Технологии обучения профессиональная компетенция

Технологии обучения профессиональная компетенция

Направление 18. 01 Химическая технология

Кафедра технологии основного органического и нефтехимического синтеза

Название профессии, специальности

Профессия – Химик-технолог по специальности «Химическая технология органических веществ»

История профессии (специальности)

Производство органических веществ зародилось в давние времена, но его интенсивное развитие относится к XVIII веку. Вначале оно состояло в переработке природных материалов растительного и животного происхождения расщеплением или выделением, например, получение спирта из зерна, картофеля и свеклы; мыла и глицерина расщеплением жиров; уксусной кислоты сухой перегонкой древесины и т. Промышленность органических веществ, занимающаяся производством более сложных молекул из менее сложных, возникла только в XIX веке и прошла ряд этапов своего развития:

– первый этап связан с развитием текстильной промышленности и потребностью создания синтетических красителей;

– второй этап связан с использованием нефти, вначале для освещения и отопления, а затем как источник энергии;

– третий этап связан с созданием синтетических взрывчатых веществ, бездымного пороха и синтезом пикриновой кислоты С6Н2(ОН)(NО2)3 и тринитротолуола С6Н2(СН3)(NО2)3;

– четвертый этап связан с синтезом высокомолекулярных соединений (ВМС) и необходимостью получения разнообразных мономеров и вспомогательных материалов для их производства. Начало этого этапа относится к 30 годам XX века;

– пятый этап связан с синтезом и применением поверхностно-активных веществ (ПАВ) в качестве эмульгаторов, деэмульгаторов в нефтедобыче, нефтеподготовке, нефтепереработке, нефтехимии и синтетических моющих средств (СМС) в текстильной промышленности и бытовых целях.

Промышленность органического синтеза достигла большого развития и разделилась на ряд отраслей органического синтеза:

Тяжелый (основной) органический синтез производит многотоннажные продукты. Первоначально эта отрасль базировалась в качестве сырья на углехимии, а с середины XX века переориентировалась на сырье нефтяного происхождения и стала называться основным органическим и нефтехимическим синтезом (ООНС).

Тонкий органический синтез производит малотоннажные органические соединения (продукты) более сложного строения (органические красители, лекарственные препараты, душистые вещества, текстильно-вспомогательные вещества (ТВМ), физиологически-активные вещества и др.

Синтез ВМС и материалов: пластмассы, эластомеры (синтетические каучуки), химические волокна, пленочные материалы, лаки и др.

Главной целью промышленности ООНС является получение большого ассортимента продуктов дешевыми, наиболее простыми способами из доступного сырья. Таким образом, промышленность ООНС является ведущей и обеспечивает сырьем другие отрасли органического синтеза.

Создание современных технологий производства продуктов ООНС и эксплуатация таких установок производств является основной задачей химиков-технологов. Химик-технолог должен уметь выбирать наиболее приемлемый вариант производства того или иного продукта и является центральной фигурой при создании, проектировании, эксплуатации производства.

Основной органический и нефтехимический синтез добился огромных успехов и является основным источником получения разнообразных химических продуктов, используемых в народном хозяйстве. Это производство мономеров для получения синтетических каучуков, пластических масс, синтетических волокон, красителей, растворителей, экстрагентов, химических средств защиты растений, смазочных масел, теплоносителей, хладагентов, высокооктановых добавок. Огромное значение для народного хозяйства имеет производство поверхностно-активных веществ, которые нашли применение практически во всех сферах деятельности человека. Поверхностно-активные вещества широко применяют в быту для стирки тканей и чистки различных предметов. В текстильной промышленности их используют для обработки тканей перед крашением, для мойки шерсти и волокон, в машиностроении и металлообработке – при разрезании металлов, для очистки деталей от масел и механических загрязнений, в парфюмерной промышленности, как компонент туалетного мыла и косметических средств. В химической технологии поверхностно-активные вещества являются эмульгаторами при гетерофазных реакциях, для изготовления стабильных эмульсий. Поверхностно-активные вещества применяются при флотации руд, в производстве пенобетонов. В нефтяной промышленности поверхностно-активные вещества применяются для увеличения нефтеотдачи пластов, в качестве ингибиторов коррозии, особо важное значение для нефтяной промышленности отводится деэмульгаторам, позволяющим производить нефть высокого качества.

Промышленность органического и нефтехимического синтеза оказывает важное влияние на все остальные отрасли химической промышленности. Для промышленности основного органического и нефтехимического синтеза характерны крупнотоннажность производства и большой ассортимент выпускаемой продукции.

Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий)

Химик-технолог организует производство химических товаров на химических предприятиях. Разрабатывает и совершенствует технологию производства продуктов основного органического и нефтехимического синтеза. Выбирает оптимальные методы и параметры синтеза органических соединений, определяет основные характеристики производимых органических веществ. Использует современные методы очистки и контроля сырья, готовой продукции, анализирует условия и режим работы технологических аппаратов, оценивает уровень автоматизации и механизации производства. Проводит исследования и эксперименты по синтезу органических соединений как в лабораторных, опытно-промышленных, так и в промышленных условиях, обрабатывает и анализирует результаты. Проектирует установки новых и реконструируемых предприятий, осуществляет необходимые расчеты, выбирает стандартное и вспомогательное оборудование.

Сфера профессиональной деятельности:

– педагогическая.

Химическая технология органических веществ.

Уровень базовых знаний

Квалифицированный химик-технолог должен знать:

Понятия: химические основы, механизм важнейших химических процессов нефтехимического синтеза, технологические схемы производства, оптимальные технологические параметры процесса, безотходная технология, сырьевая база промышленности нефтехимического синтеза, качество сырья, качество продукции, технологическое оборудование, конструктивные особенности аппаратов.

Квалифицированный химик-технолог должен уметь:

• разрабатывать и совершенствовать технологию производства продуктов основного органического и нефтехимического синтеза;

• выбирать оптимальные методы и параметры синтеза органических соединений;

• определять основные характеристики производимых органических веществ;

• использовать современные методы очистки и контроля сырья, готовой продукции;

• анализировать условия и режим работы технологических аппаратов, оценивать уровень автоматизации и механизации производства;

• проводить исследования и эксперименты по синтезу органических соединений как в лабораторных, опытно-промышленных так и в промышленных условиях, обрабатывать и анализировать результаты;

• проектировать установки новых и реконструируемых предприятий, осуществлять необходимые расчеты, выбирать стандартное и вспомогательное оборудование.

Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества

К профессионально важным качествам химика-технолога относятся:

• способность к профессиональному росту, к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно – производственного профиля своей профессиональной деятельности;

• способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением и профилем подготовки;

• способность оценивать эффективность новых технологий и внедрять их в производство;

• владение знаниями и умениями, позволяющими анализировать тенденции развития технологий нефтехимического синтеза, путей модернизации существующих и разработки новых технологий нефтехимического синтеза, рациональных и альтернативных источников сырья. Владеть методами инженерного оформления производств органического и нефтехимического синтеза, способностью к установлению взаимосвязи между свойствами веществ, химизмом процесса и его технологическим оформлением.

К личностным качествам химика-технолога относятся:

• наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);

• открытость для восприятия нового;

– Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.

– Нарколепсия и катаплексия.

– Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.

– Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

– Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

– Активные формы туберкулеза любой локализации.

– Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.

– Миопия высокой степени или осложненная близорукость.

– Катаракта осложненная.

– Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

– Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.

– Злокачественные новообразования любой локализации.

– Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессиющим и рецидивирующим.

– Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.

– Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца.

– Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.

– Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.

– Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.

– Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Химик-технолог по переработке нефти и газа, химик-технолог по технологии неорганических веществ, химик-технолог по высокомолекулярным соединениям.

Выпускники, получившие профессиональную подготовку по направлению 18. 01 Химическая технология, требуются в таких организациях и сферах, как: научно-исследовательские и проектные институты; в промышленности основного органического и нефтехимического синтеза, переработки нефти и газа, тонкого органического синтеза, синтетического каучука, фармацевтической промышленности, при
производстве минеральных удобрений и химических средств защиты, а также в образовательных учреждениях (университеты).

Пути получения профессии

Профессию химика-технолога по химической технологии органических веществ можно получить в Казанском национальном исследовательском технологическом университете на кафедре технологии основного органического и нефтехимического синтеза по направлению 18. 01 Химическая технология.

ФГОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания, сколько иных педагогических технологий.

Основной целью современного образования является формирование гармонично развитой личности. Соответственно задачей среднего профессионального образования считается подготовка компетентного специалиста. Это человек, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем он должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Компетентностный подход имеет педагогические предпосылки как в практике, так и в теории. Если говорить о практике профессионального образования, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями.

Умение действовать и принимать ответственные и правильные решения в нестандартных ситуациях, стрессоустойчивость, креативное мышление, самоорганизация и потребность в обучении на протяжении всей жизни – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых к потенциальным работникам со стороны работодателей. Другими словами, практикой востребованы результаты профессионального образования не в форме выученных знаний выпускника, а в форме его практической готовности к жизнедеятельности в социуме в стандартных и, тем более, в нетиповых условиях.

В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 году в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г.

Компетенция – комплексная характеристика способности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Компетенция – стремление и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

При всем разнообразии набора компетенций важно, чтобы они отвечали двум важным критериям: обобщенность (обеспечивающая возможность переноса компетенции на разные сферы и виды деятельности) и функциональность, отражающая момент включенности в ту или иную деятельность.

Знания, умения и понятия – важные компоненты успеха во всех жизненных ролях, но они его не обеспечивают. Успех зависит также в не меньшей мере от установок, ценностей, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции людей. Ли Якокка, крупнейший менеджер подчеркивает, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15 % обуславливается знаниями своей профессии, а на 85% – умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи и т.

Важной составляющей перемен в российском обществе является вхождение России в информационную цивилизацию. От профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Информационная технология, как совокупность методов сбора, обработки и передачи информации, присутствует в любом виде деятельности, в том числе в сфере экономики и бухгалтерского учета. В связи с этим, одной из главных задач подготовки компетентного специалиста является ознакомление с разными видами информационных технологий и возможностями применения их на рабочем месте бухгалтера, экономиста, менеджера, руководителя.

Прежде всего, каждый студент должен овладеть инструментарием информационной технологии – одним или несколькими взаимосвязанными программными продуктами, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов: текстовый и графический редакторы, табличный процессор, системы управления базами данных, а также программные средства, объединяющие все эти приложения в единый пакет прикладных программ.

Для автоматизации различных областей экономической деятельности на предприятиях и в организациях широкого круга отраслей и видов собственности используется набор специальных прикладных программ «1С: Предприятие». Благодаря программе «1С: Предприятие» стало возможным автоматизированное ведение бухгалтерского учета с жесткой привязкой к первичным документам, с формированием баланса без кропотливых вычислений и горы бумаг.

Студенты Прасковейского сельскохозяйственного техникума получают знания, умения и навыки работы с инструментарием информационной технологии на уроках информатики, что позволяет им без особого труда освоить  специальную прикладную программу «1С: Бухгалтерия». Полученные умения и навыки закрепляются и совершенствуются в процессе практики для получения первичных профессиональных навыков по дисциплинам: «Информатика» и «Бухгалтерский учет».

При изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обращается особое внимание на процесс автоматизации управленческой деятельности в сфере экономики и бухгалтерского учета. В частности, на вопросы организации документооборота, создания удобной коммуникационной среды, автоматизации процессов принятия решений и управления, а также тенденции развития информационных технологий, например таких, как системы электронной коммерции.

Информационные технологии настолько широко и активно внедряются в жизнь человеческого общества, что становится совершенно невозможным представить современного специалиста, не владеющего персональным компьютером. Поэтому курс информационных технологий должен являться одним из базовых для обучения студентов любых специальностей.

Сегодня создается принципиально новое “жизненное” пространство – виртуальный мир – «Информационное общество». На современном этапе информатизации общества многие традиционные методы преподавания стали отходить на второй план, уступая место новым методикам, основанным на имитации диалога обучающегося с преподавателем при помощи компьютеров (дистанционное образование).

В настоящий момент, информационный поток “дистанционного образования” можно направить двумя руслами: электронные учебники по дисциплинам представляющие собой набор мультимедиа-курсов (уроков), записанных на CD-дисках; и электронные версии лекционных курсов, методических и справочных материалов, расположенные на серверах с доступом через Интернет.

Электронные версии лекционных курсов в системе дистанционного образования играют важную роль: благодаря использованию современных компьютерных информационных технологий появляется возможность решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и выполняемые обычно преподавателем. Синтез текста с гиперссылками, имитируя педагогический комплект, способствует более быстрому усвоению материала по сравнению с традиционными пособиями. По принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Интернет, с помощью которой проводится “дистанционное обучение”. С повсеместным распространением Интернета “дистанционное образование” вышло на новый этап своего развития и получило еще один преподавательский инструментарий. Теперь стало возможно, посредством сетевых технологий, организовать моментальный доступ практически к любой информации в рамках различных дисциплинарных областей.

Современные методы представления информации в компьютерах позволяют задействовать практически все органы чувств, используемые для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. А такой элемент компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа.

Для перехода к интерактивным методам взаимодействия в электронной образовательной среде требуется развитая инфраструктура телекоммуникаций в системе образования в целом, широкое освоение новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов. И наиболее важным является получение коммуникативных навыков, которым учащиеся обучаются, наблюдая за преподавателями и другими учащимися, более компетентными в компьютерных технологиях, моделируя свое коммуникативное поведение, основываясь на наблюдаемых примерах.

С каждым годом резко сокращается число предприятий и организаций, не имеющих компьютерной базы. Современные руководители, менеджеры и экономисты уже не представляют, как можно выполнять работу, не имея в своем распоряжении пакета офисных программ, электронной почты и Интернета. И это не случайно. Ведь в условиях конкуренции только эффективное ведение бизнеса позволяет выжить на рынке и добиться успеха.

Байденко В. , Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М. , 2002. 22 – 46.

Давидович В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы. 2003. – № 3 – С. 4 – 15.

Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. – № 1.

Наперов В. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. – 2000. – № 4 – с.

Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. – М. : Минобрнауки РФ, 2003. Чошанов М. Гибкая психология проблемно-модульного обучения. – М. , Народное образование, 1997. – 152 с.

Таким образом, достижение этой цели определяется не только тем, какое содержание усваивается, но и тем каким образом этот процесс организуется: коллективно или индивидуально, с помощью активных методов обучения или репродуктивных.

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт использования игры в учебном процессе. Игра — это важнейшее средство умственного и нравственного воспитания. Они представляют собой универсальные средства познания, способствуют творческому развитию и соединяют в себе обучающую и игровую задачу. С помощью игровых технологий педагог может одновременно дать студентам теоретические и практические знания. Каждая игра должна быть направлена на решение какой-либо задачи. При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Проанализировав феномен игры, Д. Эльконин пришел к выводу, что «игра — это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Он выделяет структурные единицы игры — это роли, которые берут на себя играющие, сюжет отношения, которые передаются в игре и правила игры, которым подчиняются играющие. В структуру игры входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Основное направление совершенствования методов подготовки студентов является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, активизируют их познавательную активность. Помогают принимать самостоятельные решения и способствуют их реализации.

Проводя уроки с помощью игровых технологий для студентов-юристов можно использовать индивидуальную, парную или групповую игру. Студенты будут изучать различные правовые документы, учиться работать с ним. Им будут предлагаться различные правовые и противоправные ситуации, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. Именно через игровые технологии у них будет развиваться самостоятельность, возрастет интерес к выбранной профессии.

Педагог, разрабатывающий игру должен разъяснить студентам их обязанности. И выполнять свои, которые сводятся к следующему: руководитель игры должен направлять и контролировать работу своих заместителей и помощников, следить за ходом игры, изучать содержание, стиль и методы работы обучаемых при отработке наиболее сложных вопросов, указания по дальнейшей работе, подведение итогов.

В обязанности студентов входит сбор данных, изучение дополнительных сведений и обобщение информации. Так же обучаемые должны докладывать руководителю игры ход выполнения плановых мероприятий и принятых решений, разрабатывать и вносить предложения педагогу по устранению выявленных в работе недостатков.

Во время процесса игры студенты испытывают эмоциональную насыщенность процесса обучения, так же возрастает мотивация. Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Тематика, целевая установка, формы, методы деловых игр разные, но все они способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущих юристов. К их числу следует отнести: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней интереса (ОК 1), организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества (ОК 2), принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),работа в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 5).

Что касается профессиональных компетенций, то благодаря игровым технологиям у будущих юристов развиваются следующие: способность юридически квалифицировать факты, события, обстоятельства, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом (ПК 1. 1), умение использовать в профессиональной деятельности нормативно-правые акты и документы Российской Федерации (ПК 1. 2), способность толковать различные правовые акты (ПК 1. 3), принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК 1. 4), умение выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК 1.

Таким образом, применение игровых технологий показывает положительный результат. Студенты с интересом принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, становятся более активными, начинают проявлять интерес к своей будущей профессии. Можно сделать вывод, что игры позволяют преподавателю приучать студентов работать в команде, развивать у них коммуникативные учения и навыки, способствуют снятию нервной нагрузки. У студентов вырабатывается умение вести правильный диалог с преподавателем.

  • Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий//учебно-методическое пособие/А. А. Вербицкий.- М.,1991.-С. 207.
  • Навасардян, А. А. Теоретические аспекты использования игровых технологий в процессе профессионального образования /А. А. Навасардян, Е. М. Болтунова,Т. В. Филикина// Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: сборник трудов конференции.-Ульяновск,2011.-С.16.
  • Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. -С.256.
  • Ткачук, М. А. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся/М. А. Ткачук//Образование. Карьера. Общество.-2015.- № 4.-С.79.
  • Толубаева, Г. И. Применение игровых технологий в образовательном процессе/Г. И. Толубаева //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития:сборник трудов конференции.-Семилуки,2013.-С.123.
  • Шмаков, С. А. Игры учащихся-феномен культуры: учебник/С. А. Шмаков. — М.:Новая школа,2004.-С.240.
  • Эльконин, Д. Б. Психология игры: учебник/Д. Б. Эльконин.-2-е изд. — М: Владос,1999.-С.360.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учебный процесс, активный метод обучения, образовательный процесс, профессиональная деятельность, студент, значительный опыт использования игры, мировая педагогика, педагогический процесс, познавательная активность.

Химик

Обновлено 28 сентября 2022

Технологии обучения профессиональная компетенция

Химик — это любой специалист по химическим веществам. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует химия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • Особенности профессии
  • Теория и практика
  • Рабочее место
  • Оплата труда
  • Важные качества
  • Знания и навыкиКурсыВузыСреднее профессиональное образование
  • Курсы
  • Вузы
  • Среднее профессиональное образование
  • Примеры компаний с вакансиями химика

Технологии обучения профессиональная компетенция

Особенности профессии

Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.

Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.

  • Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
  • Математическая – занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
  • Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
  • Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
  • Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.

Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.

Теория и практика

Однако химия — это не только чистая наука. Её ценность для человечества состоит в том, что без неё невозможно представить ни одной современной технологии. Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций. Исключение составляют лишь деревянные предметы, но и то если они не покрыты какой-нибудь краской.

Скажем, изготовлением лекарств занимается фармация, а также фармацевтика, которая разрабатывает не только лекарства, но и промышленные технологии их выпуска, способы дозировки, упаковки и распространения. Вся лекарственная отрасль построена на химических исследованиях и технологиях.

Технологии обучения профессиональная компетенция

Таким образом, специалистов по химии можно разделить на теоретиков и практиков. Теоретики развивают науку химию, изобретают новые материалы, а практики внедряют новые производственные технологии, следят за их соблюдением.

На производстве химик может выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик). Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии. Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр. Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.

Рабочее место

Химики работают в отраслевых научно-исследовательских институтах (нефтяных, пищевых, медицинских и пр.

А также в химико-технологических отделах заводов и фабрик: на химических предприятиях (выпускают удобрения, пластмассы, синтетические волокна и пр. ), на предприятиях пищевой, парфюмерной, целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительных, металлургических  комбинатах и пр.

Кроме того, химик может заниматься преподаванием в школе, вузе, или колледже.

Важные качества

Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.

Технологии обучения профессиональная компетенция

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

  • «химическая технология органических веществ»;
  • «химическая технология неорганических веществ»;
  • «переработка нефти и газа»;
  • «коксохимическое производство»;
  • «электрохимическое производство»;
  • «биохимическое производство»;
  • «технология разделения изотопов»;
  • «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
  • «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
  • «аналитический контроль качества химических соединений» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

  • «лаборант-аналитик»;
  • «лаборант-эколог»;
  • «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
  • «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
  • «аппаратчик-оператор экологических установок»;
  • «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.
  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.

Технологии обучения профессиональная компетенция

Химик-технолог

Технологии обучения профессиональная компетенция

Химик-технолог занимается проведением исследований и химических экспертиз, разработкой химических составов разнообразной продукции, отвечает за технологический процесс ее производства. Такой специалист востребован на любом предприятии: выпускающем бытовую химию, нефтепродукты, лекарственные препараты, продукты питания, косметику, парфюмерию, и так далее. Он может как контролировать производство изделий по уже имеющимся технологиям, так и разрабатывать новые продукты и способы их изготовления. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует химия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • Краткое описание
  • Особенности профессии
  • Плюсы и минусы
  • Важные личные качества
  • Обучение на химика-технолога
  • Курсы
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Карьерный рост
  • Профессиональные знания
  • Известные химики-технологи
  • Примеры компаний с вакансиями химика-технолога

Технологии обучения профессиональная компетенция

Краткое описание

Химик-технолог может заниматься научно-исследовательской деятельностью, равно как и работать на предприятиях практически любого плана. Эта специальность, как не сложно догадаться, подходит тем, кто увлекается химией, а также не прочь углубить свои знания в математике, физике и других технических дисциплинах. От точности расчетов химика-технолога, от его безошибочного управления производственными процессами зависит качество продукции предприятия, либо результаты исследования/экспертизы. От него могут потребоваться также определенные навыки в управлении и экономике, особенно при разработке новых технологий (которые должны быть как можно менее затратными и приносить предприятию как можно более высокую прибыль).

Технологии обучения профессиональная компетенция

Помимо всего вышеперечисленного, химик-технолог может также заниматься контролем качества продукции, проверять ее на предмет безопасности для здоровья людей и животных. Вопросам безопасности в принципе уделена немалая часть работы такого специалиста: речь может идти как о безопасности самого химика-технолога при проведении испытаний и исследований, так и о безопасности сотрудников целого предприятия в процессе производства товаров.

Основные рабочие задачи профессионалов в этой области сводятся к следующим:

  • исследование различных веществ и продуктов;
  • создание различных веществ и продуктов (в соответствии с техническим заданием);
  • контроль соблюдения технологической дисциплины и правил техники безопасности;
  • контроль качества производимой продукции;
  • участие в настройке технического оборудования и соответствующего программного обеспечения, проведение профилактического осмотра и ремонта технического оснащения;
  • моделирование объектов и процессов для задач производства или научных исследований;
  • составление технической документации;
  • организация работы коллектива.

Химик-технолог – это, по сути, инженерная специализация, которая придется по вкусу химикам с математическим складом ума. В зависимости от места трудоустройства, она может предполагать взаимодействие с разными аспектами работы: от научных исследований до юридически правильного заполнения технических документов.

Плюсы и минусы

  • Интересная профессия (при наличии склонностей к химии), в которой можно регулярно открывать для себя, создавать что-то новое.
  • Возможность работать практически в любых отраслях промышленности.
  • Возможность заняться научно-исследовательской или управленческой деятельностью.
  • Перспективность специальности, возможность приносить реальную пользу людям, экономике, экологии.
  • Достойная заработная плата (при успешном трудоустройстве).
  • Вероятность работы во вредных для здоровья условиях.
  • Необходимость справляться с большим объемом рабочих задач и разными видами трудовой деятельности.
  • Высокая личная ответственность.

Важные личные качества

Химик-технолог должен быть аккуратным, точным, уметь предельно концентрировать свое внимание на выполняемой задаче (и сохранять эту концентрацию на протяжении долгого времени), быть ответственным и терпеливым человеком. Кроме того, для него важно острое зрение и хорошее обоняние, а также логический склад ума, умение перерабатывать и систематизировать большие объемы информации.

Обучение на химика-технолога

Получить эту специальность можно только в вузе. Она называется «химическая технология», ее код – 18. Обучение может длиться 4-5 лет (4 для дневной формы, 5 – для заочной и очно-заочной). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и химии или физике. Во всей России обучение подобной профессии предлагают более 90 вузов.

Курсы

В этом учреждении можно пройти профессиональную переподготовку по курсу «Химические технологии». Обучение длится 3 месяца и включает в себя занятия продолжительностью 520 часов. По завершении прохождения программы студенты получают диплом установленного образца. Пройти курс можно при наличии среднего специального или близкого по профилю высшего образования. Занятия проводятся в дистанционном формате, поэтому обучаться в МАЭО можно из любой точки страны, без отрыва от работы и других занятий.

Лучшие вузы для химиков-технологов

  • МГУ им. И.В. Ломоносова
  • МИРЭА
  • РГУНиГ им. И.М. Губкина
  • РХТУ им. Д.И. Менделеева
  • СПбГХФУ Минздрава РФ
  • СПбГУ

Место работы

Химики-технологи могут работать в научно-исследовательских центрах, лабораториях, на промышленных предприятиях (фармацевтических, пищевых, нефтяных), в некоторых медицинских учреждениях. Это достаточно универсальная профессия, теоретически предполагающая широкое разнообразие вариантов для трудоустройства (особенно в крупных городах и промышленных центрах).

Заработная плата

Доходы подобных специалистов зависят, в первую очередь, от места их работы. Важен также опыт и профессионализм, и наличие дополнительных знаний и навыков (например, управленческих, юридических, медицинских, экономических, а также знаний иностранного языка).

Карьерный рост

Начальной ступенью карьерной лестницы химика-технолога может стать даже должность лаборанта, а высшей – пост инженера-технолога. На промышленном предприятии, при определенных умениях менеджмента, подобный специалист может со временем занять один из руководящих постов. Также есть возможность развиваться в исследовательском направлении, получая научные звания и степени.

Технологии обучения профессиональная компетенция

Профессиональные знания

  • Принципы проведения научных исследований.
  • Правила работы над созданием новых составов, веществ и продуктов.
  • Технологии использования, настройки и ремонта технологического оборудования, а также работы с программным обеспечением.
  • Правила юридически грамотного заполнения различной документации, в том числе, графиков работы, смет, заявок на поставки сырья и оборудования, и так далее.
  • Основы экономических расчетов эффективности работы предприятия и целесообразности внедрения новых технологий/расширения ассортимента за счет производства новых продуктов.
  • Принципы контроля качества производимой продукции.
  • Основы управления коллективом и организации работы подразделений предприятия.

Известные химики-технологи

  • Д.И. Менделеев, создатель гидратной теории растворов, открыватель периодического закона, автор периодической системы химических элементов, автор лучших учебников по химии второй половины девятнадцатого века.
  • Н.Н. Смирнов, профессор, доктор технических наук, автор более чем двухсот научных работ (преимущественно – по реакторной технике).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *