать развитию уникальности процесса обучения, так называемого осознанного созидания, раскрытию своего ресурса. Уникальность, неповторимость содержания преподавательской компетенции формируется на фоне коммуникативного пространства. Формирование коммуникативного пространства обеспечивается не просто общением между преподавателем и обучающимися, необходимо выстраивать коммуникативную компетентность. Кокоева Р. Психологическая культура преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания. 2009. № 5. Саранцев Г. Предметно-педагогическое мышление в профессиональных компетенциях педагога // Педагогика. 2015. № 10. 59-64. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. , 2015. 647 с. Ялом И. Лечение от любви. Психотерапевтические новеллы. СПб. , 2016. 252 с. Франкл В. Воля к смыслу. , 2015. 239 с. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность. СПб. , 2017. 321 с. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. : Питер, 2015. 317 с. Кокоева Р. Высшее образование и развитие человека // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. Ниязбаева Н. Экзистенциальные ценности образования. : Перо, 2014. 126 с. Дахин А. Педагогические проекты: история, инновации, интерпретации // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1. 18-26. Семикин Г. , Мысина Г. , Шарапановская Е. , Пиканина Ю. Применение технологий саморегуляции в работе преподавателя технического вуза // Живая психология. 2017. № 3. 253.

Цель: определить профессиональные компетенции преподавателя высшей школы.

Результаты исследования могут быть использованы в высших учебных образовательных организациях в качестве структуры компетенций современного преподавателя высшей школы.

Современная высшая школа становится центром новых идей и инноваций, обеспечивает формирование профессионального человеческого ресурса, который необходим для продвижения новейших направлений образования, науки и бизнеса. Движущей силой современной мировой экономики являются профессиональные навыки в виде технологий разного модуса. Резко возрос уровень трансформации социально-экономического характера, товары и ресурсы с легкостью перемещаются через национальные границы, быстро распространяются новые средства связи и обработки информации в формате программирования в компьютерных системах. Новейшая образовательная тенденция – непрерывно пополнять свои знания в течение всей своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому профессионализм – главная стратегическая задача преподавателя высшей школы. Стратегии профессиональной деятельности, профессиональной компетентности преподавателя вуза формируются как целостная структура. Она представляет собой целостную структуру таких компетенций, совокупность которых необходима для создания педагогических условий реализации профессиональной деятельности преподавателя. Как известно, основные направления трудовой деятельности преподавателя высшей школы включают в себя учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и управленческую функции.

В процессе исследования профессиональных компетенций преподавателей вуза (ФББОУ ВО СОГУ имени К. Хетагурова) гуманитарного направления выборку составили 27 человек (представители психолого-педагогического и социологического направлений) в возрасте от 32 до 58 лет. Им предлагалась анкета, в которой респондентам было предложено проранжировать вышеперечисленные компетенции в порядке их значимости. Выяснилось, что наиболее значимой для преподавателей выступает такая компетенция, как глубокое владение предметом своей деятельности, затем следуют деловые качества преподавателя, далее – владение критическим и творческим мышлением, следующая – способность профессионально саморегулировать свое психоэмоциональное состояние в различных социально-психологических ситуациях, замыкают избранный ранг экзистенциальные образовательные компетенции. Сущность и последовательность приведенных компетенций преподавателей вуза мы и будем рассматривать.

Организаторские качества перекликаются с нравственными, когда умение выстраивать межличностные отношения с коллегами переносится и на обучающихся. Такое взаимодействие в условиях образовательного процесса предполагает логичное профессиональное пространство, в котором все его участники получают ожидаемые результаты. Деловыми качествами мы называем профессиональные навыки, проявляющиеся в отношении к своему делу, трудовой деятельности. И здесь особенно хочется отметить такие качества преподавателя, как ответственность, выбор, свобода. Эти качества, по сути, обозначены в педагогической профессиональной литературе как экзистенциальные ценности образования. Успешность образовательного процесса, включение всех его участников в пространство креативного мышления, поиска научных идей, инноваций зависят от вышеперечисленных компетенций преподавателя и мотивированности, способности преобразовывать знания, владения информационными технологиями.

Кроме вышеперечисленных компетенций, особое место в их структуре занимает творческое, креативное мышление. Творческое мышление для современного преподавателя – важнейшая компетенция, которая способствует креативному поиску научных способов и методов профессиональной деятельности, разработке инновационных технологий и, наконец, созданию среды, в которой участники образовательного процесса будут генерировать новые идеи. Такой подход к своей профессиональной деятельности будет вести к развитию уникальности процесса обучения, так называемого осознанного созидания, раскрытию своего ресурса. Уникальность, неповторимость содержания преподавательской компетенции формируется на фоне коммуникативного пространства. Формирование коммуникативного пространства не просто обеспечивается общением между преподавателем и обучающимся, но и выстраивает коммуникативную компетентность. В этой связи мы подходим к компетенции, которая скрепляет все вышеуказанные: компетенция, регулирующая психоэмоциональное состояние преподавателя, – саморегуляция. Без профессиональных навыков управления своим психическим состоянием невозможно структурировать компетенции преподавателя современного вуза. Ведь, как уже было сказано выше, социально-технологические требования к преподавателям профессионального образования очень высоки, а достижение этих требований выстраивается в контексте «здесь и сейчас». И это касается прежде всего уровня взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Преподаватель должен уметь развивать свои психические возможности так же быстро, как и сам изменяющийся мир с его профессиональными «вызовами». Поэтому нам представляется важным формирование аутогенных, релаксационных техник, которые регулируют психоэмоциональное состояние преподавателя высшей школы. Использование профессионального поведенческого тренинга для преподавателей раскрывает его психический ресурс, далее ведет к осознанию своих внутренних переживаний, мыслей, своего поведения. Управление личностным психическим потенциалом, умение правильно распределять свою психическую энергию позволяют преподавателю:

1) реализовывать свои собственные профессиональные проекты;

2) грамотно выстраивать социальные взаимодействия не только с обучающимися, но и с другими участниками учебно-образовательного процесса;

3) формировать свою экзистенциальную перспективу.

Наряду с основными требованиями образования необходимо формирование таких компетенций, которые дают возможность свободно высказывать свое мнение, подкрепленное реальными учебно-практическими функциями. Внутренняя свобода преподавателя открывает дорогу к поиску новых форм постижения научных мыслей, коммуникативной свободе, транслирует знания, разворачивающие развитие информационного поля, где в свою очередь формируется новая идея. Свобода тесно связана с ответственностью и правом на выбор. Предпосылкой свободы как ценности преподавательской деятельности является ответственность. Преподаватель, который активно принимает участие в социальных взаимодействиях, осознает эту возможность, возможность принимать решения, соответствующие целям и задачам образования. На наш взгляд, при внутренней несвободе мы не может говорить о полноценной ответственности. Преподаватель как участник учебно-образовательного процесса вуза ответственен за свой профессионализм, который он демонстрирует, за свою профессиональную компетентность, и эта ответственность дает возможность ему правильно структурировать свое профессиональное пространство. Быть ответственным – значит посвящать себя высокому служению своего дела, обучению и воспитанию обучающихся. Ответственность и свобода тесно связаны с правом на выбор. Для преподавателя выбор в кругу его компетенций занимает особое экзистенциальное звучание. Он всегда имеет право на выбор для осознания своего профессионального смысла, значимости своей трудовой деятельности, способности предпринимать выбор в пользу истинных человеческих ценностей и ценностей профессионального образования. Экзистенциальные компетенции образования раскрывают особенности формирования личности преподавателя, включают и такие ценности, как творчество, уникальность, общение. Эти ценности усиливают градус профессионализма преподавателя, активизируют его компетенции.

Библиографическая ссылка

Профессиональные компетенции и развитие образования в высшей школе

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

В статье автор рассматривает основные составляющие профессиональной компетентности преподавателей ВУЗов.

Ключевые слова

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, КОМПЕТЕНЦИИ, УНИВЕРСИТЕТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Текст научной работы

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить, и работать в быстро изменяющемся мире. В основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч. Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность специалиста, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях:

  • в познании и объяснении явлений действительности;
  • при освоении современной техники и технологии;
  • во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  • в практической жизни при выполнении социальных ролей.

Компетентность проявляется ситуативно, и её можно отследить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность. Кроме того, суть образовательного процесса в условиях комнетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привнести к формированию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал неопределенности, выбора, должна находить резонанс в культурном и социальном опыте обучающегося. Цель компетентностного подхода – обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной, управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности. Задачи компетентностного подхода:

  • формирование у будущего специалиста ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности;
  • развитие творческого потенциала его личности;
  • воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

Новая модель образования, по убеждению ученых, должна интегрировать интеллектуальные, физические, политические, социальные и эстетические аспекты знаний, ибо компетентность человека должна выступать в ее самых различных проявлениях. К областям, развивающим компетентность человека в широком ее понимании, авторы относят учебу, работу, сферу заботы о здоровье, культуру, политику, окружающую среду, экологию, мир. В качестве инструментов формирования такой компетентности выступают: общее образование, профессиональная подготовка, обучение без отрыва от производства, воспитание в семье, общинное развитие, средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения и все виды деятельности человека, способствующие выполнению индивидом его активной гражданской роли. Переход к такому широкому пониманию компетентности человека, как подчеркивается, открывает перспективу для развития новых стратегических идей и действий. Замена знаний, рассчитанных только на формирование практических, трудовых и производственных навыков, на знания и умения, необходимые для раскрытия всего человеческого потенциала, означает, по мнению ученых, первый шаг к более интегрированной образовательной политике, призванной служить интересам индивида и общества будущего. Такая интеграция необходима человеку для самостоятельного и успешного разрешения различных жизненных ситуаций, создания для себя лучших условий в целях конструктивного взаимодействия с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные. С учетом нового широкого понимания компетентности ученые предлагают разрабатывать новое содержание образования. По их мнению, новые учебные программы должны строиться, исходя из новой концепции взаимоотношений между вузом и остальными общественными структурами в рамках стратегии развития компетентности человека. При этом знания предлагается не дробить искусственно. Меняется и функция педагога. Он должен быть не только лицом, предлагающим знания и умения, но и активным посредником между учащимися и ситуациями, в которых актуализируется и находит практическое применение тот или иной вид компетентности. Организация такого рода учебного процесса требует установления множества связей между вузом, с одной стороны, и учреждениями, людьми, чья деятельность имеет отношение к тем или иным областям компетентности – с другой, что одновременно позволяет реализовать интеграцию теории и практики. В последние десятилетие, несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности активно занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, в современной литературе нет единства в вопросе определения сущности рассматриваемого понятия. В разных трудах под профессиональной компетентностью педагога понимается:”психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно” (А. Маркова);”форма исполнения субъектом педагогической деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов труда, свободным владением орудиями производства, соответствием характера выполняемых работ профессионально важным качествам учителя” (Е. Павлютенков);”уровень собственно профессионального образования” (Б. Гершунский);”качественная характеристика степени овладения педагогом профессиональной деятельностью” (Н. Матяш”) и пр. Исследуя вопросы качества профессиональной деятельности педагога, его мастерства и профессионализма, педагогических способностей и требований к педагогу, известный российский ученый Н. Кузьмина выделяет в числе важнейших характеристик педагогических работников, влияющих на результативность труда, их профессиональную компетентность. В качестве основных элементов педагогической компетентности она выделяет: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знания, умений и навыков учащихся; психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей и направленности обучаемых и аутопсихологическую компетентность. Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством. Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения. Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение побуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной профессии, к преподаваемому предмету. Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами и учащимися. Обобщая, можно сказать, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы – это характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функции обучения, воспитания и развития будущих специалистов.

  • Методы выявления и обследование нарушение речиМахкамова У.А.NovaInfo 110, с.96-98, 30 ноября 2019, Педагогические науки,
  • Махкамова У.А.
  • Управление качеством высшего образования в современном обществеКубадиева Ф.Н.Кумахова Д.Б.NovaInfo 110, с.92-94, 28 ноября 2019, Педагогические науки,
  • Кубадиева Ф.Н.
  • Кумахова Д.Б.
  • Теоретические аспекты формирования мелкой моторики рук у дошкольников на занятиях творческого объединенияТаварданова Р.Р.NovaInfo 110, с.91-92, 27 ноября 2019, Педагогические науки,
  • Таварданова Р.Р.
  • Роль мотивации при обучения языкахБайбабаева Ш.И.NovaInfo 110, с.88-90, 25 ноября 2019, Педагогические науки,
  • Байбабаева Ш.И.
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массиваХусаинов И.Г.NovaInfo 76, с.299-303, 25 декабря 2017, Педагогические науки,
  • Хусаинов И.Г.

Список литературы

Компетентностный подход рассматривается как методологическая основа реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Высшего Профессионального Образования. Обнаружена валидность проблемы применения компетентностного подхода в образовательном процессе ФГОС ВПО. В статье основное внимание уделяется понятию «компетентностный подход», его внедрение может послужить улучшению качества подготовки профессиональных специалистов

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТИ

В настоящее время отечественная педагогика имеет много разных подходов являющихся основными в образовательном процессе вузов. Обыденные и давно знакомые — личностно ориентированный, деятельностный, системный, традиционный, культурологический, аксиологический подходы и новые, пришедшие в научный оборот относительно не большое время назад — компетентностный, контекстный, ситуационный, информационный, полипарадигмальный, эргономический, и другие. Целью компетентностного подхода является — обеспечить качество образования. В восьмидесятых, когда зарождалась идея данного подхода, речь шла о профессиональной компетентности и компетенциях. Рассматривалась компетентность как углубленное знание предмета или усвоенное умение. Зеер Д. считает, что компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Теоретические компетентности отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. А эмпирические отражают внешние свойства предметов и явлений и имеют действенный характер, их конкретизация состоит в словах-терминах, символах, знаках, иллюстрациях, примерах. Тем не менее, кроме компетентности и компетенции как конструктов компетентностного подхода Э. Зеер подчеркивает необходимость рассмотрения в нем еще одного конструкта, названного им метакачества. Метакачества — способности, качества, свойства личности, обуславливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека. Зеер выделяет две группы метакачеств: группа широкого радиуса функционирования, востребованная при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей (познавательные, регуляторные, коммуникативные качества); группа узкого радиуса действия — метапрофессиональные качества, необходимые при выполнении групп профессии: человек — человек, человек — техника, человек — природа. Актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе ФГОС ВПО не вызывает ни у кого сомнений. К сожалению вузовское педагогическое сообщество далеко от полного понимания теории компетентностного подхода, из-за чего слабо ориентирована практическая реализация в процессе воспитания, обучения, и развития будущих специалистов материальной и духовной сфер деятельности. Переход к компетентностному подходу позволит улучшить конечный результат обучения. Нет сомнения, что всё время ведутся поиски и рассмотрения идеальной системы обучения, которая была бы полезной для вуза, самого студента, а также для работодателей, ведь конечным потребителей в этом звене являются они. А от качества обучения зависеть будет ли сотрудник полезен организации, обществу, государству. Если система обучения будет учитывать запросы работодателей, то шансы получить эффективную систему обучения будет выше. Как раз-таки в компетентностном подходе есть стремление к созданию общего стандарта обучения, позволяющего удовлетворить потребности вуза, студента и работодателя.

  • Нормативное регулирование учета в строительных организацияхМинниахметова Э.З.NovaInfo 67, с.145-148, 13 июня 2017, Экономические науки,
  • Минниахметова Э.З.
  • Внедрение бухгалтерского управленческого учета в экономическую деятельность сельскохозяйственных организацийМилаевская С.А.Сытник О.Е.NovaInfo 67, с.141-145, 13 июня 2017, Экономические науки,
  • Милаевская С.А.
  • Сытник О.Е.
  • Конкурентоспособность экономических системСажина В.О.Сайфидинов Б.С.NovaInfo 67, с.136-141, 13 июня 2017, Экономические науки,
  • Сажина В.О.
  • Сайфидинов Б.С.
  • Оценка качества результатов обучения на основе компетентностного подходаДжуманов Т.М.NovaInfo 67, с.104-108, 8 июня 2017, Экономические науки,
  • Джуманов Т.М.
  • Компетенции современного менеджера в РоссииДжуманов Т.М.NovaInfo 67, с.101-104, 8 июня 2017, Экономические науки,
  • Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза // Вестн. Томского гос. пед. Ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11. С. 17-23.
  • Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. №6.
  • Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. Пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО Вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. Психолого- социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
  • Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12.
  • Петрова О. Е., Сивицкая Л. А. Роль личности преподавателя при реализации парадигмы соучастия в образовательном процессе // Материалы III регион. межвуз. науч.-практ. конф. «Воспитание в условиях вузовского социума». М.: Изд-во ТПУ, 2002. Вып. 1. С. 226— 229.
  • Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 52-55.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *