The Shift of Professional Competences in Journalism Education
Аннотация
Журналистика, которая связана с технологическими и экономическими переменами в общественном развитии, сама нуждается в инновационных подходах. Вопрос, поставленный в этой статье, состоит в том, коснутся ли эти инновации тех профессиональных компетенций, которые являются общими для всех 60 школ журналистики из 25 стран Европы, входящих в Европейскую Ассоциацию преподавателей журналистики (EJTA). Исследование, о котором пойдет речь, демонстрирует консенсус по поводу будущего ключевых компетенций, однако по некоторым позициям европейские профессионалы и студенты высказываются более открыто и определенно, чем российские.
Ключевые слова: журналистское образование, профессиональные компетенции, инновации в журналистике.
Key words: journalism education, professional competences, innovations in journalism.
Преподавание журналистики – дело нелегкое и никогда, наверное, таковым не было. Дебаты по поводу того, какими специальными знаниями должен обладать журналист, ведутся уже многие годы. Не утихают и споры о том, должно ли образование журналистов быть нацелено на развитие конкретных навыков или оно должно ориентироваться на академическое размышление; следует ли ему концентрироваться на занятиях практической журналистикой или на ее исследовании. В конце концов, должны ли мы обучать «реальной» журналистике – такой, какая она есть, или «идеальной» – такой, какой мы бы хотели ее видеть.
Разные участники дискуссии выражают разные мнения. Студенты, преподаватели, руководители факультетов и школ журналистики, капитаны медиа индустрии – у всех у них свои идеи, как готовить кадры для профессии1. Разнообразие позиций связано отчасти и с тем, что само понятие «журналистика» терминологически неоднозначно, оно не очень четко отделено от «публичной коммуникации», «медиа», «новостей».
«Школы журналистики в течение долгого времени рассматривались как образовательные учреждения, где доминируют практики, которые не хотят делать упор на исследованиях. Концептуальная, эмпирическая и рефлективная работа была оставлена исследователям медиа, которым не удавалось сделать свои теории и результаты применимыми к реалиям ежедневного производства новостей»2.
Европейская ассоциация преподавателей журналистики ( EJTA), основанная вскоре после падения Берлинской стены, нацелена на стимулирование панъевропейского сотрудничества в области журналистского образования. Ассоциация объединяет шестьдесят образовательных учреждений из 25 европейских стран и характеризуется разнообразием: различные типы учреждений, различные медиасистемы, разные культуры и двадцать различных языков.
С момента основания EJTA необходимость международного сотрудничества возрастала. Сегодня как никогда важно студентам-журналистам научиться думать глобально и действовать локально. Именно так и написано в Декларации принципов Всемирного совета по журналистскому образованию (WJEC), принятой в Сингапуре в 2007 г. : «Журналистика – это глобальная деятельность. Студенты-журналисты должны понять, что несмотря на политические и культурные различия они разделяют общие профессиональные ценности и цели с коллегами из других стран. Поэтому журналистское образование должно предоставить студентам знание из первых рук о том, какова практика журналистики в других странах».
Международная академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из главных факторов для реализации этих идей. Однако мобильность нуждается в некоторой стандартизации, как бы это сложно ни было во времена перемен. Требуются международное признание профессиональных компетенций, прозрачность и совместимость системы научных званий, международный перевод кредитов и международная система подтверждения качества.
Проект «Компетенции журналистов»
Все члены EJTA осознают, что надо определиться с тем, что есть журналистика в этом изменчивом и неустойчивом мире. Они также понимают, что необходимо договориться об общих подходах, чтобы помочь своим студентам применить право на свободное передвижение и наднациональный подход к профессионализму. Кроме того, школы журналистики стремятся построить мосты между теорией и практикой. Если мы признанем общие стандарты качества в журналистском образовании, это сможет защитить учебные планы от слишком прагматичных запросов со стороны медиаиндустрии, с одной стороны, и слишком теоретических требований со стороны академического сообщества – с другой.
В 2006 г. в Тарту европейские школы и факультеты журналистики подписали Декларацию, в которой описаны десять основных журналистских компетенций. Компетенции представляют собой комбинацию знаний, умений и навыков, которые требуются для выполнения важных профессиональных задач. Каждая компетенция состоит из пяти квалификационных характеристик того, что студент должен знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать после окончания обучения.
Тартусская декларация предлагает нам общий язык для обмена мнениями, а также общие ориентиры для разработки курсов и учебных планов. Вот десять компетенций, которые должны приобрести студенты в ходе обучения:
- Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
- Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ.
- Организовывать и планировать журналистскую работу.
- Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
- Выявлять главную информацию.
- Структурировать информацию в журналистской манере.
- Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
- Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность.
- Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе.
- Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера.
Этот перечень компетенций доказал свою актуальность, в том числе при создании каталога мобильности EJTA4. Однако выяснилось, что он имеет и определенные ограничения. Десять перечисленных компетенций, а также соответствующие ему 50 квалификационных характеристик не распределены по значимости, что предполагает, что все они одинаково важны. Более того, этот перечень оказался статичным, не подразумевающим возможности внесения в него какие-либо изменения, в то время как стало очевидным, что надо пересмотреть ценности журналистики в XXI веке.
В этой связи EJTA приступила к изучению того, как изменения, происходящие в журналистике, влияют на конфигурацию компетенций с точки зрения релевантных участников процесса. Проект состоял из трех фаз. Первая – это пилотный опрос, который проводился среди членов Европейской ассоциации преподавателей журналистики. Эта фаза была завершена в 2008 г. Вторая фаза была основана на онлайн опросе ведущих профессионалов ( N=360) из более 20 европейских стран. Она завершилась в 2010 г. В течение третьей фазы будут опрошены студенты и преподаватели школ и факультетов журналистики, она будет завершена осенью 2011 г.
На всех этапах участвуют респонденты из России: представители медиа индустрии, академического и студенческого сообществ.
Результаты второго этапа исследования: Европа
Основной вопрос исследования: выяснить, каким компетенциям в будущем следует уделить особое внимание при формировании программ журналистского образования.
Цифры, приведенные ниже, отражают результаты опроса европейских (в т. российских) представителей индустрии.
Компетенция 1. Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения
Компетенция 2. Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиа-каналов и СМИ
Компетенция 3. Организовывать и планировать журналистскую работу
Компетенция 4. Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования
Компетенция 5. Выявлять главную информацию
Компетенция 6. Структурировать информациюв журналистской манере
Компетенция 7. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму
Компетенция 8. Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность
Компетенция 9. Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе
Компетенция 10. Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера
Вот три компетенции, которые по результатам опроса европейских профессионалов из медиа индустрии, оказались наиболее востребованными в последующие десять лет:
- Умение выявлять главную информацию.
- Нести ответственность за журналистскую работу.
- Работать в команде.
А это три компетенции, которые получили меньше всего баллов:
- Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
- Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.
- Работать в профессиональных медиа организациях.
А как обстоит дело с квалификационными признаками? Какие из них журналисты считают наиболее значимыми для следующего десятилетия?
Топ 10 признаков указывают на надежность, умение выбирать информацию, а также на чувства актуальности и избирательности.
Таблица 1. Топ 10 признаков рейтинга (журналисты/Европа)
Позиция Квалификация ?
1 9. 2 Быть надёжным работником 70,7
2 5. 2 Уметь отбирать проверенную информацию 64,2
3 4. 1 Обладать хорошими знаниями общего характера 64,2
4 9. 3 Демонстрировать отдачу работе и инициативу 63,8
5 3. 2 Работать в условиях постоянной нехватки времени 62,3
6 5. 1 Уметь разделять основные и второстепенные факты 60,8
7 5. 3 Уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию 60,3
8 2. 1 Знать текущие события 60,0
9 8. 3 Г отовность воспринимать критику 59,4
10 8. 5 Быть способным нести ответственность за свои материалы 58,2
В конце списка мы находим квалификационные признаки, которые хоть и интересны журналистам, но непосредственно в ежедневном процессе журналистского производства не участвуют. Среди них: «знать свои права и обязанности в рамках организации», «иметь представление об условиях на медиарынке», «знать практические аспекты работы фрилансера» и «быть в состоянии размышлять о своей будущей карьере». Квалификации, которые связаны с дизайном и техническими аспектами, также считаются менее важными. Однако эти результаты стоит рассматривать с учетом типа СМИ. К примеру, вопросы верстки неактуальны для электронных СМИ. Удивительно, что квалификация «понимать роль и значение журналистики в современном обществе» находится в самом конце списка.
Таблица 2. Последние 10 строчек рейтинга (журналисты/Европа)
Позииция Квалификация ?
41 1. 2 Понимать роль и значение журналистики в современном обществе42,4
42 6. 3 Уметь структурировать информацию в соответствии с жанром41,4
43 7. 5 Уметь работать с техническим персоналом41,0
44 10. 2 Знать свои права и обязанности в рамках организации40,6
45 3. 4 Знать, как привлечь аудиторию к производству контента 40,2
46 10. 4 Уметь оценивать редакционную политику39,6
47 10. 3 Иметь представление об условиях на медиарынке39,1
48 7. 3 У меть верстать 34,9
49 10. 5 Знать практические аспекты работы фрилансера 30,0
50 1. 5 Быть в состоянии размышлять о своей карьере 29,7
Сравнение с российскими профессионалами и студентами
Интересно, какие приоритеты у российских представителей профессионального сообщества ( N=32)? Сильно ли отличается их взгляды на наиболее и наименее важные квалификационные характеристики в сравнении с их европейскими коллегами ( N=360)?
Ответ на этот вопрос – нет.
Таблица 3. Топ 10 строчек рейтинга (журналисты Европы в сравнении с российскими)
Представители российского профессионального сообщества ставят ниже в списке такие квалификации, как «проявление инициативы», «готовность воспринимать критику» и «иметь базовые знания». В то же время они выше оценивают «умение определять уместность материала» (5 место по значимости), «обладание специальными знаниями» (6 место), а также «умение совершенствовать контент и форму» (10 место).
Таблица 4. Последние 10 строчек рейтинга (журналисты Европы в сравнении с российскими)
Самое значительное отличие российских медиапрофессионалов от их европейских коллег состоит в том, что первые ставят ниже языковую компетенцию (Европа – 28, Россия – 49), а также желание взаимодействовать с обществом (Европа – 24, Россия — 43).
А как обстоит дело с российскими студентами ( N=201)? Отличаются ли их приоритеты от приоритетов европейских профессионалов?
Здесь мы видим больше отличий. Студенты, как и российские профессионалы, в иерархии ценностей ниже ставят «хорошие знания общего характера» и «инициативу». Однако еще ниже они оценивают квалификацию «умение разделять основные и второстепенные факты» и «интерпретацию информации».
При этом они считают, что большое значение в последующие десять лет приобретут следующие квалификации: «ответственность за свои решения» (6 место), «представление идей убедительно» (8 место), «умение приспособиться к непредвиденным обстоятельствам» (9 место) и «понимание своих слабых и сильных сторон» (10 место).
Таблица 5. Top 10 строчек рейтинга (студенты Европы в сравнении с Россией)
Таблица 10. Последние 10 строчек рейтинга (студенты Европы в сравнении с Россией)
Мы можем сделать вывод, что все опрошенные (европейские и российские профессионалы, а также русские студенты) подчеркивают следующие качества, которыми должен обладать журналист:
- надежность ;
- понимание важности и актуальности события;
- ответственность и подотчетность .
Профессионалы (как европейские, так и российские) выделяют также аналитические навыки. В то время как студенты чаще подчеркивают личные качества, которыми должен обладать журналист (гибкость, понимание своих слабых и сильных сторон). В этом отношении российские студенты отличаются от студентов в Нидерландах, которые в большей степени разделяют мнение профессионалов.
Как было отмечено выше, журналистика находится в процессе постоянных перемен в связи с технологическими, экономическими и социальными изменениями. Нам следует пересмотреть журналистские ценности, возникающие в цифровую, глобальную, постмодернистскую эпоху. Назрела необходимость в новых подходах к журналистике, а также ко всем ее составляющим: обществу, редакционным процессам, контенту, формам медиапродукта, платформам и к профессии как таковой. Для каждого из этих элементов можно выделить по одной важной инновационной компетенции.
Как разные участники образовательного процесса (профессионалы, студенты) оценивают важность в будущем тех профессиональных квалификаций, которые могут формировать инновационные компетенции?
Инновационная к омпетенция 1: «Участие» (журналисты Европы/России и студенты России)
Инновационная компетенция 2: «Открытость, транспарентность»
Инновационная компетенция 3: «Навигация»
Инновационная компетенция 4: «Повествование»
Инновационная компетенция 5: «Кроссмедиа»
Инновационная компетенция 6: «Предпринимательство»
В целом, европейские журналисты более открыты, откровенны в своих высказываниях, чем их российские коллеги и студенты. Особенно это видно на примере таких признаков как 9. 2 «быть надежным» и 9. 3 «демонстрировать инициативу». Правда, с признаком «обладать хорошей лингвистической подготовкой», картина противоположная.
Кроме того, мы видим полный консенсус по части инновационных компетенций «Открытость» и «Навигация»: все участники опроса едины в том, что они важнейшие. При этом они практически единодушны и в сомнениях по части того, насколько в будущем окажутся важны «Участие», «Повествования», «Предпринимательство» и «Кроссмедиа».
Вывод: Возвращение к истокам
Профессиональная журналистика переживает двойной кризис: финансовый и функциональный. Главный вопрос финансового кризиса: как расширить свою аудиторию? Главный вопрос функционального кризиса: как принести больше пользы людям, обществу? Повлияет ли этот двойной кризис на изменения в системе взглядов или мы вернемся к основам своей деятельности и ее базовым принципам?
Несмотря на разные точки зрения по поводу будущего журналистики, все-таки все – и профессионалы, и студенты сходятся на одних и тех же компетенциях и профессиональных квалификациях, которые будут актуальны в следующей декаде тысячелетия. Как показывает опрос, они предпочитают «возвращение к истокам» и особенно подчеркивают важность таких базовых профессиональных квалификций, относящихся к «Транспарентности» и «Навигации» как стремление к достоверности информации, ответственности перед публикой, обладание аналитическими навыками и чувством важности и безотлагательности информации.
- Josephi, B. (2008). Journalism education, in: Wahl-Jorgensen, K. E.a. (2008). The handbook of journalism studies. London: Routledge
- Hanitzsch, T. e.a. (2005). Building a home for the study of journalism. In: Journalism, 2005; 6; pp. 107-115. London: Routledge
- Drok, N. (2007). De toekomst van de journalistiek. Amsterdam: Boom.
- EJTA Mobility Catalogue // www.ejta.eu/mobility
В чем заключается работа журналиста?
Журнали́ст , журнали́стка — литературный работник, который занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации, связанный с ним трудовыми или иными договорными отношениями — или занимается такой деятельностью по собственной инициативе
Чем занимается тележурналист?
Тележурналист , спешащий на место события, в голове прорабатывает структуру будущего репортажа, продумывает, у кого можно взять интервью и какие вопросы при этом задавать. Поэтому сложнее всего делать репортажи для новостей