развитие компетенции профессиональная экспертиза

Показать все разделы библиотеки управления

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

развитие компетенции профессиональная экспертиза

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

Индивидуальный образовательный маршрут  педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями

Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты – эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование компетенций в области психологии и педагогики, самокритичность, эрудиция и целеустремленность.

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ, спроектирована на принципе «построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур аттестации, базирующихся на требованиях профессионального стандарта».

С учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей. Индивидуальным образовательным маршрутом педагога называют целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя.

Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период). Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории  повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров. Акцент на разностороннюю подготовку учителя должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности ребенка.

Татьяна Рябова
Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию профессиональной компетентности воспитателя

Рябова Татьяна Александровна

6 октября 1986г.

«Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии»

Общий стаж работы 4 года

Стаж педагогической работы 3года

Стаж педагогической работы в должности воспитателя 3 года

Стаж работы в данном образовательном учреждении 1год

Результаты участия в профессиональных конкурсах

Курсы повышения квалификации «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО» 21 марта 2016.

Наличие собственных публикаций (интернет-публикаций)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «Игра для ребенка не значит развлекаться»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ “Зимние игры и развлечения»

консультация для родителей “Особенности речи детей 4-5 лет”

Папка передвижка ” Гимнастика для глаз”

Конспект занятия с детьми средней группы «Славный День Победы»

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Инновационный опыт «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»

Консультация для родителей ” Приметы зимы”

Презентация ” 9 мая “

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО УГОЛКА 14. Тема методической идеи

Вопросы для изучения Литература, нормативные правовые документы

Сроки Форма отчетности Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Изучение нормативного документа

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

«Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего (полного) общего образования» Изучить совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО в течение года Доклад

Изучение методической литературы

Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

Кольцова»Ребенок учится говорить Пальчиковый игротренинг»

Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Изучить методическую литературу в течение года Доклад

Изучение методической литературы Алексеева М. М, Яшина В. Методика развития речи дошкольников Изучить методическую литературу в течение года Доклад на пед. часе

Изучение методической литературы А. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду» Изучить методическую литературу в течение года Доклад

Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи или содержание деятельности Сроки

Форма представления результатов работы Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Разработать рабочую программу старшей группы по ФГОС Сентябрь 2016 Представление рабочей программы

Изменение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы Сентябрь 2016 Представление календарно-тематического планирования Педагогический совет

Работа по теме индивидуального сообразования «Познавательно – речевое развитие детей в игровой форме»» с учетом требований ФГОС 2016-2017

Разработка презентации на тему: «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» Май 2017 Представление презентации Педагогический совет

Разработка Деловой игры для педагогов «Поле Чудес» по ФГОС

в течение года проведение игры Педагогический совет

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Открытые занятия и развлечения

В течение года Конспект занятия, развлечения воспитателей ДОУ, родительское собрание

Консультации для родителей по теме В течение года Консультации

Участие в методических и профессиональных конкурсах В течение года Презентации, доклады, мастер – классы

Методические публикации на сайтах В течение года Публикации проектов, методических разработок

Участие в системе методической работы детского сада

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи) Форма представления результатов работы

Взаимопосещение занятий и мероприятий воспитателей В течении года Анализ открытого мероприятия Анализ открытого мероприятия

Конкурсы В течение года Участие в районных, всероссийских конкурсах Документация

Обучение на курсах повышения квалификации

Темы курсов Место прохождения курсов Форма прохождения курсов ПК Сроки Форма отчета о результатах подготовки

«Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС в ДО» ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования» с 1 февраля 2016- 5 февраля 2016г.

Руководство повышением квалификации других педагогов

Организационные формы работы с педагогами

Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров Сроки Количество педагогов

Работа в составе рабочей/творческой группы

Органы разработки и реализации проекта Виды выполняемых работ Сроки исполнения работ Результаты

«Реализация профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе через формирование творческого отношения к своей профессиональной деятельности»

Гильманова О. , преподаватель экономических дисциплин

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, за счет проявления и расширения, как индивидуальных, так и интеллектуальных качеств. В то же время компетентностный подход ориентирует студента – будущего специалиста на формирование ключевых компетенций, которые будут необходимы ему на современном рынке труда. Это означает, что образовательная система должна быть направлена на формирование и специальных способностей у студентов, а именно: организаторских навыков, коммуникабельности, предприимчивости, информационности, умению выходить из сложных, порой критических ситуаций.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих выпускников колледжа является актуальной проблемой для среднего профессионального образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом является личность студента. Человек, заинтересованный, увлеченный своей профессией, как правило, творческий человек, специалист высокого класса, который постоянно саморазвивается и самосовершенствуется.

Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт.

Примером таких исследований явились труды самого С. Рубенштейна, где особое внимание уделяется творческим формам человеческой деятельности, которая связана с формированием творческой личности.

Совсем другой подход к этой проблеме обозначил Б. Теплов. Исследуя умственную деятельность, Б. Теплов отмечал, что анализ особенностей творческого мышления позволил определить его содержание через такие качества ума, как системность, самостоятельность, гибкость, критичность, логичность, прогностичность, реактивность. Современное общество держится на интересах каждого отдельного человека, ибо без творческого отношения к профессиональной деятельности, развитой потребности в самовыражении ничего прочного и стоящего создать нельзя.

Студенты, как известно, обладают, разными индивидуальными психологическими особенностями, которые обуславливают эффективность учебной деятельности, их взаимодействие с однокурсниками и преподавателями. Особое значение в свете этого приобретает проблема сформированности у них творческого отношения в профессиональной деятельности воспитательно-образовательного процесса.

Образование определяет уровень культуры студента и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний.

Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность студентов колледжа имеет динамичный и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях.

Профессиональная компетентность студента – это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности. Профессиональная компетентность является одним из факторов, влияющих на процессы познания, самопознания, общения и самовыражения и способствует всестороннему развитию личности студента – будущего специалиста.

Говоря о профессиональной компетентности необходимо отметить, что формирование профессиональной компетентности является одной из важнейших задач современного образования в учреждениях среднего профессионального образования.

Высший уровень развития студента – это творческое отношение студента к обучению. Это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов, преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий. Оно характеризует более высокую степень развития личности. Творческое отношение – это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна быть, по идее, не только преподавать знания того или иного предмета, но, прежде всего, учить студента способам эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности, то есть формировать у студентов творческое отношение к своей профессиональной деятельности. Это предполагает использование всех резервных возможностей личности студента, а также создание благоприятных социально-экономических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студента, и наконец, для обретения будущим специалистом твердой уверенности в том, что его знания, его научный, творческий потенциал будут востребованы обществом. Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Возникает вопрос: как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать ряд условий. Прежде всего, это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Современное состояние воспитательно-образовательного процесса в колледже строится по единым учебным программам, используется традиционный подход в организации учебных занятий, далекий от творческой развивающейся направленности, где нет места для творческого проявления студентов. Все это позволяет отметить необходимость обращения специального внимания на личность студента как одну из важнейших целей среднего профессионального образования. Базовая подготовка, сформированность качеств личности и активная учеба в колледже – это важное условие формирования творческого отношения студента к своей будущей профессиональной деятельности. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового обучения и воспитания, к персонифицированному развитию творческой личности с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в системе среднего профессионального образования с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.

Работа преподавателей колледжа должна быть направлена на решение задачи формирования высокопрофессиональной и творческой личности студента.

14 Декабря 2020

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

развитие компетенции профессиональная экспертиза

В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная образовательная политика задаёт новый вектор развития профессиональному образованию и всему образованию в целом. В этом случае необходимо обогащать учебный процесс за счёт использования новых образовательных технологий, формирующих профессиональные компетенции обучающихся. Так в чём же суть новой концепции улучшения профессиональной компетенции обучающихся?

Значение новой концепции модернизации профессионального образования заключается в важности расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только в образовательном процессе, но и в сфере жизни в целом.

Целью образования является не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманитарных ценностей. Всё это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функцию образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологичечкую устойчивость и готовность к полезному труду.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

На сегодняшний день ставится цель – обновить профессиональное образовпние на компетентной основе усилением практической направленности профессионального образования при сохранении его основ.

Образование, ориентированное на получение знаний на практике, предлагает изучение традиционных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Практико – ориентированное образование можно связать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в свою профессию. Получения профессиональных личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, которые помогут в дальнейшей работе. В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у студентов накапливается первоначальный опыт будущей профессиональной деятельности.

Новая концепция модернизации предлагает принцип вариативности, который дает возможность выбирать, изучать вопросы и конструировать процесс обучения для любого обучающегося. Формирование профессиональной компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как нужно быть предельно аккуратным со студентом и нужно задействовать социальные установки. На сегодняшний день не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, но чаще употребляется понятие «компетентности». Суть понятия не затрагивает личностные качества работника, а рассматриваются такие качества человека как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно обновлять свои знания, неконфликтность в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги профессиональных циклов, но и педагоги общеобразовательных ти общепрофессиональных циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования. Структура содержания должна соответствовать профессиональным модулям образовательным программ.

При работе с обучающимися нужно уделять большое внимание самостоятельно – исследовательской деятельности, которая дает возможность студенту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблемные задачи и производить анализ способов решения поставленной задачи.

В колледж ребята приходят недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных олимпиадах, научно- исследовательских конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы студенты могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить студента совмещать теоритические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций». Ежегодно в стенах нашего колледжа проходят мероприятия по специальностям с участием школьников. Перед проведением предпрофильной подготовки для школьников составляется план мероприятия и рабочие программы курса такие как: «АкваАрхитектура», «Банки и бизнес. Кто для кого?», «Кулинарная школа», «Спроектируй “Умный дом” – дом своей мечты, «Мастерская архитектуры и дизайна». Или вот интересная программа «Информационные технологии в машиностроении», где  ребята познакомятся с новым направлением современного машиностроения – информационной подготовкой производства и его применением на практике. Данный курс излагается в виде лекций, виртуальных экскурсий и видеофильмов, демонстрирующих современное машиностроительное оборудование, познакомит с компьютерными программами, позволяющих управлять этим оборудованием. Практические занятия помогут научиться решать простейшие информационно-технические задачи, что позволит ребятам, основываясь на собственных способностях, правильно определить свою будущую специальность.

Школьники знакомятся с администрацией колледжа, посещают учебные мастерские, лаборатории, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели колледжа по специальности.

Наиболее эффективной формой внеаудиторной работы студентов – это участие в «Экспериментальной лаборатории (НИРС)», проводимой в колледже. Такое мероприятие стимулирует их интерес к будущей профессии. В период подготовки к конференции — сбора материала, проведение опытов, работы с литературой по материалу и подготовки выступлений — будущие специалисты приобщаются к работе с литературными источниками. Закрепляют навыки изложения полученного материала в форме сообщения. Научно-исследовательский компонент конференции значительно повышает интерес к проводимой работе и способствует приобретению навыка анализировать и обобщать полученные результаты. Проведение «Экспериментальной лаборатории» способствует не только более глубокому усвоению изучаемой дисциплины, но и развитию интеллектуальных творческих способностей обучающихся, формированию у них нравственных ценностей. В результате всех проводимых мероприятий из колледжа выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения.

В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

Модель профессиональных компетенций сотрудников как инструмент работы с персоналомВ настоящее время много обсуждают модель профессиональной компетенции, хотя нам больше по душе термин – система профессиональных компетенций. Консультанты справедливо утверждают, что эта система может применяться как инструмент работы с персоналом, имеющий много целей и работающий в конечном итоге на достижение стратегических целей, актуальных для компании. Развитие профессиональных компетенций и компетентности менеджера предполагает освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями. Компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых для успешной деятельности. По этой схеме каждая компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентации. Универсальность системы профессиональных компетенций как инструмента в управлении персоналом заключается в следующем, она:- позволяет напрямую связать систему управления человеческими ресурсами с бизнес-целями организации как в текущем периоде, так и, в стратегической перспективе. – лежит в основе системы работы с персоналом, когда все элементы и стороны этой системы ориентированы только на максимально возможный результат в данном бизнесе. – одинаково применима к различным типам организаций, т. выстраивается на базе механизмов координации, обеспечивая тем самым единство и согласованность в работе всех структурных подразделений. – использует язык, понятный и доступный всем работникам и менеджерам организации, что значительно повышает отдачу при использовании этого инструмента. Очень интересным, на наш взгляд, является способ пятиуровневого построения системы управления по компетенциям, в котором используется пять степеней их выраженности:- Негативный уровень. – Уровень понимания- Базовый уровень. – Уровень опыта. – Уровень мастерства. Особенности выделения перечисленных уровней связаны с соответствующими уровнями освоения знания:Формирование системы компетенций начинается с анализа внешнего окружения и ситуации внутри организации, согласование целей организации и целями сотрудника, выбор и описание необходимых компетенций в соответствии с целями, намерениями и положением организации, формулирование желаемой модели профессионального поведения сотрудника. На первый взгляд такая работа представляется очень сложной и долговременной. Тем более, что в практике управления персоналом нередко модели профессиональных компетенций, разрабатываемые для аттестации персонала, получаются громоздкими и неудобными в употреблении. И еще один аспект – вовлеченность сотрудников в составление системы своих профессиональных компетенций. Как правило – сотрудники дают интервью консультанту и после этого получают готовую модель профессиональных компетенций, что рождает их сопротивление применению этих моделей в практике. Поэтому стоят две задачи:1. Разработать систему простой и удобной. Максимально вовлечь сотрудников в процесс построения системы их собственный профессиональных компетенцийЕсли выполнить эти задачи и посмотреть на систему профессиональных компетенций с точки зрения стратегических целей организации, то все затраты окажутся оправданными. Учитывая, что все актуальные профессиональные знания используются в навыках и составляют профессиональное поведение сотрудников, мы считаем, что профессиональные компетенции необходимо рассматривать в тесной связи с этапами работы сотрудников и их должностными инструкциями. Например, возьмем такую важную профессиональную компетенцию, как установление контакта. Негативный уровень: боится вступать в контакт с незнакомыми людьми. Уровень понимания: устанавливает контакт только с теми людьми, которые сами проявляют инициативу. Базовый уровень: устанавливает контакт с большинством людей, испытывает трудности в нестандартных ситуациях. Уровень опыта: вступает к контакт с любым человеком в любой ситуации. Уровень мастерства: может наладить контакт с любым человеком, вне зависимости от ситуации и настроения человека, умеет поднять настроение собеседника. Мы рассматриваем построение системы компетенций для каждой должности, имеющейся в организации, как инструмент, используемый на всех ступенях работы с персоналом. Во время подбора персонала – модель профессиональных компетенций является критерием отбора необходимых сотрудников, что значительно экономит время и средства, затрачиваемые на процесс подбора. Во время обучения персонала – модель профессиональных компетенций служит основанием выбора того, чему обучать и как обучать. На основе имеющейся модели легко и просто сформировать запрос к обучению. Во время аттестации персонала модель компетенции служит критериями оценки персонала. И что хочется отметить отдельно – все эти критерии, созданные на основе модели профессиональных компетенций – и отбора и обучения и аттестации – не меняются на всех этапах работы с персоналом, прозрачны и понятны как сотруднику, так и руководителю. Как специалисты, занимающиеся обучением персонала, мы предлагаем обучать персонал именно компетенциям. Происходит это так: на первом этапе обучения тренер организует самостоятельную работу участников по выделению уровней компетенции, используя домашние заготовки, которые были разработаны на этапе предтренинговой подготовки. Далее каждый участник самостоятельно или с помощью коллег оценивает на свой реальный уровень рассматриваемой компетенции. Затем проводится работа по формированию навыков, необходимых для повышения уровня компетенции каждого сотрудника до желаемого для компании. Затем каждый участник еще раз оценивает свой уровень компетенции и осознает, что ему необходимо «подтягивать» до требуемого уровня. И таким образом обучение помогает повышать участникам свой личный уровень каждой компетенции, которые были отработаны на тренинге. На наш взгляд таки образом достигается несколько целей:1. Участники мотивируются на обучение и достижение необходимого для компании уровня каждой компетенции. Участники заинтересованы в применении и развитии полученных навыков, так как понимают пользу от вложенных усилий (достичь необходимого уровня компетенции для продолжения профессиональной деятельности или построения желаемой карьеры). Руководители имеют четкое представление, чему обучались их сотрудники. Руководство имеет возможность оценить эффективность вложенных в обучение персонала средств. Руководители четко представляют, что можно требовать от сотрудников. Сотрудники четко представляют, что им необходимо делать для того, чтобы их работу оценивали положительно. Руководители четко знают как и по каким критериям проводить оценку или аттестацию персонала. Сотрудники четко представляют, какие компетенции им необходимы для карьерного роста. Во время обучения выявляются реальные и потенциальные перспективные сотрудники. Достигается единство критериев на всех этапах работы с персоналом: отбора, обучения, продвижения и оценки (аттестации). Мы предлагаем выделять три блока профессиональных компетенций:- Управленческие компетенции- Коммуникативные компетенции- Аналитические компетенцииКаждый из этих блоков имеет разный набор компетенций внутри разных компаний и разных должностей. Логически выделяются три уровня одной профессиональной компетенции:1. Необходимый и достаточный – уровень компетенции, владение которым обеспечивает желаемую модель профессионального поведения сотрудника. Желаемый – уровень, при котором достигается мастерское владение профессией. Потенциально возможный – переходный к новой ступени в карьере. В завершении хочется еще раз акцентировать внимание, что модель профессиональных компетенций вполне возможно сформировать ясной, четкой и удобной в употреблении и применять ее на всех этапах работы с персоналом: при подборе, обучении, аттестации, мотивации, планировании карьеры перспективных сотрудников, выявлении кадрового резерва и даже при увольнении сотрудников.

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *