способы и методы формирования профессиональных компетенций тренера по хоккею

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров

Современные аспекты подготовки будущего педагога в системе высшей школы 13

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров как предмет психолого- педагогического анализа 28

ГЛАВА II. Содержание и технологии формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе

  • Современные аспекты подготовки будущего педагога в системе высшей школы
  • Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров как предмет психолого- педагогического анализа
  • Модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров
  • Формы и методы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система воспитания спортсменов высших квалификаций — членов олимпийских сборных команд-предъявляет особые требования к профессиональной подготовке тренеров. Она включает систему фундаментальных знаний и уровень профессиональной деятельности специалистов в области теории и методики спортивной тренировки.

Проблема подготовки специалиста к профессиональной деятельности была предметом внимания таких выдающихся педагогов прошлого, как Я. Коменский, А. Дистервег, П. Лесгафт, К. Ушинский и др. Разработкой научных основ профессиональной подготовки «нового учителя» занимались советские деятели образования П. Блонский, Н. Крупская, А. Луначарский, СТ. Шацкий и др.

Содержание любой профессии определяется, прежде всего, объективными требованиями того общества, в котором осуществляется данная профессиональная деятельность. Для профессии тренера в нашей стране эти требования выражаются в целях и задачах физического воспитания и спорта. Основная цель спортивной тренировки состоит в том, «. чтобы через достижение высоких спортивных результатов развить духовные и физические способности спортсмена, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества» (Л. Матвеев). В соответствии с этой целью в процессе спортивной тренировки должны решаться в единстве образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Психологами и философами исследованы системы педагогических ценностей (В. Андреев, И. Левицкая, Н. Никандров, СЛ. Рубинштейн и др. ) и психологические аспекты деятельности специалиста-педагога (Л. Выготский, И. Зимняя, А. Леонтьев, А. Маркова, АЛ. Пономарев, С Л. Рубинштейн и др.

4 Вопросам совершенствования профессиональной подготовки

специалистов для сферы физической культуры посвящены работы В. Бальсевича, В. Буфти, В. Вижиченко, М. Виленского, В. Выдрина, Г. Горбунова, С. Данаила, Е. Ильина, Ю. Железняка, Л. Лубышевой, Э. Майнберга, Л. Матвеева, Ю. Николаева, Н. Пономарева, И. Работина, Л. Спирина, Н. Томша, А. Чунаева и др.

За последние годы в отечественной науке произошел существенный скачок в области педагогики спорта, в частности, подготовки спортсменов высшей квалификации по единоборствам (В. Болобан, С. Голомазов, Е. Калмыков, С. Калмыков, Д. Миндиашвили, А. Михеев, В. Нелюбин, Р. Пилоян, А. Станков, О. Сиротин, В. Таймазов, Н. Худадов, Ш. Шахов, В. Шиян, Б. Шустип, О. Юшков и др. Вышеуказанные работы внесли огромный вклад в разработку научных основ теории и методики физического воспитания с учетом индивидуальной подготовки спортсменов высокого класса.

Изучение этнопедагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров направлено на удовлетворение общественной потребности в познании роли вольной борьбы в педагогическом процессе на современном этапе развития общества. Наиболее полно и всесторонне проблемы народной педагогики нашли отражение в трудах Г. Волкова, на которые опираются многие современные авторы, исследующие педагогические традиции разных народов: Ш. Арсалиев, В. Афанасьев, А. Григорьева, Д. Данилов, М. Дедюкина, М. Егоров, Б. Кадыров, Б. Попов, И. Портнягин, А. Семенова, К. Чиряев, З. Цаллагова и др.

В целом, признавая большую ценность результатов вышеназванных исследований в области педагогического образования, необходимо отметить, что целый ряд вопросов, связанных с формированием профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе, в том числе отсутствие системности в видении самой проблемы профессиональной

5 компетентности педагога-тренера по вольной борьбе, неполное раскрытие механизмов ее формирования, неразработанность педагогических условий и средств формирования профессиональной компетентности педагога-тренера по вольной борьбе, требует более глубокого изучения.

Актуальность диссертационного исследования усиливают

существующие противоречия между: потребностями региона в формировании нового поколения высококвалифицированных борцов из числа талантливой сельской молодежи и недостаточным количеством профессионально подготовленных тренеров по вольной борьбе; актуальностью формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих тренеров по вольной борьбе и недостаточной разработанностью этой проблемы в условиях профессиональной высшей школы; запросами регионального сообщества на воспитание нового поколения олимпийских чемпионов и недостаточной компетентностью действующего тренерского коллектива; наличием общетеоретических предпосылок решения проблем и недостаточностью конкретных педагогических условий и технологий формирования профессиональной компетентности педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Таким образом, необходимость разрешения выявленных противоречий и современные тенденции развития системы высшей школы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе».

Объект исследования — процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Предмет исследования – теоретические основы и педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирования профессиональной

компетентности будущих педагогов-тренеров и обосновать педагогические условия его осуществления.

В основу положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе будет эффективным, если:

использовать целостную систему формирования готовности будущих тренеров к профессиональному самосовершенствованию в учебном процессе вуза;

разработать и апробировать интегративно-развивающую технологию формирования профессиональной компетенции будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе на основе использования интегративного, гуманистического, культурологического, компетентностного, этнопедагогического подходов, включающую принципы: активизации базовых компетенций самих студентов; целостности (определяющей полноту содержания), индивидуализации и социализации, ценностно-смысловой направленности образования, культуросообразности (позволяющей обеспечить развитие внутренних механизмов культурного саморазвития), природосообразности (отношения к человеку как к высшей ценности);

обеспечить интегрированное развитие взаимосвязанных компонентов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров па основе использования интерактивных форм и методов обучения.

В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы педагогического условия формирования профессиональной компетентности будущих

Определить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности будущих педагогов – тренеров по вольной борьбе.

образовательных технологий, обеспечивающих становление субъектности, рефлексивности, личностного и деятельностного опыта студента и формирование на этой основе его профессиональной компетентности, концептуальные положения о народной педагогике как основе развития личности.

Теоретической основой исследования явились идеи

компетентностного подхода к подготовке учителя, формирования его профессиональной компетентности (В. Адольф, А. Бермус, Т. Исаева, В. Краевский, Н. Кузьмина, В. Сериков, В. Сластенин, А. Хуторской и др. ); теория самоорганизации личности (СВ. Кульневич, Р. Куренкова); идеи интенсификации процесса профессионально-педагогической подготовки (В. Беспалько, А. Греков, В. Данильчук, В. Сластенин, Н. Талызина и др. ); идеи модернизации профессиональной подготовки специалистов для сферы физической культуры (В. Бальсевич,

8 З. Вяткина, Ю. Железняк, А. Захаров, Л. Матвеев, В. Моторин, О. Петунии, И. Работин и др. ); теоретико-педагогические и спортивно-прикладные аспекты вольной борьбы (В. Дашинорбоев, А. Завьялов, В. Игуменов, В. Извеков, Д. Коркин, В. Кузин, Д. Миндиашвили, А. Новиков, И. Портнягин, Г. Туманян, Ю. Шахмурадов, О. Юшков и др. ); концептуальные положения Г. Волкова, Я. Коменского, И. Песталоцци, К. Ушинского; аспекты этнопедагогики народа саха (В. Афанасьев, А. Григорьева, Д. Данилов, Н. Неустроев, И. Портнягин и др. ); этнофилософии (У. Винокурова, В. Михайлов, А. Новиков, К. Уткин и др.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы со студентами института физической культуры и спорта ЯГУ и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта; математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

выявлены сущность и особенности педагогического условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе;

– обоснованы и экспериментальным путем проверены педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе на принципах активизации базовых компетенций самих студентов, целостности (определяющей полноту содержания), индивидуализации и социализации, ценностно-смысловой направленности образования, культуросообразности, позволяющей обеспечить развитие внутренних механизмов культурного саморазвития,

9 конструирована модель формирования профессиональной компетентности педагога-тренера по вольной борьбе на основе использования интегративного, гуманистического, культурологического, компетентностного, этнопедагогического подходов;

– определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе;

– разработан и апробирован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ модели формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-тренеров, разработанный диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы в системе профессионального физкультурного образования и повышения квалификации специалистов-тренеров. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике. Разработанные подходы к формированию профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе могут быть использованы в системе повышения квалификации спортивно-педагогических специалистов.

Достоверность результатов исследования подтверждается

методологической обоснованностью исходных теоретических положений

10 автора; теоретическим анализом проблемы; организацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация н внедрение результатов исследования проводились путем публикаций материалов по результатам исследований в научно-методической печати, участия в международных и межрегиональных научно-практических конференциях института физической культуры и спорта Якутского государственного университета имени М. Аммосова; на научно-практических и круглых столах Государственного комитета PC (Я) по физической культуре и спорту, Министерства по молодежной политике PC (Я); региональных и улусных педагогических чтениях по проблемам физической культуры и спорта.

База исследования: институт физкультуры и спорта Якутского государственного университета имени М. Аммосова (г. Якутск) и Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Исследование проводилось поэтапно, с 2003 по 2008 г. I этап (2003-2004 гг. ) – поисково-теоретический. Изучение научной литературы по теме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы исследования, организация констатирующего этапа эксперимента.

II этап (2005-2007 гг. ) – опытно-экспериментальный. Осуществление формирующего этапа эксперимента, в процессе которого определялись эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности специалиста-тренера по вольной борьбе.

III этап (2007-2008 гг. ) — обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Понятие «профессиональная компетентность педагога-тренера» как дополняющая часть Государственного образовательного стандарта и комплексная характеристика личности, которая формируется в процессе профессионального физкультурного образования, включает гармоничное сочетание профессиональных, коммуникативных, личностных свойств и позволяет достигать качественных результатов в процессе решения типовых задач в основных видах профессиональной деятельности в сфере физкультуры. Структура профессиональной компетентности будущего педагога-тренера, представленная профессионально-деятельностньтм, коммуникативным и личностным компонентами, критериями которых выступает владение студентом теоретико-методическим опытом планирования, построения и управления педагогическим процессом с учетом особенностей основных видов профессиональной деятельности педагога-тренера. Содержание каждого компонента раскрывается через составляющие его компетенции, показатели и интегративные характеристики.

Интегративно-развивающая технология формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе строится на основе использования интегративного, гуманистического, культурологического, компетентностного, этнопедагогического подходов и включает принципы активизации базовых компетенций самих студентов, целостности, определяющей полноту содержания, индивидуализации и социализации, ценностно-смысловой направленности образования, культуросообразности, позволяющей обеспечить развитие внутренних механизмов культурного саморазвития, и природосообразности (отношения к человеку как к высшей ценности).

Эффективность протекания процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе обеспечивают следующие условия: совершенствование личности тренеров-борцов на основе этнопедагогических идеалов и моделей поведения

12 спортивных лидеров; применение активных методов специальной подготовки и учебных личностно-ориентированных ситуаций; организация внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов в контексте самосовершенствования личности студента; мониторинг развития каждого студента и комплексное оценивание результатов обучения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Современные аспекты подготовки будущего педагога в системе высшей школы

Происходящие в современном обществе радикальные изменения в социально-экономической, общественно-политической жизни отразились на системе образования, предъявляя существенные требования к компетентности профессионального развития субъекта образования. Специалисты подчеркивают необходимость воспитания человека свободного и ответственного, способного самоопределяться в общечеловеческих ценностях, самостоятельно находить рациональные пути и оптимально реализовать жизненную стратегию. Это во многом касается будущих педагогов, на которых возлагается большая ответственность в пересмотре многих традиционных подходов к образовательной деятельности.

Для выхода на новый уровень качества подготовки специалиста необходима, и это признают большинство ученых, занимающихся вопросами собственно педагогического образования, модернизация учебного процесса в вузе, то есть повышение его эффективности путем изыскания внутренних резервов системы профессионально-педагогической подготовки.

Теоретические предпосылки подготовки будущих педагогов мы можем проследить, начиная с великих мыслителей далекого прошлого. Сократ считал профессиональных педагогов «акушерами мысли», учеников называл собеседниками, а целью обучения видел не знания, передаваемые в «готовом» виде, а смыслы, появившиеся в результате размышлений.

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров как предмет психолого- педагогического анализа

Вопросы профессиональной компетентности в отечественной психолого-педагогической науке рассматривались различными авторами (B. Безрукова, В. Веснин, В. Горчакова, Л. Гребнев, И. Зимняя, Н. Крылова, А. Леонтьев, М. Розенова, Д. Чернилевский, и др.

Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности (В. Байденко, И. Зимняя, И. Кузьмина, В. Куницына, А. Маркова, Р. Мильруд, Л. Петровская, А. Хуторской, Дж. Равен, Д. Хаймс, Ч. Вельде и др. ) позволяет условно выделить три этапа становления образования, основанного на компетенциях.

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А. Марковой (1993, 1999), Л. Митиной (1998), Л. Петровской (1989). В работах этого периода понятие компетентность трактуется по-разному: и как синоним профессионализма, и только как одна из его составляющих.

Исследованиям проблемы компетентностей и компетенций посвящены работы отечественных ученых и исследователей В. Байденко, Л. Гребнева, Э. Зеера, И. Зимней, Н. Кузьминой, А. Марковой, Р. Мильруда, Е. Пассова, Ю. Татура, Ю. Фролова, А. Хуторского, В. Шадрикова и др. и зарубежных Л. Бахмана, Ч. Вельде, Б. Оскарссона, Д. Равена, Д. Хаймса, В. Хутмахера, С. Шо и др.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров

Основное направление исследования нацелено на то, чтобы экспериментальным путем разработать и обосновать рациональные пути и условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.

Программа опытно экспериментальной работы отражало принципиальные положения разработанной нами исходной концепции формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе. Наш подход исходил из идеи гуманизации процесса воспитания, основополагающим принципом которой являются формирование и развитие разносторонне развитой личности.

Социокультурная детерминированность профессии специалиста в области физической культуры и спорта обязывает его иметь четкую гражданскую позицию, быть патриотом своего Отечества; любить свою профессию; быть широко образованным человеком, знакомым с основными достижениями цивилизации, культуры, искусства; проявлять гуманитарное мышление в подходах к исследованию и воспитанию человеческой телесности; нести ответственность за результаты своей деятельности.

Нами был осуществлен системный анализ процесса профессиональной подготовки, осуществляемого в институте физкультуры и спорта Якутского государственного университета и Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта.

Требования к специалистам, выражающие социальный заказ общества, педагогически интерпретируются в учебных планах, программах и документах методического обеспечении.

Нами был проанализирован учебный план института физической культуры и спорта ЯГУ, который мы рассматривали как искусственно идеальную социально-детерминированную систему. Элементами системы являются учебные дисциплины, а их группировка по целевому и функциональному назначению, образуют подсистемы плана – циклы дисциплин. На каждую подсистему, исходя из ее цели и роли, отводится учебное время.

Таким образом, говоря о модели формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе, мы должны иметь в виду следующие ее блоки: целевые установки; модель педагога-тренера, как образовательный идеал (квалификационная характеристика выпускника вуза); содержание подготовки; учебно-воспитательный процесс (сфера обучения и сфера формирования личности).

Формы и методы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров

Как и в любом многокомпонентном явлении, качественные показатели степени сформированности профессиональной компетентности зависят от уровня развитости отдельных составляющих, доминирующими среди которых являются показатели личностного развития. В то же время, проведенная диагностика совокупности показателей профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе (2. 1) выявила низкий уровень сформированности именно личностного компонента, то есть «ядра», основы каждой компетенции, структура которой, как было отмечено выше, предполагает определенный уровень развития личностных качеств.

Таким образом, необходим поиск форм и методов обучения, развивающих ценностное отношение к педагогической деятельности, педагогическую направленность личности, гуманность, рефлексию, внутреннюю мотивацию и другие профессионально значимые качества.

Использования интегративно-развивающей технологии можно рассмотреть как процесс теоретического осмысления студентами такой актуальной для образовательной физкультурной практики проблемы как обучение двигательным действиям (технико-тактические).

Направленность деятельности студентов (II курс) задается учебной задачей: при каких условиях возможно более успешное обучение вольной борьбе. Для решения этой задачи студенту необходимы знания вольной борьбы (что представляют собой вольная борьба и их особенности в связи с процессом обучения), биомеханики (форма, содержание, структура движения, техника упражнения, техника выполнения упражнения и т. ), педагогики (принципы и методы обучения), психологии (возрастные и половые особенности обучающихся), теории и методики физического воспитания (структура урока, принципы и методы обучения двигательным действиям).

Студент, решая поставленную перед ним задачу, интегрирует эти разрозненные знания в собственное представление о процессе обучения вольной борьбе. В качестве теоретической модели выступает процесс обучения, который рассматривается во всей его полноте и позволяет вычленить не только внешние действия учителя и учеников, воспроизводимые с целью освоения того или иного двигательного навыка, но и внутренние, психологические связи, формирующиеся в процессе обучения. Овладевая теоретическим понятием, студент способен объяснить достаточно широкий круг явлений, связанных с процессом обучения: особенности взаимодействия тактических действий в процессе обучения, затруднения в обучении, роль подводящих упражнений, этапы обучения, развивающее обучение и мн. Происходит развитие мышления студента, овладение им системой научных знаний.

Теоретическое мышление является важным фактором саморазвития личности в сложноустроеннои социальной реальности. В данном случае уместно говорить об овладении студентом целым рядом компетенций -предметной, информационно-исследовательской, социально-организационной, общекультурной.

Использование интегративно-развивающей технологии на уровне проектирования содержания отдельной дисциплины явились разработанные и внедренные нами элективные курсы «Повышение спортивного мастерства «вольная борьба» с 1 по 5 курс; по специализации «Вольная борьба» для студентов с 1 по 5 курс; «Педагогико-физкультурное совершенствование «вольная борьба» специализация 022303 «Технология спортивной подготовки» с 1 по 4 курс; «Частные методики спортивной тренировки «хапсагай» с 3 по 5 курс; «Основы спортивной тренировки» для студентов 3 курса; «Организационно-управленческие основы подготовки спортсменов в избранном виде спорта» для студентов 5 курса специализация 022303 «Технология спортивной подготовки».

С самого начала у студентов создается целостное представление о той учебной задаче (овладение приемами и способами рекреации и оздоровления населения), которую им предстоит решить в процессе последующего знакомства с разнопредметным учебным материалом. Каждый студент получает задание по составлению проекта мини-инновации в рамках образовательного пространства школы, спортивной школы или оздоровительного центра на основе одного из новых или базовых видов двигательной активности. Задания отличаются одно от другого целевой направленностью, возрастными или половыми отличиями контингента занимающихся, их социальным статусом и т. Для решения проблемы студенту необходимы знания из менеджмента, спортивной метрологии, гигиены и валеологии, педагогики, теории и методики физического воспитания, этнопедагогики, истории физической культуры в PC (Я), частных методик вольной борьбы, «хапсагая» и т. За счет включения в локальное, семиотически неоднородное образовательное пространство (знания разных наук), перед студентом открывается возможность «осуществления условно-адекватных переводов», то есть создания собственного «нового» знания. Происходит развитие мышления студента, его способности к самоорганизации и самореализации. Расширяя в структуре учебных программ по блоку дисциплин предметной подготовки межпредметный компонент, то есть, включая в содержание данных дисциплин учебный материал из других областей знания, мы осуществляем соотнесение предметных областей со сферами профессиональной компетентности и соответственно происходит целостное, профессионально-ориентированное развитие личности студента.

Библиографическое описание

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.

В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».

Хорошей традицией нашего техникума стало проведение дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся техникума. Перед проведение «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план мероприятия. Школьники знакомятся с администрацией техникума, посещают учебные мастерские, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнять работы, выполняемые электромехаником сигнализации, централизации и блокировки.

Школьник подробно знакомятся со специальностью, которую представляют обучающиеся старших курсов техникума, с правилами приема, материально-технической базой специальности, преподавательским составов, получают возможность самостоятельно выполнить некоторые работы по специальности. Затем школьники делятся на группы и им дается возможность самим выполнить наиболее просты виды работ. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели специальности, а обучающиеся старших курсов техникума помогают и направляют школьников при выполнении работ.

Каждый год в техникуме, в рамки недели специальности проводится конкурс профессионального мастерства, для обучающихся которые прошли производственную практику (по профилю специальности). Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве.

Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.

Жюри подводит итоги, определяет победителей, и программа конкурса заканчивается награждением победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.

В результате всех проводимых мероприятий из техникума выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

  • Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
  • Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
  • Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
  • Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
  • Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52.
  • Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
  • Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, дисциплина, научно-практическая конференция, обучающийся старший курсов, практико-ориентированное образование, учебный процесс.

ГЛАВА 1. Теоретические и организационно методические основы формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею в процессе технико-тактической подготовки 14

Характеристика профессиональной компетентности тренера по спорту как результата физкультурного образования студентов в процессе обучения в вузе 14

Технико-тактическая подготовка будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе и ее роль в формировании дидактической компетентности 29

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 57

ГЛАВА 3. Педагогическая технология формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования технико тактической подготовки

Актуальность. Анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики показывают, что традиционные подходы к обучению технике и тактике избранного вида спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту не обеспечивают формирования у них дидактической компетентности на социально приемлемом уровне (А. Абдулхаким, 2000; Д. Садетдинов, 2000; С. Бегидова, 2001; Ю. Железняк, 2002, 2006; А. Рыбкин, 2002; Д. Синицын, 2003; А. Якимов, 2003; А. Николаев, 2005; И. Труднев, 2005; Б. Подливаев, 2006; Г. Драндров, 2007 и др. ), в том числе и у будущих тренеров по хоккею (В. Тихонов, 1985; Л. Михно, 2002; Д. Каденков, 2003; П. Твист, 2006 и др.

В последние годы вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту рассматривались в рамках компетентностного подхода к образовательному процессу в работах специалистов (А. Нужина, 2005; В. Абрамова, 2006; В. Магин, 2006; Н. Мосина, 2006; Н. Гущина, 2009; Н. Никифоров, 2009; Е. Григорьев, 2010, В. Анцыперов, 2010: И. Литвинцева, 2011 и др. Существующая система обучения студентов вузов физической культуры технико-тактическим действиям хоккея не способна в полной мере решить проблему формирования профессиональной компетентности будущих тренеров по данному виду спорта (В. Ляпкало,2000; Р. Ишматов, 2006; В. Карпов, 2002; Ю. Митин, 1990; Ю. Никонов, 2001; Ю. Цубан, 2003; Ю. Курамшин, 2006; Е. Сурина-Марышева, 2009).

В целом анализ и обобщение научно-методической литературы и педагогической практики свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью более эффективного использования процесса обучения будущих тренеров по хоккею технико–тактическим действиям избранного вида спорта для решения задачи формирования высокого уровня дидактической компетентности, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью подходов к решению данной проблемы в педагогической науке, с другой.

С учетом содержания этого противоречия была сформулирована проблема исследования: Каковым должно быть организационно-методическое обеспечение совершенствования технико-тактической подготовки будущих тренеров по хоккею в процессе обучения в вузе для формирования дидактической компетентности?

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать организационно – методическое обеспечение технико-тактической подготовки будущих тренеров по хоккею как основы их дидактической компетентности.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности будущих тренеров по хоккею.

Предмет исследования: структура и содержание методики совершенствования технико-тактической подготовки будущих тренеров по хоккею как основа формирования их дидактической компетентности.

Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования дидактической компетентности будущих тренеров по хоккею на основе совершенствования технико-тактической подготовки в процессе обучения в вузе возможно, если:

рассмотреть и охарактеризовать понятие «дидактическая компетентность тренера» со стороны сущности, содержания, критериев и уровней ее развития;

выявить и научно обосновать педагогические условия, необходимые и достаточные для повышения эффективности процесса формирования дидактической компетентности у будущих тренеров по хоккею в процессе их технико-тактической подготовки;

разработать и научно обосновать организационно-методическое обеспечение совершенствования процесса технико-тактической подготовки будущих тренеров по хоккею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *