удк профессиональные компетенции

База данных: Каталог библиотеки СФУ (ББК65. 29  Д 183)

Библиографическое описание: Данилова, Альбина Сергеевна. Основы профессиональной компетенции : учебное пособие / А. Данилова, С. Здрестова-Захаренкова, О. Федорова ; Сиб. федер. ун-т, Торг. -эконом. ин-т. – Красноярск : СФУ, 2016. – 136 с. : табл. , схемы. – Библиогр. : с. 129-134. – 100 экз. – ISBN 978-5-7638-3427-7 : 188. 00 р. – Изд. № 2016-481. – Текст : непосредственный + Текст : электронный.

Аннотация: Формирует у слушателей представление о сфере их профессиональной деятельности, ее месте и роли в общественном производстве. Дает общую характеристику знаний, а также умений и навыков их освоения, показывая взаимосвязь теории и практики управления. Рекомендовано бакалаврам направления подготовки 38. 02 «Менеджмент».

Авторский колллектив: Сибирский федеральный университет, Торгово-экономический институт (Красноярск)

Издательство: Сибирский федеральный университет, Красноярск

Всего свободно 34 из 35 экземпляров.

  • Абонемент научной литературы (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-03): свободно 3 из 4 экземпляров
  • Читальный зал (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-05): свободно 1 из 1 экземпляров
  • Информационно-библиографический отдел (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-06): свободно 1 из 1 экземпляров
  • Абонемент дневной формы обучения (ул. Лиды Прушинской, 2, к. 3-08): свободно 28 из 28 экземпляров
  • Абонемент научной литературы (пр. Свободный, 79, 4 этаж, холл): свободно 1 из 1 экземпляров

Ключевые слова: менеджмент, деятельность менеджера, профессиональные компетенции менеджера, менеджер организации, эффективный менеджмент

Рубрики: Менеджмент / Профессиональная компетентность / Учебники и пособия

Классификационные коды: УДК 339. 166(07), ББК 65. 291. 6я73, ГРНТИ 06

Статистика выдачи:2022Всего
Всего:1214
Твёрдых копий:1214
Электронных версий:00

Симонова И. 1

Мельникова К. 1

Просвирнина К. 11 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном – нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя. Несомненно, будущие специалисты должны быть компетентны, а развитие компетенций, которыми необходимо владеть, зависит от изменяющихся условий производства и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от ценностных установок личности. Выпускникам различных образовательных учреждений для адаптации в современных социально-экономических условиях рыночной экономики стало недостаточно только знаний и умений, полученных во время учебы, в современном образовании сформировалось такое понятие, как «профессиональная компетентность», которым должны овладеть все учащиеся высших технических учреждений. Профессиональная компетентность студента складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями. профессиональная компетентность студентов технических вузов1. Симонова И. Варникова О. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www. science-education. ru/121-179652. Симонова И. Принципы проектирования обучения в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www. science-education. ru/120-15783. Симонова И. Роль преподавателя в условиях информационно-экологической образовательной среды (ИЭОС) технического вуза. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №4; URL: www. science-education. ru/118-14097. Симонова И. , Щепетова В. Модернизация структуры компетенций в новых информационно-коммуникационных условиях образовательной среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www. science-education. ru/113-10911. Симонова И. , Щепетова В. Роль информационно-экологической образовательной среде (ИЭОС) технического вуза в формировании востребованного бакалавра-инженера в условиях современного рынка труда. Фундаментальные исследования. – 2014. – №9 (часть 3). – С. 663-667.

В рамках модернизации современного образования огромное внимание уделяется профессиональной компетентности студентов. Профессиональная компетентность, формируясь на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме заученного мертвого знания, а в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.

Целью исследования было раскрыть содержание понятия профессиональной компетентности студентов и выявить современные подходы, тенденции, механизмы ее формирования и развития в техническом вузе.

А так же раскрыть и охарактеризовать возможности формирования и развития профессиональной компетентности студентов, разработать, теоретически обосновать модель формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза.

Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованными в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:

– теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;

– эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждения

Анализируя теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов технического вуза, необходимо выяснить, что же такое компетентность в общем понимании, и что такое профессиональная компетентность. Компетентность – это сложная интегрированная система, дающая возможность не просто обладать знаниями, но, скорее, возможность и готовность пользоваться этими полученными знаниями для определенного дела или рода деятельности.

Так, по мысли М. Чошанова, компетентность представляет собой сумму признаков: мобильность знаний, обладание оперативными знаниями, гибкость метода, критичность мышления, способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению эффективные решения. Аналогичная идея развивается В. Кричевским: компетентность характеризуется наличием знаний для успешной деятельности, пониманием значения этих знаний для практики, набором операционных умений, владением алгоритмами решения трудовых задач, способностью творческого подхода к любому роду деятельности. Компетентность проявляется в динамике, расширении знаний, рост компетентности сопряжен с самоанализом и самооценкой.

Профессиональная компетентность – приобретенное качество личности, которое определяется уровнем сформированности у студента профессиональных компетенций, что и обеспечивает в дальнейшем выпускнику высшего образовательного учреждения востребованность на рынке труда, социальную адаптацию в обществе, самореализацию, самодостаточность.

удк профессиональные компетенции

Рис. Основные компоненты профессиональной компетентности

Таблица 1
Компоненты повышения профессиональной компетентности студентов технических вузов

Инвариантная структура компетентности выпускника вуза (инвариантность – свойство какого-либо объекта не изменяться при изменении условий, в которых он функционирует) – это система элементов и компонентов. Инвариантными элементами являются основы компетентности.

Рис. Основой формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов служит уровень усвоения, владения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями

Поэтому рассмотрим их подробнее. Общепрофессиональные компетенции отражают специфику инженерной профессиональной деятельности, проявляются в контексте предмета или предметной области. Они предполагают сформированность первоначального уровня способности и готовности к конкретной профессиональной деятельности. Общепрофессиональные компетенции можно приобрести только при овладении методами конкретной работы, принятия участия в обсуждении и решении конкретных профессиональных проблем разнообразного характера.

Профессиональные компетенции – это:

– способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

– достаточная квалификация способности для выполнения задач в соответствии с заданными стандартами;

– адекватные или достаточные физические, интеллектуальные, личностные качества индивида;

В условиях современного развития образования на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями социально-психологической и профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится не только средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества, но и способом достижения, формирования творческих, духовных потребностей личности.

Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном – нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до инженера и строителя. Несомненно, будущие специалисты должны быть компетентны, а развитие компетенций, которыми необходимо владеть, зависит от изменяющихся условий производства и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также от ценностных установок личности.

Королева Л. , профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза;

Варникова О. , д. , профессор Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

удк профессиональные компетенции

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Чарикова И. 11 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»Система характеристик и квалификационных требований к профессиональному облику будущих инженеров постоянно изменяется под воздействием механизма государственного регулирования, призванного обеспечить стране приток квалифицированных специалистов. В основе принятых образовательных стандартов остаются квалификационные характеристики обобщенных трудовых функций специалиста, которые позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые для профессиональной деятельности компетенции. Профессиональная компетенция характеризует и описывает профессиональную роль инженера. Это вектор, максимально приближенный к эталону специалиста на конкретном витке развития промышленного производства. Вместе с тем динамизм в мире инженерных профессий и специфика современной инженерной деятельности требуют, на наш взгляд, обратиться к еще одному значимому вектору развития инженерного образования – образовательной проектности как совокупности профессионально-личностных качеств будущего инженера, обеспечивающих становление профессиональной компетенции и способности личности к самоорганизации, самопроектированию, саморазвитию как «проекта самого себя». Цель данной статьи заключается в обосновании педагогического содержания профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов развития инженерного образования. Предметом обсуждения многих педагогических исследований, посвященных модернизации и совершенствованию системы профессионального образования на основе компетентностного подхода, является вопрос: как достичь результата, когда будущий инженер будет испытывать потребность к самосовершенствованию на протяжении всей своей профессиональной деятельности? В статье излагается авторская позиция по данному вопросу. Сделан вывод о том, что только дуальность процесса развития профессиональных и личностных качеств будущих инженеров удовлетворит потребность современного общества в становлении креативного класса инженеров с активно-преобразующим отношением к техносфере. Смирнов С. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии. : Академия, 2000. 512 с. Атлас новых профессий 3. / Под ред. Варламовой, Д. Судакова. : Альпина ПРО, 2021. 472 с. Ильин Г. Проективное образование как работа с информацией // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). 88–94. Ажибекова К. , Ермаханов М. Проблемы инженерного образования в контексте реализации компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. 391–394. Эльконин Б. Идентичность, потенциал и перспектива человека в реальности образования / От 15-ти и старше: новое поколение образовательных технологий. , 2006. 206–213. Щукина М. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. 7–22. Чарикова И. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития образовательной проектности будущих инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. 149–153.

Процесс развития общества обусловлен сегодня прорывными достижениями инженерной деятельности, приемлемости, структурной и этической совместимости создаваемой техники и технологий с системой общечеловеческих ценностей. Для современного общества с его глобальными проблемами, цифровизацией и технологическими прорывами нужен инженер не только информационный, но и познающий и, что важно, осознающий, осмысливающий результаты своей деятельности. В этом процессе важны и личностные качества будущих инженеров, такие как гибкость, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, позитивное восприятие изменений в профессии, инициативность, самоорганизация и коммуникабельность. Только дуальность процесса развития профессиональных и личностных качеств будущих инженеров обеспечит эффективность обучения профессии в вузе.

Цель исследования заключается в обосновании педагогического содержания профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных векторов развития инженерного образования. Мы понимаем, что дело, конечно, не только в терминологии, но и в реальных перспективах стратегического развития инженерного образования, определяемого данными терминами.

Материалы и методы исследования

Сегодня, как и ранее, механизм государственного регулирования в профессиональном образовании направлен на разработку новых и модернизацию существующих образовательных и профессиональных стандартов, с целью развития системы подготовки инженерных кадров, что в конечном счете обеспечит стране приток квалифицированных специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. В основе принятых стандартов (в исследовании мы ориентируемся на профессиональный стандарт № 1460 от 21. 22 и федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки 08. 01 «Строительство» № 481 от 31. 17) остаются прежние квалификационные характеристики обобщенных трудовых функций специалиста, которые позволяют сформировать у будущих инженеров необходимые для профессиональной деятельности компетенции.

Так, во ФГОС 3++ бакалавров по направлению подготовки 08. 01 «Строительство» универсальная компетенция УК-6 предусматривает способность студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Действующий ФГОС магистратуры по направлению подготовки 08. 01 «Строительство», также отражая необходимость самоорганизации и саморазвития обучающихся, включает профессиональную компетенцию по развитию способности будущего инженера осуществлять исследования объектов и процессов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства и, кроме этого, необходимость реализации научно-исследовательской работы при прохождении учебной и производственной практик.

Результаты исследования и их обсуждение

Обратимся к обоснованию содержательных характеристик дефиниции образовательная проектность как интеграции сложных понятий «проектность» и «образовательная», находящихся в определенном соотношении между собой, но имеющих свою специфику и логику собственного развития.

Термин «образовательный» в широком смысле понимается как предназначенный для образования, способствующий получению образования. В узком смысле мы рассматриваем это центральное педагогическое понятие исходя из его многоаспектной природы как результата, процесса, системы, культуры. Поскольку по отношению к конкретному студенту образование можно трактовать как процесс и результат его развития, воспитания, обучения, как культуру индивида, а проектность понимается нами как личностное качество, то позволим себе утверждать, что образовательная проектность, рассматриваемая в контексте когнитивного развития личности, представляет собой специфическое интегративное личностное качество. Его специфика проявляется в плоскости содержательно-смысловых трансформаций личности, обеспечивающих ее личностное и профессиональное саморазвитие, направленность когнитивных устремлений, ориентацию на развитие и реализацию креативных ресурсов, способности человека производить проектные взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом.

Образовательная проектность опосредует связь идеального и материального, их движение и неразделимость. Она выражает активность личности, причем активность новую, связанную с сознанием, процессом познания и творческими способностями человека. Сопоставляя два вектора развития инженерного образования, отметим, что образовательная проектность будущего инженера, в отличие от профессиональной компетенции, характеризует субъективные особенности отражаемой человеком картины мира, раскрывает личностный смысл профессионального мастерства.

Образовательная проектность – это особый уровень индивидуального (личностного) сознания, в то время как компетенция – это уровень соответствия внешнего заказа на совокупность знаний, умений, навыков и опыта деятельности студентов по отношению к реально существующему уровню развития техники и технологий в определенном временном промежутке эволюции.

В сравнении с профессиональной компетенцией динамизм образовательной проектности обусловлен влиянием особенностей индивидуального опыта, побуждений, системы личностных смыслов человека.

Компетенция сопряжена с требованием образовательных стандартов и квалификационных требований и максимально приближена к эталону специалиста на каждом витке развития промышленного производства.

В этой связи развитие образовательной проектности сопряжено с осмыслением новых личностных ориентиров, с самоорганизацией в процессе практической реализации профессиональных знаний и личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность. Для успешного становления в современном изменяющемся мире он призван жизненными обстоятельствами, личными и профессиональными запросами быть способным самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, добывать и творчески применять знания.

Процесс развития образовательной проектности рассмотрен нами как процесс самоорганизации будущих инженеров средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации. В качестве внутренних ресурсов развития образовательной проектности мы выделяем: личностные смыслы получаемых знаний; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов реализации смыслопорождения собственной проектной деятельности будущего инженера. В то время как компетенция – это внешний предприниматель (заказчик) предстоящей профессиональной деятельности.

В качестве обобщающего вывода обозначим следующие позиции по теме исследования. Целесообразность обращения к понятию образовательная проектность будущих инженеров определяется в большей степени тем, что профессиональное образование в современных условиях должно быть ориентировано не столько на передачу готовых знаний и обучению конкретным технологиям профессиональной деятельности под конкретные профессиональные формализованные ситуации, сколько развитию способности создавать новые инженерные проекты в условиях появления новых знаний и технологий. Следуя этой логике, одна из ведущих задач современного профессионального образования может быть определена как развитие способности будущего инженера чувствовать образ меняющегося мира и себя как части этого мира, готовности создавать продуктивные ответы на зачастую непредсказуемые проектные ситуации. Это влечет за собой развитие личностных качеств будущих инженеров, умения находить знания за пределами норм и стандартов, сковывающих мышление, готовности к встрече с неожиданностями и умения ответить на новые встречи инновационной проектной деятельностью. Педагогическое содержание понятия «образовательная проектность будущих инженеров» определяет направленность когнитивных устремлений личности на самопроектирование профессиональной жизнедеятельности и перспективность развития профессионально значимых качеств; обеспечивает конкурентное преимущество в освоении профессиональных компетенций; проявляется в профессиональном развитии и саморазвитии, в активно-преобразующем отношении к научным исследованиям. По нашему мнению, образовательная проектность будущего инженера связана с идеей опережающего «впередброскового» вектора развития личности в опыте проектной деятельности.

Мы убеждены, что реальные перспективы стратегического развития инженерного образования обуславливает взаимосвязь и дуальность векторов развития: профессиональной компетенции и образовательной проектности будущих инженеров. Вектор осознания личной проектной цели стать конкурентоспособным инженером, по нашему мнению, задает направление и определяет успешность вектора освоения профессиональных компетенций в пространстве университетского образования.

Курамаева Т. 1

Касымова Т. 1

Бокобаева А. 11 Киргизский национальный университет им. БаласагынаФормирование компетентности педагогов в рамках модернизации современного образования и вместе с тем, с определением их уровня сформированности, ведение работы по устранению допускаемых промахов считается одним из важных требований нынешнего времени. В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной компетентности педагога и разработаны методы определения уровня их сформированности. Обсуждена актуальность методов определения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога и их развитие в нынешнее время. Применение этих методов позволит достичь существенных результатов, на их основе в дальнейшем развивать такую работу, ускоряя и продолжая этот процесс, что является велением и потребностью времени. На основе работ педагогов-исследователей авторами предложено определять уровень сформированности базовых компетенций педагога, помогающих эффективно реализовать педагогическую деятельность, по направлениям: личные качества педагога; умение ставить задачи и цели педагогической деятельности; мотивирование учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программы педагогической деятельности и принятие педагогических решений; компетенции организации учебной деятельности. Каждому направлению дана краткая характеристика. Это позволит выявить проблемные места деятельности педагогического коллектива, что поможет создать предпосылки новых методов, программ и их приложения. профессиональная компетентность педагогауровень формирования компетентностиличностные качества педагога. Программа развития образования в Киргизской Республике на 2021-2040 годы. Приложение 1 (к постановлению Правительства Киргизской Республики от 4 мая 2021 года № 200). Иванова Е. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). 124-132. Курамаева Т. Болочок мугалимдин профессионалдык компетенттүүлүгү // Вестник КГУ им. Арабаева. Бишкек, 2015. 58-63). Адольф В. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. 38-41. Мамбетакунов Э. Таалим-тарбия процесси: теория, технология, практика. Бишкек, 2017. 269 б. Курамаева Т. , Каныбек кызы Ж. Болочок математика мугалимдеринин компетенттүүлүгүн калыптандыруу маселелери // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. Бишкек, 2017. № 4. 165-169. Тюнников Ю. , Мазниченко М. Педагогические фобии и мании как отражение ценностной системы учителя // Исследования гуманитарных систем. Вып. 1: Теория педагогической системы Н. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. Бедерхановой. Краснодар: Парабеллум, 2013. Абдырахманов Т. , Ногаев М. Компетентностный подход в современном образовании. , 2014. 121 с. Бабаев Д. , Токторова А. Педагогические основы теории конфликта в учебно-воспитательном процессе // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. 2021. 207-210.

Следовательно, возрастают требования к качеству обучения, интеграция его структуры в мировое образовательное пространство, и в условиях перестройки уровень социальных ожиданий на эффективность всех комплексов педагогических наук кардинально меняется.

Известно, что формирование профессиональной компетентности педагогов, а также разработка каких-либо путей определения уровня ее формирования и их практическое применение с достижением определенных результатов, чтобы на их основе ускорить дальнейшее ведение дел, является спросом современности.

В конечном счете обоснованы эффективные основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях информатизации образовательного процесса и определены педагогические условия развития их профессиональной компетентности.

Педагог берет компетенцию из образовательного процесса, жизненного и профессионального опыта и самостоятельно достигает компетентности, в результате этого он обязан осуществить личностное самосовершенствование.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это высокий уровень педагогического труда, самостоятельное осуществление индивидуальной деятельности, достижение хороших результатов в воспитании и образовании учащихся.

• компетентность по специальности и профессии вокруг изучаемой дисциплины;

• методическая компетентность в области навыков формирования знаний, умений учащихся;

• общественно-психологическая компетентность в сфере общения и отношений;

• дифференцированно-психологическая компетентность в области способностей учащихся ориентироваться, мотивации;

• аутопсихологическая компетентность в области преимуществ и недостатков индивидуальной личности в своей деятельности.

Полученные знания педагога по предметам своей специальности.

Умение управлять учебным процессом.

Компетентность в области системы образования и его отраслей.

Таким образом, профессиональная компетентность является обобщенной профессионально-личностной характеристикой педагога, которая определяет качество его деятельности. Способность педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде отражает его готовность к самооценке и саморазвитию, что позволяет оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности.

Опираясь на труды вышеупомянутых ученых, педагогов-исследователей, мы считаем правильным определять уровень формирования базовых компетенций педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, по следующим шести направлениям в соответствии с их краткими характеристиками.

Эта компетенция объясняет гуманное состояние педагога. Оно раскрывает потенциальные возможности учащихся, отображая основные задания педагога. Такая компетентность определяет отношение педагога к успехам учащихся. Вера в силы и возможности учащихся исключает их обвинение, следовательно, педагог, показывая свою готовность к поиску путей и методов поощрения учеников, следит за их деятельностью, а также отражает его любовь к ним. Знание личных и возрастных особенностей учащихся определяет все аспекты работы педагога, что позволяет построить педагогу концепцию для проведения эффективной и плодотворной педагогической деятельности, в основе которой лежит уверенность в собственных силах и знаниях. Эта компетенция регулирует позитивные отношения педагога с коллегами и учащимися.

Это способность педагога превратить тему урока в педагогическое задание. Основная компетенция, обеспечивающая эффективно поставленную цель в процессе обучения – это в целях формирования творческой личности довести учеников до состояния субъективной деятельности и обеспечить реализацию субъект-субъектного отношения. Способность педагога поставить цели и задачи образования согласно возрасту и особеностям учащихся. Эта компетентность является конкретизацией выше приведенной компетенции. Она направлена на индивидуализацию обучения, связана с общими достижениями и является мотивирующей.

Создать возможность учащимся поверить в свои силы, быть твердым в глазах окружающих – компетентность, обеспечивающая толчок в положительную сторону, являющаяся одним из главных путей в учебном процессе. Служит условию гуманизации образования. Обеспечивает высокий толчок к академической активности. Оценивание в образовании служит основным инструментом, реально выявляющим собственные успехи учащихся или недостатки, то, что они не успели сделать. Не зная результатов своих знаний, невозможно обеспечить субъективно правильный путь в образовании. Способность превращать цели обучения в линостную значимость.

Наряду с общей культурой педагога эта компетенция включает в себя глубокое знание предмета, который преподается, а также методическую грамотность изложения материала.

Методическая грамотность позволяет эффективно усвоить знания в предусмотренной программе и дает возможность сформировать навыки, а также развить творческую личность через индивидуальный подход. Обеспечивает творческий подход к педагогической деятельности и профессиональный рост педагога. Быстрый темп роста предметной сферы в настоящее время, появление инновационных педагогических технологий настоятельно рекомендуют педагогу непрерывно обновлять свои знания и навыки, предполагая самостоятельное восприятие и грамотный поиск информации.

Умение разработать образовательные программы, выбрать учебные пособия и учебные комплексы является базовым в системе профессиональных компетенций. При этом реализуются принципы академической свободы на основе индивидуальной программы образования. Педагог обязан непрерывно принимать решения, что является основой педагогической деятельности. В решении проблем возможно использование стандартных и творческих идей, а также принятие интуитивных решений. Способность принимать решения при различных ситуациях в образовательном процессе.

Эта компетентность устанавливает отношения «субъект-субъект». В настоящее время без навыков разработки образовательной программы невозможно творчески организовать учебный процесс. Образовательные программы – это целенаправленное средство, влияющее на развитие учащихся. Компетентность при разработке образовательных программ создает возможность преподавать учащимся с разными уровнями обучения и реализовать их развитие. Достичь понимания учебного материала – главная задача педагога. Решить эту главную задачу можно путем введения в систему нового материала на основе усвоенных знаний или умений, путем публикации практического применения учебного материала. Умения обеспечивать процесс стимулирования активности при обучении, создать условия для формирования самооценки, определять формирование личностного «Я» учащихся, пробуждать в них творческую силу. Грамотная оценка со стороны должна развивать направленность учеников к самооценке в образовании. Компетентность в оценивании других должна соответствовать самооценке учителя и совпадать с ней.

Проанализировав результаты, полученные на основе ответов на составленные вопросы (в виде теста, анкеты, опросника), включающие направления выше рассмотренных компетентностей и их элементы, можно определить уровни по всем шести направлениям формирования базовых компетентностей педагога, таких как (высший) (да), критический (наполовину), низкий (нет). Считаем, что вышеизложенное выявит проблемные места деятельности педагогического коллектива, что позволит создать предпосылки новых методов, программ и их приложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *