проверка профессиональных компетенций воспитателя

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Мониторинг профессиональных компетенций педагогов

Реализация принципов и идей ФГОС определяет
необходимость поиска новых путей для развития профессиональной компетентности
педагогов. Освоение педагогами качественно иных технологий для решения новых
задач, определенных ФГОС ДО, может быть обеспечено только созданием
инновационной системы профессионального развития педагога. Профессионально
компетентным можно назвать педагога, который на высоком уровне осуществляет
образовательную деятельность, педагогическое общение, успешно решая
профессиональные задачи разного уровня сложности и достигая высоких результатов
профессионального труда. Педагогические работники должны обладать основными
компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей
и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения
детей; организации образовательной деятельности по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении
взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной
компетентности. Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация
педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их
социализацию, творческое развитие. Таким
образом, профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС можно
определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных
качествах, определенных Федеральными государственными образовательными
стандартами. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от
профессионального уровня педагогических кадров и является одним из главнейших условий
модернизации образования.

Независимая оценка качества

Классификация игр

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Виды игр и их влияние на развитие детей

Творческие (игры по инициативе детей).

Дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей дошкольного возраста. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего     школьника качества:          активность,                        самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются,переживают.

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет.

Структура ролевой игры, включает в себя следующие компоненты:

  • Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  • Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  • Игровое  употребление  предметов,  условное  замещение  реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  • Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь – ролевые отношения становятся выше  под  влиянием  успешных,  добрых  взаимоотношений  в  группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети  ему  доверяют,  хорошо   к   нему   относятся. Отсюда   вытекает   вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

Театральная деятельность, режиссёрские игры и игры – драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др. , из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 –  4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность  в обучении, т. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них  решаются задачи  на  сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др. , что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

Для не сюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений воспитанники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные (созданные народом). Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается  через  разнообразные  движения:  ходьбу,  прыжки,  бег,  метание  и т. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются белорусские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Примерная памятка для самоанализа занятия

–   требованиям учебной программы дошкольного образования;

–   возрастным психологическим особенностям детей группы;

–             наличие    триединой    дидактической    задачи    (образовательной, развивающей,воспитательной).

Создание условий для проведения занятия:

–   подбор дидактического, раздаточного материала;

–   рациональность размещения пособий и оборудования;

–    целесообразность         организации         предметно-пространственной развивающей среды;

–    наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т

–    санитарно-гигиенические требования: соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.

Соответствие структуры занятия его задачам.

  • Реализация здоровьесберегающего подхода: наличие положительного микроклимата; оптимальная длительность занятия; интеграция разных видов детской деятельности; смена поз; использование физкультминутки, релаксационной паузы; соблюдение правил безопасности; учёт состояния здоровья воспитанников; контроль за правильностью осанки.
  • Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм.
  • Эффективность используемых методов (применение технологий и методик белорусских и зарубежных авторов; проведение занятий в соответствии с методикой; методы и приемы, использование проблемных ситуаций; – диалогическая речь; проведение индивидуальной работы) для успешной реализации поставленных задач.
  • Реализация личностно-ориентированного подхода: учёт интересов и потребностей детей, предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности; изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой); создание каждому ребёнку ситуации успеха; использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности).
  • Анализ деятельности детей на занятии: интерес, внимание, организованность, активность, проявление инициативы, желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей, умение адекватно оценивать собственную работу на занятии.
  • 5.  Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности,пол).
  • Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

Критерии
Показатели

Цель и задачи занятия:
–   Единство         дидактических,        развивающих        и воспитательных целей изадач. –   Соответствие задач образовательной области учебной программы дошкольного образования. –   Доступность. –   Диагностичность постановки целей изадач. Реализация содержанияобразовательной области
–   Оптимальность объема содержания занятия для данной возрастнойгруппы. –   Доступность инаучность. –   Направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру на основе содержания образовательнойобласти. –   Реализация комплексного подхода при освоении материала. –   Дифференциация и индивидуализации содержания познавательной деятельностивоспитанников. –   Соответствие содержания занятия: программным требованиям; теме;цели, поставленным задачам; типу занятия;возрастным   и   индивидуальным                          возможностям, способностям и потребностямвоспитанников. –   Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средствТСО. Владение методами и приемами организации образовательного процесса
– Соответствие методов и приемов:концептуальным         положениям                                           дошкольной педагогики и возрастнойпсихологии;содержанию занятия;возрастным особенностям детей. – Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:словесных, наглядных, практических, игровых; приемов привлечения и сосредоточения вниманиядетей, обеспечения их эмоционального интереса;  приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового сопоройна имеющиеся представления и опыт;

наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера;  приемов, направленных наформированиепредпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст). –   Реализация                       личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов. –   Владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности. –   Оптимальность смены видовдеятельности. –   Соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных егоэтапов. Организация деятельности воспитанников
–   Обеспечение             педагогической  поддержки воспитанников, создание ситуации успеха длякаждого. –   Эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательнойдеятельности. –   Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность,заинтересованность. –   Организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. Результативность
–   Оценка воспитателей индивидуальной, групповой и коллективной деятельностивоспитанников. –   Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки, использование самооценки (старшая группа). –   Степень достижения поставленныхзадач. –   Организация обратной связи назанятии. –   Побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности. Профессиональные и личностныекачества педагогов
–   Соблюдение нормативных требований корганизацииобразовательного процесса. –   Стиль общения, техника речи, коммуникативные качествапедагога. –   Умение управлять собственным эмоциональным состоянием. –   Умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторскиеумения). –   Владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех икаждого). –   Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить            необходимые  изменения  с  учетом  реальнойситуации.

Список использованных источников

  • Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно­ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева.— Мозырь : Содействие, 2013. – 152с.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2017. – № 8. – С.25-56.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2011. – № 7. – С.20-50.
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января2011 г.

№ 243­З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04. 2014 № 126­З).

  • Лобынько, Л. В. Качество образовательного процесса: Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса/Л.В.Лобынько// Пралеска.–2012.–№12.–С.2–7.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от

29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».

  • Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 272с.
  • Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2­е изд. – Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. – 416с.

Профессиональный стандарт воспитателя

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

–  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «ФГОС в дошкольном образовании»;
  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

Трудовые действия
Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. );
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия
Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Формирование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования

Профессиональная компетентность педагога ДОУ — одна из актуальнейших тем дошкольного образования. Очевидна потребность в новых компонентах работы с детьми, в соответствии со временем и его задачами — а это значит, что педагогические умения тоже должны трансформироваться. Специалисты из ДОО № 261 «Истоки» (г. Барнаул) представляют собственные технологии повышения квалификации и развития педагогического мастерства с применением тьюторства и коучинга.

26 июня 2019

Современный стандарт педагога ДОУ

Требования из образовательных стандартов к педагогу ДОУ включают знание специфики дошкольного обучения, готовность планировать и корректировать задачи, участие в создании психологически комфортной среды, владение ЭКТ-технологиями и другие составляющие. В целом, профессиональные компетенции воспитателя подразумевают активную психологическую, коммуникативную и исследовательскую деятельность.

Популярный учебный курс «Тропинки» направлен на то, чтобы подготовить ребенка к школе через творчество. Но для такой формы работы воспитателю нужно и самому уметь решать с помощью творчества свои профессиональные задачи. В последние годы много говорится о раскрытии потенциала ребенка — однако важно задумываться и о внутренних ресурсах педагога, его профессиональном и личностном развитии.

Салютогенные факторы, положительно влияющие на формирование педагогических компетенций:

  • Высокий уровень интеллекта и креативности.
  • Коммуникабельность, готовность к сотрудничеству.
  • Формирование особых интересов и хобби.
  • Позитивная уверенность в собственных силах.
  • Повышенный локус контроля.

В основе педагогической акмеологии — науке о непрерывном профессиональном совершенствовании педагога — лежит принцип взаимообучения. Улучшить профессиональные навыки можно в форме тьюторского сопровождения.

проверка профессиональных компетенций воспитателя

Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет.

Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.

Тьюторство

Тьютор — это педагог, который обеспечивает разработку индивидуальных программ и сопровождает процесс их реализации. Тьюторство полезно не только в работе с учениками, но и внутри педагогического коллектива.

Модель тьюторского действия в ДОУ

Действие: Создание среды выбора «Избыточная среда».

Механизм: Аукцион, ярмарка идей.

Результат: Формирование заказа, формирование индивидуальных и модульных групп по основному дефицитарному направлению.

Проектировочный этап.

Действие: Навигация.

Механизм: Тьюторат (коуч-встреча).

Результат: Корректировка заказа, формирование ожиданий от событийности, разработка стратегии взаимодействия (адресной поддержки).

Реализационный этап.

Действие: Реализация индивидуального плана.

Модули поддержки: Практикумы, лаборатории, коуч-сессии.

Результат: Проработка кейсов, технологических карт и дидактических материалов, освоение педагогических технологий, развитие профессионального мышления.

Аналитический этап.

Действие: Тьюторские пробы «Среда выбора».

Механизмы: День открытых дверей, ярмарка идей.

Результат: Написание эссе, составление кейсов.

Так во взаимопомощи «педагог педагогу» повышается уровень владения социальными методами и приемами дефицитарного направления.

проверка профессиональных компетенций воспитателя

Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. Пособие для детей 6-8 лет

Предлагаемое пособие поможет ребёнку научиться: • определять смысловую (логическую) последовательность сюжета; • строить связные высказывания с опорой на картинки; • использовать богатое воображение; • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми 6–8 лет как в дошкольной образовательной организации, так и в семье.

Коучинг

Коучинг — это технологии, направленные на раскрытие потенциала личности. Компетенции педагога и коуч-специалиста во многом совпадают. Современный воспитатель выступает не просто в качестве консультанта, а в роли профессионального вдохновителя, дающего советы по поиску и решению образовательных задач. Методики коучинга также подсказывают пути развития профессиональной компетентности педагога.

Рассмотрим технологию «Колесо баланса», успешно внедренную в работу с начинающими воспитателями:

  • На первой коуч-встрече с молодым специалистом рисуем круг, разделенный на равные доли. Каждая из них означает возможные проблемные области: перспективы роста, взаимодействие в коллективе, планирование, владение педагогическими приемами, самоанализ, должностные обязанности, возраст и особенности детей. Воспитатель ранжирует разными цветами в «колесе» каждую проблему от 1 до 10. Это позволяет наглядно увидеть, что вызывает в его работе основные сложности.
  • Составляем первые 3 шага для усиления самого слабого сектора. Закрепляем тьютора.
  • Тьютор ставит перед молодым педагогом 3 простые четкие задачи с ограниченным сроком выполнения.
  • На следующей встрече с тьютором воспитатель сдает выполненные задания и рисует новое «Колесо баланса», чтобы отметить свой прогресс.
  • Понимание, что могло быть лучше.
  • Понимание, как сделать лучше.
  • Так, с помощью технологий, позаимствованных в том числе из бизнеса и маркетинга, можно повысить профессионализм, развить компетенции воспитателей.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Методические рекомендации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного образовательного процесса; создание предметно-пространственной развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

умения результативно формировать представления воспитанников в соответствии с образовательной программой;

руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста;

взаимодействовать с воспитанниками.

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (приложения 1,2);
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход иокончание.
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:

по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые; по       дидактическим  задачам  —   усвоение   нового,  закрепление  ранее

приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др. ; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

В занятии используются разные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др. ), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др. ), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др. ; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).

Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическоенастроение.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа–

диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

Игровые методы – дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках меж выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевыеигры.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемыеситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок ит. ,        игры-драматизации,

элементы творчества иновизны,

юмор и шутка (учебныекомиксы).

Для развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность    окружения,    мотивирование    деятельности,    исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Игра как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели дошкольного образования наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, можно сделать вывод, что игра может пронизать всю жизнь детей в учреждении дошкольного образования, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *