Профессиональные компетенции педагога по фгос для спо

Приложение 4. Образовательные технологии, рекомендуемые для формирования отдельных категорий/групп общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

Признаки образовательных технологийОбразовательные технологииЦель использованияСистемное и критическое мышление (ОК 01, ОК 02)Предусматривают работу обучающегося с информационными ресурсами разного характера (печатными и электронными изданиями, сайтами, базами данных и т. )Технология ПортфолиоТехнология Кейс-стадиТехнология Развития критического мышленияТехнологи целеполаганияТехнологии анализаТехнологи организации проектной деятельностиДиалоговые технологии (дискуссия, диспут, дебаты)Технология проблемного обученияВключение обучающихся в деятельность, обеспечивающих развитие у них умений, связанных с обработкой информации, анализом  и синтезом данных, необходимых для решения поставленных задач и использованием системного подхода для решения проблемных ситуацийВключают техники и технологические приемы, направленные на анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей, классификацию, сравнение и сопоставление по различным признакамОриентированы на решение задач проблемного и поисково-исследовательского характераРазработка и реализация проектов (ОК 01, ОК 11)Предполагают включение обучающегося в деятельность по получению конкретного продукта, обладающего субъективной и объективной новизнойТехнология ПортфолиоТехнология Кейс-стадиТехнология Развития критического мышленияТехнологи целеполаганияТехнологии планированияТехнологи организации проектной деятельностиПроблемное обучениеПоисковые и исследовательские технологииСоздание условий для включения в проектную деятельность и формирование у них готовности решать задачи проектного характераОснованы на алгоритме, включающем этапы целеполагания, планирования, контроля, оценки и анализаСодержат в своей основе поиск и разработку вариантов решения проблемных ситуаций различного характераКомандная работа и лидерство (ОК 04)Предусматривают возможность коллективной, групповой и индивидуальной организаторской деятельностиТехнология Кейс-стадиТехнологи целеполаганияТехнологии планированияТехнологи организации проектной деятельностиТехнология организации групповой работыИгровые технологииПроектирование ситуации продуктивного взаимодействия обучающихся и формирование у них субъективного опыта организаторской деятельностиОриентированы на распределение участников работы для достижения общей цели и получение общего результатаПредполагают участие обучающегося в целеполагании, планировании, контроле, оценке и анализе результата совместной деятельностиКоммуникация (ОК 05, ОК 09, ОК 10)Основаны на диалоговом взаимодействии в устной и письменной формеТехнология Кейс-стадиТехнологи моделирования учебной коммуникационной ситуацииДиалоговые технологии (дебаты)Технология организации групповой работыТехнология коллективной мыследеятельностиТехнология индивидуализации обученияТехнология коммуникативного обученияТехнология Развития критического мышленияИнформационно-коммуникативные технологииИгровые технологииВключение обучающихся в ситуации деловой коммуникации на русском и иностранном языкахПредполагают анализ и создание текстов по заданной тематике;Позволяют преподавателю включать обучающихся в дискуссии на личностно и предпрофессионально значимые темы. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение (ОК 06)Ориентированы на определение порядка и правил взаимодействия для совместного решения задачТехнология проблемного обучения Диалоговые технологии (дебаты)Технология Кейс-стадиТехнологи моделирования учебной коммуникационной ситуацииИнформационно-коммуникативные технологииТехнология Развития критического мышленияИгровые технологииТехнология Педагогические мастерскиеТехнология организации групповой работыТехнологи организации проектной деятельностиСоздание условий для знакомства обучающихся с образцами толерантного межкультурного взаимодействия и формирование у них опыта поведения в ситуациях поликультурного характераПредусматривают включение обучающихся в ситуацию коммуникации и взаимодействияВключают этап анализа процесса взаимодействия с целью определения продуктивных и непродуктивных способов коммуникацииПозволяют моделировать ситуации решения профессиональных задач в рамках взаимодействия в предполагаемых обстоятельствахСамоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение) (ОК 03, ОК 08, ОК 11)Предполагают включение обучающихся в процессы самодиагностики, самоанализа, целеполагания и планированияТехнология ПортфолиоТехнологи организации проектной деятельностиТехнологии анализаТехнологи целеполаганияТехнология планированияТехнологи проектирования индивидуальной образовательной  деятельностиВключение обучающихся в процесс управления своим личностным и профессиональным развитиемНаправлены на проектирование индивидуальных планов, маршрутов, программОбеспечивают постановку студента в ситуацию самостоятельного принятия решения личностно и и профессионально значимых проблемБезопасность жизнедеятельности (ОК 07)Основаны на моделировании ситуаций и предполагают определение вариантов поведения в соответствии с нормативно-правовыми документамиТехнология Кейс-стадиТехнология моделирования проблемных ситуацийТехнологи организации проектной деятельностиСоздание среды, способствующей формированию у обучающихся представлений о здоровом и безопасном образе жизни и опыта организации безопасных условий в быту и на производствеПредусматривают решение практических задач и отработку вариантов действий в стандартных и в нестандартных ситуациях

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено: «обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Для достижения поставленной цели и для методического сопровождения формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации воспитательной работы в ПОО необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические и прикладные исследования проблемы формирования и оценки ОК обучающихся средствами профессионального воспитания в условиях введения актуализированных ФГОС СПО;
  • провести сопоставительный анализ между направлениями профессионального воспитания и перечнем ОК актуализированных ФГОС СПО;
  • описать модель организационно-методического сопровождения формирования и оценки ОК обучающихся в процессе профессионального воспитания

В настоящей учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, определяющие роль и место системы профессионального воспитания при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в части формирования и оценки ОК (приложения 1,2), как образовательного результата реализации актуализированных ФГОС СПО в практико-ориентированной модели профессионального образования.

Концептуальными положениями в данном учебно-методическом пособии заложены в парадигма, что формирование ОК является совокупным продуктом образовательного результата при реализации ФГОС СПО в соответствии с требованиями современных технологий и международных стандартов Ворлдскиллс, и который получается не только в ходе освоения предметного содержания, учебной и производственной практики, но и в процессе проведения мероприятий в рамках  внеучебной и воспитательной деятельности, участия в конкурсном движении.

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, развивают, дополняют и вносят новые элементы в теорию и практику  формирования и оценки ОК средствами профессионального воспитания. Определён потенциал каждого направления воспитательной деятельности необходимый как для формирования и оценки ОК в целом, так и отдельной категории/группы компетенций.

Практическая значимость и отличительная особенность представленных методических материалов по формированию и оценке ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО является их универсальность и возможность использования в повседневной практике любой ПОО с целью формирования и оценки ОК. Предлагаемый материал позволит практикующим педагогическим работникам ПОО разработать свою систему мероприятий в рамках направлений профессионального воспитания, обеспечивающую формирование и оценку ОК как часть ОПОП.

Нормативные акты, определяющих описание стратегии формирования и оценки ОК (в комплексе или по отдельным категориям/группам) средствами воспитательной деятельности можно выделить следующие:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Понятие воспитания, сущность и миссия воспитания; понимание воспитания как процесса, неотделимого от процесса обучения. Образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (Статьи 2, 28).

Паспорт национального проекта «Образование» (федеральный проект «Молодые профессионалы», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 г. №10.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464. Требования к образовательной программе СПО (п. 12).

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291. Практика как  этап формирования общих компетенций: цели, регламент, оценка, отчетность.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Требования к результату освоения образовательной программы. Требования к общим компетенциям выпускников программ СПО.

Примерные образовательные программы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Планируемые результаты освоения образовательной программы. Требованиями  в части формирования общих компетенций (знания и умения).

Профессиональные стандарты по профессиям и специальностям.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минтруда России от 08 сентядря2015 № 608н. Трудовые функции и действия по должностям: преподаватель (СПО), мастер производственного обучения, методист, старший методист.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденные приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31. 2019-1. Проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31. 01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

В соответствии с подпунктом 4. 30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31. 01 Лечебное дело (далее – стандарт).

образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 31. 01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 514 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2014 г. , регистрационный N 32673), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 июля 2021 г. N 450 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2021 г. , регистрационный N 65410), прекращается с 31 декабря 2022 года.

Министр С. КРАВЦОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 526

Технология Портфолио как одна из эффективных форм персонифицированной формирования и оценки общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

Цель использования технологии Портфолио – фиксация результатов профессионального и личностного становления будущего квалифицированного рабочего/специалиста в период получения образования в ПОО.

  • сопровождение процесса целеполагания и планирования деятельности обучающегося по освоению  ОПОП и формированию профессионально и личностно значимых качеств, необходимых будущему квалифицированному рабочему/специалисту;
  • систематизация материалов (теоретического и практического характера), которые могут рассматриваться как основа для решения разнообразных задач в сфере профессиональной деятельности;
  • включение обучающегося в систематическую рефлексивную деятельность в процессе профессионального и личностного становления;
  • представление материалов для анализа и самоанализа результатов образовательной деятельности обучающегося;
  • обеспечение непрерывности процесса формирования у будущего квалифицированного рабочего/специалиста профессионально и личностно значимых качеств и особенности его образовательной деятельности.

Использование технологии Портфолио и ее конечного продукта – портфолио выпускника, позволяют обеспечить текущую, промежуточную и итоговую (в рамках ГИА) оценку результатов процесса формирования у обучающихся ОК.

Создаваемое портфолио должно носить надпредметный характер, т. не ориентировано на содержание конкретной учебной дисциплины, профессионального модуля или практику. В портфолио представляются материалы, создаваемые обучающимся в рамках учебной, внеучебной и практической деятельности.

Общая структура разделов портфолио будущего квалифицированного рабочего/специалиста должна уточнятся в соответствии с требованиями конкретных актуализированных ФГОС СПО и ПООП. Также разделы портфолио должны согласоваться с конкретным профессиональным стандартом осваиваемой профессии/специальности и индивидуальными представлениями будущего квалифицированного рабочего/специалиста о перспективах своего профессионально и личностно роста. Например, портфолио может быть ориентировано на профессиональное развитие обучающегося и включать материалы, связанные с формированием готовности реализовывать требования профессионального стандарта, или раскрывать аспект образовательной деятельности выпускника и формироваться на основе его учебной/ внеучебной деятельности, также актуален вариант портфолио, ориентированного на представление самореализации автора в тех сферах, которые для него значимы (проектная деятельность, социальные проекты, волонтерство, участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства и т.

Процесс работы обучающегося над портфолио не должен носить стихийный неуправляемый характер. С целю эффективного управления процессом создания и ведения портфолио необходимо в рамках ОПОП предусмотреть поддерживающие процедуры (наличие в учебном плане учебной дисциплины по ведению портфолио, внеучебных мероприятий или отражение целого направления в плане воспитательной работы по ведению портфолио) на протяжении всего периода обучения.

Базовые технологии и инфраструктура системы профессионального воспитания

Инфраструктурными элементами системы профессионального воспитания, которые предоставляют обучающимся доступ к определенным ресурсам или социально-образовательным услугам могут быть:

  • кванториумы и технопаркикак  площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием
  • центры временного трудоустройства, оказывающий посреднические услуги в получении обучающимися работы в каникулярное время или в форме почасовой занятости;
  • образовательные организации дополнительного образования;

Цифровые педагогические технологии как необходимое условие формирования и оценки общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

  • (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных и общих компетенций, знаний и умений.
  • педагогические технологии (например, организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся, технология «кейс-стади» и т.д.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного педагогического средства, что не предполагает существенной модернизации этих педагогических технологий;
  • педагогические технологии, своим возникновением обязанны процессу цифровизации и основанны на использовании цифровых средств (мультимедиа – сочинение как развитие идеи традиционного сочинения; виртуальная экскурсия как модернизация традиционной экскурсии; онлайн-лаборатория и т.д.).

Среди цифророждённых технологий, помимо педагогических, можно выделить и другие образовательно значимые цифророждённые технологии: управленческие (например, обеспечивающие автоматизацию документооборота в образовательной организации/сети), нейробиологические (например, основанные на использовании датчиков, позволяющих определять параметры здоровья и психофизиологического состоя-

ния обучающихся), производственные, обеспечивающие формирование заданных профессиональных и общих компетенций.

Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения включает в себя:

  • технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
  • технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning);
  • технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

Основными средствами цифровой дидактики профессионального образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:

  • персонализованный образовательный процесс (персонализация обучения достигается путём: построения индивидуальных образовательных маршрутов; использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети; использования адаптивных технологий обучения; создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся);
  • цифровые педагогические технологии (способны обеспечить практически бесконечное множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д.);
  • метацифровые образовательные комплексы (обучающие: симуляторы, тренажёры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного трудового действия и т.д.; партнёрство ПОО и предприятий-работодателей приобретает форму единой про-изводственно-обучающей цифровой среды, например, учебно-производственная практика студентов может быть организована в ситуационном центре, где для них обеспечиваются возможности дистанционного наблюдения за реальными производственными процессами, участия в обсуждении и анализе возникающих производственных ситуаций, в том числе проблемных, выработке решений).

Цифровые педагогические технологии на современном этапе являются главными инструментами, обеспечивающими переход от доцифрового к цифровому образовательному процессу. Это не исключает возможности и необходимости целесообразного использования в цифровом образовательном процессе множества других известных педагогических технологий и методов обучения.

Соответствие между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями

Описание ситуации: дается описание ситуации

Контекст ситуации: приводится краткая содержательная информация теоретического содержания и имеющегося опыта

Дополнительные материалы:  приводятся конкретные примеры из практики или исторические свидетельства

Задания к кейсу

Оценочный лист кейса (содержит номер задания, наблюдаемое проявление компетенции, предполагаемые варианты выполнения задания, баллы)

Образовательные технологии, рекомендуемые для формирования общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

В настоящем учебно-методическом пособии применяются следующие основные сокращения, определения и понятия:

ВКР – выпускная квалификационная работа,

ГИА –государственная итоговая аттестация,

ОК – общая компетенция,

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа,

ПОО – профессиональная образовательная организация,

ПООП – примерная основная образовательная программа,

СПО – среднее профессиональное образование,

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

Вид трудовой деятельности – это совокупность трудовых функций, которые имеют схожий характер, результаты и условия труда.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;

Обобщенные трудовые функции – это совокупность трудовых функций, что связаны между собой, которые образовались в результате разделения труда в конкретном производственном процессе

Педагогические работники – преподаватели и мастера производственного обучения (для данного пособия);

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195. 1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.

Трудовое действие – это процесс взаимодействия рабочего персонала с предметом труда, при котором реализуются поставленные задачи.

Трудовые функции – это система трудовых действий, которые осуществляются в рамках обобщенной трудовой функции, представляющая собой автономный и интегрированный набор трудовых действий, что определяются бизнес проектами и предполагают наличие определенных компетенций для их реализации.

Приложение 6. Распределение общих компетенций по категориям/группам

Наименование категории/группы ОКОбщие компетенции1. Системное и критическое мышлениеОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Разработка и реализация проектовОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Командная работа и лидерствоОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. КоммуникацияОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведениеОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;6. Самоорганизация и самообразованиеОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ЗдоровьесбережениеОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Безопасность жизнедеятельностиОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *