• Аналитические умения представлены такими частными умениями,
как:
• анализировать педагогические явления, т. расчленять их на
составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы
проявления и т. );
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым
и во взаимодействии с другими элементами;
• находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
• • правильно диагностировать педагогическое явление;
• • формулировать приоритетные педагогические задачи и находить
оптимальные способы их решения.
ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ
УЧИТЕЛЯ
Общепредметная компетентность предполагает владение
современными педагогическими технологиями, связанными с
тремя компетенциями, очень важными для учителя. культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
умением получать информацию в своей предметной
области, преобразуя ее в содержании обучения и используя
для самообразования,
умением передавать свою информацию другим.
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию
человека и социальной сферы. •компетенции социального взаимодействия: с обществом,
общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами,
конфликты
и
их
погашение,
сотрудничество,
толерантность, уважение и принятие другого (раса,
национальность, религия, статус, роль, пол), социальная
мобильность;
•компетенции в общении: устном, письменном, диалог,
монолог, порождение и восприятие текста; знание и
соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное
общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесязык; иноязычное общение, коммуникативные задачи,
уровни воздействия на реципиента.
Теоретической основой для выделения групп ключевых
компетенций
послужили
сформулированные
в
отечественной психологии положения относительно того,
что:
– человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Ананьев);
– человек проявляется в системе отношений к обществу,
другим людям, к себе, к труду (В. Мясищев);
– компетентность человека имеет вектор акмеологического
развития (Н. Кузьмина, А. Деркач);
– профессионализм – это совокупность профессиональных
компетентностей (А. Маркова).
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности
учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах
и образовательных областях, а также в окружающем мире. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Включает знание необходимых языков, способов
взаимодействия с окружающими людьми и событиями,
навыки работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе.
Уровни овладения педагогическими технологиями. На практике
•Знает научные основы
различных ПТ,
дает объективную
психолого-педагогическую оценку (и
самооценку) эффективности
применения ТО в образовательном
процессе
•Целенаправленно и систематически применяет
технологии обучения (ТО) в своей
деятельности,
•творчески моделирует сочетаемость различных ТО
в собственной практике
•широко применяет методы
диагностики
•Имеет представление о
различных ПТ;
•обоснованно описывает суть
собственной технологической цепочки;
активно участвует в анализе
эффективности используемых
технологий обучения
•В основном следует алгоритму технологии
обучения;
•владеет приемами конструирования
технологических цепочек в соответствии с
поставленной целью;
•использует в цепочках разнообразные
педагогические приемы и методы
•Сформировано общее,
эмпирическое представление о ПТ;
•выстраивает отдельные
технологические цепочки, но
при этом не может объяснить их
целевое назначение в рамках урока;
•уклоняется от обсуждения
вопросов, связанных с ПТ
•Применяет элементы ПТ интуитивно,
эпизодически, несистемно;
•придерживается в своей деятельности какой-либо
одной технологии обучения;
•допускает нарушения в алгоритме (цепочке)
технологии обучения
КонкретноМетаметодическое технологическое->
>научное
Метаметодическое
В теории
Направление
изучения
ПТ
Конкретнотехнологическое
элементарный
развивающийся
оптимальный
Уровень
овладения
педтехо
логией
(ПТ)
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Пересмотр
ребенка. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
взглядов
на
возможности
каждого
Переформулировка целей образования: на первый
план выходит задача развития личности с помощью
индивидуализации образования. Изменение методов обучения, которые должны
содействовать
выявлению
и
формированию
компетентностей учеников в зависимости от личных
склонностей и интересов. Использование различных
педагогических технологий. Отказ от традиционных процедур оценивания
обучающихся.
Структура профессиональной
компетентности педагога
Профессионально-педагогическая
компетентность
Мотивационно-личностная
готовность
к профессиональнопедагогической деятельности
Теоретическая
готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессиональносодержательный компонент
Профессионально-личностный
компонент
Практическая готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессионально-деятельностный
компонент
18
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Это совокупность компетенций учителя в сфере
самостоятельной
познавательной
деятельности,
включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки учебно-познавательной деятельности.
• Важным качеством учителя является педагогический
оптимизм. Это вера в ученика, в его возможности,
способность видеть в ученике видеть только хорошее и
опираться на это хорошее в процессе обучения, а также
вера в успех собственного дела. • Результатом любви к детям являются и другие
немаловажные качества: профессиональный долг,
ответственность, самоотверженность, педагогические
совесть, справедливость.
причины возникновения новых психологопедагогических технологий:
-необходимость более
глубокого учета и
использования
психофизиологических
и личностных
особенностей
обучающихся;
-осознание
настоятельной
необходимости
замены
малоэффективного
вербального (словесн
ого) способа
передачи знаний
системно деятельностным
подходом;
-возможность
проектирования
учебного процесса,
организационных
форм взаимодействия
учителя и ученика,
обеспечивающих
гарантированные
результаты обучения.
«Новые» компетенции педагога
Освоение и применение психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных),
необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в
трудные жизненные ситуации, дети мигранты,
дети сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с
девиациями поведения, дети с зависимостью
• Все требования к культуре учителя записаны в
педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай,
нрав, характер) – наука о нравственности. Самое
важное требование педагогической этики – любовь к
детям – важное качество учителя. • Любить детей – это не просто проявлять чувство, это
еще и принятие ученика таким, какой он есть, а не
таким, каким он хочет себя показать. Также важно
сопереживать ему и стараться помочь ученику в его
развитии.
Андрей Викторович Хуторско́ й —
доктор педагогических наук, членкорреспондент , академик
Международной педагогической
академии,
академик Международной
славянской академии образования
им. Коменского,
директор Института образования
человека, директор Центра
дистанционного образования
«Эйдос». Профессиональные интересы: дидактика, педагогическая инноватика,
методология педагогики, дистанционное образование. Разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий
— личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход,
модель школы свободного развития. Разработал методологические и
педагогические основы дистанционного образования личностноориентированного типа. Ввёл в педагогику принцип человекообразности
образования.
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту
деятельности, общения. •компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового
образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа
жизни;
•компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия,
жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство,
музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны;
религии;
•компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативноадекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных
знаний;
•компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и
обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе,
собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за
символы государства (герб, флаг, гимн);
•компетенции
самосовершенствования,
саморегулирования,
саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни;
профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение
культурой родного языка, владение иностранным языком.
В соответствии с современными тенденциями образования
к
общепедагогическим
компетентностям
относят
следующие:
повышать
свою
квалификацию
или
полностью
переучиваться;
быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
самостоятельно учиться
принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
нарабатывать новые способы деятельности или
трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Мотивационно-личностная готовность:
1. Профессиональные качества личности,
характеризующие отношение к:
• педагогическому труду (профессиональноценностные ориентации),
• к ребенку,
• к себе, как профессионалу. Профессиональные способности
21
ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИЯ ?
Способность применять знания, умения и практический
опыт для успешной трудовой деятельности. Общая компетенция
Способность успешно действовать на основе практического
опыта, умений и знаний при решении задач, общих для
многих видов профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция
Способность успешно действовать на основе умений, знаний
и практического опыта при выполнении задания, решении
задачи профессиональной деятельности
Компетентность
Наличие у человека компетенций
осуществления трудовой деятельности. для
успешного
• У учителя любовь к детям должна быть на уровне нравственных
отношений. • Ученики ценят в учителе прежде всего: доброту, уважение,
человечность, отзывчивость, а потом уже его научные знания и
способность к объяснению нового материала. • Так же для учеников важно такое качество, как умение владеть собою,
что является важным условием в проявлении любви к детям. Если
учитель не любит детей, то он не может вызвать ответную любовь и
доверие у своих учеников.
«Новые» компетенции педагога
Использовать и апробировать специальные подходы
к обучению в целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности;
обучающиеся для которых русский язык не
является родным; обучающиеся с ограниченными
возможностями здоровья
«Новые» компетенции педагога
Знание основных закономерностей развития, стадии
и кризисы развития, социализации личности,
индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможных девиаций
личности, основы их психодиагностики
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ Педагог-психолог Шевченко Ольга ГригорьевнаМАДОУ «Детский сад № 424»Г. Пермь Рене Декарт говорил: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений»
компетентность (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определенной области; компетенция (лат. competentia – принадлежность по праву) – круг полномочий учреждений или лица, круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В числе ведущих компетенций, например, называются: – когнитивная (теоретические и практические знания); – функциональная (умения и ноухау) в обучении, трудовой и социальной деятельности; – личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации); этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Будем выделять следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности. Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Ориентация образовательных стандартов, программ и
учебников по отдельным предметам на формирование общих
ключевых компетенций позволит обеспечить не только
разрозненное предметное, но и целостное компетентностное
образование. Образовательные компетентности ученика
будут играть многофункциональную метапредметную роль,
проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу
друзей, в будущих производственных отношениях.
Технология – это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве
Педагогическая технология – такое
построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия
представлены в определенной
последовательности и целостности, а
выполнение предполагает достижение
необходимого результата и имеет
прогнозируемый характер.
Хуторским
определен
перечень
ключевых
образовательных компетенций определен на основе
главных целей общего образования, структурного
представления социального опыта и опыта личности, а
также основных видов деятельности ученика, позволяющих
ему овладевать социальным опытом, получать навыки
жизни и практической деятельности в современном
обществе. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в
сфере
мировоззрения,
связанные
с
ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою
роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
• Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение)
называется чувство меры в выборе средств педагогического
воздействия, умение в любом случае использовать самые
оптимальные способы воспитательного воздействия, не
переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное
отношение к ученикам и нравственные качества учителя, среди
которых доброжелательность, внимание и понимание,
уважение достоинства ученика и своего собственного
объединяются с терпением и выдержкой, умением
контролировать свое эмоциональное состояние и принимать
обдуманные решения. • Педагогический такт заключается в сочетании уважения к
личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
«Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования»
Слайд 3
Повестка педсовета:
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя. Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный рост, требования к современному педагогу. Работа с детьми повышенной учебной мотивации. Как разбудить в ребенке одаренность?
ИКТ – компетентность – одна из ключевых. Психолого-педагогическое сопровождение адаптивных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и создание специальных образовательных условий. Самоанализ деятельности педагога.
Слайд 4
Слайд 5
Современный ученик + Современный учитель
Слайд 6
Слайд 7
Современный ученик. Какой он?
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Что значит быть компетентным?
Слайд 13
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.
Слайд 14
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»
Слайд 15
Компетенции
и
Компетентность
Слайд 16
Компетенция-
1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав. Совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний,умений, навыков, способов деятельности), реализуемых в прцессе деятельности.
Слайд 17
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Слайд 18
Краткость – сестра таланта
Компетенции –
это требования
Компетентность – это проявление этих требований
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Основные составляющие компетентности
Профессиональная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. , методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятии с учащимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Слайд 22
Информационная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих: – эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; – формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; – квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; – использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; -регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; – использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; -ведение школьной документации на электронных носителях
Слайд 23
Коммуникативная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих: -эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; – установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; – умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; – умение убеждать, аргументировать свою позицию; -владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации
Слайд 24
Правовая компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт
Работа с одаренными учащимися
Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии
Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам
Слайд 28
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп
ЛИЦА ДЕТЕЙ МЕНЯЮТСЯ БЫСТРЕЕ УЧИТЕЛЬСКИХ. ЗА НИМИ НУЖНО ПОСПЕВАТЬ, ПРИЧЕМ ДЕЛАТЬ ЭТО, КАК УЖЕ БЫВАЛО НЕ РАЗ, ПРИХОДИТСЯ В КРАЙНЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ. ЯМБУРГ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Слайд 29
Слайд 30
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога
Слайд 31
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». Дистервег
Слайд 32
Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым фактором повышения качества образования. В планы работы предметных МО учителей включить мероприятия, направленные на развитие ключевых профессиональных компетенций педагогов. Особое внимание уделить планированию работы по подготовке детей к олимпиадам. Повышать уровень качества знаний учащихся через развитие их учебной мотивации с использованием новых педагогических технологий. Школьному методическому совету организовать и провести смотр-конкурс портфолио учителя. Проект решения педсовета:
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Положительные стороны
Систематический характер
обучения. Упорядоченная,
логически
правильная подача учебного
материала. Организационная четкость. Постоянное эмоциональное
воздействие личности учителя. Оптимальные
затраты
ресурсов
при
массовом
обучении. Отрицательные стороны. Шаблонное построение. Нерациональное
распределение
времени на уроке. На
уроке
обеспечивается
лишь
первоначальная ориентировка в материале,
а
достижение
высоких
уровней
перекладывается на домашние задания. Учащиеся изолируются от общения друг
с другом. Отсутствие самостоятельности. Пассивность или видимость активности
учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее
время говорения ученика 2минуты в день). Слабая обратная связь. Отсутствие индивидуального обучения.
Зимняя Ирина Алексеевна – доктор
психологических наук, профессор, академик
РАО, заслуженный деятель науки РФ. Введенный ею в психологию речи и
психолингвистику
термин
«смысловое
восприятие»
речевого
сообщения
в
настоящее время является одним из важных
элементов теории этих наук. Является ведущим специалистом в таких областях как психология речи
и вербального общения, психолингвистике, обучения языку. Ею разработан личностно- деятельностный подход в обучении.
Презентация “Профессиональная компетентность педагога ДОО”
Профессиональная компетентность педагога ДОО
- Жукалина Оксана Александровна,
- 2020 год
- Воспитатель – — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.
- В понятии «воспитатель» объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
- (педагогический терминологический словарь)
Личностные качества воспитателя:
- У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности.
- Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника.
- У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам.
- Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования.
- Его целевая направленность – гармоничное развитие ребёнка.
- «Компетенция» – совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности.
- «Компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Современные требования к компетентности педагога:
Профессиональные компетенции педагога:
- 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- 2) умение общаться с каждым ребёнком;
- 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- 5) умение оказать недирективную (партнерскую) помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
- 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;
- 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Основные пути развития профессиональной компетенции:
- курсы повышения квалификации;
- стажировка;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах;
- участие в методических объединениях;
- обобщение педагогического опыта;
- самообразование.
- Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.
- Критериями самообразования являются:
- эффективность профессиональной деятельности;
- творческий рост педагога;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
- Формы самообразования: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и мн.др.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Условия формирования профессиональной компетентности
Анализ собственной педагогической деятельности. Повышение квалификации и образовательного уровня. Участие в конкурсах, фестивалях, сетевых сообществах. Обмен опытом и презентация собственных достижений. Самообразование и создание портфолио – основные условия
развития профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»
Модернизация образованияФормирование новой модели школыКачественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Профессиональная компетентность педагога Основные понятия:Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Краткость – сестра талантаКомпетенции – это требованияКомпетентность – это проявление этих требований
Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Решать учебные и самообразовательные проблемы. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Исследовательские компетенции:1. Получение и обработка информации. Обращение к различным источникам данных и их использование. Организация консультации с экспертом. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Социально – личностные компетенции:1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. Понимать произведения искусства и литературы
Коммуникативные компетенции1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках3. Выступать на публике. Дискутировать и защищать свою точку зрения. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество1. Принимать решения. Устанавливать и поддерживать контакты. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. Вести переговоры. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность:1. Организовывать свою работу2. Принимать ответственность. Овладевать инструментарием моделирования4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. Вступать в проект.
№ слайда 13
Личностно-адаптивные компетенции. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. Придумывать новые решения. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. Быть упорным и стойким перед трудностями. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
№ слайда 14
В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности);надпредметная компетентность; профессиональная культура.
№ слайда 15
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.
№ слайда 16
Возможности развития профессиональной компетентности педагогов
№ слайда 17
Акмеология??? Наука о сторонах и уровняхпрофессинализма педагога
№ слайда 18
Профессионализм-это достижение высоких образцовосуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения,личности педагога)
№ слайда 19
№ слайда 20
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
№ слайда 21
1 этапВыявление уровня профессиональной компетентности учителя- диагностирования, тестирование- определение путей совершенствования профессиональной компетентности
№ слайда 22
2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразованияСоздания творческих группПовышение квалификацииАктивное участие в педсоветах, семинарах, конференцияхУчастие в исследовательских работах, создание собственных публикацийРазработка системы стимулирования деятельности учителя
№ слайда 23
Анализ деятельности учителя Обобщение опытаРазработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагоговСамоанализ деятельности
№ слайда 24
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГАИнтерес и любовь к детямУвлеченность педагогической деятельностьюДисциплинированностьПсихолого-педагогическая зрелость и наблюдательностьПедагогический тактПедагогический оптимизмПедагогическое воображениеОрганизаторские способности
№ слайда 25
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
№ слайда 26
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
№ слайда 27
Самообразование Осуществляется добровольноОсуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человекомНеобходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков
№ слайда 28
Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания)Психолого-педагогическое и психологическоеМетодическое ЭстетическоеВ области ИКТ –технологий В области охраны здоровьяПолитическое Языковое
№ слайда 29
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя Повышение качества преподавания предметаГотовность к педагогическому творчествуПрофессиональный и карьерный ростСоздание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставникаСоответствие учителя требованиям общества и государства
№ слайда 30
№ слайда 31
Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.
Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы; Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов; Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов:1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения. 2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем». 3 этап – выбор стратегии саморазвития;4 этап – конкретизация ближайших целей;5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». Дистервег
Желаем успехов и профессионального совершенства!
• К личностным свойствам педагога, означающим мастерство и
профессионализм педагога, относятся общие и педагогические
способности. • Общие способности обусловливаются прежде всего врожденными
качествами личности: темпераментом, характером, интеллектом. Способности приобретать, перерабатывать и использовать
информацию зависят от степени развития интеллектуальных
способностей педагога. • Креативность – способность человека к творчеству. Она
обусловливается как степенью формирования творческого мышления,
так и проявлением учителем своей внутренней индивидуальности.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Понятие компетентности получило известность потому,
что по своей сути оно относится к показателям труда и
напрямую связано с теми факторами, которые влияют на
уровень индивидуальных результатов работы и,
следовательно, эффективности работы организации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ. «Владение учителем необходимой суммой
знаний, умений и навыков, определяющих
сформированность
его
педагогической
деятельности, педагогического общения и личности
учителя как носителя определенных ценностей,
идеалов
и
педагогического
сознания»
(Коджаспирова Г
Презентация, доклад Профессиональная компетентность педагога
Слайды и текст этой презентации
План
1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений.
Зимней выделены три группы ключевых
компетентностей на основе сформулированных в
отечественной
психологии
положений
относительно того, что человек есть субъект
общения, познания, труда
компетентности,
относящиеся к самому
себе как личности, как
субъекту
жизнедеятельности;
компетентности,
относящиеся к
взаимодействию
человека с другими
людьми;
компетентности,
относящиеся к
деятельности
человека,
проявляющиеся во
всех ее типах и
формах.
Профессиональная компетентность педагога –
– это способность сформировать устойчивую мотивацию ребенка к
обучению, тем самым повысить уровень качества образования;
– это творчество, индивидуальность, готовность принятия нового,
адекватное отношение к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма педагога –
одно из важнейших условий повышения качества образования. От профессионального уровня педагога напрямую зависит
социально-экономическое и духовное развитие общества.
Показатели профессионального роста педагогов
• активное творческое
начало педагогов;
• стремление педагога
разряда;
к повышению квалификационного
потребность педагога в изучении теоретической литературы
в процессе
обобщения идей инновационного опыта;
• готовность педагога разработать тему по самообразованию до
авторской разработки ;
стремление педагога выступать на педсоветах, семинарах,
конференциях по развитию инновационного процесса.
• В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова рассматривается понятие
«компетентный» – знающий, осведомленный,
авторитетный в какой-нибудь области, и понятие
«компетенция» – круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен; круг полномочий,
прав
• Развивающие умения предполагают:
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. Выготский) отдельных
учащихся, класса в целом;
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития
познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
• стимулирование познавательной самостоятельности и творческого
мышления, потребности в установлении логических (от частного к
общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к
абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к
средству, от качества к количеству, от действия к результату)
отношений;
• постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
• индивидуальний подход к учащимся.