Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.

Что такое определение компетенции?

Компетенция – это область вопросов, в которой человек осведомлен и обладает определенными знаниями, опытом.

Определение компетенции в педагогике – это интегрированный результат овладения содержанием образования, выраженного в готовности ученика применить усвоенные знания, навыки, умения, способы деятельности определенных жизненных ситуаций для решения теоретических и практических задач.

Общие сведения

В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

Умения учиться как основная компетенция в педагогике

Умение учиться способно запрограммировать личный опыт на самостоятельное обучение. Ребенок, умеющий обучаться самостоятельно, предопределен для индивидуальной и творческой работы.

Предложенная педагогическая компетенция – это предположение наличия:

  • самостоятельного определения учащимся цели учебно-познавательной деятельности или принятия цели, предложенной учителем;
  • четкого планирования деятельности;
  • организации времени и работы для достижения поставленных целей;
  • нахождения и отбора нужных знаний, способов, которые помогут в решении задач;
  • последовательности выполнения действий, приемов и операций;
  • осознания своей деятельности и ее совершенствование;
  • владения умениями, навыками самоконтроля и самооценки.

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность в словарях С. Ожегова, Д. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:

  • теоретического;
  • практического;
  • личностного.

Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Структура профессионально педагогической компетентности

Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.

Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:

  • использование информационных и коммуникационных технологий;
  • адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
  • разработка дидактических материалов;
  • организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.

https://youtube.com/watch?v=oQhsJ-pLGaI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Уровни развития компетенций

Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:

  • Лидерский – А.
  • Сильный – В.
  • Базовый – С.
  • Недостаточный – D.
  • Неудовлетворительный – Е.

Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Компетентность – это понятие применяется к знаниям человека соответствующей компетенции. Если компетенция в педагогике – это заданная норма образовательной подготовки, то компетентность – качество личности, нужное для качественной, эффективной работы в определенной области.

Особенность компетентности в педагогике – это не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а конкретные жизненные навыки и умения.

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К социальным компетенциям относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Компетенция в педагогике – это умение учиться

Способность к обучению проецирует личный опыт самостоятельного обучения. Ребенок, самостоятельно обучающийся, запрограммирован на свободную и легкую работу в будущем. Такая компетенция ученика подразумевает такие моменты:

  • Учащийся сам определяет цель учебно-познавательной деятельности или принимает задачи от педагога;
  • Планирует свою работу;
  • Формирует деятельности для достижения результат;
  • Находит и обрабатывает знания и способы решения проблем;
  • Последовательное выполнение задач;
  • Совершенствует работу;
  • Развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Знание человеком соответствующей компетенции – это компетентность в педагогике. Компетенция рассматривается в качестве заданной нормы образовательной подготовки, в компетентность – качество личности, необходимое для плодотворной и эффективной деятельности в определенной области.

Главной особенностью компетенции как педагогического явления являются не специфические предметные знания и абстрактные общепредметные мыслительные операции, а определенные жизненные навыки и умения, в которых нуждается человек.

Этапы и система формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.

В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа:

  • Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
  • Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
  • Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.

Уровни профессионально-педагогической деятельности

Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:

  • Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
  • Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
  • Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
  • Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
  • Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.

Базовые навыки

Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:

  • самоуправления;
  • коммуникации;
  • социальные и гражданские;
  • предпринимательские;
  • управленческие;
  • анализаторские.

В базовый блок также включаются:

  • психомоторные умения;
  • познавательные способности;
  • общетрудовые качества;
  • социальные способности;
  • индивидуально-ориентированные умения.

Здесь же присутствуют:

  • персональные и сенсомоторные квалификации;
  • социально-профессиональные навыки;
  • поливалентная компетентность;
  • специальные когнитивные способности и пр.

Условия реализации

Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

  • Исчерпывающими. Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
  • Дискретными. Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
  • Сфокусированными. Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
  • Доступными. Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
  • Конкретными. Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
  • Современными. Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога

Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.

Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.

Составляющие части личностно-профессиональной компетентностиСодержание компонентов Профессиональная продуктивность Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;участие в образовательных семинарах,уровень реализации образовательной программы и её качество;повышение квалификации педагога;использование передовых технологий;распространение педагогического опыта. Эмоциональный интеллектСпособность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту. Социальное взаимодействиеКультура поведения и речи, коммуникативная толерантность.

Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.

Структурные элементы

Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:

  • Когнитивный.
  • Мотивационный.
  • Аксиологический (ценностные отношения, направленность личности).
  • Практический (навыки, умения, опыт, способности).
  • Эмоционально-волевой. В данном случае компетенция рассматривается в качестве потенциала компетентности. Он может реализовываться в конкретной сфере деятельности и должен стать эффективным при использовании механизмов саморегуляции и самоорганизации.

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.

Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.

Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:

Общие компетенцииПрофессиональные компетенцииПоликультурная (толерантность). Коммуникативная. Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность). Информационно-коммуникационная. Правовая. Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость). Компетенция в целеполагании педагогической работы. Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников. Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания. Компетенция в умении организовать учебный процесс. Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.

Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.

Профессиональные компетенции понятие виды в образовании

Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.

В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.

Пути развития профессионально-педагогической компетенции:

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в профессиональных объединениях разного уровня;
  • владение информационно-коммуникационными технологиями;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
  • обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
  • участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.

Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.

Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.

Особенности формирования

В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

  • Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
  • Учиться – решать проблемы в области учебной деятельности.
  • Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
  • Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
  • Ориентироваться в духовной сфере.
  • Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

Компетенции (виды в педагогике)

Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды профессиональных компетенций педагога:

  • Общая социально-психологическая.
  • Специальная профессиональная.
  • Специальная социально-психологическая.
  • Общая профессиональная.

Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

  • Административно-управленческая.
  • Научно-исследовательская.
  • Производственная.
  • Проектно-конструктивная.
  • Педагогическая.

Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:

  • Социальные (способность работать в группе/коллективе, ответственность, толерантность).
  • Персональные (стремление и готовность самостоятельно развиваться, обучаться, совершенствоваться и пр.).
  • Информационные (владение существующими технологиями, способность их использовать, знание иностранного языка и пр.).
  • Экологические (знание закономерностей развития природы и общества и пр.).
  • Валеологические (стремление и готовность следить за своим здоровьем).

Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

Компоненты компетенции

Что такое компетенция в образовании? Это интегральный результат взаимодействия компонентов:

  • мотивационного, который выражен наличием глубокой заинтересованностью в определенном виде деятельности, наличием личностных смыслов для решения определенной задачи;
  • целевого, связанного с умениями выстраивать реальные личные цели, составлять планы, проекты, формировать определенные действия, поступки для достижения желаемого результата;
  • ориентационного, который предусматривает учет деятельности;
  • функционального, предполагающего применение знаний, умений, способов деятельности, информационной грамотности как основу для формирования собственных вариантов действий, принятия решений;
  • контрольного, заключающегося в имеющихся четких измерителях процесса деятельности и его результатов, совершенствования действий согласно цели;
  • оценочного, имеющего связь с самоанализом и адекватной оценкой.

При наличии данных компонентов в структуре общей компетенции имеется тесное их переплетение между собой. Имеющийся компонент оказывает влияние на развитие других.

Виды компетенций

Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.

Ключевыми компетенциями являются:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире. Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.

Общекультурные

Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств. Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:

  • педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
  • анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
  • создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
  • владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
  • постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.

Информационные

Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей. Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц. Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Коммуникативные

Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.

Социально-трудовые

Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.

Компетенция личностного самосовершенствования

Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.

Компетенция – интегрированный результат взаимодействия нескольких компонентов:

  • Мотивационного – выражается в заинтересованности в деятельности и наличии личных смыслов для решения задач;
  • Целевого – связано с умением ставить личные цели, умение конструировать действия и поступки;
  • Ориентационного – предусматривает учет внешних и внутренних уровней деятельности;
  • Функционального – для формирования собственных моделей действий и принятия решений используются знания, умения, способы работы, информационная грамотность;
  • Контрольного – наличие точных измерителей деятельности и ее результатов;
  • Оценочного – самоанализ и адекватная оценка.

Эти компоненты тесно связаны между собой. Каждый из них влияет на развитие иных деталей.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

  • изучение;
  • процесс продумывания;
  • поиск;
  • сотрудничество;
  • адаптация;
  • принятие за дело.

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Важный момент

Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент – профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

Актуальность вопроса

Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения “ключевые компетенции”. Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:

  • Коммуникативная.
  • Математическая.
  • Информационная.
  • Продуктивная.
  • Автономизационная.
  • Нравственная.
  • Социальная.

Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:

  • Учебно-познавательную.
  • Ценностно-смысловую.
  • Социально-трудовую.
  • Коммуникативную.
  • Общекультурную.
  • Личностную.
  • Информационную.

У различных авторов можно встретить от 3 до 140 компетенций. В 1996 г. на симпозиуме в Берне был сформулирован примерный перечень базовых категорий. В него вошли следующие виды компетенций:

  • Социальные и политические.
  • Межкультурные. Они позволяют сосуществовать с людьми иной религии или культуры.
  • Определяющие способность обучаться в течение всей жизни.
  • Относящиеся к владению письменной и устной коммуникацией.

Понятие компетенции

В педагогике определение «компетенция» – это интегрированный результат владения содержанием образовательного процесса, выражаемым в готовности учащихся применять знания, навыки и умения. Также умение применять способы деятельности в разных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

Характеристики профессионально-педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.

В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:

  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • профессиональные.

Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.

Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.

Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.

На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.

Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Задачи преподавателей

Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:

  • Формирование условий для самореализации детей.
  • Усвоение продуктивных умений и знаний.
  • Развитие стремления к пополнению своей базы в течение всей жизни.

Проблемы педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.

Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  • Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  • Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  • Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  • Здоровьесбережение.
  • Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  • Гражданственность.
  • Интеграция.
  • Предметная и личная рефлексия.
  • Саморазвитие.
  • Саморегулирование.
  • Профессиональное развитие.
  • Речевое и языковое развитие.
  • Смысл жизни.
  • Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  • Общения.
  • Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  • Деятельности.
  • Информационных технологий.
  • Познавательные.

Компетентно-ориентированные образование

Над компетентно-ориентированным образование работают международные организации – ЮНЕСКО, ЮШСЕФ, ПРООН, Совет Европы, Организация европейского сотрудничества и развития и т.

Европейские страны совершенствуют программы обучения, для создания базы для достижения учениками определенных компетенций. Создается ограниченный набор этих качеств, которые и выступают ключевыми для личности. Был составлен приблизительных список из основных компонентов – изучать, думать, искать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело. Однако единый перечень организации еще не составили, и это будет сложно сделать. Компетенции выстраиваются от потребностей общества на подготовку граждан.

Рекомендации

Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:

  • В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
  • Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
  • Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос “Почему?”. Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
  • Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
  • При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
  • Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
  • Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
  • В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
  • Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
  • Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
  • Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
  • Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него – жизненная потребность.

Все эти правила и рекомендации – только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен учитывать это. При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *