В образовании компетенции профессиональная этика

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации18 августа 2015 года,регистрационный N 38575

Филиал НОУ СПО

«Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

в г. Буденновске

«ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Погорелова Е.

2015-2016 уч. год

В настоящее время приоритетным направлением в образовании является компетентностный подход. Основной задачей компетентностного подхода выступает подготовка конкурентоспособного выпускника, легко адаптирующегося в современном обществе. Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании осуществляется в рамках федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям.

Требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы включают в себя общие и профессиональные компетенции. Под общими компетенциями обучающихся мы понимаем способность человека устанавливать связи между знаниями и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и выработать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности. Данные компетенции являются основами для других, более конкретных и предметно ориентированных составляющих. Общие компетенции выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника.

В структуре ФГОС формирование общих компетенций имеет свою специфику. Первая особенность заключается в том, что формирование профессиональных компетенций стандартизировано ФГОС через учебные дисциплины, профессиональные модули, а подходы к формированию общих компетенций не имеют четких ориентиров. Вторая особенность проявляется в том, что о сформированности профессиональных компетенций принимается однозначное решение после освоения программы профессионального модуля, а сформированность общих компетенций можно оценить только после освоения всей основной профессиональной образовательной программы. Третья особенность состоит в том, что на этапах освоения ОПОП сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться в соответствии с требованиями к уровню деятельности обучающихся в процессе формирования каждой компетенции.

Анализ определения и содержания общих компетенций позволяет выделить их существенные признаки:

– не сводятся к знаниям, умениям и даже к опыту практической деятельности, носят интегративный характер;

– состоят из различных аспектов, показателей;

– формируются и проявляются только в условиях осознанной и активной деятельности субъекта;

– несут в себе отношенческий компонент (осознанная и активная деятельность не может осуществляться без смыслового, ценностного, эмоционального отношения);

– универсальны в отношении объектов воздействия;

– долгосрочны по времени формирования;

– развиваются, отталкиваясь от исходного уровня, т. имеют уровневый характер;

Таким образом, формирование общих компетенций обучающихся – это процесс формирования личности при реализации образовательной программы. Для успешного формирования общих компетенций в филиале техникума  необходимо создать ряд условий, научить студентов:

– с первых уроков организовывать собственную деятельность;

– пользоваться нормативно-правовыми документами, которые содержат в себе требования к выполнению профессиональных работ; в частности, по любой получаемой специальности необходимо познакомить студентов с должностной инструкцией и квалификационным справочником, что сформирует у них представление о получаемой специальности;

– применять информационно-коммуникационные технологии для представления обработанной информации;

– грамотно использовать ресурсы интернета, информационные источники с первых дней обучения в филиале техникума и т.

В процессе овладения специальностью формированию профессиональных компетенций уделяется первостепенное значение. Целью всякого обучения является усвоение обучающимися определенных знаний, умений, навыков.

Цель профессионального обучения – овладение профессиональными умениями и навыками, а также знаниями, способствующими решению профессиональных задач. Рассмотрим понятие «профессиональная компетенция», определяемое несколькими авторами.

Татур профессиональную компетентность раскрывает  как способность действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности. Компетентный человек знает не только как сделать (умение), но и то, почему надо делать именно так, способен осуществлять выбор из арсенала своих умений, которые наилучшим образом отвечают условиям данной ситуации. То есть умения являются составной частью компетентности, его материализованной сущностью.

Образовательная деятельность осуществляется за счет применения различных средств и методов обучения. К примеру, на уроках мною используются  различные учебные задания, которые в свою очередь выполняют различные функции:

– Учебные задания репродуктивного характера направлены на формирование умений выполнять какую-либо операцию; в целях совершенствования навыков  обучающимся  дается  задание, которое они выполняют  на уроках. Например, на уроках по дисциплине «Налоги и налогообложение» обучающимся предлагается произвести расчеты по конкретным налогам, используя действующие статьи Налогового Кодекса.

Вот те направления, на которые предлагается опираться в процессе реализации стандартов третьего поколения в рамках формирования общих и профессиональных компетенций.

Для реализации компетентностного подхода в среднем профессиональном образовательном учреждении необходимо создать ряд условий:

– компетентность проявляется в деятельности, следовательно, необходимо создать такую деятельность в рамках учебного процесса;

– с первых уроков научить обучающихся организовывать собственную деятельность, ориентироваться в нормативно- правовых документах, которые содержат в себе требования к выполнению профессиональных работ, научить представлять информацию с использованием различных информационно-коммуникационных технологий и т

– при освоении профессионального модуля и основной профессиональной образовательной программы применять междисциплинарную интеграцию, что позволит обучающемуся воспринимать профессиональные умения и знания целостно.

  • Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица.2008. № 1.
  • Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Проф. обучение». В 2 кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та,2013. Кн. 1.

Казинец В. 1

Тринадцатко О. 11 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»Образовательный процесс всегда сопровождается существенными изменениями и преобразованиями как в педагогической теории, так и в практике учебного и воспитательного процессов. Происходит изменение образовательной парадигмы: разрабатываются новые педагогические подходы к образовательному процессу, преобразуются педагогические отношения между субъектами образовательного процесса, вводятся новые образовательные технологии, позволяющие сделать процесс образования более емким, интересным, творческим. На современном этапе развития трудовых отношений выпускники высших учебных заведений сталкиваются с ситуацией, когда работодателям необходима не только полученная квалификация, но и компетентность потенциального молодого специалиста, в которой находят сочетание и полученная квалификация, и практические качества в области профессиональной педагогической деятельности, такие как поведенческие аспекты педагога-профессионала, способность осуществлять свою деятельность в команде, проявление профессиональной инициативы, творческий подход к педагогической деятельности, способность принимать ответственность и др. Целью получения образования долгое время являлся формируемый в процессе обучения комплекс знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Но на сегодняшний день такой подход является недостаточным. Оценки результата образования перепрофилированы с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» будущих молодых педагогов. Таким способом закрепляется компетентностный подход в образовании, предусматривающий в дополнение к теоретическим знаниям практические навыки профессиональной деятельности. государственный образовательный стандарт высшего образования2. Хуторский А. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. Бейсбекова Ж. Компетентностный подход – новая модель образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 1–1. 115–120. Болотов В. , Сериков В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. 8–14. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. : Чистые пруды, 2007. 32 с. Коган Е. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. Великановой. Самара: Профи, 2011. Зеер Э. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). 27–40. Мединцева И. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. Москва, декабрь 2012 г. : Буки-Веди, 2012. 365 с. Разуваева Т. Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации // Известия ПГПУ им. Белинского. 2012. № 28. 986–989. Андрух О. , Сидорова А. Компетентностная модель преподавателя вуза // Известия Института инженерной физики. 2014. № 2 (32). 81–84. Слепцова А. О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей (Чебоксары, 19 ноября 2018 г. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 72–75. Селеменева Т. К оценке эффективности компетентностно-ориентированного обучения в вузе // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: материалы Всерос. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2018 г. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 91–93. Акапьев В. , Немыкина Н. Немыкин Н. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–7. 1402–1406. Федоров А. , Метелев С. , Соловьев А. , Шлякова Е. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с. Абилкасимова Г. , Абдиракиш К. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 8. 11–13. Бринкер Т. Ключевые компетенции и профессиональная способность // Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1). , 2009. 536 с. Кострова Ю. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» // Молодой ученый. 2011. № 12. 102–104. Ульянина О. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. № 2. 135–147. Белкин А. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. 176 с.

Для образования в современных условиях особо важной становится тенденция перехода на компетентностную модель обучающегося в сфере высшего образования, развития творческого подхода при реализации получаемых в образовательном процессе обучения компетенций.

Компетентностный подход в вузе тесно взаимосвязан с проблемой моделирования потенциального выпускника, формирования, развития и оценивания уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на всех этапах образовательного процесса студентов по различным образовательным программам.

Переход на компетентностную модель ставит перед всеми участниками образовательного процесса достаточно много вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных сотрудников, востребованных на рынке труда, свободно владеющих своими профессиональными качествами, готовых к практической деятельности и профессиональному росту, свободного адаптирующихся в изменяющихся современных социально-экономических условиях.

Целью настоящей статьи является представление компетентностной модели в системе высшего образования – магистратуре.

Материалы и методы исследования

Проведенный анализ исследований в области компетентностного моделирования в сфере системы высшего образования позволил выявить взгляды различных ученых.

В качестве теоретических методов исследования современной проблемы применения компетентностной модели в процессе образования были использованы анализ педагогической литературы, а также методы обобщения и систематизации отечественного педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная компетентностная модель образования может быть рассмотрена как один из важнейших и актуальных путей реформирования системы образования, который также создает надежную основу для применения как научно-исследовательских, так и образовательных программ на новом качественном уровне.

В образовании компетенции профессиональная этика

Рис. Компетентностная модель системы высшего образования – магистратура

В образовании компетенции профессиональная этика

Рис. Принципы обучения в магистратуре согласно компетентностной модели

Таким образом, внедрение компетентностной модели в систему высшего образования направлено на совершенствование сотрудничества образовательных организаций высшего образования с рынком труда, повышение конкурентных преимуществ молодых специалистов, реструктуризацию содержания, методологической базы и соответствующей среды обучения. Основная цель высшего образования – подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и развитию.

Таким образом, проведя анализ предложенных вышеуказанными авторами определений, можно заключить, что компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной и эффективной деятельности в определенной предметной области, в том числе в образовательной деятельности.

При этом компетентность мы понимаем как совокупность компетенций, которые позволяют определить предметные области, в которых индивид сведущ.

Компетентностная модель системы высшего образования предусматривает следующие основные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса:

1) ориентированность образовательного процесса на студента;

2) активное включение образовательной среды вуза во все виды образовательной деятельности ее субъектов, раскрывающей ресурсы личности;

3) становление личности как профессионала, в том числе в педагогической деятельности;

4) ориентация на приобретенные в процессе обучения компетенции как результат образования с учетом динамических требований рынка труда.

Компетентностная модель образования подразумевает знаниево-деятельностный подход: знания, умения и навыки как основные компоненты компетенций формируются и усваиваются во время проведения лекционных, практических, лабораторных занятий по различным дисциплинам, а также во время прохождения студентами различных видов учебных и производственных практик.

Компетенция как норма Государственного образовательного стандарта высшего образования выполняет в современном образовательном процессе важнейшие функции: позволяет провести оценку результатов получаемого образования с учетом современных требований к качеству подготовки будущего выпускника, а также является важным компонентом компетентности, теоретической и практической готовности к осуществлению выпускником своих трудовых функций. Компетентностный подход в обучении ориентирует обучающихся не только на усвоение теоретических знаний, но и на решение практических проблем, как жизненных, так и производственных, что отличается от подхода, когда надо «выучить и пересказать».

Компетентностный подход требует от обучающегося постановку проблемной задачи или вопроса, проектирование решения проблемной задачи, оценку полученного опыта, анализ эффективности собственных действий, применяемых методов решения.

Таким образом, на основании проведенного анализа научных трудов вышеуказанных авторов нами была создана компетентностная модель системы высшего образования – магистратуры (рис.

Приведенная компетентностная модель ориентирована на развитие знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций, предусмотренных ФГОС ВО, их применение в практической деятельности. Компетентностная модель выпускника предполагает системность теоретических знаний и практических навыков по основным аспектам их профессиональной деятельности.

Современный специалист в сфере образования работает в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Сложные социально-экономические процессы, увеличение объема поступающей информации, рост конкуренции на рынке труда обусловливают высокие требования к выпускникам магистратуры образовательных учреждений.

Принципы обучения в магистратуре согласно компетентностной модели представлены на рис.

Таким образом, применение компетентностной модели позволяет готовить специалистов для работы в образовательных учреждениях, ориентированных не на квалификационные требования работодателей, а на компетентность, в которой сочетаются квалификация и социальная ориентированность, практическое применение полученных знаний, способность работать в команде, проявление инициативы, способность нести ответственность.

Библиографическая ссылка

В образовании компетенции профессиональная этика

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие
Чернявская Анна Павловна

Профессиональная компетентность педагога-психолога

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4. 3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю: А – методика не имеет ограничений для применения, В – методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С – методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

Говорят, что консультативная работа педагога-психолога никогда не базируется на одном теоретическом подходе. Действительно, в консультировании большинство психологов – эклектики. Но и при эклектичном подходе профессионально компетентный специалист будет значительно отличаться от некомпетентного. Первый отберет для работы над конкретным случаем наиболее эффективные методы, т. дающие максимально надежный результат при минимуме затрат. Второй выберет для работы то, что лучше знает или что вспомнилось в первую очередь.

Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консультирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностью на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество – экстраверсия (обращенность вовне). Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностью компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. ), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» – душа и «метрос» – измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т.

Еще один результат соблюдения данного принципа – отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок. Ошибки совершают все люди, даже профессионально компетентные. Но хороший специалист отличается от плохого тем, что он, во-первых, быстрее замечает свои ошибки, так как чаще использует рефлексию в своей работе, и, во-вторых, не будет упорствовать в своей ошибке и найдет способы ее исправить, даже если это грозит на какой-то момент снижением его авторитета.

Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению – их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формированию устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обоснованно решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1. 1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога
1. 1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии
Развитие профессиональной рефлексии педагога в

Профессиональная компетентность сотрудников ОВД

Профессиональная компетентность сотрудников ОВД
В настоящее время в оценке работы правоохранительных органов на передний план выдвигается проблема профессиональной компетентности и надежности сотрудников. Эта проблема обусловлена целым рядом факторов, которые

Требования к личности педагога

Требования к личности педагога
Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым,

Виды профессиональной деятельности педагога-психолога

Виды профессиональной деятельности педагога-психолога
Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

Основные методы работы педагога-психолога

Основные методы работы педагога-психолога
В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,

Особенности личности педагога-психолога

Особенности личности педагога-психолога
Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в

Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога
В предыдущей главе было рассказано о том, как строится подготовка специалиста в высшей педагогической школе (основные учебные блоки: общекультурные и социально-экономические дисциплины, математические и

Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога

Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога
Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие

ГЛАВА 31 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ГЛАВА 31 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Сильная натура доказывает, что Фортуна над ней не властна. Никколо Макиавелли
Освоив успешные способы совладания со сложными ситуациями, мы зримо начинаем ощущать, что наши усилия не пропадают даром, а окупаются с лихвой. Усилия

Признайте их полномочия и компетентность

Признайте их полномочия и компетентность
Предположим, вы пытаетесь убедить несговорчивого начальника, чтобы он изменил мнение по одному из рабочих вопросов. Он может подумать, что вы бросаете вызов его авторитету и компетентности. Не намекаете ли вы, что он в чем-то

Глава 13 Ум, интеллект, компетентность

Глава 13
Ум, интеллект, компетентность

Соотношение понятий «ум» и «интеллект»
Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление

Универсальная компетентность

Универсальная компетентность

Невозможно предугадать, куда вас приведет жизненный опыт
Еще один пример того, как новый путь открывается человеку только после досконального овладения предыдущей ролью, представляет собой история Альфреда Кинси, автора нашумевшей книги

Компетентность и опыт

Компетентность и опыт
Мудрость требует определенной компетентности и интеллекта; нам нужны инструменты, с которыми мы могли бы работать, знания и мастерство. Однако источник мудрости в том, как мы используем свои знания и компетентность. Без знаний и компетентности

В профессиональном обучении возникает много вопросов: как понять, чему учиться, какие навыки сегодня нужны, как их применять, оценивать и показать работодателю? Ответы на них дает матрица компетенций

Об авторе: Анна Коршунова, руководитель группы исследований и компетенций в учебно-методическом отделе Нетологии.

Когда человек осваивает новую профессию или хочет повысить свою квалификацию, то может столкнуться с разными сложностями:

  • Бывает трудно понять, какие навыки необходимы, и как проверить, что на курсах дают действительно актуальные знания.
  • После обучения порой оказывается сложно сформулировать, чему он научился и продемонстрировать это работодателю.
  • А главное — не всегда знает, что делать с полученными знаниями, и как именно их применять.

В условиях быстро меняющегося рынка труда и постоянной трансформации профессий просто некогда изучать то, что не пригодится в работе. Поэтому образовательные программы должны быть актуальными, практичными и понятными. Для этого в Нетологии разработали собственную методику проектирования курсов на основе матрицы компетенций.

Чем хороши компетенции

Компетенция — это универсальное понятие для рынка труда. Его используют в вузах для составления образовательных программ, в компаниях для найма и оценки персонала, а специалисты для планирования собственного профессионального и карьерного роста.

Компетенция подразумевает способность применять знания, навыки и личностные качества для работы в конкретной области.

Например, компетенциями продакт-менеджера будет исследование аудитории, работа с аналитикой, применение методологий проектного управления и многие другие. Весь набор компетенций специалиста объединяется в матрице или модели компетенций. И современные компании все чаще их используют. С их помощью оценивают уровень сотрудников по отдельным должностям, обучают необходимым навыкам и предлагают возможные пути карьерного развития.

Матрица позволяет составить подробный список компетенций специалиста, разложить их на конкретные действия и сформулировать точные критерии оценки его умений. Поэтому она отлично подходит для целей профессионального обучения.

В образовании компетенции профессиональная этика

Как работает матрица компетенций в обучении

Образовательная программа, построенная с помощью матрицы, состоит из набора компетенций, необходимых в конкретной профессии. Например, курс продакт-менеджера включает: обучение методологиям гибкого управления проектами, созданию продукта, проведению продуктовых исследований и другим компетенциям.

В образовании компетенции профессиональная этика

Каждая компетенция раскладывается на отдельные навыки. Так, создание продукта предполагает описание идеи, формулировку цели, анализ аудитории, рынка и конкурентов, применение инструментов Lean Startup.

В образовании компетенции профессиональная этика

Каждый навык в свою очередь состоит из конкретных задач, которые специалист должен выполнять в своей работе. Например, одна из задач при анализе рынка — составить SWOT-анализ. А уже каждой задаче соответствуют необходимые для овладения ей теоретические материалы и практические задания.

Чтобы создать понятную структуру курса, мы добавили к матрицам модульный подход. Так что каждая компетенция упаковывается в один модуль. Навыки внутри него становятся занятиями, а задачи — отдельными заданиями.

Что получает учащийся по матрице компетенций

В результате на курсе с применением матрицы компетенций учащийся получает:

  • Только актуальные знания. Он не тратит время на освоение устаревших методик и редко используемых инструментов, а изучает только то, что пригодится на рынке труда.
  • Применимые в работе навыки. Студент не изучает теорию ради теории. А учится на основе реальных рабочих задач и понимает, зачем нужен каждый конкретный навык.
  • Структурированные знания. Учащийся получает четкий список навыков, которые необходимо освоить, и понимает, как они связаны между собой. А после обучения может оценить, в какой степени ими овладел, и презентовать их работодателю.

Чтобы этого добиться, при разработке программы применяется несколько подходов.

В образовании компетенции профессиональная этика

Исследование рынка

Чаще всего программы курсов составляют на основе мнения одного эксперта или требований конкретной компании. Поэтому в программе могут появиться уникальные методики и редко применяемые инструменты. Матрица компетенций позволяет избавиться от субъективности.

Для ее составления проводится подробное исследование рынка труда. Оно занимает месяц. За это время исследователи собирают и анализируют данные по професии из вакансий, должностных обязанностей, образовательных стандартов, статей и блогов. Затем проверяют и дополняют информацию с экспертами минимум из пяти компаний: представителями профессии и их руководителями. Чтобы обеспечить объективность, мы адаптировали методику интервью по получению поведенческих примеров из корпоративного обучения. Она позволяет убедиться на конкретных примерах, что навык действительно применяется в профессии, и понять, в каких именно задачах он выражается. После этого методисты собирают итоговый вариант карты компетенций, которую проверяет 5 представителей из топовых компаний в сфере. И только на ее основе составляется образовательная программа.

А чтобы содержание программы не устаревало, нужно регулярно проводить повторный анализ. Для этого все содержимое курса: компетенции, навыки и задачи — сопоставляется с актуальными требованиями рынка. В результате такой сверки получают процент соответствия программы и, если необходимо, отправляют ее на доработку. Например, после анализа существующего курса продакт-менеджера мы выяснили, что большинство задач, которые требуются рынку, учтены в программе. А для повышения соответствия необходимо добавить в него ставшее актуальным умение работать с концепцией Jobs To Be Done (JTBD).

Проектирование от задач

В отличие от популярного способа разработки курсов от целей, где содержание программы подбирается под желаемый результат, в программах с матрицами компетенций проектирование происходит от задач. Этот способ позволяет обеспечить достаточную детализацию содержания программы.

Для этого разработчики курса собирают перечень задач, которые должен выполнять специалист. А затем определяют, какие знания и навыки необходимы для выполнения каждой из них. Например, навык продакт-менеджера «Продуктовый дизайн» выражается в умении выполнять следующие задачи: строить Customer Journey Map (CJM, или карту пути пользователя), составлять техническое задание для продуктового дизайнера, выстраивать с ним эффективную коммуникацию и других.

А поскольку компетенции предполагают практическое применение каждого навыка, то в таком курсе нет сухой теории. Каждый теоретический материал подкрепляется практикой. Так, для отработки задачи на построение CJM студент сначала изучает, что означает это понятие и как строится такая карта, а затем проходит практическое занятие, где под руководством преподавателя учится самостоятельно ее составлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *