Вправе ли директор отправлять моего ребенка на комиссию ПМПК принудительно? Что это за комиссия и могу ли я отказаться?
— Очевидно, что директор должен был дать Вам пояснения относительно того, почему ребенка направляют на ПМПК. Для этого должны быть какие-то веские основания (ребенок не справляется со школьной программой или ведет себя агресивно). Но в любом случае прохождение ПМПК – исключительно добровольное, а выданные комиссией заключения носят рекомендательный характер.
Что такое ПМПК. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) организуется в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности в физическом, психическом развитии и поведенческие отклонения. Комиссия нужна детям, которые нуждаются в специальной помощи в рамках действующей системы образования.
Цели комиссии. По результатам прохождения ПМПК:
- выбирается образовательная организация для обучения ребенка (решается вопрос, может ли ребенок учиться в обычной школе или есть потребность в коррекционной);
- может быть организовано обучение ребенка на дому;
- организуются специальные условия обучения ребенка;
- решаются вопросы о потребности в дополнительных занятиях (например, с логопедом или психологом);
- определяется вид адаптированной образовательной программы (при необходимости).
Без заключения комиссии у образовательной организации мало ресурсов для организации эффективного обучения ребенка, который нуждается в специальном подходе.
Правовое регулирование. Регламент работы ПМПК и порядок комплексного обследования детей опирается положения Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Кто проводит. Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии работают в каждом регионе. В состав ПМПК входят:
- врачи;
- детские психологи и нейропсихологи;
- педагоги разной специализации: дефектологи, логопеды, сурдопедагоги и пр.
Состав специалистов комиссии, которые будут участвовать в обследовании, определяется исходя из его задач, индивидуальных особенностей детей, их возраста и пр.
Платно или бесплатно. Обследование детей специалистами комиссии бесплатно.
Прохождение ПМПК – это принудительно или по желанию? Обследование детей в ПМПК возможно по желанию родителей или по направлению из образовательных и иных организаций (школы, детского сада, поликлиники), но с согласия родителей. Поэтому направить на ПМПК принудительно не могут.
Отказаться от прохождения комиссии возможно, но нужно понимать, что ПМПК проводят, в первую очередь в интересах ребенка. Она помогает родителям и учителям понять, нужна ли ему специализированная помощь для адаптации и развития в социальных условиях.
Порядок прохождения ПМПК. Для прохождения комиссии ребенком нужно:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- направление из школы, детского сада или поликлиники*;
- заключение консилиума школы или специалиста, который занимается педагогическим сопровождением*;
- заключение комиссии о результатах предыдущего обследования*;
- выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, которые наблюдают ребенка по месту жительства;
- характеристика ученика из школы;
- письменные работы по русскому и математике;
- результаты творчества (поделки, рисунки и пр.).
При необходимости комиссия может запросить дополнительные документы. Также родители могут по своей инициативе приложить результаты обследований со стороны специалистов, которые были получены в рамках подготовки к ПМПК.
Обычно запись происходит при личной явке, но в некоторых регионах доступна электронная запись на ПМПК.
В течение 5 дней после получения всех необходимых документов родителям сообщат дату, время и место прохождения обследования.
Этап 2. Подготовиться к ПМПК. Чтобы ребенок мог полноценно раскрыть свои способности и образовательные возможности перед комиссией, к ней рекомендуется подготовиться. В частности, целесообразно получить рекомендации и заключения от специалистов, которые занимаются с ребенком (педагогов, врачей, психологов и пр. ), их мнение о способностях и потенциале ребенка, его достижениях и возникающих сложностях.
Если заключения от специалистов собрать не получилось, родители могут подготовить любые источники информации о ребенке: рисунки, письменные работы, видеозаписи занятий и выступлений.
Этап 3. Пройти ПМПК. Обследование детей проходит в помещениях, в которых размещается комиссия, при необходимости – по месту проживания.
В ходе обследования специалисты проводят необходимые обследования и вносят результаты в протокол. В зависимости от индивидуальных особенностей специалисты проверяют развитие речи у ребенка, умение обобщать, логическое мышление, координацию движений и развитие моторики, память и пр. Процесс обследования ребенка стандартно занимает 15-30 минут. Родители детей, которые проходят комиссию, имеют право:
- получать информацию обо всех планируемых обследованиях;
- присутствовать при обследовании;
- участвовать в обсуждении результатов обследования;
- высказывать свою позицию по выданным рекомендациям по организации обучения и воспитания;
- получать квалифицированную консультацию по вопросам обследований и оказания психологической помощи, информацию о своих правах и правах детей;
- обжаловать результаты обследования.
Этап 4. Получить заключение. По результатам комиссия выдает заключение, которое содержит выводы о наличии или отсутствии у ребенка:
- особенностей в физическом или психическом развитии, также отклонений в поведении;
- потребностей в создании особых условий образования, в коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
ПМПК также может выдать рекомендации по выбору формы обучения и оптимальной образовательной программы, которую ребенок может освоить, а также форм и методов для психологической, педагогической, медицинской помощи, созданию особых условий для получения образования. В заключении специалисты могут указать на потребность ребенка в тьюторе или ассистенте.
Причем, такие рекомендации выдадут независимо от наличия или отсутствия инвалидности.
Бланк заключения ПМПК
Заключение ПМПК — это рекомендации или требования? Заключение комиссии имеет характер рекомендации (согласно п. 23 Приказа Минобрнауки №1082). То есть родители могут решить, что ребенок будет продолжать посещать обычную школу и не нуждается в специальных условиях обучения.
Но важно понимать, что если родители не следуют рекомендациям ПМПК, а у ребенка сохраняются проблемы с обучаемостью или поведением, то образовательная организация может поставить вопрос о том, что родители действуют не в интересах ребенка и привлечением органы опеки.
Для образовательного учреждения выполнение рекомендаций ПМПК имеют форму требований, то есть не выполнить их они не могут.
Могут ли перевести в другую школу (детский сад) по заключению ПМПК?
Заключение ПМПК нужно передать в школу или департамент образования для создания ребенку необходимых условий обучения или его перевода в другое образовательное учреждение. На основании полученных рекомендаций можно устроить ребенка:
- в детский сад компенсирующего вида, в логопедический детский сад, в специализированную школу;
- в комбинированную группу;
- в обычную группу или класс, где будут созданы специальные условия обучения.
При этом в компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой ребенок должен пройти обучения. То есть заключение не будет содержать указание на определенную школу с номером и адресом или реабилитационный центр.
Выбор места обучения остается за родителями. При этом образовательные организации обязаны создать специальные условия для обучения, прописанные в заключении ПМПК.
Могут ли поставить на учет к психиатру после ПМПК. Нет, на учет ребенка не поставят. Тем более принудительно. Задачи ПМПК совсем другие.
Сколько действуют результаты. Заключение комиссии будет действовать в течение 1 года с даты его оформления. Это значит, что если родители не успеют предъявить заключение в течение года, оно станет недействительным и придется проходить ПМПК повторно.
Нужно ли походить ПМПК ежегодно. Нет, но при необходимости можно проходить ПМПК повторно. Например, если выданные рекомендации не принесли ожидаемого результата или не подходят ребенку. В заключении ПМПК могут быть указаны рекомендованные сроки для повторного прохождения комиссии (например, после окончания начальной школы или через год).
Психолого-медико-педагогическая комиссия для ребенка
Какие документы нужны для прохождения ПМПКЧто и как оценивают специалисты ПМПКО чем спрашивают ребенка специалисты ПМПККак подготовить ребенка к ПМПК
Опасения родителей и откровенный страх перед ПМПК уходят корнями в изначальное непонимание и незнание задач комиссии и принципов ее работы.
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, призванная выявить причины (заболевание, отставание в развитии, последствия педагогической запущенности), по которым детсадовец не может освоиться в группе, а школьник не способен усваивать школьную программу на базовом уровне.
ПМПК оценивает физическое и психологическое развитие ребенка
Особое значение прохождению ПМПК уделяется в том случае, если ребенок имеет нарушения развития (психического, физического) или такие поведенческие проблемы, как СДВГ.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Обычно снижение внимания и гиперактивность (избыточная подвижность) сочетаются. Однако существует вариант без гиперактивности с преимущественным снижением внимания, а также вариант с преимущественной гиперактивностью без существенного снижения внимания. Врачи считают, что этот синдром является результатом особенностей работы нервной системы.
Направление на ПМПК может выдать медицинское или образовательное учреждение, социальная служба или общественная организация.
Принятие окончательного решения (посещать или не посещать комиссию) всегда остается за родителями (законными представителями) ребенка.
Нормативная база
Деятельность ПМПК регламентируется такими правовыми и нормативными актами, как:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогических комиссиях»;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Состав ПМПК
В состав ПМПК, как правило, входят:
- врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр;
- дефектологи (профильные): логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог;
- социальный педагог;
- юрист (при необходимости).
Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.
Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).
Сурдопедагог – это специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, который проводит работу по их реабилитации и социальной адаптации.
Для чего создается ПМПК
Комиссии создаются не только для того, чтобы комплексно оценить состояние здоровья ребенка и помочь подобрать такие условия для его дальнейшего развития, чтобы он смог раскрыть свой собственный потенциал. Задачи ПМПК намного шире.
Медицинская, психологическая и педагогическая помощь родителям в вопросах профилактики и выявления отклонений в развитии ребенка.
Обследование ребенка и установление причин возможных отклонений в развитии.
Определение готовности ребенка к обучению в школе.
Помощь в подборе оптимальной формы обучения и в выборе коррекционного образовательного учреждения (при необходимости).
Отбор детей, нуждающихся в коррекционном обучении, комплектация коррекционных групп и классов.
Консультирование родителей по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей с ОВЗ.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. ОВЗ – не равно инвалидность!
Консультирование родителей по вопросам прав детей в сфере дошкольного и школьного образования.
Какие документы нужны для прохождения ПМПК
Паспорт родителя (законного представителя).
Законный представитель представляет документ о назначении его опекуном или попечителем.
Свидетельство о рождении или паспорт (для детей старше 14 лет) ребенка.
Заявление о проведении обследования (если инициатива исходит от родителей ребенка) или согласие на проведение обследования (если на ПМПК отправляет лечебная, образовательная, общественная организация или медико-социальная экспертиза – МСЭ).
Выписка из медицинской карты ребенка, содержащая заключения наблюдающих его врачей-специалистов.
Педагогическая характеристика ребенка (выдается в детском саду или школе).
- направление на комиссию из учебного или медицинского учреждения;
- заключение психолога (из детского сада или из школы);
- рекомендации социального педагога (из школы);
- результаты медицинских обследований.
На заседание ПМПК родители могут представить специалистам школьные тетради и письменные работы (если ребенок учится в школе) или поделки и рисунки, если малыш – дошкольник. Все это является итогами умственной и творческой деятельности ребенка, поэтому может помочь специалистам в составлении индивидуального плана его развития.
Работы должны быть выполнены ребенком не позднее, чем за 2-3 месяца до заседания комиссии. После обследования они возвращаются родителям.
Что и как оценивают специалисты ПМПК
После подачи документов для прохождения комиссии в срок до 5 дней родителей извещают о месте и времени обследования ребенка. Родители (законные представители) всегда присутствуют на комиссии вместе с ребенком.
Во время ПМПК ребенка оценивают психолог, дефектолог, логопед и социальный психолог
Дефектолог определяет текущий этап развития ребенка (в этом помогают письменные работы, тетради, поделки, рисунки, выполненные ребенком, а также характеристики учебных заведений). Самым главным является:
- чему удалось обучить ребенка за определенный срок;
- характер и эффективность помощи учителей и родителей, которая оказывалась ребенку в процессе обучения.
- поведенческие реакции;
- характер общения;
- сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление, интеллект).
Логопед определяет уровень развития речи ребенка, качество устной (и письменной у школьников) речи.
Социальный педагог оценивает социальный статус ребенка (его место в детском коллективе, отношения со сверстниками и взрослыми).
Врачи определяют степень физического развития и степень патологии (при наличии заболевания).
О чем спрашивают ребенка специалисты ПМПК
Вопросы и задания зависят от возраста ребенка, особенностей его развития и тех задач, которые стоят перед комиссией.
Рассказать о себе, семье, друзьях, увлечениях. Назвать:
- имена членов семьи;
- клички животных;
- мероприятия, которые недавно посещал;
- любимые игры, мультфильмы, книги.
Ответить на вопросы, касающиеся окружающего мира. Например:
- чем растения отличаются от животных, а птицы от рыб;
- цвета, формы, размеры предметов;
- владение понятиями «ближе-дальше», «сверху-снизу», «перед-после»;
- отличие «живого» от «неживого» и т.д.
Задания на логику и память. В вопросах на логику проверяется умение:
- обобщать (ложка, вилка, тарелка – это посуда);
- анализировать, аргументировать ответ.
Задания на проверку памяти даются с использованием раздаточного материала (картинки, предметы).
В речевых заданиях анализируется способность ребенка составлять предложения и уметь пользоваться грамматическими формами. Оценивается:
- правильность звукопроизношения;
- владение пассивным и активным словарем;
- уровень развития мелкой моторики рук и общей моторики.
Как подготовить ребенка к ПМПК
Все вопросы и задания, которые предлагаются комиссией, соответствуют конкретному возрасту. Поэтому если уровень психического и физического развития ребенка соответствует возрастным нормам, он без труда с ними справится.
Во время психолого-медико-педагогической комиссии ребенка осматривают врачи: невролог, детский психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр
Основная задача родителей (законных представителей) подготовить дочку или сына психологически:
- рассказать о посещении комиссии без негатива и волнения;
- настроить на предстоящее общение с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.
Обязательно заверьте ребенка, что если он ошибется в ответе или не сможет правильно выполнить задание, это не страшно. Ругать его за это никто не будет.
Перенесите дату обследования, если ребенок приболел или неважно себя чувствует.
Во время обследования не делайте ребенку замечаний. Не подсказывайте правильный ответ.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол (заключение), копию которого родители (законные представители) получают на руки под личную подпись. В заключении содержатся основные выводы и рекомендации ПМПК.
Обоснованные выводы об актуальном уровне развития ребенка, о наличии или отсутствии особенностей развития.
Выводы о необходимости (или отсутствии необходимости) специальных условий обучения.
- программе обучения ребенка;
- создании для него доступной среды;
- необходимости посещения дополнительных занятий со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом и т.д.);
- необходимости наблюдения у врача-специалиста.
Заключение ПМПК является правовым документом для обеспечения ребенку специальных условий при получении им образования в учебном заведении (дошкольном и школьном).
ПМПК дает заключение по результатам обследования ребенка, а не приказы к исполнению данных рекомендаций. Поэтому следовать или не следовать рекомендациям специалистов решают только родители (законные представители).
Однако родителям (законным представителям) следует понимать всю степень личной ответственности перед своим ребенком за решение, которое они принимают после получения заключения. Вся ответственность за дальнейшую судьбу ребенка ложится только на них.
Дети с ограниченными возможностями
В России из 33 миллионов детей более 689 тысяч живут с ограниченными возможностями. Как и у всех детей, у них есть амбиции и мечты о будущем. Как и все дети, они нуждаются в качественном образовании для развития навыков и полной реализации своего потенциала.
Идея психолого-медико-педагогической комиссии заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями могли получить образование — и это образование должно быть персонализированным, с учетом индивидуальных сильных и слабых сторон ребенка.
В идеале, индивидуальная программа обучения, специальные учебные пособия, технические средства обучения и тьютор-ассистент, должны быть доступны и в общеобразовательной школе, и в коррекционной.
Но в реальности в обычных школах «особенные» дети и их родители сталкиваются с дискриминацией, стигмой и неспособностью людей, принимающих решения, интегрировать вопросы инвалидности в школьные услуги.
Коррекционные же школы зачастую неудобно расположены, а обучение в них формализовано и ориентировано на минимальный образовательный уровень.
Маяцкая Е. , медикобиолог, фармаколог