профессиональные компетенции магистратуры

– обладанием навыками публичных деловых и научных коммуникаций (презентаций, переговоров), способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-13).

а) организационно-управленческая и экономическая деятельность:

– умением разрабатывать философию и концепцию управления персоналом, кадровую и социальную политику, стратегию управления персоналом организации в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-1);

– владением навыками внедрения и реализации кадровой и социальной политики, стратегии управления персоналом организации (ПК-2);

– использованием принципов корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии (ПК-3);

– владением современными технологиями управления персоналом и эффективной (успешной) реализацией их в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

– владением методами и навыками постановки задач по развитию системы управления персоналом в организации (ПК-5);

– умением оценивать кадровый потенциал организации и направления его развития (ПК-6);

– умением разрабатывать и внедрять политику привлечения, подбора и отбора конкурентоспособного персонала (ПК-7);

– умением разрабатывать и внедрять политику адаптации персонала организации (ПК-8);

– умением разрабатывать и внедрять политику обучения и развития персонала организации (ПК-9);

– умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-10);

– умением разрабатывать и внедрять политику мотивации и стимулирования персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды организации, ее стратегических целей и задач (ПК-11);

– умением формировать и поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру (ПК-12);

– знанием основ кросскультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции и обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде (ПК-13);

– умением разрабатывать программы первоочередных мер по созданию комфортных условий труда в организации, оптимальные режимы труда и отдыха, обеспечения безопасности для различных категорий персонала организации (ПК-14);

– умением разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом (ПК-15); умеет проводить анализ социально-экономической эффективности системы и процессов управления персоналом и использовать его результаты для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее функций (ПК-16);

– умением проводить анализ социально-экономической эффективности системы и процессов управления персоналом и использовать его результаты для подготовки решений в области оптимизации функционирования системы управления персоналом, или отдельных ее функций (ПК-16);

б) аналитическая и консультационная деятельность:

– умением выбирать направление деятельности в системе управления персоналом исходя из задач организации, видеть задачу целиком, систематизировать информацию для достижения поставленной цели (ПК-17);

– способностью оценивать воздействие макроэкономической среды, органов государственного (муниципального) управления на формирование и развитие человеческих ресурсов региона и организации (ПК-18);

– знанием принципов, форм и методов диагностики организационного развития и использованием их в своей профессиональной деятельности (ПК-19);

– знанием технологии проведения диагностики и мониторинга состояния развития организации и ее кадрового потенциала (ПК-20);

– знанием методов и владением навыками оценки эффективности, действующей в организации системы найма и адаптации персонала (ПК-21);

– знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы обучения и развития персонала и ее вклада в достижение целей организации (ПК-22);

– знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы мотивации и стимулирования (ПК-23);

– владением навыками анализа конкурентоспособности и методами оценки эффективности политики оплаты труда в организации (ПК-24);

– владением навыками анализа морально-психологического климата и состояния организационной культуры (ПК-25);.

– владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков, анализа травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-26);

– умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК-27);

– владением навыками оценки состояния и оптимизации кадрового делопроизводства и кадрового учета (ПК-28);

– умением определять и формулировать задачи, принципы и стандарты построения системы внутренних коммуникаций в соответствии со стратегическими целями организации (ПК-29);

– владением методами и программными средствами обработки деловой информации, анализа деятельности и управления персоналом, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-30);

– умением своевременно и профессионально консультировать работодателя и персонал организации о правах и обязанностях, возникающих в результате заключения трудового договора, в том числе о возможных конфликтах интересов и соблюдении конфиденциальности (ПК-31).

– владением навыками оценки эффективности работы с персоналом (ПК-32);

– умением выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, нахождением путей их решения и разработкой системы мер по их практической реализации (ПК-33);

в) научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

умением выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом (ПК-34);

– умением разрабатывать программы научных исследований и разработок в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение (ПК-35);

– умением разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов (ПК-36);

– умением проводить бенчмаркинг и другие процедуры для оценки вклада службы управления персоналом в достижение целей организации (ПК-37);

– умением применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели (ПК-38);

– владением навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследование (ПК-39);

– умением проводить совещания: выбирать тему, формировать регламент, анализировать проблемное поле, информировать других, принимать совместные решения (ПК-40);

– умением готовить обзоры, научные отчеты и научные публикации по актуальным проблемам управления персоналом (ПК-41);

– умением разрабатывать образовательные программы для проведения обучения персонала (ПК-42);

– умением разрабатывать учебно-методические материалы для проведения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации (ПК-43);

– владением современными образовательными технологиями и умением их использовать в процессе обучение персонала (ПК-44);

– владением навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-45);

– владением навыками наставничества, способностью вдохновлять других на развитие (ПК-46);

– владением навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов (ПК-47);

– владением навыками преподавания специализированных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом (ПК-48);

г) проектная деятельность:

– владением навыками разработки и организации применения современных методов и технологий управления персоналом (ПК-49);

– способностью и умением формировать систему индивидуальных инструментов управления персоналом – максимально простую и удобную в пользовании и разработанную на основе новейших методов и методик в данной области – и эффективно реализовывать ее в управленческой практике (ПК-50);

– способностью разрабатывать, экономически обосновывать и внедрять в практику деятельности организации проекты совершенствования системы и технологии работы с персоналом на основе функционально-стоимостного анализа с ориентацией их на достижение социально-экономической эффективности (ПК-51);

– владением знаниями и умениями проектирования эффективной кадровой политики, поддерживающей позитивной имидж организации как работодателя (ПК-52);

– владением инструментами формирования и оценки вклада системы управления персоналом в стоимость организации и доносит результаты этой оценки до всех заинтересованных сторон и лиц (ПК-53);

д) социально-психологическая деятельность:

– владением навыками разработки и эффективного использование современных социальных технологий в работе с персоналом (ПК-54);

– владением навыками разработки и организации внедрения планов социального развития организации (ПК-55);

– владением навыками организации управления конфликтами и стрессами, способностью лично эффективно участвовать в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности по управлению конфликтами и стрессами (ПК-56);

– владением знаниями и умениями анализировать, разрабатывать, внедрять и оценивать программы и услуги по поддержанию физического и душевного здоровья сотрудников и их защите от небезопасных условий и действий со стороны других лиц и сторон (ПК-57);

– владением знаниями и навыками предупреждения личной профессиональной деформации и профессионального выгорания и умением применять их на практике (ПК-58).

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

(в ред. Федерального закона от 30. 2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

КонсультантПлюс: примечание.

С 01. 2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

(в ред. Федерального закона от 24. 2022 N 371-ФЗ)

1 ст. 12 вступает в силу с 01. 2023.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

(часть 6. 1 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

2 ст. 12 вступает в силу с 01. 2023.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

(часть 6. 2 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

3 ст. 12 вступает в силу с 01. 2023.

При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам “Русский язык”, “Литературное чтение” и “Окружающий мир”, а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам “Русский язык”, “Литература”, “История”, “Обществознание”, “География” и “Основы безопасности жизнедеятельности”.

(часть 6. 3 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

4 ст. 12 вступает в силу с 01. 2023.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 6. 1 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6. 3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 6. 4 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

Федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.

(часть 6. 5 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

К разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 6. 6 введена Федеральным законом от 24. 2022 N 371-ФЗ)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(в ред. Федеральных законов от 26. 2021 N 144-ФЗ, от 24. 2022 N 371-ФЗ)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7. 1 введена Федеральным законом от 30. 2020 N 517-ФЗ)

Утратил силу. – Федеральный закон от 24. 2022 N 371-ФЗ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30. 2020 N 517-ФЗ)

Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8. 1 введена Федеральным законом от 26. 2021 N 144-ФЗ)

Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 01. 2023 (ФЗ от 24. 2022 N 371-ФЗ).

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9. 1 введена Федеральным законом от 31. 2020 N 304-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26. 2021 N 144-ФЗ, от 24. 2022 N 371-ФЗ)

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.

Порядок разработки примерных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26. 2019 N 232-ФЗ, от 26. 2021 N 144-ФЗ, от 24. 2022 N 371-ФЗ)

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30. 2020 N 517-ФЗ)

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

С 01. 2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 127-ФЗ). будущую редакцию.

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Ответы на вопросы по разработке ОПОП

ФГБНУ “Аналитический центр” были проведены обучающие вебинары по разработке основных профессиональных образовательных программ высшего образования. В дополнение к проведенным вебинарам размещаем презентацию, содержащую рекомендации по разработке основных образовательных программ в формате “вопрос-ответ”
Кроме того, во время проведения вебинаров в Центр поступили вопросы по теме проведенных вебинаров. Центром были обработаны и подготовлены ответы на указанные вопросы. В данном разделе размещены ответы на первый блок вопросов, в ближайшее время данные раздел будет дополнен ответами на второй блок.

⇒ Презентация доступна по ссылке ⇐

Популярные издания ФГБНУ «Аналитический центр»

Издания 2019 года

Издания 2018 года

Документ был изменён 11. 2019 в 10:50.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *