Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные)

В статье рассматриваются значимость и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данных определениях представляется интересным соотнесение компетенции с успешным действием в профессиональных ситуациях. Компетенция выступает фактором, определяющим поведение или действие выпускника.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления — освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока. Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

  • они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
  • они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания. Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал. Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Профессиональные компетенции — готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений). Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции. Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста. Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист — это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций. Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими. Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

  • Подготовка кадров в современном вузеСимонович Н.Н.NovaInfo 57, с.383-388, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Симонович Н.Н.
  • Стохастическая подготовка бакалавра менеджментаСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.363-369, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Синчуков А.В.
  • Особенности развития компетенций будущего бакалавра менеджмента в процессе изучения высшей математикиСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.346-352, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентовПетрова Т.И.Хамидуллина А.Х.NovaInfo 54, с.226-230, 8 ноября 2016, Педагогические науки,
  • Петрова Т.И.
  • Хамидуллина А.Х.
  • Понятие и сущность компетенцииБаринова О.В.NovaInfo 19, 23 января 2014, Педагогические науки,
  • Баринова О.В.

Список литературы

  • Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.- 2007.-№1.-С.10-15.
  • Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  • Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  • Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  • Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  • Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.:Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.- 2006.-№8.-С.64-69.
  • Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.

Цитировать

«Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм формирования общих компетенций»

Панфилова Татьяна Борисовна, преподаватель ПЦК информационных и офисных технологий ГБПОУ «СПЭТ»

Аннотация: данная статья посвящена технологии организации самостоятельной внеаудиторной в условиях реализации требований ФГОС в части освоения общих компетенций, содержит предложения по использованию ресурсов глобальной сети Интернет, для обеспечения эффективности и автоматизации этой работы с точки зрения подготовки контента, организации взаимодействия преподавателя и студента, а также своевременного контроля.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общая компетенция, интернет-ресурс, самостоятельная внеаудиторная работа.

Главная задача среднего профессионального образования – подготовка конкурентно-способного специалиста среднего звена для экономики региона, страны. Сегодня, в свете успешного внедрения в профессиональном образовании новых федеральных государственных образовательных стандартов, в обучении специалистов используется компетентностный подход.

В Сахалинском промышленно-экономическом техникуме обучаются студенты по следующим специальностям:

01 Компьютерные системы и комплексы

11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

01 Право и организация социального обеспечения

01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Если рассматривать профессиональные стандарты подготовки специалистов среднего звена, по вышеперечисленным специальностям, можно выделить перечень общих компетенций, которыми должен обладать профессионал любой специальности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Помимо указанных общих компетенций, для обучающихся по специальности 40. 01 «Право и организация социального обеспечения», в силу специфики будущей профессиональной деятельности выделены дополнительно еще несколько общих компетенций:

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

С учетом вышесказанного встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Прежде всего, при проектировании траектории изучения дисциплины, преподавателем составляется учебно – программная документация. Данная деятельность позволяет преподавателю определить какие темы необходимо освоить, какие знания, умения, практический опыт студенты должны получить в результате освоения тем, какие виды самостоятельной внеаудиторной работы будут наиболее удачно помогать студенту в освоении дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля. Уже на этом этапе необходимо четко представлять, какую цель будет преследовать задание выданное студенту в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. И задача преподавателя учитывать не только профессиональные компетенции, осваиваемые в рамках темы, но общие компетенции формирующие личность, необходимые студенту в достижении цели.

При рассмотрении процесса работы преподавателя над планированием самостоятельной внеаудиторной работы студента, необходимо обратить внимание на то, что внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением, так как данный вид деятельности студенту придется выполнить самостоятельно без участия преподавателя. Таким образом, методическое сопровождение, приобретает первостепенную задачу, так как именно через него, преподаватель может повлиять на освоение знаний, умений студента по изучаемой теме, предусмотреть успешность развития общих компетенций. Перейдем к методическому сопровождению.

Для успешности самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо предоставить студенту:

список основной и дополнительной литературы по дисциплине;

доступ к электронной библиотеке;

список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины;

методические указания по организации и выполнению самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплин;

методические указания по выполнению практических и лабораторных работ;

методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых проектов (работ), а также методическими указаниями и рекомендациями по выполнению дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ;

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.

Итак, перейдем к планированию видов заданий самостоятельной внеаудиторной работы, с учетом развития общих компетенций, предусмотренных новым федеральным государственным образовательным стандартом.

Виды заданий самостоятельной внеаудиторной работы и соответствующие им общие компетенции

Возможные виды заданий самостоятельной внеаудиторной работы Планируемые результаты в формировании общих компетенций Цель: овладение знаниями   чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы) и составление конспекта;  ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8 работа со словарями и справочниками, с нормативными документами; ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 8 работа с электронно-информационными ресурсами и ресурсами сети Internet; ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8 Цель: закрепление и систематизация знаний   работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);  ОК 1, ОК 2 составление плана и тезисов ответа;  ОК 4 оставление таблиц для систематизации учебного материала; ОК 4 изучение нормативных материалов; ОК 2, ОК 4, ОК 5 подготовка ответов на контрольные вопросы; ОК 4, ОК 5 аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др. ); ОК 2, ОК 4, ОК 5 подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; ОК 8 составление библиографии, глоссариев, тематических кроссвордов, списка интернет – ресурсов и др. ; ОК 4, ОК 5 выполненение тестовых заданий ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 Цель: формирование умений   решение задач и упражнений по образцу ОК 2, ОК 4 решение вариативных задач и упражнений; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 выполнение схем; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 составление алгоритмов; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 решение ситуационных (профессиональных) задач; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 подготовка к деловым играм; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 работа с компьютерными программами по подготовке документов, презентаций, аудио-видео материалов; ОК 1, ОК 2 ОК 4, ОК 5, ОК 9 Цель: Приобретение практического опыта   участие в проектной деятельности ОК 1 – ОК 9 участие в деловых играх ОК 6, ОК 7, ОК 9 участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 выпуск газеты, телепередачи, организация выставки ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 создание проектов, моделей ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9 повышение квалификации (семинары, вебинары, курсы и т. ) ОК 1, ОК 8 подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); ОК 1 – ОК 5, ОК 8, ОК 9

Как видно из представленной таблицы, самостоятельная внеаудиторная деятельность студента, точно так же как и аудиторная, позволяет развивать общие компетенции.

В рамках данного вопроса, приведем примеры конкретных заданий и пути организации работы со студентом, для достижения цели не только формирования знаний, умений и опыта, но и общих компетенций делающих будущего специалиста развитой, гармоничной личностью, способной развиваться в дальнейшем и без преподавателя.

Например, очень часто, для закрепления и систематизации знаний, преподаватель, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы, дает задание подготовить тематический кроссворд. Данный вид задания позволяет не только систематизировать знания студентов в области терминологии, но и привлечь внимание, заинтересовать в силу творческого характера данного задания. Ориентирование студента, на использование различных методов решения задачи, использование разных источников информации, в том числе и сервисов интернета, позволяет не только достичь целей систематизации и закрепления знаний, но и способствовать развитию общих компетенций, таких как ОК 2, ОК 4, ОК 5 (рис.

Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся

Рисунок 1 Формирование ОК при составлении кроссворда

Еще один пример, очень часто, в качестве самостоятельной внеаудиторной работы дается задание по написанию реферата на заданную тему. Данное задание, с точки зрения освоения дисциплины позволяет закрепить изученный материал или самостоятельно получать новые знания. А вот при выборе технологии и методов выполнения, мы так же позволяем студенту развивать общие компетенции, делающие его более мобильным и способным ориентироваться самостоятельно в различных ситуациях (рис.

Рисунок 2 Формирование ОК при написании реферата

В таком контексте можно рассматривать практически любой вид заданий, в рамках самостоятельной внеаудиторной работы, но особое внимание, хочется привлечь к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет студенту более полно раскрыть имеющийся потенциал, двигаться по своей индивидуальной траектории обучения. Роль преподавателя, в этом процессе, заключается в своевременной корректировке и управлении данным процессом.

Попробуем посмотреть, как, используя механизм самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподаватель может способствовать активному развитию общих компетенций в процессе обучения:

Задачи преподавателя при организации самостоятельной внеаудиторной работы с учетом развития общих компетенций

Общая компетенция Задача преподавателя в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы студента ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Ориентировать студента на участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вебинарах. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Практически любой вид заданий самостоятельной внеаудиторной работы, позволяет варьировать методы и способы выполнения, именно это необходимо подчеркивать при организации самостоятельной внеаудиторной работы, учитывать при составлении методических указаний к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и демонстрировать в критериях оценки выданных студенту заданий. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В рамках заданий самостоятельной внеаудиторной работы, необходимо давать не только задачи, которые требуют использования стандартных методов решения, но и творческие работы, позволяющие студенту проявить себя, найти свой путь решения задачи, продемонстрировать преподавателю свои умения, знания, своё видение решения проблемы. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Для формирования данной компетенции необходимо ориентировать студента на использование различных источников информации, в том числе и на интернет источники. Но задача преподавателя контролировать данную работу так, чтобы научить студента работать с достоверными источниками, такими как справочно-правовые системы, интернет библиотеки, публикации известных авторов. В начале такой работы, студенту обязательно необходимо предоставлять список рекомендованных источников, иначе есть риск, что за основу студент будет брать вторичную информацию, иногда не достоверную и ошибочную. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Данные компетенции, можно развивать не только в рамках аудиторной деятельности. Организация самостоятельной внеаудиторной работы, с помощью интернет – сервисов, ориентированных на коллективное общение, так же может способствовать развитию таких компетенций. К примеру, организация общения студентов и преподавателя по решению профессиональной задачи в виде чатов, форумов, блогов, ЖЖ, позволяет решать такую образовательную задачу. Такое общение возможно не только по принципу личного участия, но и объединив студентов в команды, определив роли в рамках решения профессиональной задачи. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. В рамках освоения данной компетенции, от студента требуется осознанный выбор, направленный на выстраивание личной траектории дальнейшего профессионального развития и задача преподавателя мотивировать студента к профессиональному росту. Первостепенная задача преподавателя, предоставить студенту возможность увидеть различные направления собственного развития в зависимости от способностей. Для этого при организации самостоятельной внеаудиторной работы необходимо варьировать виды заданий, направления изучения тем, способы и методы достижения цели для каждого студента. Например, студента можно ориентировать на то, чтобы в рамках изучения дисциплины, он самостоятельно по собственному желанию прошел обучение на дистанционных курсах, которые сегодня существуют в огромном количестве в глобальной сети, но такой вид деятельности нужно мотивировать. Например, желающий закончить курсы, может быть освобожден от более мелких задач с точки зрения затрат времени на выполнение. студент должен видеть различные направления собственного развития, выбирать в зависимости от своих склонностей и возможностей, а преподаватель – мотивировать, направлять, создавать условия. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Данная компетенция дает возможность будущему специалисту быть более мобильным в условиях постоянного развития технологий в современном обществе. Задача преподавателя научить студента использовать для достижения решения задачи различные технологии, ориентироваться в тенденциях развития новых технологий. Для этого сам преподаватель должен постоянно совершенствоваться, владеть новыми технологиями решения профессиональных задач в рамках преподаваемой и смежных дисциплин.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современному преподавателю необходимо очень тщательно подходить к организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Большое внимание уделять методическому сопровождению, так как именно методические рекомендации по выполнению такой работы, позволят направлять студента в этой деятельности, получить именно тот результат, который ожидает преподаватель. Помимо этого, для эффективности данной работы большое значение имеет своевременный контроль самостоятельной учебной деятельности студента и своевременная корректировка полученных результатов. В качестве инструмента, позволяющего организовать такую работу, можно использовать различные информационно-коммуникационные ресурсы глобальной сети, которые предназначены для коллективной работы со студентом в удаленном режиме. Рассмотрим некоторые из них:

Onlinetestpad – ресурс, позволяющий преподавателю использовать готовые тестовые задания по различным школьным предметам, разрабатывать собственные тесты, формировать банк тестовых вопросов для дальнейшего конструирования тестовых материалов. Помимо этого, данный ресурс позволяет разрабатывать интерактивные задания в виде кроссвордов, викторин, опросов, которые успешно можно использовать в организации самостоятельной внеаудиторной работе студента. Дополнительный бонус ресурса, который заключается в контроле преподавателя за активностью студентов, степенью и успешностью выполнения выданных заданий, позволяет автоматизировать контроль выполнения самостоятельной внеаудиторной работы и учет по каждому студенту.

Еще один ресурс, широко используемый сегодня в образовании – это сервис learningapps предоставляющий преподавателю возможность создавать интерактивные упражнения в виде заданий, содержащих: задачи на определения соответствий, классификаций, упорядочивания, выстраивания хронологии, сортировки, разработки видео-контената. Данный ресурс содержит готовые шаблоны для разработки интерактивных игр (найди пару, кто хочет стать миллионером, различных викторин, пазлов, «найди на карте», «заполни пропуски», «виселица», «скачки». Помимо этого, ресурс содержит инструменты для групповой работы: голосование, чат, календарь, блокнот для заметок, доска объявлений, есть возможность совместной работы со студентами, объединенными в группы.

Оба ресурса onlinetestpad и learningapps предоставляют возможность публикации разработанного интерактивного контента на личном сайте преподавателя.

Список on-line web-ресурсов для использования в учебных целях при организации самостоятельной внеаудиторной работы студента/

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *