В какой области работает учитель биологии?

В какой области работает учитель биологии?

В какой области работает учитель биологии?

  • О проекте
  • Архив вебинаров
  • Экспертиза
  • Методический актив
  • Методический аудит
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО “АНДРАГОГ 21 ВЕКА”

https://youtube.com/watch?v=mLT6NZLtm5c%3Fiv_load_policy%3D3%26rel%3D1

Занятие 1

https://youtube.com/watch?v=gllYBKaSM9o%3Fiv_load_policy%3D3%26rel%3D1

Занятие 2

https://youtube.com/watch?v=JqeWzKeH7mc%3Fiv_load_policy%3D3%26rel%3D1

Занятие 3

Демонстрационные варианты диагностических работ для учителей

Сведения, содержащие персональные данные работников Академии, размещены с письменного согласия работников на основании п. 2, 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27. 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 29 Федерального закона от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 3 «Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзамена для учителей биологии на соответствие квалификационной категории (первой или высшей).

Инструкция по выполнению работы

Работа состоит из 5 разделов:

«Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность»;               4. «Методическая компетентность»;

Пятый раздел экзамена предполагает выполнение частей А, В и С контрольного измерительного материала единого государственного экзамена по биологии.

МКОУ «СОШ №17»

педагога в условиях введения ФГОС

основного общего образования

Беленко Елена Викторовна

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 17

В какой области работает учитель биологии?

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит

России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь

всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими

качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и

находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность

обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формирует учитель.

Введение в педагогическую науку и терминологию понятия «компетентность»

обусловлено значительным расширением представлений о новых образовательных целях.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а

умение решать проблемы, возникающие, в том числе, и в ситуации осуществления

профессиональной деятельности и оценки своей готовности к обучению в учебном

заведении, при необходимости ориентироваться на рынок труда, в системе общего

Компетентностный учитель умеет активно использовать полученные личные и

профессиональные знания и навыки в практической деятельности.

Базовые компетентности педагога:

Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетентность является

выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога

— раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность

определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и

возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении

обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и

методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности

ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка —

значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в

образовательной деятельности.

Показатели оценки компетентности:

— умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее

— умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить

образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы

— умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

Интерес к внутреннему миру обучающихся. Интерес к внутреннему миру обучающихся

предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и

выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные

особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты

педагогической деятельности.

— умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую

разные аспекты его внутреннего мира;

— умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные

потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

— умение построить индивидуализированную образовательную программу;

умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик

внутреннего мира.

В какой области работает учитель биологии?

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное

мышление педагога). Открытость к принятию других позиций и точек зрения

предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения

интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной

аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая

изменение собственной позиции.

— убеждённость, что истина может быть не одна;

интерес к мнениям и позициям других;

— учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся.

Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности.

Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни

человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога

в глазах обучающихся.

— ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

знание материальных и духовных интересов молодёжи;

— возможность продемонстрировать свои достижения;

— руководство кружками и секциями.

Эмоциональная устойчивость. Определяет характер отношений в учебном процессе,

особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки

обучающихся. Определяет эффективность владения классом.

— в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

— не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную

эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися.

Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

— осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

— позитивное настроение;

– желание работать;

— высокая профессиональная самооценка.

Постановка целей и задач педагогической деятельности.

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу. Основная компетенция,

обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает

реализацию субъект-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта

деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

— знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

— осознание нетождественности темы урока и цели урока;

— владение конкретным набором способов перевода темы в задачу.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и

индивидуальным особенностям обучающихся. Данная компетентность является

конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и

благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

— знание возрастных особенностей обучающихся;

— владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.

В какой области работает учитель биологии?

III. Мотивация учебной деятельности.

Умение обеспечить успех в деятельности. Компетентность, позволяющая

обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из

главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

— знание возможностей конкретных учеников;

— постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;

— демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам.

Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит

реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без

знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

— знание многообразия педагогических оценок;

— знакомство с литературой по данному вопросу;

— владение различными методами оценивания и их применение.

Умение превращать учебную задачу в личностно значимую. Это одна из важнейших

компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.

— знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;

— ориентация в культуре;

– умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов.

Информационная компетентность.

Компетентность в предмете. Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с

общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его

практического применения, что является предпосылкой установления личностной

значимости учения.

— знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии,

для решения каких проблем разрабатывалось);

— возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных

и природных явлений;

— владение методами решения различных задач;

— свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных.

Компетентность в методах преподавания. Обеспечивает возможность эффективного

усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает

индивидуальный подход и развитие творческой личности.

— знание нормативных методов и методик;

— демонстрация личностно ориентированных методов образования;

— наличие своих находок и методов, авторской школы;

— знание современных достижений в области методики обучения, в том числе

использование новых информационных технологий;

— использование в учебном процессе современных методов обучения.

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных

коллективов). Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации

В какой области работает учитель биологии?

образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает

высокую мотивацию академической активности.

— знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные

— владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со

— использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

— разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;

— владение методами социометрии;

учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

— знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей

Умение вести самостоятельный поиск информации. Обеспечивает постоянный

профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых

педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и

умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

— профессиональная любознательность;

умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

— использование различных баз данных в образовательном процессе.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные

комплекты. Умение разработать образовательную программу является базовым в

системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа

академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения

разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно

творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы

выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять

преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью

разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет

судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать

вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.

— знание образовательных стандартов и примерных программ;

— наличие персонально разработанных образовательных программ: –

характеристика этих программ по содержанию, источникам информации;

— по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; по учёту

индивидуальных характеристик обучающихся;

— обоснованность используемых образовательных программ;

— участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы,

индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;

— участие работодателей в разработке образовательной программы;

— знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в

образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;

— обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых

Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях. Педагогу

приходится постоянно принимать решения:

— как установить дисциплину;

В какой области работает учитель биологии?

— как мотивировать академическую активность;

— как вызвать интерес у конкретного ученика;

— как обеспечить понимание и т. Разрешение педагогических проблем составляет суть

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила),

так и творческие (креативные) или интуитивные.

— знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего

— владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

— владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего

— знание критериев достижения цели;

— знание нетипичных конфликтных ситуаций;

— примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

— развитость педагогического мышления.

Компетенции в организации учебной деятельности.

Компетентность в установлении субъект – субъектных отношений. Является одной из

ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к

взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и

чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного

процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

— знание обучающихся;

— компетентность в целеполагании;

— предметная компетентность;

— методическая компетентность;

— готовность к сотрудничеству.

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах

деятельности. Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога.

Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже

освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения

изучаемого материала.

— знание того, что знают и понимают ученики;

— свободное владение изучаемым материалом;

— осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний

— демонстрация практического применения изучаемого материала;

— опора на чувственное восприятие.

Компетентность в педагогическом оценивании. Обеспечивает процессы

стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки,

определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает

творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие

обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других

должна сочетаться с самооценкой педагога.

— знание функций педагогической оценки;

— знание видов педагогической оценки;

— знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

— владение методами педагогического оценивания;

— умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

— умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

В какой области работает учитель биологии?

Компетентность в организации информационной основы деятельности

обучающегося. Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет

необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен

обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск

необходимой для ученика информации.

— свободное владение учебным материалом;

знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

— способность дать дополнительную информацию или организовать поиск

дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;

— умение выявить уровень развития обучающихся;

— владение методами объективного контроля и оценивания;

— умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы

деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи).

Компетентность в использовании современных средств и систем организации

учебно-воспитательного процесса. Обеспечивает эффективность учебно-

— знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

— умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам,

уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

— умение обосновать выбранные методы и средства обучения.

Компетентность в способах умственной деятельности. Характеризует уровень

владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций.

— знание системы интеллектуальных операций;

владение интеллектуальными операциями;

— умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

— умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных

решаемой задаче.

Труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных

качествах учеников некоторое время спустя. По определению А. Луначарского, –

учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого

будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие

самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств

должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания

учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной

активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по

Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества

образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым.

Выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и

правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России,

Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: «В деле обучения и

воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем

умирает учитель».

В какой области работает учитель биологии?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЛАВСКИЙ РАЙОН

«ВОЛХОНЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

«Диагностика профессиональной компетенции педагогов-предметников»

2020 г.

В декабре 2015 г. на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования Президентом РФ поставлена задача по формированию общенациональной системы профессионального роста учителей.

По итогам заседания Госсовета дано соответствующее поручение Правительству РФ, транслированное далее в адрес Министерства образования и науки России: «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов».

Несколько предвосхищая поручение Президента РФ, Московским институтом открытого образования (далее – МИОО) с начала 2016 г. реализуется научно-исследовательская работа «Разработка системы диагностики педагогических компетенций работников дошкольного, начального, основного общего и среднего общего (полного) образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (подготовка инструментария оценки) для всех категорий (профилей) работников образовательных организаций».

Целью научно-исследовательской работы МИОО является разработка инструментов (контрольно-измерительных материалов) для диагностики отдельных профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Данная работа выполнялась в несколько этапов:

Выявление профессиональных затруднений педагогов (по различным предметным областям).

Определение компетенций, которые коррелируют с выявленными затруднениями и для которых будет сформирована система диагностики.

Выбор инструментов и механизмов диагностики.

Формирование фонда оценочных средств.

Апробация и корректировка фонда оценочных средств.

Целью диагностической работы явилось получение достоверной информации об уровне сформированности профессиональных компетенций педагога.

– оценка трудовых действий педагогов по трудовым функциям, прописанным в профессиональном стандарте педагога

– оценка уровня развития профессиональной компетентности педагога по четырем группам профессиональных компетенций: общепедагогических, методических, психолого-педагогических, коммуникативноых;

– выявление затруднений педагогов, возникающих в процессе решения профессиональных задач;

– определение перспектив развитие профессиональной компетентности педагога на основании выявленных профессиональных дефицитов.

С учетом целей выполняемой научно-исследовательской работы, изучаемые источники были разделены на три группы:

  • публикации, в которых предлагается систематизация, классификация профессиональных компетенций педагогов;
  • публикации, в которых описывается опыт оценки, диагностики отдельных компетенций педагогов (например, ИКТ-компетенций, компетенций по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и т. д.);
  • публикации, раскрывающие специфику применения различных инструментов диагностики профессиональных компетенций (например, тесты, портфолио и т. д.).

Возраст участников диагностической работы от 25 до 65 лет.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

Готовность решать профессиональные предметные задачи.

Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Вопросы по оценке деятельности учителя и в целом качества образования не являются, безусловно, новыми. В России сложилась определенная система оценки качества образования, включающая в себя соответствующую структуру органов управления и реализации политики в области оценки качества образования и следующие процедуры оценки:

  • государственная итоговая аттестация (9–11);
  • национальные исследования качества образования (www.eduniko.ru);
  • всероссийские проверочные работы (www.eduvpr.ru);
  • международные сравнительные исследования;
  • исследования компетенций учителей (www.edutcs.ru);
  • аттестация педагогических работников
  • исследования дошкольного образования;

Обобщая данные, можно выделить следующие основные методы и инструменты диагностики профессиональных компетенций педагогов

Концептуальная рамка диагностики профессиональных компетенций педагогов

Формирование системы диагностики профессиональных компетенций педагогов включает в себя не только разработку непосредственно диагностического инструментария, но требует ответа на целый перечень вопросов. Анализ опыта зарубежных стран показал большое разнообразие методов и подходов к оценке деятельности педагогов, что обусловлено разнообразием национальных систем образования. Вместе с тем можно выделить ключевые элементы, которые должны быть включены в систему диагностики. К таковым ключевым элементам относятся:

Ключевые организации/стейкхолдеры, вовлеченные в разработку и реализацию системы диагностики. В зависимости от того, для кого формируется система диагностики и кто принимает участие в ее разработке, зависит содержание и формат самой системы оценки. При разработке диагностической системы необходимо учитывать интересы всех участвующих организаций.

Масштаб диагностики. Разрабатываемая система диагностики не обязательно должна затрагивать всех учителей страны. Наоборот, чем более четко будет определено, для каких педагогов, каких школ и какие компетенции оцениваются, тем надежней будет оценочная система.

Эксперты, проводящие диагностику. Для проведения диагностики педагогических компетенций могут быть привлечены как внутренние по отношению к образовательной организации эксперты, так и внешние, что определяется задачами проводимой оценки и материально- техническими возможностями образовательной организации. Как правило, привлечение внешних экспертов повышает доверие к системе оценки со стороны родителей, учащихся.

Инструменты. Выбор конкретного инструмента зависит, прежде всего, от содержания той компетенции, которую необходимо оценить. Однако есть и другие факторы, влияющие на выбор – материальные, технические, экспертные, временные.

Критерии и стандарты. Формируемая система диагностики должна опираться на принятые в стране критерии и стандарты педагогической деятельности, но может и не ограничиваться ими.

Проведение оценки и анализ результатов.

По итогам проведенного анализа теоретических и практических материалов, раскрывающих существующие подходы к системе диагностики профессиональных компетенций педагогов в России и за рубежом, используемых для этого инструментов оценки, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на то, что вопросы оценки профессиональной деятельности педагогов не являются новым предметом для изучения, все же данная тематика является крайне актуальной в связи с принятием новых нормативных документов. В научных и экспертных кругах отсутствует общее понимание по целому кругу вопросов, связанных с определением состава профессиональных компетенций педагогов, системой оценки и анализа востребованных на современном этапе компетенций.

Нам удалось выделить только разработки двух авторов (Н. Чечева и Л. Шаров), которые при формировании компетентностной модели педагогов опирались на утвержденный ПСП.

Несмотря на наличие большого количества статей, посвященных вопросам формирования, структуры исследуемых нами компетенций педагогов, включенных в профессиональный стандарт, тема именно оценки профессиональных компетенций практически не раскрыта в научной литературе.

Наибольшее количество публикаций можно найти по вопросам оценки ИКТ-компетентностей, благодаря масштабному проекту ЮНЕСКО по данной проблематике.

Вопросам подготовки будущих педагогов для работы в условиях инклюзивного образования также посвящено большое количество исследований и публикаций, однако на периферии исследований остались вопросы переподготовки уже работающих педагогов в инклюзивной среде, не говоря о проблеме оценки компетенций учителей по работе с детьми с ОВЗ.

Попытки изучения вопросов оценки профессиональных компетенций педагогов и апробации инструментария по оценке компетенций предпринимаются исследователями вузов, школ, научных организаций в самых различных регионах. В этом отношении для получения синергетического эффекта участникам НИР следует обратить внимание и на результаты данных исследований, и на тех экспертов, которые их проводят для выстраивания партнерских отношений и обмена опытом.

Обзор источников в части использования конкретных диагностических инструментов выявил, что при наличии литературы по использованию таких методов оценки компетенций педагога, как тесты, кейсы и портфолио, совершенно не изученными и не описанными остаются методы включенного наблюдения, индивидуальных бесед, анкетирования стейкхолдеров школы. Данный факт придает особую значимость теоретическим разработкам и практической апробации данных диагностических инструментов.

В рамках международных и общероссийских исследований используются преимущественно два метода оценки педагогов: внешняя формализованная оценка в формате тестирования и самооценка в формате анкетирования. Выбор данных методов обусловлен тем, что они позволяют проводить стандартизированные исследования на большой выборке респондентов, максимально технологизируя процесс обработки результатов, что необходимо при проведении масштабных исследований.

Российские исследования, которые проводятся на федеральном уровне, ориентированы на оценку компетенций конкретных преподавателей-предметников и затрагивают лишь отдельные их трудовые функции. Таким образом, масштабных исследований по оценке компетенций педагогов по всему набору требований профессионального стандарта педагога не проводилось.

В научных исследованиях предлагаются более вариативные методы оценки компетенций педагогов, однако на практике они либо не были апробированы, либо были апробированы на маленькой группе респондентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *