развитие профессиональных компетенций педагога 2020

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Ольга Чайко
Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС до и профессиональным стандартом педагога

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь педагогу в решении новых стоящих перед ним проблем таких как: готовность воспитывать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Квалификацию педагога влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования. Он обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда и выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций. С учетом различного уровня квалификации педагогов, предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта. Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка.

Анализируя деятельность ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне. Поэтому требует внимания.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т.

Цель: Обеспечение перехода учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог»

Совершенствование кадровой политики учреждения.

Организация методического и информационного обеспечения внедрения профессиональных стандартов в учреждении.

Повышение профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ в соответствии с требованиями профстандарта.

Совершенствование системы эффективности труда педагогических работников ДОУ на основе профстандарта.

Повышение качества образования в условиях действия профессиональных стандартов.

Приведение локальных нормативных актов учреждения в соответствие профессиональным стандартам.

Совершенствование системы аттестации и профессиональной подготовки педагогических работников на основе профстандарта

Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Использование форм, методов и приемов в методической работы:

• школа передового опыта;

• семинар ;

• взаимопосещения мероприятий;

• заседание рабочей группы;

• школа молодого педагога;

• обмен педагогическим опытом;

• конкурс планов профессионального развития.

• индивидуальная консультации;

• накопление информации по профстандарту;

• работа с наставником;

• разработка собственной программы самообразования;

• составление и реализация индивидуальных планов профессионального развития педагогов ОО (ИППР);

Разработка программы профессионального развития педагогов ДОУ.

Организация методического сопровождения, способствующего переходу на профессиональный стандарт педагога в ДОУ.

Создание современной, гибкой системы повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Наполнение нормативно-правовой базы необходимыми документами.

В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенцией у педагога.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, и других документов.

Так как повышая квалификацию педагогов и транслируя изменения через сайт и работу с родителями, создается положительный имидж ОО. Профессиональное развитие позволит педагогам создавать свои сайты, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, и т.

Постановка проблемы :

В связи с низкой активностью педагогов в области профессионального саморазвития (преобладание формального подхода) и недостаточной сформированностью компетенций педагогов, необходимых для решения новых задач в рамках внедрения профессионального стандарта «Педагог», а также с отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда необходим этот проект.

Цели и задачи :

Совместная и самостоятельная деятельность субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ по планированию и организации деятельности в связи с введением профстандарта «Педагог», имеющая социально значимый результат.

• Проведение мониторинга соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ требованиям профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования».

• Контроль и анализ результатов реализации Плана мероприятий по внедрению профстандарта, оценить его эффективность.

Критерии и показатели эффективности :

• Увеличится доля педагогов, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации.

• Увеличится доля педагогов, показавших высокие результаты на профессиональных конкурсах.

• Увеличится доля педагогов, занимающихся кружковой работой.

• Увеличится количество достижений среди детей и педагогов.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов:

Реализация данного проекта, поможет педагогам повысить уровень квалификации, профессиональное мастерство, компетентность, обеспечит стремление к самообразованию (создание электронных портфолио, сайтов педагогов, ИППР, создаст положительный имидж ДОУ.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития:

В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача повышения качества образования, и, соответственно, качества профессионального образования педагога. Методическая служба дошкольных образовательных учреждений призвана обеспечить поддержку профессионального развития педагогов, внедрение в практику учреждения инновационных процессов, обеспечение методического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Проект очень актуален в постоянно меняющихся условиях реформирования системы образования.

Педагогам необходимо непрерывно повышать свою квалификацию. В связи с этим возможно и дальнейшее развитие проекта. Информатизация сферы образования имеет большое значение. Поэтому повышение ИКТ компетентности в период введения профстандарта «Педагог» необходимо.

Выступление на школьном методическом объединении

Тема «Формирование профессиональных компетенций педагога с целью повышения качества образования»

Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности.

«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». Маркова)

Современный педагог должен быть, готов к включению в деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ним профессиональные проблемы. Это зависит от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности :

–          компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

–          компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

–          компетентность в целеполагании учебной деятельности,

–          компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

–          компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

–          компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

–          компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

–          компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

–          компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

–          компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

–          компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Какими умениями должен владеть компетентный педагог?

–          Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

–          ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

–          видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

–          проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

–          чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

–          связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

–          закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

–          планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

–          ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

–          в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

–          привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

–          привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

–          оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

–          оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

–          видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Что должен пронимать педагог :

–          нужно быть готовым к постоянным переменам;

–          строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

–          главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

–          любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Какие могут быть риски:

–          по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

–          передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

–          придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

–          следовать мелочным правилам и инструкциям.

Итак, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В СОВРЕМЕННОЙ школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

–          как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

–          как повысить мотивацию обучащихся;

–          как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

–          как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

«Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Ларошфуко)

Ход мероприятия Вступительное слово.

– Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать мероприятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствовать друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим звукам, теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это, порой, так необходимо в нашей жизни.

«Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту» «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендации становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. ) сейчас применяется 2 вида стандартов:

ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два

взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным

профессиональным квалификациям.

«Педагог – ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов)

деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта : осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 2017 года будут применяться в качестве:

Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

Инструмента роста качества российского образования.

Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество.

Содержание Профстандарта педагога

Педагог должен выполнять трудовые действия:

• Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

• Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

• Развитие профессионально значимых компетенций

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь :

• Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

• Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

• Владеть ИКТ-компетентностями.

• Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Педагог должен знать :

• Приоритетные направления развития образования РФ, законы в сфере образования и прав ребенка.

• Рабочую программу и методику обучения.

• Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

• Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Новые задачи современного педагога

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися.

Основные педагогические компетентности

педагогов дошкольной образовательной организации

Методологическая компетентность : Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).

Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.

Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента :

Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

• Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.

• Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

• Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.

Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

• Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

• Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

• Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

• Клавиатурный ввод.

• Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

• Навыки поиска в Интернете и базах данных.

• Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

• Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

– Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

– Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

– Организации образовательного процесса:

• Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

• Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.

• Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной, визуализации ролей и событий.

• Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

• Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

• Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

• Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

• Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

• литературные тексты и экранизации,

• исторические документы, включая исторические карты

• (все предметы).

• Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.

• Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.

В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагаетследующие критерии компетентности :

• осуществление целостного педагогического процесса;

• создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

• умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

• планирование воспитательно-образовательной работы;

• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности :

• знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

• умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

• владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

• консультативная помощь родителям;

• создание условий для социализации детей;

• защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

• знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

• умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

• Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

• Работа в методических объединениях, творческих группах.

• Исследовательская, экспериментальная деятельность.

• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

• Различные формы педагогической поддержки.

• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.

• Обобщение собственного педагогического опыта.

• Проблемные семинары и вебинары.

• Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Участникам предлагается разделиться на две группы. Группам предлагается составить портрет современного воспитателя.

Данные качества разделить на две части:

-качества воспитателя, которые ТРЕБУЮТ усовершенствования

-владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;

-владение ИКТ компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

-готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках ПМПК;

-умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д) :

-умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;

-готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;

-владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными, необходимыми для работы с различными воспитанниками: одаренные дети, социально-уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети, с особыми образовательными потребностями (дети с выраженными признаками аутизма, СДВГ и др, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения).

И -качества воспитателя полностью сформированы НЕ требующие корректировки

-иметь средне-специальное или высшее образование по профилю деятельности 00; -умение планировать, проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ занятия);

-владениями методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированное у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;

– владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, умение выстраивать партнерское взаимодействие для решения образовательных задач;

-умение организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;

-знание специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

– владение теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель 21 века

• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов

Упражнение «Смятый лист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.

А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов.

Я желаю вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector