профессиональные компетенции по физкультуре

Приказ Минобрнауки России от 11. 2014 N 976
(ред. от 13. 2021)
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49. 01 Физическая культура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 августа 2014 г. N 976

В соответствии с подпунктом 5. 41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49. 01 Физическая культура.

Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 266 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г. , регистрационный N 17043).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

приказом Министерства образования

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 49. 01 Физическая культура для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее – образовательная организация).

Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 49. 01 Физическая культура имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

Сроки получения СПО по специальности 49. 01 Физическая культура углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовке независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

б) для училищ олимпийского резерва увеличивается не более чем на 1 год.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и руководство тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта и физкультурно-спортивной деятельностью различных возрастных групп населения в образовательных организациях, физкультурно-спортивных организациях, по месту жительства, в учреждениях (организациях) отдыха, оздоровительных учреждениях (организациях).

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

задачи, содержание, методы, средства, формы организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью, занимающихся избранным видом спорта;

процесс спортивной подготовки и руководства соревновательной деятельностью занимающихся избранным видом спорта;

задачи, содержание, методы, средства, формы организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

процесс организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (местными органами самоуправления, учреждениями/организациями социальной сферы, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам организации тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в избранном виде спорта и физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения;

документационное обеспечение учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов, организации физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения.

Педагог по физической культуре и спорту готовится к следующим видам деятельности:

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения.

Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Педагог по физической культуре и спорту должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

Педагог по физической культуре и спорту должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 1. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.

ПК 1. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

ПК 2. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПК 3. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

государственная итоговая аттестация.

Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: “Основы философии”, “История”, “Психология общения”, “Иностранный язык”, “Физическая культура”.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. Объем часов на дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.

Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам95 нед. Учебная практика14 нед. Производственная практика (по профилю специальности)Производственная практика (преддипломная)4 нед. Промежуточная аттестация5 нед. Государственная итоговая аттестация6 нед. Каникулы23 нед. Итого147 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.

Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 – 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

Дисциплина “Физическая культура” предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)39 нед. промежуточная аттестация2 нед. каникулы11 нед.

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

педагогики и психологии;

анатомии и физиологии человека;

теории и истории физической культуры;

теории и методики избранного вида спорта;

методического обеспечения организации физкультурно-спортивной деятельности;

лечебной физической культуры и массажа.

информатики и информационно-коммуникационных технологий;

физической и функциональной диагностики.

универсальный спортивный зал;

зал ритмики и фитнеса;

спортивные сооружения и (или) открытые спортивные площадки, оснащенные спортивным оборудованием и инвентарем, обеспечивающим достижение результатов освоения образовательной программы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организацией или в организациях в зависимости от вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

Наталья Бобкова
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора по физической культуре в ДОО

Методическое пособие: «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство инструктора

по физической культуре в ДОО»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов, а особенно специалистов в области физической культуры. В педагогическом плане компетенцией является совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве. Это применительно к способности применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации созаданной программой и задачами развития. К инструктору по физической культуре современное общество предъявляет требования по следующим направлениям:

Предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются показателями компетентности специалиста по физической культуре : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, средств обучения и воспитания дошкольников, а так же умения применить и результативно сформировать знания, умения и навыки в условиях введения ФГОС.

Коррекционно -профилактико -оздоровительная деятельность

Включает в себя осуществление и усовершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Строится эта работа на основе трех основных направлений:

Социально- психологического, направленного на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры, что бы ребенок получал удовольствие от занятий и хотел заниматься.

Интеллектуального, предполагающего получение теоретических знаний. Дети получают знания валеологии в доступной форме (пальчиковый массаж).

Двигательного: развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, использование физического потенциала.

Коррекционно-профилактического, где основу составляют те эффективные комплексы упражнений, которые помогают не только предотвратить тенденцию к снижению уровня показателей здоровья и двигательной активности, но и улучшить физическое и сенсомоторное состояние часто болеющих детей и дошкольников, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ.

Учебно –методическая деятельность

Учебно-методическая деятельность инструктора по физической культуре предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование двигательной деятельности на основе анализа количественных и качественных достигнутых результатов по физической культуре. Данные критерии базируются на знании образовательной программы и методики физического развития детей; умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение

технологиями исследования, физического мониторинга, воспитания и обучения воспитанников. Кроме того, инструктор по физической культуре должен уметь грамотно и компетентно владеть всеми направлениями своей работы, профессионально выбирать инновационные технологии умело их внедрять, соединять, обогащать и расширять, избегая «мозаичности», формируя у детей глубокий двигательный опыт и целостность татального восприятия ребенком своего тела и своих внутренних ощущений.

Социально –педагогическая деятельность

Данный блок включает:

-совместная работа со специалистами и педагогами ДОУ;

-консультативная помощь родителям;

-создание условий для социализации детей;

-оборудование предметно–развивающей среды;

-защита интересов и прав ребенка.

Специалисту необходимо овладеть знанием основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям; умение вести просветительскую и разъяснительную педагогическую работу с родителями и специалистами, в том числе с медицинским персоналом.

Учет деятельности всех специалистов ДО позволяет переносить определенные навыки и умения детей из одного вида деятельности в другой, а так же всесторонне обогатить жизнь маленького человечка.

Основные пути развития профессиональной компетентности инструктора по физической культуре

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в профессиональных конкурсах, мастер–классах;

Обобщение собственного опыта.

Но, не один из перечисленных способов не будет эффективным, если специалист сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать условия, в которых инструктор по физической культуре самостоятельно осознает необходимость повышения профессиональных качеств. Анализ собственного опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в профессиональную деятельность.

Педагогическое мастерство – это неотъемлемая часть профессиональной компетентности специалиста и является фундаментальным средством его повышения. Раскрывая сущность педагогического мастерства и его структуру, необходимо определить критерии мастерства деятельности инструктора по физической культуре. Многие специалисты под педагогическим мастерством понимают наличие сформированных разнообразных педагогических способностей, позволяющих осуществлять педагогическую деятельность на высоком профессиональном уровне, а так же направленность педагогического воздействия, устойчивость воспитательных методов, уровень развития личности педагога, способность саморазвитию им своего профессионализма. Критерии можно подразделить на пять блоков:

-характер взаимоотношений с воспитанниками.

Основные задачи педагогического мастерства инструктора по физической культуре

– Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;

– Расширение сферы профессионального самосознания;

– Развитие творческих способностей и активизация личностных ресурсов специалиста.

Данные задачи отражают сформированность педагогического мастерства, проявляющегося на высоком уровне профессиональной деятельности, и в личностных качествах специалиста, её осуществляющего. Высокий уровень личностного развития педагога, его воспитанников, их способность к физическому саморазвитию как результат совместных усилий инструктора по физической культуре и его детей, их взаимоотношений. Другими словами, педагогическое мастерство современного специалиста предполагает наличие у него нового педагогического мышления, которое заключается в понимании субъективной роли ребенка в педагогическом процессе, в осознании необходимости создания условий для личностного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста.

Решение актуальных вопросов по физкультурно –оздоровительной работе

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их психофизического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают педагоги, люди, которые работают с дошкольниками. И именно, мы педагоги, несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только мы можем изменить ситуацию в лучшую сторону.

Степаненкова Э. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

-формирование правильной осанки;

-своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

-формирование изгибов позвоночника;

-развитие сводов стопы;

-развитие гармоничного телосложения.

В течение многих лет физкультурно-оздоровительное направление являлось основным направлением работы дошкольных учреждений. Главным в работе инструктора по физической культуре является помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Для этого в учреждении должны быть созданы необходимые условия:

-создана здоровьесберегающая среда;

-разработана картотека различных видов активности;

Весь процесс по физкультурно– оздоровительной работе строится в три этапа:

1 этап: диагностико–прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: практический.

Цель: введение профилактико- коррекционно-оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по оздоровлению.

К основным формам и методам работы по сохранению и стимулированию здоровья детей дошкольного возраста относятся:

-гимнастика после сна;

-подвижные и спортивные игры оздоровительной направленности;

-гимнастика для глаз;

Обязательная часть образовательной деятельности, занимающая 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления, снятия мышечного напряжения и релаксации нервной системы организма. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов оздоровительного направления в зависимости от вида образовательной деятельности.

Способствует быстрому, комфортному, лёгкому, бесстрессовому пробуждению детей после сна.

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Формирование традиций группы—пробуждение детей под музыку.

Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.

Игра–это часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате–малой, средней и высокой степени подвижности. Проводится ежедневно во всех возрастных группах. Подбирается в соответствии с нарушениями у детей опорно-двигательного аппарата, с возрастными особенностями, местом и временем её проведения. Спортивные игры используются только как элементы игр.

Закаливание– важнейшая часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются силы природы: воздух, вода и солнце. Закаливание способствует повышению сопротивляемости организма низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваемости (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма.

Цель закаливания: выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой.

Воздействие закаливания затрагивает все системы организма как единого целого: центральные структуры головного мозга, что отражается не только на системном, но и на тканевом и клеточном уровнях.

Закаливание воздухом– наиболее доступное средство закаливания в любое время года: это занятия физической культурой босиком-«воздушные ванны», хождение босиком в летнее время по очищенному грунту (трава, гравий, камни, песок, ходьба босиком перед дневным сном до кроватки по ковровой дорожке, частое и долгое временное пребывание ребенка на воздухе.

Вода является весьма эффективным фактором оздоровления. На занятиях по физической культуре детям можно брызгать икроножные мышцы ног и рук и до локтя.

Водные процедуры– возбуждающее и тонизирующее средство, поэтому проводятся только в дневное время: после утреннего или дневного сна, как стимулятор не только оздоровления организма, но и как повышающий настроение фактор и эмоциональный настрой детей на последующую деятельность

В зависимости от состояния детей и целей, инструктор по физической культуре определяет интенсивность данной технологии. Как правило, упражнения на релаксацию проводятся в заключительной части двигательной деятельности: для снятия напряжения, утомляемости, восстановления сил после физической нагрузки (подвижной игры). Полное физическое расслабление снимает перевозбуждение головного мозга, увеличивается жизненная энергия и происходит оздоровление организма в целом. Достигнув внутренней гармонии, единства физических и психических процессов, детский организм становится более устойчив к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышается иммунитет, стрессоустойчивость, что позволяет избавиться от широкого круга заболеваний (от заболеваний периферической нервной системы, заболеваний кожи до заболеваний органов дыхания и сердечно- сосудистой системы).

Для полного физического и эмоционального- волевого расслабления включается спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика–это самомассаж для рук. Помогает повысить переключаемость импульсов в коре головного мозга, стимулируя речевые и двигательные центры ребенка.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, связанные с ними рефлекторно. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного–на печень и почки, а мизинца- на сердце. Рекомендуется всем детям без исключения, особенно для детей с речевыми нарушениями. Проводится в любом отрезке времени на любом занятии, как способ формирования мелкой моторики пальцев, что способствует координации регуляции движений пальцев рук.

Ежедневно по3- 5минут необходимо проводить гимнастику для глаз, независимо от интенсивности зрительной нагрузки, со среднего возраста. Гимнастика для глаз- это один из приемов оздоровления детей, она является здоровьесберегающим направлением работы, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.

-укрепление глазных мышц,

-общее оздоровление зрительного аппарата.

Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма в целом.

Дыхательная гимнастика-это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно- сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, других соматических заболеваний и являются неотъемлемой частью физической культуры в дошкольном учреждении.

-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

-содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

-способствовать повышению иммунитета.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир.

Дыхательные упражнения вводятся в образовательную деятельность для снятия напряжения, мышечного тонуса, нормализации дыхания и кровообращения в организме.

Существуют виды дыхательной гимнастики:

•Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;

•Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке- 5минут;

•Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях;

•Психологические тренинги.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а так же в сочетании с движениями и речью.

Корригирующая гимнастика (от лат. corriqo –выпрямляю, исправляю)–разновидность оздоровительной гимнастики. Представляет собой систему специально подобранных физических упражнений, применяемых для профилактики и коррекции нарушений осанки и всего опорно-двигательного аппарата в целом; оказывает общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определенные мышечные группы; вырабатывает правильную осанку).

-укрепление всех мышечных групп;

-развитие координации движений,

-ориентировки в пространстве;

-воспитание гармоничного психофизического развития детей.

Упражнения выполняются в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник – лёжа, на четвереньках. Все упражнения должны быть строго дозированы и локализованы, выполняться в медленном темпе, нельзя допускать перерастяжения мышечного аппарата.

Это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования психофизического здоровья. Рекомендуется всем детям без исключения, в качестве профилактики болезней опорного аппарата свода стопы, а особенно дошкольникам, у которых диагностировали плоскостопие. Детская стопа–это очень хрупкий важный механизм, от работы которого зависит правильное формирование опорно-двигательного аппарата и всего организма.

-развитие основных функций стоп;

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-устранение гипертонуса мышц голени;

-увеличение подвижности в суставах стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений:

-на укрепление осанки;

-на расслабление мышц;

Самомассаж- система приемов механических воздействий на поверхность тела, проводимых руками и с помощью специальных аппаратов, применяемых с лечебными и профилактическими целями.

Самомассаж незаменим как оздоровительный метод. Его можно проводить при различных состояниях организма. Под влиянием самомассажа мышечная ткань лучше снабжается кислородом и питательными веществами, из нее быстрее выводятся продукты распада. Самомассаж помогает в самое короткое время восстановить работоспособность мышцы, утомленной физической работой.

-самомассаж головы и лица;

-самомассаж рук.

На двигательной образовательной деятельности в основном используется самомассаж стоп ног, как один из основных методов профилактики заболеваний нижних конечностей и для поддержания общего тонуса ног.

Стопа-это область, богатейшая нервными рецепторам и через нее можно получить доступ к любой части тела. Каждая точка стопы “отвечает” за свой орган: кончики пальцев осуществляют связь с головой, верхняя часть стопы связана с грудными шейным отделами позвоночника, пятки-с нижней частью спины, а точки на своде стопы влияют на состояние внутренних органов.

Благодаря воздействию на определенные точки на стопе при помощи специализированных коррекционных аппаратов (массажер для рефлекторных точек стоп; шипованные ёжики различной формы и размера, можно добиться положительного оздоровительного воздействия на весь организм в целом, а так же отрегулировать эмоционально–волевую сферу ребенка.

Для полноценного психофизического развития дошкольника, его оздоровления, укрепления детского организма, профилактики и коррекции серьезных проблем с опорно-двигательным аппаратом мне обходима татальная и локальная работа грамотного всестороннеразвитого специалиста по физической культуре, который умело и профессионально владеет всеми методами оздоровительной направленности, умеет найти индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику, использует инновационные технологии умело их использует в рамках своей компетентности в условиях введения ФГОС. Квалифицированный инструктор по физической культуре помогает ослабленным, болезненным детям, имеющим низкий иммунитет, подверженным многочисленным сезонным заболеваниям преодолеть барьер инфекционных заболеваний и учит закаливаться не только в дошкольном учреждении, но и в рамках семьи. Специалист по двигательной деятельности, в первую очередь, должен делать упор на соматическое, психическое и физическое развитие ребенка в целом.

В процессе регулярных систематических занятий по физической культуре инструктор помогает ребенку стать здоровым, крепким, сильным и уверенным в себе человеком!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *