профессиональные компетенции педагога библиотекаря

В современном мире всё чаще поднимаются вопросы о профессиональной компетентности. Так что же такое профессионализм и профессиональная компетенция?Под профессионализмом понимается умение людей эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в различных условиях, самостоятельно ставить профессиональные цели, по своей инициативе развивать способности, иметь высокий уровень мотивации и саморегуляции, и это особое мировоззрение человека. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность. Понятие «компетентный» в словаре Ожигова определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой – либо области»Моя область – это педагогика, поэтому передо мной встал вопрос о профессиональной компетентности учителя. В педагогической науке, на данный момент, нет единого подхода к определению единого понятия профессиональная компетентность педагога. Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников. Учёный Зеер в своих исследованиях отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности. Профессионально успешная личность, по мнению Н. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности. Мне кажется, что готовностью к самопознанию и саморазвитию должен обладать каждый педагог, который работает в современной школе. Компетентность учителя заключается в умении организовать обучение учащихся таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и проводить дискуссии, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, мотивировать учащихся на более высокие достижения. Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированном подходе. Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой основную цель – содействовать становлению ребенка, его индивидуальности, духовности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить интересующие его проблемы, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом. Позитивно – эмоциональный климат на уроке помогает реализовать личностный подход, выстраивать общение с учащимися как двусторонний процесс, при котором мы становимся полноправными партнерами. Каждый школьник на уроке должен достичь своей цели, выбрав свой собственный путь, в обучении, задав себе тот алгоритм, который удобен ему, поверить в собственные силы, получить справедливую оценку за свой труд. Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого профессионального учителя. Оценивая свой профессиональный рост, я отмечаю в себе растущий интерес к психологическим знаниям. Если раньше я более всего внимания уделяла содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам, и считала, что это главное, то в последние годы мои приоритеты изменились. Теперь те же приемы и методы, та же методика применяются мною более качественно и более эффективно. Я использую современные технологии, при этом ориентируюсь на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти. На уроках стараюсь использовать групповую работу для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Возросло воспитательное значение моих уроков. Мне хочется, чтобы ученики на уроке получали удовлетворение от общения, от собственной деятельности, и уходили с урока с чувством возросшего собственного достоинства. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться всему прекрасному, что нас окружает. Я считаю, что профессионально – компетентный педагог это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, достигает хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. Это психолог и исследователь, на котором лежит огромная ответственность за каждое произнесенное слово, мысль и жест. Соратник и друг способный бескорыстно дарить знания, доброту и любовь детям и принимать их такими, какие они есть. Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, предвляют итоги своего труда на семинарах, конференциях, имеют педагогические издания, я тоже стараюсь не отстать в этом профессиональном развитии. Лизинский говорил: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». В наше время каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в хорошей школе, у хорошего компетентного учителя, учителя – профессионала. Поэтому сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего педагога. Учитель XXI века – должен быть всесторонне развитый и образованный человек. Ещё древние отмечали: «Времена меняются – и мы меняемся вместе с ними». Во все времена образовательная система служила зеркалом общества, изменяясь вместе с ним. На смену традиционной педагогике пришла новая, нацеленная на конкретного ребенка, педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая. Поэтому рынок труда сейчас требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности к труду, профессиональной компетентности. Педагогическую компетентность определяют как способность педагога к эффективной реализации в образовательной практике и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. А в основе любого успеха лежит закон совершенствования, этот – то закон и утверждает, что любое большое достижение является результатом сотен и даже тысяч усилий, и только сумма этих усилий приведет нас к победе. Поэт Генри Лонгфелло выразил это очень точно:«Непросто достигать вершин успеха,И стать великим сможет только тот,Кто день и ночь шел через все помехи,Пока другие спали без забот».

Вид работы: ЭССЕ

«Профессиональные компетентности педагога»

Аввакумова Лариса Александровна

Преподаватель сольфеджио и теории музыки

«МБУДО р. Белореченский»

Образование – важнейшее из земных благ, если

оно наивысшего качества, в противном

случае оно совершенно бесполезно.

Утверждение К. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования, необходимость постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.

Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т. идеалом современного воспитания.

Сегодня каждый из нас стремится к «новой», современной жизни. И от каждого человека внутри своей профессии ждут целеустремленности, эрудиции, инициативности, конкурентоспособности и прочего, что поможет ему занять достойное место в обществе. Что же касается педагога, то он как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Но первые шаги к учебе в школе проходят через посещение дошкольного образовательного учреждения, где существует такая профессия, как воспитатель. Именно он закладывает азы самых положительных личностных качеств в каждого ребенка.

В свою очередь, каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту, умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой прийти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Но как? Как может стать таким идеальным педагогом именно молодой специалист, или специалист после долгого перерыва в работе. Первое – это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, и второе – самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она – любовь, помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.

Так пишет В. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать настоящего человека»: «Учитель творит Человека. Знай, что великое счастье учителя – это то, что ты стал таким, каким создал тебя в своем представлении учитель как свой идеал. И если ты хочешь принести каплю радости учителю – своему старшему другу и товарищу – а он всю свою жизнь стремится к тому, чтобы быть твоим другом и товарищем, и не может быть и речи о воспитании, если нет у вас дружбы и товарищества, – будь его единомышленником и вместе с ним стремись к идеалу.

И все же, возвращаясь к компетентности педагога, невозможно не сказать о том, что это, прежде всего, профессионал своего дела. Это специалист, который в совершенстве владеет средствами и методами качественного и эффективного образования, различными образовательными технологиями, имеет высокий уровень мотивации и саморегуляции, постоянно при этом совершенствуется, а главное ставит перед собой новые цели и с успехом достигает их. Немаловажно развивать свою индивидуальность, подходя как с творческой, так и с инновационной точек зрения, ведь педагог должен состояться как личность, имея свой образ и стиль профессиональной деятельности. Толстой писал: «Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их». Не стоит забывать и об индивидуальности воспитанников и учащихся, к которым также необходим соответствующий подход, при этом использовать эффективные средства педагогического взаимодействия, способствующих их личностному развитию. Сегодня (ФГОС) Федеральными Государственными образовательными стандартами предъявляются новые требования к результатам обучения, которые должны состоять не только из знаний, умений и навыков, но и личностных качеств и достижений: нравственные качества, ценностные ориентиры, готовность к саморазвитию. Поэтому современный педагог должен быть той самой «идеальной» личностью, которая раскроет и закрепит все самые необходимые современному обществу способности ребенка, которые в свою очередь будут являться ресурсами в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, согласно новым стандартам и требованиям в сфере образования.

Грамотный, современный, профессионально компетентный педагог – залог успеха образовательной системы нашего государства.

В заключении, хочется закончить таким прекрасным выражением своего таланта к учителю стихотворением ученицы Пинекер Юлии, МКОУ Суздальская СОШ:

Учитель. Профессия этаПрекрасных людей создает:Врача, космонавта, поэта-Народ тебе славу поет. Ты детям несешь без остаткаТепло благородной души,Прощаешь у них недостатки-Ведь дети всегда хороши!И детям ты вместе с мечтоюЖар сердца отдашь своего. Поэтому детям с тобоюУютно, тепло и светло. Учитель! В твой праздник осеннийЖелаем здоровья, добра,Ты с нами делиться готовыйЧастицей души и тепла.

1

Компетенция и компетентность школьного библиотекаря. Презентацию подготовила библиотекарь МОУ Гимназия 1 г. Комсомольска-на-Амуре Митряшкина С

2

Важнейшим из требований является запрос общества на массовость креативных компетентностей. Другим новым требованием является акцент на необходимости образования в течение жизни. В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, а следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

3

Компетенция ( от лат. – принадлежность по праву) Компетентность ( от лат. – соответствующий, способный) Круг полномочий Способность Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав, должностная инструкция и т. ) Знания, навыки, умения, способы деятельности и т. Занимаемая должность В деятельности Ключевые категории компетентностного подхода

4

предполагает необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Основной результат деятельности школы должен выражаться не просто в системе знаний, умений и навыков, а в наборе ключевых компетентностей. Ключевых в том смысле, что они становятся некими ключами к окружающему миру.

5

это система необходимых профессиональных умений, способностей, особенностей характера и личностной направленности, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению своей профессиональной деятельности.

6

1. ПроектировочныеПроектировочные 2. АналитическиеАналитические 3. КоммуникативныеКоммуникативные 4. ОрганизаторскиеОрганизаторские 5. Информационно-коммуникационныеИнформационно-коммуникационные

7

Планирование работы: лично своей и библиотеки в целом. Выявление проблем. Определение целей, форм и методов библиотечной деятельности. Прогнозирование результатов. Умение внедрять передовой опыт. Умение составлять отчёты. Создание нового имиджа библиотеки. Определение наиболее рациональных видов деятельности и эффективных методов работы. Определение наиболее эффективных форм обслуживания и перспективы его развития. планы отчеты проблемы Методы работы развитие прогнозы результат

8

Анализ деятельности библиотеки. Создание аналитических форм. Умение определять эффективность обслуживания и перспективы его развития. Умение искать причины неудач в недостатках собственной деятельности. Умение критически мыслить. Изучение читательских интересов и особенностей чтения учащихся в целях определения интенсивности чтения, установление изменений в чтении разных возрастных групп. Мониторинговая деятельность. Умение обобщать и делать выводы. Умение объективно оценивать работу библиотеки. Способность оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную). Умение осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации. анализ мониторинг вывод изучение оценка обобщение

9

Умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей. Умение находить пути решения проблем библиотеки с администрацией школы. Умение координировать свою деятельность с работой учителей- предметников и классных руководителей. Умение проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к книжному фонду. Умение выстраивать профессиональные отношения в коллективе библиотеки. Умение выстраивать профессиональные отношения во внешней среде, с другими учреждениями и организациями. Ораторские (речевые) умения. Умение вести дискуссионные формы работы. Умение излагать свои мысли чётко, логично, убедительно, образно, доступно. Эмоциональная сдержанность в любых ситуациях. убеждение взаимоотношения сдержанность речь координация эмоции

10

Умение организовать и провести массовые мероприятия. Умение организовать систему мероприятий по формированию информационной культуры. Умение организовать работу библиотеки с другими структурами ОУ. Умение организовать и управлять деятельностью библиотеки для реализации её планов и проектов. Умение организовать комфортную библиотечную среду. Умение организовать и предоставлять библиотечные услуги. Умение правильно распределять рабочее время. Умение самостоятельно принимать решения. Обновление имеющихся и открытие новых подразделений. Умение формировать читательский актив, читательские группы. Способность стимулировать самообразование читателей. Способность организовать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей. решения организация деятельность умения реализация

11

Работа на автоматизированном рабочем месте (АРМ). Работа с офисными программами для создания электронных документов (Word, Excel, Publisher, PowerPoint). Работа с системой МАRC. Использование ресурсов сети Интернет. Умение пользоваться сканером, принтером, копиром, цифровым фотоаппаратом. Работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР). Работа с электронным заказом учебно-методических комплектов (УМК). Умение создавать и поддерживать сайт библиотеки или веб-страницу. Умение формировать базы и банки данных.

12

– это некая претензия на место и конкретную профессиональную деятельность. А компетентный человек – это «самопревосходный», способный развивать себя, а значит, своё дело, структуру, учреждение (библиотеку).

13

Если библиотекарь компетентный, значит, библиотека будет развивающейся.

14

достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, наличие индивидуальных особенностей человека, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу. это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде

15

1-й блок ЗНАТЬ 2-й блок УМЕТЬ 2-й блок УМЕТЬ 3-й блок ИМЕТЬ (БЫТЬ) 3-й блок ИМЕТЬ (БЫТЬ) знание нормативов, норм, правил, регламентов, технологий и стандартов библиотечного дела наличие профессиональных и личностных умений и навыков способности, опыт и непосредственно деятельность

16

появление нового типа данного специалиста – востребованного школьным сообществом, ориентированного на максимальный результат и постоянное профессиональное совершенствование.

17

Субъекты образования Учитель Ученик Библиотекарь Методист Педагог Направления деятельности 1. Работа с художественной книгой 2. Работа с информацией 1. Работа с художественной книгой 2. Работа с информацией

18

(желание + уверенность) * личность = успех!

19

Библиотечной, тихой славы Недолго нежил нас обман Спокойствие, уют, забавы Лишь сон и утренний туман.

20

Библиотекаря призванье – Иметь характер боевой, Болеем искренне душой За творчество и созиданье.

21

Не ждем с томленьем упованья – Храним культуры дух живой, Чтоб и писатель молодой Нашел у нас свои изданья. Любовью к книгам мы горим, Еще сердца для чести живы Мы, Вам читатель, посвятим, Души прекрасные порывы!

22

Товарищ, верь: взойдет она, Звезда родной литературы, Россия вспрянет ото сна, И на обломках КИЧ-культуры Напишут наши имена!

1

Педагогические компетентности школьного библиотекаря

2

Компетентность – от лат. Competens – соответствующий, способный, знающий, т. это психосоциальное качество, характеризующее уровень подготовленности человека к выполнению определенной сферы деятельности

3

«Компетентность» – это также «Компетентность» – это также 1. убеждения 1. убеждения 2. нравственные качества 2. нравственные качества 3. квалификационные обязанности 3. квалификационные обязанности

4

Профессиональное образование КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВРА практические умения и навыки практические умения и навыки теоретические знания и интеллектуальные способности теоретические знания и интеллектуальные способности КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРА

5

Современный педагог- библиотекарь должен обладать: Высокий уровень общекультурных и профессиональных знаний Высокий уровень общекультурных и профессиональных знаний Способность к адаптации в своей сфере педагогической деятельности Способность к адаптации в своей сфере педагогической деятельности Умение самостоятельно проектировать и реализовывать обучающие программы разного уровня и направленности Умение самостоятельно проектировать и реализовывать обучающие программы разного уровня и направленности Стратегическое мышление Стратегическое мышление

8

ДИДАКТИЧЕСКИЕ – преподнесение учебного материала доступно, вызывая интерес к нему ДИДАКТИЧЕСКИЕ – преподнесение учебного материала доступно, вызывая интерес к нему

9

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ (эмпатия) – интуитивное восприятие внутреннего мира другого человека ПЕРЦЕПТИВНЫЕ (эмпатия) – интуитивное восприятие внутреннего мира другого человека

10

КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение налаживать продуктивное общение с другими людьми КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение налаживать продуктивное общение с другими людьми

11

Критерии оценки коммуникативных способностей Степень общительности Степень общительности Доброжелательность Доброжелательность Взаимопомощь Взаимопомощь Процесс совместной деятельности Процесс совместной деятельности На этих способностях основана деятельность школьного библиотекаря как андрагога, вступающего во взаимодействие с персоналом школы.

12

АНДРАГОГ – специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы со взрослыми. (Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В. – Мариуполь, с. ) АНДРАГОГ – специалист в области обучения, управления, консультирования, социальной, реабилитационной, коррекционной работы со взрослыми. (Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В. – Мариуполь, с

13

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ – обеспечение эффективной организации учебной и внеклассной деятельности учащихся в педагогическом процессе, создание мотивации к действию ОРГАНИЗАТОРСКИЕ – обеспечение эффективной организации учебной и внеклассной деятельности учащихся в педагогическом процессе, создание мотивации к действию

14

ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) – выявление высокого уровня творческого мышления, создающего новое, оригинальное, проявление внутренней сущности, индивидуальности педагога. ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) – выявление высокого уровня творческого мышления, создающего новое, оригинальное, проявление внутренней сущности, индивидуальности педагога.

15

Творческие способности Развитая интуиция, воображение Педагогическое мастерство, возведенное в степень искусства

16

КОСТРУКТИВНАЯ – прогнозирование, проектирование, построение педагогического процесса, постановка целей, задач, определение возможных результатов, разработка планов, проектов и условия их решения. КОСТРУКТИВНАЯ – прогнозирование, проектирование, построение педагогического процесса, постановка целей, задач, определение возможных результатов, разработка планов, проектов и условия их решения.

17

РЕФЛЕКСИЯ – самопознание, размышления над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, анализ собственной деятельности, оценка успехов и ошибок. РЕФЛЕКСИЯ – самопознание, размышления над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, анализ собственной деятельности, оценка успехов и ошибок.

18

Наиболее важные способности педагога ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (когнитивные) – активная деятельность мозга, приобретение, переработка и использование информации ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (когнитивные) – активная деятельность мозга, приобретение, переработка и использование информации КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – объективная оценка печатных изданий в фонде, информации на электронных устройствах. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – объективная оценка печатных изданий в фонде, информации на электронных устройствах.

19

СТИЛЬ ПЕДАГОГА- БИБЛИОТЕКАРЯ – характерная черта педагогического мастерства, почерк, определяющий манеру педагогических действий того или иного педагога- библиотекаря. СТИЛЬ ПЕДАГОГА- БИБЛИОТЕКАРЯ – характерная черта педагогического мастерства, почерк, определяющий манеру педагогических действий того или иного педагога- библиотекаря.

20

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА нравственные требования, нормы поведения с каждым отдельным человеком (Кодекс этики российского библиотекаря от 26 мая 2011 )

21

Правильные отношения библиотекаря с пользователями библиотеки Уважительное и доброжелательное отношение ко всем пользователям библиотеки Уважительное и доброжелательное отношение ко всем пользователям библиотеки Реализация права на поиск, отбор и получение информации и знаний Реализация права на поиск, отбор и получение информации и знаний Реализация права на доступ к культурным ценностям, хранящимся в библиотеке Реализация права на доступ к культурным ценностям, хранящимся в библиотеке

23

Компетентность – система знаний, умений, навыков, убеждений, нравственных качеств и квалификационных обязанностей, которыми должен обладать педагог- библиотекарь. Компетентность – система знаний, умений, навыков, убеждений, нравственных качеств и квалификационных обязанностей, которыми должен обладать педагог- библиотекарь.

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Профессиональная компетентность педагога

профессиональные компетенции педагога библиотекаря

Экзаменационный тест по дисциплине “Профессиональная компетентность педагога” для студентов бакалавриата направления “Педагогическое образование”

Инструкция к тесту

Заполните форму регистрации

Количество вопросов в тесте:
26

профессиональные компетенции педагога библиотекаря

Образовательный тест

Профессия

Педагоги

Компетентность

Пройти онлайн тест Профессиональная компетентность педагога бесплатно без регистрации и без СМС

профессиональные компетенции педагога библиотекаря

Создан пользователем
Медведева Наталия Александровна

профессиональные компетенции педагога библиотекаря

Хотите использовать этот тест в собственных целях?

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

Официальным источником опубликования нормативных правовых актов

Министерства образования и науки РФ является?

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и

«Бюллетень Минобрнауки РФ»

В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

Конвенция о правах ребенка

Всеобщая декларация прав человека

Международный пакт о гражданских правах

Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

руководитель образовательной организации и педагог

учредитель образовательной организации и педагог

руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее общее образование;

дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование,

среднее общее образование.

Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального

среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет,

магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

высшее образование – специалитет, магистратура

Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской

Федерации на языке других народов?

невозможно; 2. право муниципального образования на отдельной территории

возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном

языке из числа народов России;

в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за

обучение на другом языке.

С какими из перечисленных документов администрация образовательной

организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей)

правила внутреннего трудового распорядка

должностные инструкции педагогов

правила поведения обучающихся

устав образовательной организации

Что является предметом педагогики?

обучение; 2. воспитание;

образование как педагогический процесс; 4. развитие.

Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

ориентация на личность

организация образовательного процесса в режиме диалога

ориентация на деятельность

ориентация на представление о ценностях

Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

прочное авторитарное руководство коллективом

отсутствие конфликтов между учащимися

знание педагогом теории коллектива

Ведущим в становлении человека как личности является:

наследственность и среда

В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые

Методы формирования сознания личности включают:

Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного

Что такое дидактика?

теория обучения, образования и воспитания

часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных

Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения

В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися

система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких

отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

система воспитывающих ситуаций.

Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует

применению знаний на практике?

личностно-ориентированный; √ 2. Деятельностный;

культурологический; 4. творческий.

Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств

проблемный метод; √2. технология сотрудничества и взаимообучения;

вербальный метод; 4. метод наглядности.

Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является

совместной деятельности учителя и ученика

все ответы верны

инспекция по делам несовершеннолетних и школа

педсовет и методическое обучение учителей

социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

Министерство образования и областное управление образованием

Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как

отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

принципа личностно-ориентированного подхода

Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

По И. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

соотношения жидкостей в организме человека

особенностей функционирования нервной системы

преобладания правого или левого полушария головного мозга

отсутствие нарушений в межличностных отношениях

качественные преобразования в психическом развитии

– то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются

типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического

развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно

своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

социальная ситуация развития

все ответы не верны

Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными

новообразованиями. возраста.

Ведущим видом деятельности подростка является:

общение со сверстниками

В теории культурно-исторического развития психики Л. Выготский,

рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое

обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне.

его актуального развития

его ближайшего развития

его перспективного развития

Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?

Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую

концепцию проблемного обучения?

действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально

поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в

самоконтроль и самооценку

Средством невербального общения не является:

поза и жесты

Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов,

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в

переживания в другого человека – это:

Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека

представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная

Федеральный государственный образовательный стандарт это документ,

структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и

предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

основные образовательные программы начального, основного и общего среднего

Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и

объяснение педагогических явлений, называется:

Метод в педагогике – это.

руководство для преподавания учебного предмета

особый прием в педагогической деятельности

способ действовать, поступать каким-либо образом

способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

Главной организационной формой обучения является:

К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным

рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

рекомендованные методической службой

предложенные издателем учебной литературы

Профессиональная компетентность педагога – это:

профессионализм в педагогической деятельности

знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих

эффективное решение вопросов обучения и воспитания

совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия

для эффективной деятельности в образовательном процессе

способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений

Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным

усложнением и углублением знания, определяется как:

концентризм в обучении

спиралевидный способ построения содержания

линейный способ построения содержания

модульный способ построения содержания

В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый

уровень), составленной на основе федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы

вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

нет расчетных задач

Приемы могут носить следующий характер:

активный, пассивный и ведущий

логический, организационный и технический

монологический, диалогический и эвристический

активный, организационный и технический

Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные

организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к

индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

программированное обучение √2. дистанционное обучение

модульное обучение 4. проблемное обучение

Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве

обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием

каких-либо химических явлений:

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя

требования к.

структуре основных образовательных программ

условиям реализации основных образовательных программ

результатам освоения основных образовательных программ

верны все вышеуказанные варианты

Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и

инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

способность к творческой деятельности

предрасположенность к интеллектуальной деятельности

общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

развитая мотивационная сфера личности

Проблемное обучение раскрывается через:

постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная

стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных

условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает

Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и

практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их

умственного развития и отношений является:

условием развития познавательной активности учащихся

движущей силой процесса обучения

сущностью процесса обучения

Вариативная составляющая содержания образования:

обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым

способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности,

интересы и склонности учащихся

является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные

обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

Ценностные ориентации – это:

результат усвоения индивидом социального опыта

главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов,

почтового ящика.

anna; 2. univer. ru;

Содержание курса химии, достаточное для продолжения образования по химическим

специальностям, определяется государственным стандартом:

основного общего образования по химии

среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

такого стандарта нет

среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

Каково назначение лабораторного опыта на уроке

самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или

Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее

Каково назначение демонстрационного эксперимента?

самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях;

самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на

наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке;

Инновации в образовании – это:

оригинальность школьной жизни

распространение новшеств в педагогической практике

консервативный подход в образовании

творческий подход к педагогической деятельности

профессиональные компетенции педагога библиотекаря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *