профессиональные компетенции учащегося

Какие методы оценки персонала используются для формирования модели компетенции?

Для оценки компетенции используют следующие методы:1) создание определенных бизнес-ситуаций, встречающихся в ежедневной практике, их экспертная оценка. 2) структурированное специальным образом глубинное интервью, дополняемое элементами самооценки сотрудника. 3) Определение поведенческого портрета сотрудника (успешность, отображение необходимых качеств и характеристик, присущих каждому опрашиваемому).

После точного определения уровня компетенции каждого из сотрудников принято составлять план и методику повышения этого уровня, его развития. Самые распространенные методы развития компетенции:1) Обучение на рабочем месте, без отрыва, на опыте других. 2) Выполнение специальных развивающих заданий, нацеленных на повышение уровня компетентности. 3) Участие в тренингах и семинарах, чтение специальной литературы. 4) Решение практических совместных задач в динамичном режиме, для развития навыков взаимодействовать в команде.

На базе УО «Минский государственный профессиональный лицей №5 транспортного строительства» совместно с Минским городским учебно-методическим центром профессионального образования для мастеров производственного обучения учреждений образования ПТО и ССО 22 февраля был организован семинар на тему «Формирование профессиональной компетенции учащихся посредством использования системного подхода в подготовке к конкурсам профессионального мастерства».

профессиональные компетенции учащегося

Цель мероприятия заключалась в презентации опыта работы при подготовке учащихся к конкурсам профессионального мастерства по стандартам WorldSkills по компетенциям «Столярные работы», «Плотницкие работы», «Производство мебели», «Кирпичная кладка», «Электромонтаж».

На семинаре выступили:

  • Левенкова Наталья Яковлевна, методист кабинета методического обеспечения профессионального образования Минского городского УМЦ ПО
  • Кузьмина Инесса Леонидовна, директор Минского государственного ПЛ №5 транспортного строительства«Организационно-управленческое сопровождение конкурсного движения профессионального мастерства WorldSkills»

профессиональные компетенции учащегося

профессиональные компетенции учащегося

профессиональные компетенции учащегося

профессиональные компетенции учащегося

профессиональные компетенции учащегося

Участники семинара посетили учебные мастерские, ознакомились с материально-технической базой лицея, обсудили насущные проблемы и перспективы развития профессиональных компетенций в учреждениях профессионального образования.

профессиональные компетенции учащегося

профессиональные компетенции учащегося

Определены следующие группы ключевых компетенций: 
– Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

– Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

– Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

– Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. ) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

– Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

– Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

– Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

учащихся на основе

современных образовательных технологий

Учитель: Савенкова О.

Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании

ТрадиционныйКомпетентностный Главная идея: знания приводят к личностному успеху. Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний. Решение проблем – смысл образовательной деятельности. Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.

Компетенция: 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;

2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.

Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:

  • Запомнить и ответить – это накопление знаний;
  • Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
  • Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Сравнение результатов компетентностного образования с традиционным

Результат традиционного образованияРезультат компетентностного образованияЗнания – это информация, присвоенная человеком Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями Навыки – это действия, выполняемые автоматически Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически Компетентность–это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности

В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности), существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания), переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути взаимодествия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения), проявляется осознанно (в отличие от навыка), представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

Классификация ключевых компетентностей

До настоящего времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.

Можно говорить о формировании:

  • коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;
  • информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;
  • компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.

Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.

Организация учебного процесса на основе компетентностного подхода

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Таким образом, каждый ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать себя в целеполагание (учиться формулировать цель любой деятельности), организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных, регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, скорректировать его деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

  • Компетентностно-ориентированные заданияизменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной»задачи.
  • В основном на всех этапах урока используюинформационно-коммуникационныетехнологии.Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее (использование визуальной информации, интерактивного демонстрационного материала, тренажеров).

ПрезентацииPowerPoint являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих текст, цифры, графику, анимацию, видео, звук. Презентации использую на уроках во время лекции или защиты проектов учащихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учащимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование ключевых компетенций, позволяет мне добиваться существенных успехов в обучении и воспитании учащихся.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволило мне создать условия, которыеспособствуют формированию ключевых компетенций школьника.

В заключении мне хотелось бы напомнить, коллеги, некоторые правила, которыми должен руководствоваться учитель в своей работе, независимо от выбранной им технологии. Вот они:

  • Главное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Формирует личность учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний в системе.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Также вас может заинтересовать

  • Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате.
  • Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 4 класса Путешествие на Луну
  • Классный час: Алтай – родина героев
  • Урок Знаний, проведенный в 3 классе 1 сентября – День Знаний.
  • Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 4 класса

профессиональные компетенции учащегося

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека ХХI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Существенным в понимании компетентностного подхода, основные понятия которого – компетенция и компетентность, является создание психолого-педагогических условий для личностных достижений учащихся. Сами понятия компетентность и компетенция трактуются в литературе неоднозначно. В наиболее общем понимании “компетентность” означает соответствие предъявляемым требованиям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность можно представить как комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

В современной науке встречаются различные толкования понятия компетентность. В трудах Дж. Равенна под компетентностью понимается способность субъекта объединять различные (Когнитивные, эмоциональные, волевые) компоненты деятельности с целью успешного достижения результата. Важным в трактовке является то, что он рассматривает компетентность как универсальное свойство личности, специфическое по отношению к разным видам деятельности. Он различает специальную, социальную и личностно – индивидуальную компетентность, где роль внутренних средств, несомненно, значима как ведущий фактор в достижении лучшего результата.

Говоря о понятии компетентность, выделяют профессиональные и ключевые компетенции. Профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных и смежных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, позициях, в одиночку или в группе. Ключевые же компетенции не зависят от сферы деятельности человека и являются универсальными.

Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.

В структуре коммуникативной компетентности выделяем следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние.

Над проблемой формирования коммуникативной компетентности в настоящее время работают отечественные и зарубежные ученые, такие как Н. Зубкова, А. Хуторской, Д. Равен и др. Ими определены некоторые педагогические пути, способы, приёмы формирования коммуникативной компетентности, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Так, например, Н. Зубкова разработала программу «Сообщество», направленную на развитие коммуникативных умений и положительного взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Коллективная творческая деятельность может оказывать стимулирующее воздействие на формирование отдельных компонентов коммуникативной компетентности, а именно общительности, самоконтроля, культуры речи. При соблюдении следующих психолого-педагогических условий: насыщение уроков игровыми приемами, направленными на развитие общительности, культуры речи; использование различных форм коллективной творческой деятельности: комплексная, фронтальная, коллективно-производственная, инициирующих учебно-познавательную активность обучающихся.

Реализация первого условия предполагает использование развивающего потенциала игровых приемов. Игра – неоценимый в этом помощник. В игре ребенок – автор и исполнитель, и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

Большинству игр присущи такие черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
  • состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Использование игровых приемов при формировании коммуникативной компетентности связано, в первую очередь, с возможностью игрового приема изменять эмоциональное отношение учеников к учебной информации или процессу обучения, что является необходимым для организации творческой деятельности обучающихся. Кроме того, использование различных видов игровых приемов будет способствовать развитию самоконтроля, коммуникативных умений, общительности, культуры речи.

В зависимости от типа реализуемых учителем игровых отношений со слушателями выделяют открытые и закрытые игровые приемы. Открытым считается прием, при применении которого учитель ставит перед слушателями именно ту педагогическую задачу, которую он на самом деле собирается решать.

Закрытым, когда условность, задаваемую приемом, ощущает только учитель, а слушатели работают «всерьез». Иными словами, когда учитель прибегает к манипуляции.

Возможно использование и полуоткрытых игровых приемов. В этом случае условность ситуации неявно подразумевается слушателями или вскрывается преподавателем сразу после проведения приема.

Кроме того, использование игровых приемов стимулирует личностные социальные и познавательные мотивы, естественное человеческое стремление обучающихся к самореализации, самоутверждению.

Реализация второго условия предполагает использование различных форм коллективной творческой деятельности стимулирующих учебно-познавательную активность учеников. В начальной школе используются, как правило, следующие формы коллективно творческой деятельности: фронтальная, комплексная и коллективно-производственная.

Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся общей композицией. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в одно целое. Комплексной формы. Предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ученик делает свою часть задания, имея представление об общем результате. Коллективно-производственная форма, по которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

Фронтальная форма является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идей совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организация совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции, и её эстетическое качество.

Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с классом он ставит учебную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария урока), руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т.

К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс, причем занятия могут проходить в любой аудитории (не нужно создания особых условиях). Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Во фронтальной форме есть возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге комплексной и коллективно-производственной форме.

Коллективно-производственная форма творчества учащихся встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, трудностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой, мнением, которое существует среди учителей изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество. Эта форма предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. На уроках изобразительного искусства и технологии не воссоздается промышленный конвейер, а предполагается игра, по условиям которой каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства.

Процесс выполнения изделия на классном конвейере отличается от работы производственного конвейера ещё и тем, что учащиеся в отличие от рабочих-сборщиков сами выполняют детали, части собираемого на конвейере изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа: 1) индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия; 2) последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Учитель тщательно продумывает каждый этап работы «классного конвейера», которым становится ряд парт. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равно значимыми по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Комплексная форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одной плоскости, листе), или согласование действий всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся – работа в паре. Методика организации процесса коллективной деятельности комплексной формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задаётся учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как и в совместно-индивидуальной.

Коллективная творческая деятельность учеников – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт ученикам, который, пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коллективной творческой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной деятельности успешно используются практиками и сегодня.

В чем суть понятия «компетенция»?

От профессионально-деловых качеств сотрудников напрямую зависит продуктивность организации. Эти качества и соответствие занимаемой должности также известны как компетенция. Компетенция – это индивидуальная способность специалиста решать четко обозначенный перечень профессиональных задач. Для каждого специалиста существует отдельный уровень компетентности , ведь для каждой профессии предусмотрен разный перечень задач и деловых качеств. Стоит ли говорить, что компетенцию наемных сотрудников стоит регулярно оценивать. Причем делать это надо не только при приеме на работу, но и по истечению определенного срока профессиональной деятельности, для того чтобы понять, насколько вырос подчиненный как профессионал, или развития никакого не наблюдается?

Виды компетенций

Теоретически компетенции бывают следующих видов: 1) Учебно-познавательная компетенция – это совокупность тех умений и навыков, которые сотрудник развил в себе благодаря познавательности. Насколько в нем развиты навыки целеполагания , действий в нестандартных ситуациях, планирования, анализа, самооценки профессиональной успешности. 2) Информационная компетенция – это навыки самостоятельного поиска, анализа, отбора, обработки и передачи необходимой информации. 3)Коммуникативная компетенция – это умение взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде. Примерка на себя различных социальных ролей и др.

Правила разработки профиля профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции – компетенции, характеризующие группу должностей

Разработка профиля профессиональных компетенций очень трудоемкий процесс, который начинают с основных групп должностей. К примеру, если Компания занимается продажами, разработку необходимо начинать с должностей Менеджеров отдела продаж.

Стандартной модели компетенций не существует. У каждого предприятия для схожих должностей она может кардинально отличаться.

Возможен вариант, когда при составлении профиля компетенции, берётся за основу данные других компаний, но к этому нужно подходить обдуманно. Если к примеру, взять менеджеров отдела продаж, то следует учитывать, что для продажи сложных технических продуктов и обычных товаров, и услуг будут некоторые совпадения по профилю, но и буду существенные отличия.

В разработку профиля компетенций должен быть привлечён HR специалист и линейные руководители и ТОП менеджеры. Важно, чтобы каждый на своём уровне придерживал этап создание и активно участвовал. Перед началом необходимо вооружиться литературой по данной тематике.

При формировании профиля профессиональных компетенций важно привлекать сотрудников подразделений, для уменьшения сопротивления внедрению. Это не обязательно делать на каждом этапе, но чем регулярнее это происходит, тем легче будет этап внедрения новой системы.

План проекта.

Видение конечного результата, как организация сможет применить результат работы в дальнейшем? Сроки реализации. Важно определиться с какой целью создается модель компетенции. В данном случае возможны два варианта.

  • Через профиль компетенции в дальнейшем будет осуществляться вся система управления и развития персонала. Оценка уровня развития, а также процесс обучения будет происходить через модель профессиональных компетенции.
  • Построение модели необходимо для приема большого количества персонала и необходимо для стандартизации методов отбора.

После того, как мы определись с целью проекта, необходимо убедить линейных менеджеров в его необходимости.

После этого необходимо определить время для реализации данного проекта. В среднем на формирование профиля профессиональных компетенций уходит от 2-4 месяцев.

Создание проектной команды

Необходимо определить руководителя группы. Продумать, кого необходимо включить дополнительно, кто будет являться экспертом мнения. Какая литература будет использована.

Проектирование модели компетенций

На данном этапе важно обратить внимание на работу подразделений. Собрать все примеры стандартного поведения, которые являются успешными. На основании собранных данных сформулировать примеры стандартов поведения, которые в будущем будут приносить положительный результат.

Источниками информации служат сотрудники, руководители, коллеги, клиенты, партнеры, наставники, тренеры.

В качестве методов сбора информации можно использовать следующие:

  • Анализ работы подразделения
  • Проведение фокус-групп
  • Составление опросных листов, проведение опросов сотрудников подразделения
  • Мозговой штурм проектной группы
  • Рабочие группы с сотрудниками и руководителями

Определение уровней моделей компетенции

На этом этапе необходимо составить матрицу приоритетов, что важно, что нет. Для проведения данной работы необходимо разделиться на несколько групп. Каждая группа индивидуально прорабатывает каждый пункт. Далее необходимо собраться и объединить результат работы.

Важно помнить, что модель должна содержать ограниченное количество компетенций и уровней, чем их больше, тем больше возникает сложностей с внедрением и применением.

Нет точной рекомендации, сколько уровней оптимально. В моделях компетенций, внедрённых на предприятиях, встречаются как 3-х ступенчатые, так и модели которые содержат 7 ступеней. Чаще всего применяют 4-х ступенчатую. Далее необходимо определить значения для каждого уровня развития, прописать эталон.

Пример построения уровней развития компетенции.

В качестве примера предлагаем рассмотреть компетенцию менеджера по работе с ключевыми клиентами.

Компетенция: Обслуживание с максимальным учетом потребности клиента.

Определение:
Желание помочь и обслужить клиента так, чтобы удовлетворить его потребности наилучшим образом. Это качество выражается в усилиях, которые человек прикладывает, чтобы понять, чего именно ожидает и хочет клиент, и чтобы обеспечить ему обслуживание на высоком уровне, которое станет основой для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Клиентом считается любой человек или организация, которая предоставляет услуги (это может быть внутренний клиент, коллеги любого уровня, партнеры потребители и т.

  • Отвечает на запросы клиентов.
  • Держит клиента в курсе продвижения проекта или задачи.
  • Лично удостоверяется, что клиент получает то, за чем он обратился.
  • Принимает меры, необходимые для решения любой проблемы.
  • Полностью предоставляет себя и своё время в распоряжении заказчика (к примеру, тратить дополнительное время и усилия, когда это нужно клиенту)
  • Уровень 2
    . Умеет определить истинные потребности клиента, лежащие в основе всего остального и предпринять нужные действия.

Поведенческие признаки данного уровня.

  • Подбирает уже существующие продукты или услуги (которые могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям клиента) под те потребности клиента, которые лежат в основе всего.
  • Предугадывает, что будет нужно клиенту в средне- и долгосрочной перспективе.
  • Проводит много времени в общении с клиентом, стремясь лучше понять его потребности.
  • Уровень 3
    . Действует с позиции и в интересах долгосрочной взаимной выгоды.
  • Умеет заслужить доверие клиента, которое позволит давать советы или направлять клиента в его выборе.
  • Уделять больше внимания построению долгосрочных отношений на будущее и будущим прибылям, чем сегодняшним интересам.
  • Предлагает взаимовыгодные действия для построения долгосрочных отношений с клиентом.Вовлекается с клиентом в процесс принятия решений.

Формирование профилей компетенций под конкретные должности.

На этом этапе задача проверить соответствие компетенций ролям. Это должен сделать непосредственный руководитель подразделения. Если ему всё понятно, то систему можно внедрять. Если нет, необходимо доработать совместно с HR отделом. Ниже представлен профиль компетенций на должность регионального руководителя.

Материал из сайт

Оценка компетенций сотрудников

Оценка компетенций – это процесс определения приоритетных профессиональных качеств , необходимых для эффективной работы сотрудников, их анализ, диагностика, подсчет и формирование планов развития работников. Оценку компетенций принято определять методом проведения специальных HR-тестов и решения кейсов. По итогам оценки компетенции есть возможность получить ответы на следующие вопросы:

  • Насколько эффективно подчиненные справляются со своими должностными обязанностями?
  • Соответствует ли уровень знаний и квалификации сотрудников поставленным целям и задачам?
  • Какие методики обучения или тренинги могут помочь персоналу для их развития?
  • Как мотивировать сотрудников на результативную работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *