Профессиональные компетенции учащихся это

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Мы слишком часто даем детям ответы, ко­торые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения?

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение школы формировать компетенции у школьников.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но

– получает задание и, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

– не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

– при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.

Таким образом школьник не может

– проанализировать данный материал:

– спланировать свои действия;

– оценивать полученный результат и свою деятельность в процессе;

– предлагать различные варианты решения и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии;

– самоорганизовываться и т.

Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно.

Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, умение учиться, конструктивность.

Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться жить вместе;
  • научиться жить –
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Компетенция от латинского слова compete- добиваюсь, соответствую, подхожу.

Круг полномочий, представляемых законом, уставом или иным документом конкретной организации или должностного лица.

Знания, опыт в той или иной области. (энциклопедический словарь).

Что такое “компетенция” и “компетентность”?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые, или базовые компе­тенции. Ключевые компетенции – универсаль­ные способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, до­стигать результатов в личной и профессиональ­ной жизни в условиях конкретного общества, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер.

Ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции попали в центр внимания в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Понятия специалист и хороший сотрудник не тождественны. Хороший сотрудник – это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик, т. ключевых компетенций.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • способность брать на себя инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность уживаться с другими;
  • способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
  • умение принимать решения на основе здравых суждений;
  • умение эффективно работать в группе на общий результат.

Компетенции проявляются в действии.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

Можно выделить следующие действия:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Хуторской ( докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва)

выделяет 7 ключевых ком­петенций:

№ п/п
Ключевые компетенции
Задания

1
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информациюЗнания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. 4,6, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в «От значения к написанию», 8 кл,Слитное-раздельн. написание числит11 (напис и произнош числ в интервью)Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

2
Общекультурная компетенцияЭто особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека. 5, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 7 кл. «Поэтические гимны морфологии», тема«Сравнение. Метафора»11 (по смыслу интервью) Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

3
Учебно-познавательная компетенцияСюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности. 1,3

4
Информационная компетенция Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей. 2, 7Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

5
Коммуникативная компетенция Включает знание необходимых языков, спо­собов взаимодействия с людьми, навыки ра­боты в группе, владение различными соци­альными ролями в коллективе. Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

6
 Социально-трудовая компетенция Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 11 (роль интервьюируемого)

7
Компетенция личностного самосовер­шенствованиянаправлена на физическое, духовное и интел­лектуальное саморазвитие. Объ­ектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции от­носятся знание правил личной гигиены, забо­та о собственном здоровье, внутренняя эколо­гическая культура. Ф-в в 10 кл. «Культура речи»(тема соч. -рассужд

По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

То есть, это и есть  цель образования на современном этапе

Цель планируется реализовать через ряд задач:

– мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

– создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

– создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для “само”:

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

Что же надо менять?

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску.

Чтобы убедиться, что разработанное учебное или факультативное занятие в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика?

То, что ученики делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?

Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, в которых деятельность учащихся и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, рефлексировать, адекватно оценивать себя, умение обучаться и многое другое.

Изменение методов обучения, приоритета тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, теоретическое мышление.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технологии интерактивного обучения;
  • технология когнитивного обучения;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • технология решения изобретательских задач.
  • Эффективна и дистанционная форма обучения, которая предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, обеспечивающих индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться.
  • Внедрение информационных технологий.
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, в школьном самоуправлении, интеллектуальных  и творческих конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.

Компетентностный подход в образовании предполагает овладение учащимися различного рода умениями позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие навыки.

Исходя из поставленных целей, образование должно способствовать формированию следующих умений и навыков:

  • самостоятельной работы с учебным материалом;
  • крити­ческого мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • навыков работы в команде;
  • умений формулировать задачу и кооперативно ее решать;

Что имеет умеющий учиться?

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (ситуация разрыва знаний по Эльконину-Давыдову)

Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? (Способы решения, алгоритм действия, модель). Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Задания для таблицы:

Составьте памятку «Как  разграничить типы морфем: формообразующие и словообразовательные?»

Что мне надо сделать  после занятия, чтобы хорошо освоить данный учебный материал?

  • Ещё раз прочитать об этом в справочной литературе или Интернете.
  • Просмотреть записи в тетради.
  • Взять у учителя  подобные упражнения и выполнить их дома.

Заполните бланк. Числительные запишите словами.

Я, ____________________________________________________, получил(а) от _____________________

____________________________________________,  сумму в размере  468 рублей 95 копеек

______________________________________________________________________________________________________________________            (сумму указать прописью)

для приобретения оборудования в химическую лабораторию.

В строки из стихотворений Сергея Есенина вставьте пропущенные слова, на ваш взгляд, подходящие по смыслу.

(После проверки: Почему именно эти слова выбрал Есенин? – Черты национальной культуры, связь с родной природой

Обсуждение в группах/парах  1-2 мин

«Житейская история» Представьте, что вам на дачу привезли ворота, в количестве двух штук. Но они оказались с  браком. Вы пишите заявление с просьбой заменить ворота и сталкиваетесь с проблемой: можно ли написать «у обоих ворот обнаружен брак»? Вы звоните другу-редактору, и он вам объясняет. Что сказал редактор?

Для справок. Употребление числительных оба и обе:

и ср. –  оба,  обоих и т.

–  обе, обеих и т.

Придумайте (подберите) задания по теме «Написание сложных слов»

Сочинение-рассуждение «Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко?»

Дискуссия на тему  «ть – суффикс глагола или окончание?»  или «В слове нёс есть суффикс или нет?»

Игра «Пресс-конференция»   «Я говорю о своей стране» (Группам (парам) раздаются тексты, из которых необходимо выбрать 2-3 предложения и озвучить, правильно произнося числительные

Представьте себя в роли выступающего на международной конференции. Вам необходимо ответить на вопросы журналистов о Беларуси.

Формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности

Словарь основных понятий

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

Социальные компетентности связаны с жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки).

Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, практические способности).

Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации).

Компетентностный подход – формирование у учащихся ключевых компетентностей в образовательном  процессе.

Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.

Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предметные компетенции – компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Неграмотными людьми ХХІ века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.

Думать, что всё знаешь, останавливает тебя от того, чтобы учиться новому.

Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться.

Главная цель обучения  – научить думать, а не научить думать каким-то особым образом. Лучше развивать свой собственный разум и учиться думать самим, чем загружать в свою память множество мыслей других людей.

Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.

Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.

Обучение – это не то, что получаешь случайно. А то, к чему стремишься со страстью и делаешь с усердием.

Чтение само по себе лишь дает материал для знания, но именно процесс размышления дает нам возможность усвоить эти знания.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и учителя.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Что такое метапредметный подход?

Метапредметный подход обеспечивает переход от практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

  • это надпредметные умения, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов,
  • это обобщённый способ действий, который позволяет самостоятельно организовать образовательный процесс, включающий в себя элементы алгоритмизации и рефлексию действий.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений:

  • это умение планировать собственную деятельность,
  • самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется,
  • суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями,
  • оценить собственные действия,
  • в случае необходимости скорректировать их.

Современное обучение учащихся требует формирования метапредметных умений и навыков. Такое обучение личностно ориентировано и имеет следующие преимущества: характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах обучения.

А что же какое метапредметный урок?

  • происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
  • обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а деятельностных способов работы со знаниями.

На первый план выходит обучение способам работы с информацией:

– школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта;

– ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;

– ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.

С помощью метапредметного урока и внеурочной деятельности можно подготовить ребенка к реальной жизни.

Основными признаками метапредметного урока и внеурочной деятельности являются:

– самостоятельная (экспериментальная, поисковая) учебная деятельность учащихся;

– рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

– активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Образовательные технологии, развивающие метапредметные умения

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.

Работая над проектом, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки.

Технология организации групповой работы

Технология организации групповой работы – это активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, где происходит активизация познавательной деятельности.

Развиваются навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. Происходит развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог). Совершенствуются межличностные отношения в классе.

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения ), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта. Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих.

Интегрированные уроки дают ученику широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.

Цели образования ХІ века

Цели сформулировал Жак Делор. По его мнению, это:

научиться жить вместе;

Он определил основные глобальные компетентности.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А. Хуторскому) являются следующие:

Определены следующие группы ключевых компетенций: 
– Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

– Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

– Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

– Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. ) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

– Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

– Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

– Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение закрытого типа (Раифское СУВУ)

Педагогические технологии в формировании профессиональных и ключевых компетенций учащихся.

Подготовил : Р. Саидгараев

Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности.

Существенными чертами понятия «педагогическая технология» является:

– педагогическая технология разрабатывается под конкретную педагогическую задачу, в основе которой лежат ценностные ориентации, целевые установки, имеющие конкретный ожидаемый результат;

– функционирование педагогической технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося с учетом принципов индивидуализации;

– частью педагогической технологии должны быть инструменты контроля качества обучения, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

– применение педагогических технологий гарантирует всем учащимся определенное качество обучения в соответствии с поставленной целью.

Современные педагогические технологии обладают широкими возможностями, которые:

– создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения нового знания;

– способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информационных единиц (включая их организацию, построение и структурирование);

– технологические приемы позволяют аудитории проявить собственные силы, так как каждый «выбирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста, вступает в диалоговое взаимодействие со всеми участниками».

Метод проектов.

Среди множества педагогических технологий, наиболее адекватных поставленным целям ориентации на формирование ключевых компетенций учащихся, является метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, информационные, коммуникационные и т. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.

Эффективность проектных методик в профессиональном образовании обусловлена следующими причинами:

– проектные методики личностно-ориентированы, а развивающий аспект обучения является одним из ведущих в профессиональном образовании;

обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

– в проектных методиках иерархия взаимоотношений «педагог-обучающийся» существенно отличается от традиционных методов обучения.

Повышенная степень мотивации обучающихся при выполнении проекта является обязательным условием, которое предопределяет высокую степень эффективности данного метода.

При использовании метода проектов у обучающихся формируются профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как:

– установление контакта, работа в команде, исполнительность, ответственность,

-уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, видение развития процесса,

– аналитические способности, дальновидность, прогнозирование, мотивация,

-профессиональные компетенции.

Достоинства указанной педагогической технологии заключаются в возможности включения ее в существующие организационные формы учебного процесса и содержание обучения, предусмотренное государственными образовательными стандартами, обеспечения гуманистического, интеллектуального обучения.

Технология проблемно – модульного обучения.

Технология проблемно модульного обучения предполагает использование на практике полученных теоретических знаний.

Модульное обучение, общие положения которого были сформированы в конце 60-х годов XX века в США, быстро распространилось в образовательных системах стран Европы и Америки как один из наиболее целостных подходов к обучению, обеспечивающих его высокую эффективность.

Модульное обучение – дидактическая основа множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники; оно представляет собой разбивку учебных дисциплин на относительно небольшие составляющие – модули. Модуль – это относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных компетенций. Каждый модуль отражает результаты обучения (деятельность обучающихся), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения; границы модуля при его разработке определяются уровнем развития компетенции.

Сущность модульного обучения рассматривается как метод, способ, тип обучения, а также как система и педагогическая технология.

При модульном обучении обучающийся является активным субъектом обучения, полноправным участником учебного процесса; также он активно влияет на все элементы педагогической системы, обеспечивая их максимальное приспособление к своим потребностям и возможностям.

Одной из важнейших особенностей модульного обучения, основанного на компетенциях, является изменение отношения участников образовательного процесса к роли и значению самой оценки качества образования как процесса получения и сбора данных и показателей уровня сформированности компетенций, которые сравниваются с заранее установленным эталоном.

Обучение в рамках модульного подхода представляет собой освоение учащимися модульных программ, где осуществляется интеграция различных учебных дисциплин, видов и форм обучения, подчиненных общей проблеме -формированию готовности к действиям в реальных ситуациях профессиональной деятельности, т. профессиональным компетенциям. Модульные программы состоят из набора модулей содержания профессионального образования и обучения.

Признаками модульного обучения является:

– индивидуализация обучения, увеличение доли времени для самообучения;

– представление содержания обучения в модулях, завершенных информационно и обеспеченных методическими комплексами;

– гибкость содержания, высокая степень адаптации к различным требованиям;

– паритетные субъект – субъектные отношения;

– реальное право выбора.

Модульное обучение является дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приемами педагогической техники и содержанием обучения.

Эффективность технологии модульного обучения связана с качеством учебного модуля и организационно – дидактической системой обучения.

Модульно – компетентностный подход решает задачу формирования у обучающихся необходимых ключевых компетенций, дает возможность управлять качеством подготовки работников квалифицированного труда и обеспечивает прозрачность его оценки.

При применении в образовательном процессе технологии модульного обучения у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные компетенции: речь, работа в команде, ориентация на качество работы, общий интеллектуальный уровень.

Опыт последних лет показал, что модульная система обучения эффективна в начальном и среднем профессиональном образовании. Преимуществами ее является:

– повышение качества профессионального образования и обучения, соответствие его заданным требованиям профессиональных стандартов и объективной оценки;

– возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);

– создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся, тесного контакта с преподавателем посредством индивидуального подхода;

– создание условий более осознанного мотивированного изучения профессионально-значимых дисциплин;

– уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзаменов;

– реализация принципа «обучение в течение всей жизни».

Деятельностные педагогические технологии

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией/специальностью, занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся. Решение этой проблемы связано с применением деятельностных педагогических технологий, которые можно классифицировать следующим образом:

– репродуктивные педагогические технологии – предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях. Организационными формами обучения при этом являются: урок – лекция, комбинированный урок, урок – экскурсия, урок – семинар, типовой урок практического (производственного) обучения. Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; алгоритмизированное, программированное обучение, задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т.

При применении репродуктивных педагогических технологий у обучающихся формируются следующие компетенции: обучаемость, гибкость мышления, организованность, исполнительность, ответственность, аналитические способности, прогнозирование и профессиональные компетенции;

– проблемно – развивающие педагогические технологии – технологии, которые требуют сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (применение методов проблемно – развивающего обучения) и переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации. Организационными формами обучения являются: лекция – беседа, комбинированный урок, урок – экскурсия, урок – конференция, интегративный урок. Методами обучения являются: методы проблемно – развивающего обучения, методические приемы формирования творческого мышления, задания на применение знаний в нетиповых ситуациях; на изменение, дополнение, составление алгоритмов, инструкций, задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем классификации, сравнения и систематизации; на анализ и обобщение. Задания проблемно – производственного характера.

При применении проблемно – развивающих педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные компетенции, так и личностные, такие как: установление контакта, уравновешенность, стрессоустойчивость, способность регулировать свое поведение, лабильность, обучаемость, умение самостоятельно принимать решения, творческие способности, креативность, организаторские способности;

– эвристические педагогические технологии – предполагают организацию деятельности продуктивного характера, применение системы методов проблемно – развивающего обучения, заданий, направленных на поиск новых способов деятельности, требующих самостоятельности в принятии решений, проявлении творчества. Организационными формами обучения здесь являются: комбинированный урок, урок – конференция, творческое задание, конкурсная работа, курсовая работа, квалификационная работа, дипломная работа. Методами обучения являются: методические приемы развития творческого мышления, продуктивные методы системы МПРО, задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в нетиповых ситуациях.

При применении эвристических педагогических технологий у учащихся формируются как профессиональные, так и личностные компетенции, такие как: уравновешенность, стрессоустойчивость, мотивация самореализации, творческие способности, креативность.

Кроме того, принципы личностно-деятельностных педагогических технологий тесно взаимосвязаны с принципами модульного обучения.

технологий с принципами модульного обучения

Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий достижения целей обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы определяют выбор деятельностных педагогических технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *