профессиональные компетенции тьютора в инклюзивном образовании

Мероприятия на тьюторской конференции в 2022 году

Тьюторская практика в инклюзивном образовании. Мастер-классы 27. 2022 г. Самсонова Елена Валентиновна ( Москва),   , к. , руководитель НМЦ ИПИО МГППУ и Карпенкова Инна Вячеславна ( Москва),   , к. соц. , ст. НМЦ ИПИО МГППУ проводят Форум -практика «Компетенции тьютора в инклюзивном образовании»  В формате форума-практики мы предлагаем участникам  поделиться примерами ситуаций, возникающими в процессе тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ, и обсудить, какими компетенциями должен обладать тьютор в инклюзивном образовании, которые помогут

Тьюторы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Межрегиональная тьюторская ассоциация много лет занимается развитием в России профессии тьютора, в том числе это тьютор для детей с ограниченными возможностями здоровья. 7 сентября федеральный эксперт межрегиональной тьюторской ассоциации, кандидат педагогических наук Мария Юрьевна Чередилина приняла участие в сьемках передачи о тьюторах для детей с ОВЗ. Это сложная и важная тема. Чаще всего звучат вопросы,

Тьюторская практика в инклюзивном образованииКарпенкова Инна Вчеславна (Москва), к. соц. наук, психолог, ст. НМЦ ИПИО МГППУ, Самсонова Елена Валентиновна (Москва), к. н, руководитель НМЦ ИПИО МГППУ, Степкова Оксана Васильевна (Владивосток), к. пед. , доцент, магистр педагогики и психологии, член МТА, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского края «Твой Маяк»; руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского края, приглашают для участия в секции

Сертификация “Тьюторские батлы”: работа экспертов отделений ЛО, СПб, Ми МОРепортаж подготовлен Ивановой Е. , тьютором, Региональным экспертом МТА в СПб о событии регионального отделения МТА в ЛО: Первый модуль ОДИ «Ситуационный анализ и анализ ситуации в социальном предпринимательстве ЛО» Сертификация тьюторов «Тьюторские батлы» С 27. 22 по 01. 22 Организационно-деятельностная игра (ОДИ) проходила на базе Мичуринского многопрофильного техникума (ГБПОУ) в поселке Мичуринское, Ленинградской области. Цель участия в событии регионального

2022. Игровой инклюзивный курс «ПРОчувствуй». Как видят мир аутисты? Что чувствуют ребята в тяжелом эмоциональном состоянии или с расстройством пищевого поведения?  С какими трудностями сталкиваются? Ирина Беляева и Инна Прибора стали авторами трех игр живого действия для проекта “ПроЧувствуй, разработанный МОО «Игры Будущего» в партнёрстве с фондом «Полдень» и при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь». Его целью является благополучная интеграция в

Семинар “Проект профиля профессиональных компетенций тьютора, сопровождающего обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияИ. Карпенкова, ст. НМЦ ИПИО МГППУ, канд. соц. наук, психолог, тьютор: 12 апреля состоялся семинар, организованный НМЦ ИПИО МГППУ, посвящённый вопросам подготовки тьюторов для сопровождения обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовании. В семинаре приняли участие специалисты из разных городов  нашей страны. Дизайн работы исследовательской группы представила Елена Валентиновна Самсонова, руководитель Научно-Методического Центра ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, рассказав о компетенциях,

Специальный показ в Электротеатре Станиславский 11 апреля11 апреля в 20:00 в московском Электротеатре Станиславский в рамках киноклуба Сине Фантом состоится показ двух частей документального сериала: «Недееспособные» и «Недееспособные танцующие», а также пройдет презентация книги «Встречное движение». В вечере примут участие: автор предисловия к книге «Встречное движение» Ольга Седакова, режиссер Максим Якубсон, поэт Павел Федосов, героиня фильмов Юлия Родина. Заслуженная артистка России Елена

Научно-практический он-лайн семинар «Тьютор в инклюзивном образовании: вопросы профессиональной подготовки12 апреля 2022 года, 10. 00-11. 30 (время московское) Научно-практический семинар посвящен вопросам подготовки тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, формированию компетенций, соответствующих профессиональному стандарту «Специалист в области воспитания». Модераторы: Кутепова Елена Николаевна – канд. наук, зам. директора ИПИО МГППУ Самсонова Елена Валентиновна – канд. психол. наук, руководитель НМЦ ИПИО МГППУ Докладчики: Самсонова Елена Валентиновна  – канд. психол. наук, руководитель НМЦ ИПИО

Тьюторское сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной образовательной организацииТ. Никулина, координатор Панорамы образовательных Практик и технологий «Мишень-22», г. Чебоксары: В рамках мартовской программы публичных представлений Панорамы образовательных практик и технологий «Мишень-22» состоялась презентационная площадка Горчихиной Марины Юрьевны и Прагуськиной Наталии Николаевны, тьюторов БОУ “Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2” Минобразования Чувашии. Тема их практики звучит так: «Тьюторское сопровождение подростков с ограниченными возможностями

В настоящее время в современном образовании активно идут процессы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

В работе Н. Назаровой это понятие интеграции определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования».

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если быть точным, феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже.

В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Были отдельные прецеденты тьюторского сопровождения такие как Царскосельский лицей, примеры наставничества в воспитании царских особ. Широкого распространения тьютоское сопровождение в Росси не получило. Только в конце ХХ века отечественная педагогика стала проявлять большой интерес к тьюторскому сопровождению образовательного интереса обучающихся.

Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной, и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным, культурным. И если преподаватель или учитель являются прежде всего трансляторами знаний, то тьютор является помощником для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.

В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26. 2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638).

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Таким образом, в условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.

Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

  • 1. Э. Гордон, Э. Гордон. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского. Предисловие – Т.М.Ковалева, М.П.Черемных),2008 – 350с.
  • 2. Э.Гордон, Р.Морган и др. Революция в тьюторстве, Ижевск. Изд.дом “ERGO”. (Перевод с английского), 2010 – 332с.
  • 3. Долгова Л.М., Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. М.
  • 4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. – 88 с.
  • 5. Ковалева Т.М., Открытое образование и современные тьюторские практики. М.
  • 6. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262
  • 7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии об¬разования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
  • 8. Шмидт В.Р. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании: Учебно-методическое пособие. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Информационно-аналитический портал Socpolitika.ru.

Данная ситуация объясняется тем, что в настоящее время, в связи с внедрением разнонаправленных инклюзивных площадок в рамках общеобразовательных организаций становится возможным обучение детей с ОВЗ и инвалидностью на таких же условиях, как и обучение их нормально развивающихся сверстников. Сложности такого взаимодействия в диаде педагог-ребёнок с ОВЗ или инвалидностью объясняются наличием нескольких взаимосвязанных факторов:

Наличие повышенного уровня выраженности профессионального стресса, связанного с работой педагога с детьми с ОВЗ и с инвалидностью. Подобный стресс проявляется в разных условиях по-разному, но имеет две основные модели. Первая модель заключается в том, что педагог вынужден обучать надомно ребёнка с тяжёлым физическим дефектом (сложная степень ДЦП, РДА), но к такой работе он просто не готов. Если Администрации общеобразовательной организации (директор психолог) не обратить пристального внимания на такого рода профессиональные стрессы, то педагог невольно попадает в группу психологического риска, так как он более, чем его коллеги, подвержен синдрому профессионального и личностного выгорания.

Таким образом, на основании анализа психических поведенческих реакций педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, можно сделать вывод о необходимости формирования разнонаправленных инклюзивных компетенций у педагогов, работающих в рамках общеобразовательной организации. В свою очередь это поможет не только понимать и принимать себя таким, какой педагог есть на самом деле, но и любить свою пусть даже не такую лёгкую и простую работу, от выполнения которой зависит внутреннее психическое становление ребёнка с ОСВЗ или инвалидностью.

В связи с приобретением особой значимости компетентностного подхода в образовании, направленного на изучение разнонаправленных компетентностей и компетенций педагогов общеобразовательных организаций, возникает необходимость формирования единого понимания значения понятий «компетентность» и «компетенция» в широком научном смысле.

Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется, как способность делать что-либо хорошо или эффективно. Данная способность тесно связана с процессом усвоения педагогами новых знаний, с овладением разнонаправленными способами и приёмами применения полученных знаний на практике, с желанием расти и развиваться в выбранном профессиональном направлении. Согласно данному пониманию компетенций, они приобретают особую значимость при устройстве на работу и выполнении своих непосредственных повседневных рабочих задач.

Тем самым подчёркивается тесная взаимосвязь между знаниями и действиями педагогов в их непосредственной практической деятельности.

В настоящее время психологами разработаны и различные способы формирования инклюзивных компетенций у педагогов, работающих в общеобразовательной организации. К числу основных и значимых относятся:

Развитие способности к сочувствию, сопереживанию (эмпатия) ребёнку с ОВЗ и инвалидностью;

Формирование своеобразных приёмов межличностного общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью, таких, как «Я тебя понимаю», «Зеркальце, скажи», «Мы едины и непобедимы», и так далее.

Снижение проявления разнонаправленных страхов у педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ;

Формирование позитивной установки у педагога на преодоление сложившейся рабочей ситуации.

Таким образом, вопрос о формировании разнонаправленных инклюзивных компетенций у педагогов, работающих в рамках общеобразовательной организации, в настоящее время вопрос о формировании инклюзивных компетенций находится на стадии разработки и практического внедрения в практическую деятельность психологов общеобразовательных организаций.

Создание образа будущего должно проводиться при активнейшем участии родителей (как основных заказчиков образовательных услуг для своего ребёнка). К решению этой задачи тьютор может привлекать психолога школы, знакомить родителей с информацией о различных организациях в городе проживания ребёнка, занимающимися трудоустройством людей с ООП, спортивных секциях (паралимпийских и Специальной олимпиады, спорт ЛИН), поддерживаемого трудоустройства, социальной занятости, досуговых организациях, центрах по созданию поддерживаемого проживания (для того, чтобы жить в тренировочной квартире, нужны определённые навыки, которым нужно учиться, а это – образовательные задачи!). Например, детям с ООП, как правило, очень сложно ориентироваться в многообразии видов деятельности в образовательной организации. От любого ребёнка требуется запоминать маршруты передвижения по зданию и во дворе во время прогулок, понимать, в каком пространстве (помещении) что нужно делать. Каким образом помочь ребёнку самостоятельно сориентироваться в том, что нужно сделать сейчас? Какие подсказки (карточки, жесты) предложить ребёнку? Кого из сверстников задействовать в решении той или иной задачи? Как проконтролировать действия ребёнка так, чтобы он не заметил контроль и думал, что всё делает самостоятельно? Как поддержать интерес ученика таким образом, чтобы повысить степень его мотивации к обучению и контакту со сверстниками? Все эти и многие другие вопросы должен уметь задавать тьютор и находить на них именно «тьюторские» ответы. Тьютор действует, исходя из следующих принципов:
– предоставлять инициативу ребенку;
– помогать только тогда, когда понятно, что ребёнок не справится или не имеет пока нужного опыта;
– давать ребёнку больше времени на осмысление ситуации и поиск решений;
– уметь видеть, слышать и чувствовать «за двоих»: за «обычного» и за «особого», то есть учитывать особенности ребёнка, но и помогать ему делать выборы в соответствии с развитием компетенций, соответствующих возрасту и уровню актуального развития;
– влиять своими действиями на среду таким образом, чтобы ребёнок мог справиться сам, либо ему могли легко помочь сверстники или персонал организации (принцип не предполагает, что тьютор бездействует. Тьютор помогает персоналу правильным образом отреагировать на действия ребёнка, сказать нужные слова, вовремя похвалить ребёнка и т. Таким образом, преемственность в реализации образовательного маршрута ребёнка с ООП может быть выражена в следующей стратегии: в садике учить ребёнка тому, что понадобится в школе, в школе – тому, что понадобится в колледже, в колледже тому, что во взрослой жизни и в профессии. Эта стратегия может реализовываться в соответствии с уровнями профессиональной зрелости ребёнка с ООП:
1). Помощь по дому – уборка, готовка, магазин, помощь в уходе за братом-сестрой. Помощь в Центре, школе – относить вещи, уход за цветами, работа с книгами в библиотеке, уборка инвентаря в спортзале, изготовление наглядного материала (обретение навыков возможных будущих профессий) и т. Поддерживаемое трудоустройство и жизнеустройство (организации, обеспечивающие труд людей с ООП и проживание). Свободный рынок труда и сопровождение (помощь в адаптации). Свободный рынок труда – максимальная самостоятельность.

Литература
1. Ковалёва Т. , Кобыща Е. , Попова (Смолик) С. , Теров А. , Чередилина М. Профессия «Тьютор». , 2012. 124 с. Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: курс лекций. : ЦРИД «Наш солнечный мир», 2017. 114 с. Джаней Р. , Снелл М. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. : РООИ «Перспектива», 2013. 265 с.

ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Зачем нужны ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *