Профессиональные способности к участию в профессиональном сотрудничестве

Библиографическое описание

Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, овладеть умением принимать самостоятельные решения, успешно адаптироваться в изменяющихся ситуациях на современном производстве, профессиональная компетенция поможет им раскрыться в выбранной профессии.

Ключевые слова:

образование, компетенция, компетентность, квалификация.

На сегодняшний день очень много разговоров о профессиональной компетенции в образовании, давайте попробуем разобраться, что же это такое на примере среднего профессионального образования.

Понятий «компетентность» и «компетенция» в исследовательских труда ученых и педагогов не содержится однозначного определения их сущности. Что касается слова «компетентность», чаще всего оно употребляется в целях выражения уровня квалификации и профессионализма. Показатель является качественным, т. не предполагает конкретных единиц измерения.

В «Словаре иностранных языков» этот термин трактуется как владение знаниями, дающими возможность делать суждение о чем-либо, а также высказать экспертное мнение.

В «Советском Энциклопедическом словаре» слово разъясняется как наличие знаний и опыта.

Авторами глоссария в рамках Болонского процесса было дано еще одно определение. Суть его заключается в том, что компетенция представляет собой динамический комплекс характеристик — знаний, навыков, способностей и качеств личностного характера. Этот набор задает описание итогов обучения в рамках образовательной программы. То есть, по сути, компетенция — это то, в чем нуждается выпускник для осуществления результативной профессиональной деятельности, а также для развития в жизни в целом.

Говоря о процедуре образования в стенах среднего профессионального учреждения, компетенция — это:

– характеристика способности обучающегося к реализации собственных знаний, умений и опыта, предполагающая высокий уровень саморегулирования и моментальную адаптацию к изменениям обстоятельств;

– отличительная черта квалификации;

– степень соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к молодому специалисту, с принятием во внимание особенностей регионального рынка труда;

– способность выполнять специфические работы и рационально выходить из проблемных ситуаций.

Основная цель образовательной программы заключается именно в развитии профессиональной компетентности. Оно должно происходить абсолютно на всех этапах обучения.

В качестве образовательной программы, нацеленной на подготовку молодого специалиста к получению определенной профессии (в рамках учреждения среднего образования) выступает документ, который базируется на федеральных стандартах. Он создает четкую структуру для объема знаний, которые обучающийся получает в процессе освоения теории и практики. Также в нем содержатся следующие параметры:

– формы организации процесса обучения;

– этапы изучения азов;

– перечень дисциплин;

– сроки проведения мероприятий (курсов, лекций, семинаров);

– инструменты оценивания полученных знаний;

– порядок предоставления итогов аттестации;

– ожидаемые итоги.

В перечень образовательных программ входит так называемый региональный компонент. В нем обычно принимаются во внимание требования, предъявляемые промышленной отраслью в конкретном регионе. Однако в качестве основы в любом случае выступают базовые нормы подготовки.

Образовательная программа в стенах учреждений среднего профессионального образования должна иметь свою цель, это повышение результатов обучающихся по тем или иным дисциплинам. Эксперты считают, что именно такой подход позволит повысить уровень компетенции и обрести большое количество практических умений.

Слово «компетентность» имеет более широкий смысл, нежели термин «компетенция». Ведь оно имеет не только когнитивное знание, но и мотивационный, поведенческий, регулятивный аспект.

Проявление мотивационного элемента заключается в потребности и интересе обучающихся к самосовершенствованию в рамках выбранной профессии. А также в стремлении к самореализации в профессиональном плане.

Поведенческий нюанс состоит в повышении работоспособности и строгом соблюдении норм дисциплины. Важную роль играет увлеченность специалиста и его желание сталкиваться с трудностями, а также успешно их преодолевать.

Регулятивный компонент — это способность самостоятельной постановки целей и планирования развития. Сюда же относится контроль своей жизнедеятельности и внесение в нее корректировок по мере необходимости. А также аналитика собственного потенциала, оценка деятельности и личностных качеств, т. компетентность подразумевает, что человек постоянно стремится к улучшению имеющихся знаний, их совершенствованию.

По официальным данным в понятии «компетентность» объединены не только конкретные знания, умения и навыки, но и сам процесс, направленный на освоение норм социального и профессионального значения, ценностей. В эту же категорию входит способность к реализации этого опыта в практической деятельности, а также формирование верных установок в отношении выбранной профессии.

Если вести речь об этих позициях, то профессиональная компетентность может быть рассмотрена как характеристика, имеющая профессионально-личностное и социальное значение. Владея ею, человек сможет использовать знания и опыт на практике. Причем делать это он будет не только с той целью, чтобы реализовать себя в той или иной профессии, но и для осознания важности своей деятельности.

Наряду с этим компетентность может изучаться как целостная система комплекса знаний, умений и навыков, а также практического опыта, без которого не обойтись в карьерном росте.

Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.

Нельзя сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметов трудовой деятельности. Ведь она подразумевает максимальное пользование знаниями и навыками, а также рациональное применение практического опыта в конкретной сфере. Сюда же можно отнести грамотное использование определенных дисциплин, технологий и прочих инструментов.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка/ — М: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.
  • Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
  • Хурло, Л. Модели оценки достижений учеников: (На материале реформы начальной школы в Польше) / Л. Хурло // Школьные технологии. — 2003. — № 6. -. 84–88

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, выбранная профессия, профессиональная компетентность, знание, компетенция, молодой специалист, практический опыт, профессиональная компетенция, профессиональное образование, слово.

Профессиональные способности к участию в профессиональном сотрудничестве

Мышление на­чинается там, где возникает проблема, которая требует определения возможных способов ее решения и выбора одного из этих спосбов как основы принятия решения по преодоления неопределенности. Для подлинно культурного в логическом отношении ума появление «противоречия» – это сигнал появления пробле­мы, неразрешимой с помощью уже известных, уже заштампованных интел­лектуальных действий, сигнал для включения мышления в собственном смысле этого слова как самостоятельного исследования («осмысливания») предмета, в выражении которого это противоречие возникло.

Тем самым профессиональное мышление исследователя всегда оказывается вплетенным в специфику его профессиональной предметной дея­тельности, поскольку на уровне мышления конструктивная деятельность субъекта получает наиболее полное выраже­ние. Поэтому профессиональное мышление исследователя всегда предметно и конструктивно, оно направлено на получение новых научных знаний в процессе научно-исследовательской деятельности. В качестве мыслительных конструктов, организующих научно-исследовательскую деятельность, выступают теоретические знания о том, что такое научное исследования и как оно осуществляется.

В целом профессиональное мыш­ление как компонент профессиональной культуры исследователя, обеспечивает, с одной стороны, организационно-методологические основания профессиональной деятельности исследователя, с другой стороны, – выбор ценностных ориентации этой деятельности, в том числе и этического характера. В этом плане профессиональное мышление исследователя должно быть критическим и рефлексивным.

Другим компонентом профессиональной культуры исследователя является его профессиональная компетентность. Иногда ее напрямую связывают с оценкой профессионализма научного работника. Однако профессиональная компетентность исследователя проявляется не только в результате и соответствующей оцен­ке его профессиональной деятельности, но и во взаимосвязи его профессионального мышления и профессиональной деятельности». В таком понимании профессиональной компетентности исследователя задействована вся глубина пространства его профессиональной культуры и охватывает тот диапазон деятельности научного работника, который позволяет судить о профессионализме как стороне профессиональной культуры в целом.

Между тем в реальной действительности можно встре­тить исследователей с достаточно высокой профессиональной теоретической подготовкой, но которые в своей профессиональной деятельности оказываются весьма далекими не то, что бы от совершенства, но и от нормативно-стандартных требований, предъявляемых к профессиональной научно-исследовательской деятельности. В этом плане профессио­нальная компетентность исследователя позволяет ему успешно и эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность как в обычных услови­ях, так и в нестандартных ситуациях. Оп­ределяет, но это вовсе не значит, что профессиональная компетентность включает эту самую «конкретную дея­тельность».

Часто профессиональную компетентность исследователя связыва­ют с «доскональным знанием своего дела», при этом выделяя методоло­гические знания (представления о способах и принципах научно-исследовательской деятельности), теоре­тические (знания о конкретных моделях профессиональной деятельности и их возможных трансформациях), технологические (знания о средствах и алгоритмах профессиональной деятельности). Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность исследователя как компонент его профессиональной культуры обеспечивает когнитивные основания профессиональной деятельности, в единстве методологических, теоретических и технологических знаний, позволяя построить соответствующую им концепцию профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность исследователя распредмечивается в его профессиональных компетенциях, проявляющихся в способности применять профессиональные знания в конкретной научно-исследовательской деятельности. В связи с эти можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:

Знать, что такое научное социально-гуманитарное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Знать принципы и понимать логику научного социально-гуманитарного исследования и в конкретной научно-исследовательской деятельности соблюдать эти принципы и логику.

Знать проблематику предшествующих научных поисков по теме конкретного научного исследования, осознавать степень ее научной разработанности, понимать существующие методологические подходы в изучении этой темы.

Осознавать, что научное социально-гуманитарное исследование должно всегда носить проблемный характер и понимать, что без постановки научной проблемы не может быть и самого научного исследования.

Знать способы постановки научных проблем в социально-гуманитарном познании, уметь ставить конкретные научные проблемы и в процессе научно-исследовательской деятельности находить наиболее эффективные способы их решения с помощью научных средств.

Понимать, что конкретное социально-гуманитарное исследование должно соответствовать определенным критериям (атрибутивным признакам) научности, принятым в данном научном сообществе, и осуществлять конкретные научные исследования в соответствии с этими признаками.

Осознавать, что результатом конкретного социально-гуманитарного исследования должно быть получение нового научного знания на основе репрезентативной источников информации с помощью надежных методологических средств научно-исследовательской деятельности.

Понимать особую роль рефлексии в научном познании и уметь осуществлять рефлексивную деятельность на разных этапах конкретного социально-гуманитарного исследования.

Разбираться в эпистемологической проблематике социально-гуманитарного познания и осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии с современными эпистемологическими реалиями.

Понимать метапарадигмы современного социально-гуманитарного познания и уметь их использовать в конкретной научно-исследовательской деятельности.

Понимать эвристический потенциал различных методологических подходов в современном социально-гуманитарном познании и уметь выбирать наиболее эффективные методологические средства для решения определенного класса исследовательских задач.

Разбираться в теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать методологический потенциал научных теорий в научно-исследовательской деятельности.

Знать когнитивные возможности и границы применения различных научно-исследовательских методов, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, в социально-гуманитарных исследованиях.

Знать этические нормы научно-исследовательской деятельности, принятые в научном этосе, и соблюдать их при проведении конкретных социально-гуманитарных исследований.

Третьим компонентом профессиональной культуры исследования выступает профессиональное мастерство, в котором его профессиональное мышление и профессиональная компетентность находят непосредственное воплощения в реальной профессиональной деятельности. В профессиональном мастерство профессиональные знания и умения применять их в профессиональной деятельности сливаются с практическим опытом. На основе этого опыта собственно и формируется профессиональное мастерство исследователя как интегральный качественный особенностей профессионального мышления ученого, уровня его профессиональных знаний и компетенций, способности эффективно и качественно осуществлять конкретную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому профессиональное мастерство исследователя, с одной стороны, базируется на нормативно-одобренном способе научно-исследовательской деятельности. Этот способ представляет собой «ремесленнический» компонент профессионального мастерство исследователя. В этом плане профессиональное мастерство исследователя носит технологизированный жарактер. С другой стороны, исследователь в процессе приобретения профессионального опыта постоянно «распредмечивает» нормативный способ научно-исследовательской деятельности, интериоризируя и пре­вращая его в индивидуальный способ профессиональной деятельности. Поэтому критерием оценки профессионального мастерства исследователя выступает прежде всего уровень креативности индивидуального способа научно-исследовательской деятельности.

Индивидуальное профессиональное мастерство в этом плане всегда уникально, но это не означает, что оно не может стать дос­тоянием профессиональной научно-исследовательской культуры в целом. Но речь при этом должна идти не о возможности трансляции или тиражирования индивидуального опыта научно-исследовательской деятельности, воплощенного в профессиональном мастерстве исследователя, а о том, что трансляции подлежит лишь «мысль, выведенная из опыта», но не са­м опыт научно-исследовательской деятельности.

Понятие и виды»

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у выпускников профессиональных педагогических учебных заведений должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам будущий педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Все вышесказанное обусловило выбор темы реферата «Профессиональная компетентность педагога. Понятие и виды».

Предмет исследования: Понятие «профессиональная компетентность педагога».

Цель исследования: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и литературы.

Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

Теперь, рассмотрим существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность – ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. Хуторской, С. Шишов, В. Кальней, В. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя – это и есть компетентность.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

По мнению Станкина М. , с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т

мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.

Лобанова в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности.

Профессионально – деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

По мнению, Подласого И. , существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:

– Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

– Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

– Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

Байденко отмечает, что компетенции и навыки разбиты на три категории: инструментальные, межличностные и системные. Следующая квалификация была принята в качестве рабочей.

Инструментальные компетенции: компетенции, имеющие инструментальную функцию. Они включают:

– когнитивные способности: понимать и использовать идеи и мысли;

– методологические способности обращаться с окружением: организация времени и стратегии учебы, принятие решений или решение проблем;

– технологические навыки: использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютером;

– лингвистические навыки: устная или письменная коммуникация, знание второго языка.

Межличностные компетенции – индивидуальные способности, такие, как способность выражать свои чувства, способность к критике и самокритике.

Социальные навыки: межличностные навыки или работа в команде, приверженность общественным или этическим ценностям. Эти навыки способствуют процессам взаимодействия и сотрудничества.

В «Стратегии модернизации российского образования» в качестве ключевых компетентностей предлагается:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, обладать навыками самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр

– компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Зимняя выделяет десять основных компетенций, объединив их в три группы.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода об ответственность в выборе образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них;

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка в разных видах деятельности;

Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает:

Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности.

Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы образования.

В ходе работы над рефератом, нами сделаны следующие выводы:

Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. Хуторской, С. Шишов, В. Кальней, В. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:

Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *