профессиональные компетенции волонтера

Что вы получите, пройдя курс

Курс разработан в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность» национального проекта «Образование»

Автором курса является ФГБУ «Роспатриотцентр».

  • Ассоциация волонтерских центров;
  • Тренинговая компания «Everyco».

В ходе изучении курса вы:

  • познакомитесь с моделью компетенций волонтера;
  • узнаете о ценностных установках добровольцев;
  • определите деловые и социальные компетенции волонтера;
  • получите рекомендации по развитию компетенций.

Эксперты

профессиональные компетенции волонтера

Ведущий тренер и разработчик образовательных программ компании «EVERYCO»

профессиональные компетенции волонтера

профессиональные компетенции волонтера

профессиональные компетенции волонтера

Ведущий менеджер управления образовательных программ АВЦ

профессиональные компетенции волонтера

Советник руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь)

профессиональные компетенции волонтера

Разработчик обучающих программ для волонтеров компании «EVERYCO»

Лариса тимошина, психолог МСППН

Волонтерство (волонтер от фр. volontaire) — деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. В нашей стране волонтерское движение чрезвычайно развито, отмечается и День добровольца (волонтера).

История добровольчества в России

В конце XVIII века при правлении Екатерины II в России была создана сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которых работали добровольцы. В 1802 г. по инициативе Александра I было образовано Императорское человеколюбивое общество, являвшееся одной из крупнейших благотворительных организаций того времени. В начале XX века в России действовало уже около 20 тысяч попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры. В 1990-е годы подобной деятельностью начали заниматься некоммерческие, общественные и благотворительные организации. В настоящее время в нашей стране существует огромная армия волонтеров, работе которой придается большая социальная значимость.

В основе любого волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Направления волонтерской деятельности разнообразны: помощь пожилым, инвалидам, бездомным, детям-сиротам, культурное волонтерство (помощь музеям, кинематографическим площадкам, библиотекам), животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам, забота об экологии и многое другое. Сбор пожертвований — один из наиболее распространенных видов волонтерства в мире.

Стать волонтером может любой человек, желающий приложить силы, время, душевное тепло на пользу обществу или конкретному человеку, но не каждый способен заниматься благотворительностью.

Качества, которыми должен обладать волонтер:

  • Ответственность. Важно уметь отвечать за свои слова и поступки, выполнять обязательства
  • Эмпатия. Умение сопереживать другим людям
  • Коммуникативность. Умение общаться с людьми, найти подход к каждому человеку
  • Толерантность. Необходимо уважать окружающих людей, даже если их взгляды на жизнь кажутся неправильными
  • Альтруизм. Важно понимать, что за помощь доброволец может рассчитывать только на словесную благодарность, что материальной платы не будет, и оказывать поддержку от чистого сердца, а не из корыстных побуждений
  • Социальная активность. Волонтерам приходится много действовать, общаться, поэтому следует уметь работать в состоянии многозадачности и постоянной активности

Главная цель добровольцев — сделать мир лучше, помочь нуждающимся.

Долг — это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Призвание — склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, какой-либо профессии, при обладании нужными для того способностями (Современный толковый словарь русского языка Т. Ефремовой).

В 2016 году я готовилась стать добровольцем в одном из московских хосписов, прошла обучение в Школе волонтеров и познакомилась с замечательными людьми, которые на протяжении многих лет безвозмездно помогают тем, кому трудно, кто нуждается в их внимании, профессионализме, сочувствии.

«С командой единомышленников более десяти лет мы помогаем воспитанникам детского дома с отклонениями в развитии. Впервые приехав к сиротам, столкнулись с тем, что дети оторваны от жизни, плохо образованы, не социализированы. Учили их считать и писать, объясняли, как пользоваться средствами личной гигиены, распоряжаться деньгами. До сих пор общаюсь с некоторыми выпускниками как старшая сестра. Осознаю, что это навсегда, предать и уйти у меня не получится. Уже не смогу жить иначе».

«Я стала волонтером после развода. Как говорится, если тебе плохо, помоги тем, кому еще хуже. И я помогала и помогаю. Лучше не купить новое платье, но помочь подруге, которая лечит уличного котенка. Лучше не зайти в кафе в свой выходной, но помочь фонду. Моя система координат такая. Я до сих пор совершенно счастлива, помогая другим. Это те поступки,

за которые мне не стыдно. Волонтерство — то, что должен пробовать каждый. Этот род деятельности делает людей, и лично меня, лучше и намного счастливее».

Артем (много лет является донором крови в детском центре гематологии, безвозмездно помогает семьям с неизлечимо больными детьми): «Желание помогать дает возможность так или иначе положительно влиять на ситуацию, делать так, чтобы она не повторялась, создавать систему взаимопомощи, находить единомышленников. Ну, конечно, я считаю, что так и должно быть у всех, для меня это естественно».

Из всего вышесказанного становится понятно, что добровольчество — это путь, которым идут по велению сердца и души. Волонтеры тонко и глубоко чувствуют чужую боль, не могут пройти мимо беды других. Наверное, это и можно назвать нравственным долгом. Но и без призвания бескорыстно нести добро и помощь тоже не обойтись.

Психологи выделяют следующие группы личностных мотивов добровольческой деятельности:

  • Компенсаторные — связанные с преодолением чувства одиночества, ожиданием ответной помощи и улучшением собственного самочувствия
  • Идеалистические — вызывающие желание быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, отвечать добром на добро, испытыватьчувство морального долга
  • Пробы себя на пути к карьере — установление связей, общественное признание, расширение опыта
  • Личностного роста — на пути самосовершенствования, развития самосознания, самореализации
  • Расширения социальных контактов — потребность общения, интересное времяпрепровождение

Все мотивы имеют право на существование, они не могут быть хорошими или плохими, правильными или неправильными, они просто разные, субъективно-личностные.

профессиональные компетенции волонтера

Психологические характеристики волонтера Не только мотивы, но и психологическая характеристика волонтера, его условный психологический портрет имеют отличительные особенности.

Особенности мировоззрения. Мировоззрение человека — это его личностный образ мира, его представления о закономерностях, которым подчиняются мир, общество и сам человек, а также его понимание того, каким должен быть идеальный, совершенный мир. Это говорит о том, что часть мировоззренческих взглядов волонтера совпадает, на Земле каждый человек ценен.

В тесной взаимосвязи с мировоззрением находится активность личности в формировании собственного мировоззрения. Индивидуальное мировоззрение может иметь форму либо мифа, либо внутренней деятельности (терминология Д. Леонтьева). Мировоззрение-миф складывается из уже готовых элементов, некритически заимствованных из социокультурного окружения. На результатах волонтерской деятельности при проявлении мировоззренческой активности, например, можно понять, что сироты и инвалиды необязательно чувствуют себя несчастными, и помогать надо тогда, когда эта помощь действительно необходима, когда будет эффективной и не навредит. Подобным образом, в процессе деятельности у каждого волонтера идет поиск своих собственных ответов на жизненные вопросы.

Личностный динамизм — это готовность к изменениям, когда человек, совершая значимые поступки, способен влиять на самого себя, преодолевая страхи и тревоги. Личностный динамизм является общей особенностью волонтеров.

профессиональные компетенции волонтера

Значимые ценности волонтеров: уверенность в себе, духовная свобода, жизнерадостность и чувство юмора, широта интересов и взглядов, развитие и самосовершенствование. К отвергаемым ценностям относятся материальная обеспеченность и общественное признание. Для волонтера его значимые ценности, независимо от социального статуса, являются главными.

Эмоции. Волонтеры эмоциональны, и эмоции играют большую роль в их жизни. Процесс деятельности приносит удовлетворение, а эмоция вызывает последующее действие. Могут возникнуть и негативные чувства, которые необходимо высказывать в конструктивной форме — что и как можно изменить. Волонтерам важно уметь контролировать свои эмоции.

Среди особенностей личности волонтера необходимо также выделить психологическую готовность к добровольческой деятельности, которая включает в себя познавательную, побудительную, коммуникативную, личностную и исполнительную готовность.

Все мотивы и психологические особенности волонтера определяют эффективность благотворительной деятельности, которая является сложным феноменом, включающим многие психологические аспекты.

Волонтерская деятельность в период пандемии covid-19

Пандемия изменила не только экономическую ситуацию в мире, но и поведение людей. И сегодня многие остаются дома для безопасности здоровья, они оказались вырванными из привычного течения жизни. И это не один, не десять и даже не сто человек. Однако это количество не испугало желающих помочь.

Волонтеры работают в разных направлениях. Материальная помощь, психологическая поддержка, юридические консультации, содействие в бытовых делах, уход за домашними животными, покупка продуктов и лекарств, вынос мусора, — все это и многое другое делают добровольцы. Волонтеры не ждут, когда их попросят о той или иной помощи, а проявляют инициативу и действуют. Их работа производится разными способами, и даже самое незначительное, на первый взгляд, может сыграть решающую роль в той или иной ситуации. Новым ключевым направлением волонтерского движения в период пандемии стала поддержка государственной системы здравоохранения. Волонтеры осуществляют сбор материальной помощи на покупку средств индивидуальной защиты и вещей первой необходимости для медучреждений, разгружают медикаменты, убирают помещения, помогают в уходе за больными.

Подводя итог, следует сказать, что добровольческая деятельность позволяет людям сплотиться и стать сильнее, увереннее в себе. Сложно представить, как бы мир обходился без волонтеров, особенно во время пандемии, когда помощи требуется в несколько раз больше, чем в обычное время.

Следовательно, добровольчество — важнейший ресурс, который с каждым днем становится все более актуальным. Волонтеры помогают многим пережить сложные времена, а, значит, они — люди будущего!

профессиональные компетенции волонтера

профессиональные компетенции волонтера

профессиональные компетенции волонтера

Школа волонтеров МГПУ направлена на раскрытие твоего волонтерского потенциала, развитие надпрофессиональных навыков и создание команды для реализации добровольческих проектов в университете и городе.

профессиональные компетенции волонтера

Как это будет

Школа волонтеров 2021 пройдет с 3 по 7 декабря в выездном формате (возможны изменения в зависимости от эпидемиологических мер). Школа волонтеров МГПУ — COVID-free.

Школа волонтеров — для тебя

Школа готовит тех, кто готов развивать волонтерское движение в университете и городе. Ты сможешь не только прокачать себя как волонтера и тим-лидера, но и найти единомышленников, вместе с которыми ты реализуешь социально-полезные проекты.

  • Поговорим о том, что такое волонтерство и какие существуют особенности этой деятельности
  • Узнаем о правах и обязанностях волонтера
  • Пообщаемся с экспертами в сфере добровольчества
  • Совместно составим план волонтерских мероприятий второго семестра этого учебного года и приступим к его реализации

Чему ты научишься

  • Основам волонтерской деятельности — как найти направление по душе и развиваться в нем
  • Общаться с различными социальными группами
  • Аргументировать свою точку зрения, избегать или решать конфликты
  • Планировать время, управлять мотивацией и внутренними ресурсами
  • Создавать и управлять эффективной командой, а также работать в ней
  • Придумывать концепцию волонтерского мероприятия, основываясь на существующих трендах и реальности

профессиональные компетенции волонтера

Cтать участником

Заявки принимаются до 17 ноября. Собеседования участников состоятся 18−20 ноября онлайн.

Школа волонтеров МГПУ пройдет с 3 по 7 декабря в очном формате на подмосковной площадке.

Условия участия

Участником школы может стать совершеннолетний студент университета, учащийся по программе бакалавриата, специалитета или среднего профессионального образования.

Обязательным условием участия является наличие сертификата о вакцинации или наличие ПЦР-тестирования, действительного в первый день школы.

Чтобы попасть в школу, нужно заполнить анкету и пройти собеседование.

22 ноября на странице Волонтерского центра МГПУ ВКонтакте будет опубликован список участников школы.

Новости и анонсы школы на странице Волонтерского центра МГПУ ВКонтакте. Подписывайся!

Как это было

В 2020 году Школа волонтеров состоялась в онлайн-формате. Читай отзывы участников:

Ирина Кудякина — менеджер Волонтерского центра МГПУ

«Школа волонтеров — это про возможности и ресурсы. Для меня она стала точкой опоры и навела на мысли, что я могу что угодно, если понимаю, зачем и что именно я делаю. Проблема обычного человека: поставить чёткую цель и целенаправленно идти к ее достижению — это про меня, но дело пошло благодаря работе в команде. Даже сидя дома прочувствовала атмосферу Волонтерского центра и захотела остаться!»

Наталья Дмитриева — активный волонтер ИППО

«Школа волонтеров помогла мне развить знания в волонтерской деятельности. Я научилась продумывать мероприятия от, А до Я со всеми подробностями. Узнала нюансы, работы в группе. Проявила себя, как организатор. Научилась распределять собственное время, чтобы успевать не только учиться, но и развиваться на неформальных платформах. И конечно же нашла новые знакомства в сфере, которая мне интересна».

Дарья Виноградова — руководитель проекта «Desserts for Stressed»

«Это увлекательное обучение на практике здесь и сейчас, актуальные навыки для индивидуального развития, полезные также в профессиональной сфере на будущее. Это нереальная энергетика людей с горящими глазами и настоящее приключение с командой, которое стоит испытать. В Школе волонтеров я поняла много важного про себя, с уверенностью начала реализовывать идеи, и именно тут родился первый проект, который изменил мою жизнь к лучшему».

Валерия Капитанова — руководитель студенческой организации «Доноры МГПУ»

«Я рада, что прошла Школу волонтеров. На ней я поняла насколько важно волонтерство, что есть множество направлений деятельности и каждый сможет выбрать то, что будет интересно именно ему. Я научилась ставить цели, прописывать задачи, а главное достигать их! Это место с прекрасной атмосферой и энергетикой!»

Анастасия Азарова — активный волонтер ИЕСТ

«Школа волонтеров — это первый шаг для того, чтобы стать частью чего-то целого и большого. За короткий срок и в интенсивном режиме мне удалось разобраться во всех аспектах волонтерского направления, понять, как же успешно управлять своими внутренними ресурсами и в очередной раз убедиться, что работа в команде — это круто!»

Кто делает Школу волонтеров 2021

профессиональные компетенции волонтера

Юлия Кривцова

Руководитель школы, руководитель Волонтерского центра МГПУ, тренер неформального образования

О волонтерском центре

Волонтерский центр МГПУ объединяет студентов Московского городского и создает условия для реализации стремления оказывать безвозмездную помощь в университете, городе, а также на российском и международном уровнях.

Перейти на страницу центра

Дурнева Е. 1

Крутицкая Е. 1

Цыгина О. 11 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова»В статье представлен методологический подход к разработке компетентностной модели волонтера. Первым этапом разработки модели является определение потребителей и их требований. Затем определяются общие теоретические подходы, формируются группы экспертов, участвующих в разработке, пул информационных источников. Важным инструментом реализации контекстно-компетентностного подхода является матрица согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности. Она показывает, в решении каких задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция. И наоборот – какие компетенции важны для решения тех или иных задач. В статье представлен перечень ключевых компетенций и задач волонтерской деятельности, полученный в результате исследования. компетентностная модель волонтерафункции и задачи волонтера1. Вербицкий А. , Ларинова О. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М. : Логос, 2011. – 334 с. Дурнева Е. , Нечаев В. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ им. Шолохова: Учеб. пособие. – М. : РИЦ МГГУ им. Шолохова, 2010. – 109 с. Дурнева Е. , Замолоцких Е. Опыт разработки модели выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2011 – № 6. 55-59. Нечаев В. , Замолоцких Е. , Дурнева Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Метод. рекомендации. – М. : РИЦ МГГУ им. Шолохова, 2010. – 39 с.

Сегодня, когда добровольчество в РФ развивается масштабными темпами, важной задачей стало социально-психологическое и педагогическое осмысление деятельности волонтера. Компетентностная парадигма предполагает формулировку целеполагания, основных векторов развития и критериев оценки деятельности с точки зрения формирования компетенций.

В Московском государственном гуманитарном университете имени М. Шолохова развитие волонтерской деятельности среди студентов является одним из приоритетных направлений стратегического развития. Богатый опыт работы Волонтерского центра и имеющаяся методологическая база проектирования компетентностной модели выпускника позволило разработать технологию формирования компетентностной модели (КМ) волонтера.

Основным подходом к построению КМ волонтера является опора на контекст добровольческой деятельности. При разработке КМ особое внимание уделяется задачам, которые необходимо решать волонтеру в рамках своей деятельности и тем компетенциям, которые влияют на успешное решение данных задач.

При подготовке волонтеров в первую очередь должны быть учтены требования следующих групп потребителей:

  • Сами волонтеры, в том числе тим-лидеры;
  • Руководители волонтерских центров;
  • Организаторы мероприятий при участии волонтеров;
  • Социальные институты, в т.ч. государство;
  • Группы лиц, нуждающихся в волонтерской помощи.

Основным требованием волонтеров является не только получение знаний и развитие компетенций, которые будут способствовать успешной добровольческой деятельности, но и конвертация результатов совей деятельности в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех. Основным требованием руководителей волонтерских центров и организаторов мероприятий при участии волонтеров эффективное участие волонтера в осуществлении своих трудовых функций и должностных обязанностей. Основным требованием социальных институтов (государства, семьи, профессионального сообщества, местного сообщества) является соответствие деятельности волонтера ценностям, целям и нормам, установленным или неформально сложившимся в рамках функционирования данных институтов.

Таким образом, цель подготовки волонтера может быть определена в трех видах категорий: 1) личной успешности; 2) добровольческой эффективности; 3) адекватного социального участия.

Под добровольческой эффективностью мы понимаем эффективности личности непосредственно в рамках волонтерской деятельности, способность решить поставленные задачи в рамках добровольческого мероприятия. Социальное участие – категория более общая. Под социальным участием в рамках модели мы понимаем включенность личности в общественную жизнь в целом, принятие общественных норм и ценностей, социальная адаптация в широком смысле.

КМ волонтера – это формализованная цель подготовки волонтера. По сути КМ волонтера представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим об уровне подготовки волонтера 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) перечня обоснованных (валидных, достаточно точных и надежных) измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности.

Как формализованное описание цели обучения КМ волонтера занимает промежуточное место между требованиями потребителей результатов и самой программой подготовки волонтеров. Необходимость создания КМ волонтера обусловлена тем, что требования потребителей к результатам подготовки добровольцев, как правило, нигде четко и однозначно не отрефлексированы и не сформулированы.

Понятно также, что эти требования меняются с течением времени, а также в зависимости от специфики мероприятия. Однако для проектирования адекватной образовательной программы требуется высокая степень определенности требований к результатам подготовки. КМ волонтера, по сути, и представляет собой формализованную модель требований потребителей к данным результатам. КМ волонтера, таким образом, представляет собой результат анализа требований потребителей к результатам обучения.

Следует понимать, что как всякая модель КМ волонтера является обобщением и упрощением требований потребителей. Кроме того, эти требования, как уже отмечалось выше, могут меняться. Соответственно, фундаментальной задачей является постоянное повышение степени соответствия КМ волонтера требованиям потребителей. Эта задача решается первоначально в процессе создания КМ волонтера, а затем периодически (не реже 1 раза в 5 лет) в процессе ревизии и обновления.

Таким образом, КМ волонтера – это один из ключевых инструментов управления качеством подготовки волонтеров.

Создав КМ волонтера, мы точно и однозначно можем ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) какие способности волонтера мы будем развивать; 2) как (при помощи каких измерений и каким способом) мы поймем, что данные способности достигли того минимального уровня, при котором можно говорить о его личной, социальной и профессиональной готовности к осуществлению волонтерской деятельности.

На этапе разработки КМ волонтера ключевая проблема может быть сформулирована следующим образом: как можно определить достаточно полный, но не избыточный перечень компетенций, выработать методологический подход для оценки уровня их формирования?

В используемом нами определении компетенций, основанном на принципах контекстного обучения, содержится методологический ключ к построению КМ волонтера. Компетенция в общем виде определяется как способность решать профессиональные, личные и социальные задачи.

Таким образом, операциональной единицей проявления компетенции (или нескольких компетенций) является решение задачи. Соответственно, адекватным средством измерения компетенции может быть признана доля успешно решенных задач разной степени сложности, в которых проявляется данная компетенция. Сложность задачи в свою очередь связывается нами со степенью ее комплексности, нестандартностью, неопределенностью ее условий и для некоторых типов задач (например, творческих) – нестандартностью результатов.

Общий алгоритм создания КМ волонтера можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап: формирование рабочей группы по разработке КМ волонтера, создание пула источников и экспертов;
  • Построение матрицы согласования: построение перечня компетенций, построение перечня функций и задач, согласование
  • Создание банка заданий для определения уровня формирования компетенций

На подготовительном этапе необходимо определить основные субъекты и объекты предстоящего исследования.

Следует сформировать рабочую группу, которая будет планировать, организовывать, проводить и анализировать все последующие этапы исследования.

Не менее важный вопрос – создание пула информационных источников, отбор экспертов, компетентных в рассматриваемой области.

Информационными источниками для построения КМ волонтера являются:

  • Положение о волонтерском движении
  • Положения о волонтерских центрах – лидерах
  • Результаты опросов экспертов.

В рамках исследования рабочей группе предстоит провести опрос нескольких групп экспертов:

  • руководители волонтерских центров;
  • тим-лидеры волонтерского движения;
  • организаторы мероприятий с участием волонтеров.

Важным инструментом реализации контекстно-компетентностного подхода является матрица согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности. Она показывает, в решении каких задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция. И наоборот – какие компетенции важны для решения тех или иных задач. Важно подчеркнуть, что каждая компетенция может проявляться в решении множества задач, и наоборот – каждая задача может требовать проявления множества компетенций.

Методологическое значение матрицы согласования компетенций, функций и задач волонтерской деятельности заключается в том, что при ее помощи мы выходим на важнейшую связь – компетенций со средствами оценки.

Построение матрицы согласования предполагает решение трех аналитических задач:

  • построение перечня компетенций.
  • Построение перечня функций и задач добровольческой деятельности
  • Согласование перечня функций и задач с перечнем компетенций.

Следующий этап разработки КМ волонтера – разработка банка заданий.

Банк заданий формируется, прежде всего, на основании тех задач, которые были выделены во время исследования. Каждая задача соотнесена в матрице согласования с соответствующей компетенцией. Все это создает необходимые предпосылки для формирования банка заданий. По каждой выделенной задаче рабочей группой формируется не менее 10 различных заданий разного уровня сложности. Преобладающими должны быть задания базового уровня сложности.

Для выбора адекватных средств оценки ключевым методологическим принципом является принцип контекста. Для заданий, оценивающих мировоззренческие компетенции, ведущим является «знаниевый» контекст. Соответственно и средства оценки будут здесь ближе к традиционно используемым средствам оценки знаний, поскольку когнитивная составляющая деятельности в данном случае преобладает. Это, например: открытые вопросы; тесты знаний для репродуктивного уровня формирования компетентности; квалиметрические задачи; кейсы на практическое использование знаний – для прагматического уровня формирования компетенции; эссе – для творческого уровня.

Похожим является подход к формированию заданий для оценки нормативных компетенций: средства оценки знания нормы, средства оценки способности оценить ситуацию с точки зрения нормы, способность предлагать нормы и правила для регулирования тех или иных видов деятельности. Для оценки нормативных компетенций целесообразно также формирование заданий, способных оценить готовность волонтера действовать в соответствии с нормой (например, задания по принятию решения в сложной этической ситуации с последующей экспертной или групповой оценкой).

Для формирования банка заданий оценки инструментальных компетенций ведущим является контекст деятельности. Соответственно контрольные и учебные задания должны моделировать в учебной ситуации деятельность по решению данной задачи (полностью или в отдельных аспектах). Подходящими здесь будут имитационные задания, воспроизводство алгоритмов решения задачи, анализ кейсов, деловые и ролевые игры, проектные задания, выполнение задач на практике и т.

При разработке КМ волонтера был сформирован следующий перечень компетенций волонтера:

В качестве базовых функций добровольческой деятельности были выявлены:

  • Координация волонтеров;
  • Оперативное управление;
  • Контроль за исполнением поставленных задач;
  • Участие в презентационных мероприятиях;
  • Организация досуга волонтеров;
  • Транспортное сопровождение;
  • language service;
  • Встреча и сопровождение организаций;
  • Согласование компетенций и функций волонтеров позволяет не только разработать адекватную поставленным целям образовательную программу, но и сформировать систему оценочных средств уровня формирования компетенций.

Библиографическая ссылка

профессиональные компетенции волонтера

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Стать волонтером

Работа «Антон тут рядом» невозможна без постоянной помощи волонтеров. Волонтеры сопровождают студентов в центрах и в квартирах сопровождаемого проживания, именно они ездят с нами в лагеря, стоят за прилавком на всех ярмарках и фестивалях, знакомя вас с изделиями наших мастерских и рассказывают о работе Фонда. Они программируют, фотографируют, переводят, пишут про нас в соцсетях. Автоволонтеры помогают с перевозками — всего не перечислить.

Волонтеры часто становятся нашими сотрудниками — это значит, что они приняли осознанное решение, основанное на опыте.

Присоединяйтесь к нам — заполните анкету!

https://youtube.com/watch?v=FjT9DHR4u40%3Ffeature%3Doembed

профессиональные компетенции волонтера

Волонтеры и студенты фонда в подростковом лагере

  • Саша и Даня
  • Волонтерская встреча в фонде
  • Катя и Лиза
  • Cушимся после битвы из водных пистолетов. Соня, Анжелика и Рома
  • Вечеринка волонтеров, Дима и Ренат
  • Ренат и Игнат

«Главное, чему я научилась, — это тому, что общаться с человеком с аутизмом надо просто как с человеком, любым другим. Например, в первое время мне было некомфортно, когда кто-то трогал меня без разрешения, но я не знала, можно ли об этом сказать. Таня, тьютор, сказала: “Конечно, можно — нужно!” Это большой урок: что совершенно нормально прямо говорить о том, что тебе что-то не нравится».

«Я перестала бояться нестандартного поведения — не отворачиваюсь от него, а предлагаю помощь, если мне кажется, что она нужна. Мне кажется, для волонтера это самое главное — не бояться, быть открытым и любознательным».

«Самое сильное впечатление от Центра — это то, как открыто и искренне общаются студенты. Например, Саша очень настойчиво приглашал меня в гости — но достаточно было просто сказать: “Прости, Саша, но я не хочу”, — чтобы отказаться. Обычно в таких случаях приходится придумывать отговорки, а тут достаточно просто сказать правду. Жалко, что в обычной жизни так не делают — мне очень этого не хватает».

FAQ

У меня нет психологического/педагогического образования, могу ли я быть волонтером и работать со студентами фонда?

Да! Специального образования не требуется, при подборе волонтеров в мастерские мы опираемся на личные качества каждого отдельного человека. Достаточно того, что вы открыты к новому, коммуникабельны и принимаете отличия других людей.

Нужно ли иметь профессиональные навыки и художественное образование, чтобы помогать в мастерских?

Опыт не обязателен, наши мастера помогут вам освоить необходимые навыки. Тут даже наоборот: опыт волонтерства в наших мастерских часто пригождается людям в будущем (кто-то начинает шить для себя, создавать блокноты или меняет работу и сферу деятельности).

Как можно помогать, если у меня мало свободного времени, или если я живу в другом городе?

Есть много вариантов! Например, помогать профессионально можно в удобное для вас время и удаленно: переводы, верстка, дизайн, юридические вопросы, фандрайзинг, PR и другое. Есть и разные возможности помогать внутри проектов. Например, некоторые волонтеры сопровождают детей и подростков с РАС на факультативах — это всего 1 час в неделю.

Как узнать, какая волонтерская помощь актуальна фонду прямо сейчас?

Мы публикуем запросы на помощь в специальный волонтерский телеграм-канал. Если вы хотите туда попасть, заполните анкету.

Что получают волонтеры за свою помощь?

Новые навыки, сообщество, возможность проявить себя, эмоции и уникальный опыт работы в команде, где люди разделяют твои ценности и бережно относятся к чувствам, талантам, слабым и сильным сторонам каждого. Многие узнают удивительные вещи про самих себя и находят новых друзей, кто-то остается работать в фонде или других некоммерческих проектах.

Для волонтеров, которые регулярно работают в программах, предусмотрена компенсация проезда и питания.

Может ли волонтер трудоустроиться в фонд?

Да, иногда волонтеры, с которыми мы давно сотрудничаем, и которые хороши в своём деле, становятся сотрудниками фонда. Но мы очень любим свою работу, и вакансии появляются редко. Важно проговаривать ожидания с куратором, чтобы всем было комфортно.

Но, например, Даша, куратор волонтеров, сама в 2016 году пришла в фонд именно волонтером. И Лада, наш директор по внешним коммуникациям, которая написала этот текст — тоже.

С чего начать?

Заполните нашу волонтерскую анкету! Мы пригласим вас на ближайшую информационную встречу и обо всём подробно расскажем. А если вы хотите начать помогать прямо сейчас, добавим в телеграм-канал, и вы всегда будете в курсе актуальных запросов.

Быть волонтером – не работа, а скорее, духовный путь и призвание. Компетентностный портрет добровольца включает качества, необходимые как в ежедневной благотворительной деятельности, так и в нестандартных, стрессовых ситуациях.

Социальная активность

Этим качеством обладает каждый, у кого есть желание стать волонтером. Важно помнить, что благотворительность – это всегда добровольное занятие, им не занимаются «потому что попросили». Именно желание изменить мир вокруг себя, направить ситуацию в новое русло, сознательное отношение к окружающим формируют добровольца.

Коммуникативность

Практически невозможно быть добровольцем без развитых навыков общения. Именно посредством коммуникации между добровольцем и тем, кому нужна помощь, создается и крепнет дружба, вера в лучшее, и, что самое важное – надежда. Умение поговорить, ободрить человека словами поддержки – это уже значительный вклад и помощь.

Инициативность

Волонтеру придется столкнуться с многочисленными трудностями в работе, стресс неизбежен. В критический момент нужно взять инициативу на себя; не ждать чуда, а рассчитывать на собственные силы и ресурсы.

Гибкость

Для добровольца хорошим навыком станет умение быстро адаптироваться к среде и внешним изменениям, совершенствоваться и меняться. Нужно уметь налаживать контакт с самыми разными людьми, ведь модель общения со взрослым человеком отличается от поведенческого подхода к ребенку. Важно быть гибким и уметь «подстраиваться» под обстоятельства – в хорошем смысле.

Обучаемость

В наше время обучиться азам той или иной работы совсем нетрудно. Например, людей любой специальности, пола, возраста, социального статуса могут обучить на волонтеров в сфере здравоохранения; достаточно пройти курсы в соответствующих организациях. Помогать приютам для животных тоже может любой человек: администрация всегда готова в краткие сроки обучить новых сотрудников. Здесь необходимо желание и умение учиться, быстро усваивать новую информацию, систематизировать свои знания.

Альтруизм

Без альтруизма не существует волонтерства. Это качество позволяет ставить благо и интересы других людей выше своих собственных. Доброволец ни в коем случае не должен жалеть времени и других ресурсов, которые он затрачивает на посещение детских домов, помощь пожилым и людям с ограниченными возможностями. Альтруизм – это бескорыстная забота о благополучии других людей.

Толерантность и терпимость

Волонтеру придется столкнуться с множеством мнений. Необходимо уметь признавать ценности и взгляды других людей, принимать разные точки зрения, быть готовым понять человека, даже если его взгляды разительно отличаются от взглядов добровольца.

Эмпатия

Внутренняя дисциплина, ответственность за свои действия и пунктуальность необходимы для качественной и эффективной работы в любой сфере, и волонтерство – не исключение. Часто доброволец отвечает не только за себя, но и за других людей. Поэтому важно быть собранным, уметь взять себя в руки, вовремя сконцентрироваться над выполнением задач.

Умение абстрагироваться

Наверное, самое важное качество волонтера, способное предотвратить эмоциональное выгорание и пагубное влияние постоянных стрессов – это умение отдыхать и абстрагироваться. Каждый день добровольцам приходится сталкиваться с проблемами, работать над тяжелыми задачами, находить выход из беспросветных ситуаций. Негативные факторы накапливаются и постепенно разрушают эмоциональное благополучие, что напрямую влияет на состояние здоровья волонтера. В таких условиях просто необходимо уметь отделять свои проблемы от чужих, спокойно и объективно оценивать собственные умения и ресурсы. Главное – не стесняться просить о помощи товарищей и близких людей.

Материал подготовила Эльза Хисамова

Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даём ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Этим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные волонтеры, специалисты и эксперты.

Кто такой координатор волонтерской группы?

Принцип работы и добровольческого движения «Даниловцы» и большинства волонтерских сообществ — это работа в группах. Дело в том, что базовое право волонтера — перестать им быть в любой момент по собственному желанию. Поэтому, каждый волонтер сам по себе не может нести полную ответственность за большое и серьезное дело, такое, к примеру, как еженедельная работа в больнице или приюте на протяжении многих лет. Регулярная, долгосрочная и ответственная работы под силу только группе. К тому же, только в группе есть взаимная поддержка, безопасность, преемственность и обмен опытом, досуг, общение и дружба в среде единомышленников, опыт группового взаимодействия, распределение обязанностей и многое другое, что так часто ищут волонтеры.

Волонтерская группа, в свою очередь, всегда строится вокруг своего лидера, в нашем случае, вокруг лидера, обладающего определенными полномочиями и ресурсами. Мы называем такого человека координатором группы. Это очень непростая позиция, о которой трудно судить со стороны. Поэтому, мы обратились к Лидии Алексеевской и Алексею Бородкину — очень опытным координаторам — с просьбой ответить на вопрос: «Кто такой координатор волонтерской группы?»

профессиональные компетенции волонтера

Лидия Алексеевская — создатель и первый координатор волонтерской группы Движения «Данилловцы» в Российской детской клинической больнице (в отделениях гинекологии и нефрологии). По профессии — психолог, детский игровой терапевт. За плечами пять лет лагерей — создания и проведение психолого-педагогических программ в детском лагере «Звезда Вифлеема». Сегодня Лида — координатор и специалист по сопровождению волонтеров. Опыт волонтерской работы более 6-ти лет.

Если сравнить координатора волонтерской группы и волонтера, то у них голова болит о разном. Когда приходит время посещения детей, волонтер думает о том, хочет ли он на эту встречу, если хочет, то может ли, ждет ли его кто-то в больнице, есть ли возможность освободить этот день. Если же вдруг нет желания, то волонтер размышляет о том, должен ли он пойти к детям, будет ли ему неудобно перед координатором или другими волонтерами, или, что вероятнее, перед детьми. Иными словами, головная боль волонтера — это его личное решение. Координатор же такими вопросами не мучается. Он в определенном смысле на работе. Что бы не произошло, он придет. Хочет ли, может ли — это вторично.

Головная боль координатора — это работа волонтерской группы. Сюда, конечно, входят вопросы и материального обеспечения работы волонтерской группы и общая координация и планирование. Но это я думаю и так понятно. Главное беспокойство координатора — придут ли волонтеры. Мы же помним, что они ему ничем не обязаны, они добровольцы! Если волонтеры придут, то сколько их будет? Координатор отвечает за работу группы в больнице, за то, чтобы каждое посещение состоялось, чтобы ожидания детей не были обмануты. Поэтому для него значима и волнительна каждая смс-ка от волонтеров с отказом или подтверждением прийти в назначенный день. Каждый раз координатор отвечает за то, что не может обеспечить, что не до конца в его силах. И это, кстати, если координатор верующий, учит его доверию к Богу и молитве.

Одна из моих очень опытных коллег координаторов недавно рассказала, что не смогла посещать больницу полтора месяца. Волонтерская группа оказалась достаточно крепкой и самостоятельной, чтобы ходить без координатора. И вот, когда координатор вернулась и поблагодарила волонтеров за самостоятельность и ответственность, те ей признались, что чувствовали себя как их подопечные дети в больнице — «без мамы». Волонтер же должен чувствовать обратное, — именно то, что он не брошен, что за его спиной есть координатор! На координаторе лежит груз ответственности. Ему можно жаловаться, его можно о чем-то просить. Он своего рода гарант работы группы и помощи подопечным. Но координатор чувствует, что именно благодаря его присутствию, даже если он ничего не делает — жизнь в группе идет, между детьми и волонтерами происходит настоящая, свободная и творческая встреча.

И, наконец, после встречи волонтер идет домой и вспоминает детей и общение с ними. Координатор же думает и о волонтерах и о детях, и о том, как все прошло и о том, что группу ждет завтра.

Особенность координаторского места в том, что, с одной стороны, это работа, то есть дело группы должно быть стабильно, ответственно, регулярно. Пусть и скромно, но координаторское дело должно оплачиваться. Заработанная плата, даже если она и символическая — это важно, хотя она не может компенсировать всех вложенных усилий. С другой стороны, в деле координатора должно быть и всегда есть что-то личное, что его греет. Но делать он должен это не сам, а через организацию группы. Именно так координатор созидает «пространство доброго дела», имеет ощутимый результат, причем именно там и такой, как ему мечтается и задумывается, видит воплощение того, что ему самому кажется по-настоящему важным в этом мире.

профессиональные компетенции волонтера

Алексей Бородкин – волонтер и координатор волонтерской группы в детском отделении НИИ нейрохирургии им. Бурденко. По профессии – специалист по проектированию в IT. Опыт волонтерской работы – 4 года.

Координатор волонтерской группы находится среди волонтеров в любопытном положении. Ему одновременно присущи очень разные роли.

Во-первых, координатор выступает в роли эдакого многодетного отца – он должен следить, чтобы всем было хорошо: и детям, и волонтерам, и – нередко – родителям детей, причем должен присутствовать в нескольких местах сразу и проявлять при этом недюжинные «телепатические» способности. В первую очередь, конечно, координатор важен для волонтеров – именно к нему можно обратиться за помощью и, в ряде случаев, за защитой.

Во-вторых, координатор выполняет и чисто административные функции: проводит собеседования новых волонтеров, помогает новичкам адаптироваться в группе, готовит мероприятия, собирает волонтеров, следит за инвентарем, ведет отчетность и так далее.

И, в-третьих, координатор не перестает быть волонтером, и в этой роли он оказывается «первым среди равных», и эта роль так же важна, как и управление волонтерскими группами и встречами с детьми. В таком положении у координатора возникает искушение превратиться в этакого монарха, который начинает раздавать указания направо и налево, теряя при этом навыки «играющего тренера» и отделяясь от волонтерской группы и переставая быть собратом – старшим, но собратом. Этой опасности надо всеми силами избегать.

Координатор должен быть готов решать проблемы – как в коммуникации между детьми и волонтерами, так и внутри волонтерской группы, — и решать их справедливо, глубоко анализируя суть проблемы, но при необходимости, скажем в случае пасности для подопечного, идя на самые жесткие меры.

Если же говорить про конкретные принципы управления волонтерской группой, то они не сильно отличаются от принципов управления любым другим коллективом. Координатор – руководитель группы – должен задавать направление работы, определять конечную цель и создавать творческую позитивную среду, в которой каждый волонтер будет обладать большой свободой и полномочиями, при этом понимая пределы этой свободы. Не дело координатора – постоянно говорить, что конкретно нужно сделать. Его дело — объяснить и показать, что можно сделать, чтобы ребенку было лучше. Например, в отношении волонтера это звучит так: «Ты пришел к ребенку, чтобы встретиться с ним, поиграть, пообщаться и поделиться своим теплом; ты можешь заниматься с ним тем, что ближе твоей душе, если это нравится тебе и ребенку, но помни о безопасности и комфортности этой встречи для ребенка, помни, что мы не лечим, не проповедуем, не заменяем собой родных».

Координатор не должен контролировать каждого (это чисто технически невозможно и даже вредно), он призван доверять своим волонтерам, но при этом отвечает за то, чтобы волонтеры его группы соблюдали определенные рамки. Поэтому координатор, с одной стороны, либерален, а с другой – постоянно держит руку на пульсе и готов взять ситуацию под контроль, если что-то пойдет не так. Мы все люди, и волонтер всегда может в чем-то ошибиться, выйти из зоны своей ответственности – и в этот момент нужно прийти волонтеру на помощь, но только в самый последний момент, не навязывая своей воли и контроля.

Я уверен, что именно такой подход воспитывает в волонтерах ответственность и правильные горизонтальные отношения внутри группы, а также выручает в тех случаях, когда координатор физически отсутствует – группа в таком случае продолжает функционировать как отлаженный механизм.

Соответственно, работа координатора заключается, прежде всего, в том, чтобы сперва потратить силы, время и умения на формирование среды, а потом среда становится в определенной степени самостоятельной и превращается в надежную опору координатора. Конечно, не следует думать, что такая среда абсолютно самодостаточна — без координатора она, хоть и медленно, но рассыпается, и координатор своим присутствием, своим примером, своим увлечением, своим опытом постоянно поддерживает мотивацию волонтеров.

профессиональные компетенции волонтера

Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский

Какие компетенции обязательны для координатора волонтерской группы?

Наибольшее количество молодых добровольцев действуют в таких сферах как: профилактика СПИДа, пропаганда здорового образа жизни, охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды, профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью, оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *