Рассматривается соотношение понятий «компетентность» и «профессиональное мастерство». Всего изучено более 200 источников. Утверждается необходимость учета в подготовке физкультурных кадров профессиональной пригодности и значение профессионального мастерства как конечной цели формирования специалиста в сфере физической культуры. Выявлены негативные тенденции в содержании подготовки специалистов в содержании высшего профессионального физкультурного образования в вузах. Предложен культуролого-акмеологический подход для дальнейшей стратегии совершенствования профессионально-педагогической подготовки специалистов. Представлены этапы формирования специалиста на основе применения данного подхода. Отмечается необходимость при подготовке кадров ориентироваться на выявление особенностей профессиональной пригодности молодежи к профессиям в сфере физической культуры, ее исходное состояние и динамику.
физическая культура, компетентность, профессиональный, мастерство, педагогические кадры.
Работа выполнена по плану НИР Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы – исследование проблемы соотношения понятий «компетентность» и «профессиональное мастерство» в контексте формирования специалиста в сфере физической культуры.
Методы и организация исследования. Исследование проблемы соотношения понятий «компетентность» и «профессиональное мастерство» проводилось на основе изучения массива специальной литературы, включающей документы, учебники, учебные пособия, научные статьи, монографии, диссертационные работы, материалы научных конференций и конгрессов. Всего изучено более 200 источников, опубликованных в России, на Украине, в Казахстане, Словакии, Молдавии, Сербии.
Результаты исследований.
Существо проблемы, по всей видимости, заключается в том, что понимается под «профессиональной компетентностью» и как она реализуется в практике подготовки специалистов.
Анализ указанных определений компетентности дает основания заключить, что:
- в представлении о сущности компетентности нет однозначного толкования;
- компетентность понимается как круг вопросов (возможно, обязанностей, полномочий и пр.), за которые отвечает данное лицо;
- компетентность понимается как узкоспециальная осведомленность, теоретическая подготовленность, владение знаниями в чем-либо;
- компетентность понимается и как владение знаниями в чем-либо, и как обладание практически опытом;
- компетентность понимается достаточно широко, включая знания, умения, способности, личностные качества и другие компоненты личности.
При неоднозначности трактовки рассматриваемого термина не очень понятно самое главное – о каком уровне подготовленности специалиста идет речь: либо специалист теоретически знает свои обязанности, либо он готов и теоретически, и практически справляться с функциями в своей профессии, либо он просто знает круг своих обязанностей в соответствии со своей должностью? Увы, работодателей в настоящее время в условиях жесткой конкуренции на рынке труда такая трактовка специалиста не интересует -безоговорочно требуется профессионализм. Поэтому в последнее время в разных областях человеческой деятельности широко применяются выражения -«профессионал», «профессиональный», «профессиональная».
Как же на практике реализуется «компетентностный» подход в сфере высшего профессионального физкультурного образования? Принято считать, что он реализуется в результате подготовки специалиста. При этом осваивая отдельные компетенции в содержании образования не учитывается, пригоден изначально конкретный абитуриент к профессии или нет. В практике бывают случаи, когда хорошо учившийся студент на деле оказывается непригодным педагогом, а закоренелый «троечник» со временем становится хорошим специалистом. Данный феномен обусловлен наличием профпригодности к профессии.
Образование все больше становится оторванным от личности студента. Декларируется тезис о гуманизации образования, но на практике непродуманное введение компьютеризации, тестирования, дистанционного обучения все больше отдаляет преподавателя от студента. Не исключая необходимости указанных тенденций не следует забывать, что ничто не может заменить непосредственного общения педагога и ученика, никакая машина не улучшит процесс гуманизации без человеческого фактора, непосредственного общения, взаимодействия. Самый лучший учебник, лучшая электронная программа, появившаяся сегодня – уже назавтра устареет. Преподаватель всегда сможет довести до студента новые тенденции, факты, всесторонне объяснить проблемные аспекты.
Другой актуальный вопрос в подготовке компетентного специалиста – увеличение относительной доли самостоятельной работы студентов. В широкой вузовской практике – это фактическая потеря учебного времени, поскольку студенты физкультурных специальностей охотнее потратят свое время на тренировки в избранном виде спорта или удовлетворение других своих интересов, чем на самостоятельные учебные занятия. Преподаватели фактически не организуют самостоятельную работу студентов и ее контроль. В то же время cтуденты еще недостаточно сознательны для того, чтобы уделять самостоятельной работе необходимое время.
Введение тестирования также не соответствует идее гуманизации образования. Во многих предметах, (например в специальных курсах), очень сложно подготовить тестовые задания в предлагаемых формах. Много полезной информации просто не «укладывается» в эти формы. Педагогу приходится брать информацию из других областей знания, что искажает содержание тестирования и неадекватно отражает сам предмет. Студенты начинают понимать, что если правильно решить тестовые задания и «угадать» некоторые ответы, то можно получить положительную отметку. У преподавателя становится меньше оснований для тщательной проверки студента – при условии успешного тестирования студент и преподаватель взаимно освобождают друг друга от дальнейшего контроля, но качество теоретической подготовленности студентов снижается, потому что устно или письменно отвечать на вопросы труднее, к этому надо больше готовиться, чем просто ответить на тестовые задания, выбирая нужный вариант ответа. И к тому же в тестировании не требуется проявления творчества студента.
Противоречие идее гуманизации образования заключается и в том, что ни преподаватели, ни кураторы, ни кафедры не имеют объективной информации о том, что из себя представляет каждый отдельный студент (кроме его успехов или неудач в сессии, посещаемости занятий, спортивных достижений), не имеют представления о его способностях и склонностях в избранной профессии, не занимаются целенаправленным формированием профессиональной мотивации. В лучшем случае это происходит стихийно.
Развитие системы профессионального физкультурного образования происходит как бы само по себе отдельно от процесса формирования специалиста. В содержание вузовского образования вводятся новации, но они иногда не воспринимаются студентами и даже отторгаются. Студенты адаптируются к этим новациям, стараясь выйти из положения различными способами. Например, еще не так давно в вузах основная масса студентов сдавала выпускные экзамены и только единицы наиболее подготовленных студентов, защищали дипломные работы. Согласно новым требованиям все студенты должны писать выпускные квалификационные работы или диссертации и это, казалось бы, полезное нововведение, соответствующее велению времени. Однако, значительная часть студентов не выполняет эти работы самостоятельно – они либо ищут готовый материал в Интернете, либо обращаются к услугам посторонних лиц, включая и самих преподавателей.
Следуя требованиям реализации компетентностного подхода, преподаватели вузов попадают в условия жесткого лимита времени, которое требуется тратить на разработку огромного объема документов планирования, тестирования по предметам и другие действия (что могли бы делать, например, министерства или учебно-методические объединения), но фактически не остается на главную деятельность – непосредственную работу со студентами.
Профессиональная пригодность – это исходная категория, которую надо учитывать еще на довузовском этапе формирования будущего специалиста – во время профессиональной ориентации, профессионального отбора. Это позволило бы значительно улучшить качество будущих физкультурно-педагогических кадров. В настоящее время, к сожалению, производится не профотбор, а набор абитуриентов без учета профессиональной пригодности кандидатов, что изначально определяет многие проблемы, возникающие в содержании профессионально-педагогической подготовки в вузах. В то же время знание об особенностях профессиональной пригодности студента в дальнейшем в период обучения в вузе могло бы в действительности подсказывать «индивидуальный путь» формирования специалиста. Отдельные составляющие профессиональной пригодности можно было бы корректировать путем целенаправленного педагогического воздействия.
Далее на основе профпригодности должна формироваться «профессиональная готовность». Ее мы понимаем, как «профессиональную компетентность» в широком смысле (то есть преимущественно теоретическую готовность). В соответствии с реальностью выпускник вуза должен быть действительно компетентен, то есть готов к профессиональной деятельности, но преимущественно теоретически – данный момент полностью соответствует реальности, потому что на самом деле любой выпускник еще не совершенен в плане профессионального умения, ему просто не хватает практики профессиональной деятельности. Адаптация к профессиональной деятельности, как показывает опыт, длится в среднем примерно 3-4 года. Даже те, кто уже начинает работать по специальности, еще обучаясь в вузе, проходят такой период, поскольку наступает момент, сравнения того, что они осваивали в теории в вузе с тем, что существует в практике. И в целом этот этап не противоречит современной парадигме образования – подготовке компетентного специалиста, но вносит в этот процесс совершенно новый смысл, заключающийся в том, что компетентность – это не конечная цель, а проходящий этап в подготовке будущего специалиста-профессионала.
«Профессионализм» – это такое умение, которое начинает создаваться на основе компетентности -знание в широком смысле переплавляется в умение в широком смысле. Некоторые авторы заменяют это понятие близким по смыслу, например, «педагогическое умение», в котором рассматривают особенности личности специалиста, его способности, которые начинают складываться в определенную систему (ВишЊиЋ Д. , JoвановиЋ А. , МилетиЋ К. Теориja и методика физичког васпитаЊа. уЏбеник. Београд, 2004. – 596 с. ; Чокорило Р. Педагогиjа спорта. Београд: Виша школа за спортске тренере, 1998 (Нови Сад: Graph style). – 242 c. Постепенно теоретическая готовность специалиста в практике актуализируется, в ней исчезает все лишнее, наносное, не очень нужное в действительности. С другой стороны, накапливающийся опыт деятельности постоянно соотносится с теоретическим знанием, находит связи с теорией и сращивается с ней. В профессионализме зреет будущий профессионал, у которого складывается своя собственная система деятельности. Это происходит у выпускников вузов после адаптации к профессионально-педагогической деятельности в течение нескольких лет. Вместе с тем, в этот момент специалисты в сфере физической культуры еще только двигаются к своим наивысшим достижениям в профессии, накапливают опыт, начинают (осознанно или неосознанно) формировать авторскую систему деятельности.
пах самодвижения к профессиональным вершинам специалист создает только отдельные идеи, замыслы, фрагменты своей будущей авторской системы. Приобретая более совершенный вид, такая система проходит практическую и теоретическую проверку. Когда авторская система профессиональной деятельности становится признанным фактом – у специалиста уже, как правило, имеются определенные знаки отличия, статус, регалии, награды, подтверждающие его высокий профессиональный уровень.
Исследование соотношения понятий «компетентность» и «профессиональное мастерство» специалиста по физической культуре показывает, что:
- компетентность преимущественно трактуется как теоретическая подготовленность личности, в отличие от профессионального мастерства, являющегося конечной целью формирования специалиста;
- исходя из сказанного выше, компетентность имеет право на ее применение в вузе, но не должна определяться как конечный результат формирования будущих специалистов в сфере физической культуры. Необходимо рассматривать компетентность в качестве очередного этапа движения специалиста к своему профессиональному мастерству;
- необходимо при подготовке физкультурно-педагогических кадров ориентироваться не только на имеющиеся требования образовательных стандартов, но и на выявление особенностей профессиональной пригодности молодежи к профессиям в сфере физической культуры, ее исходное состояние и динамику;
- отбор абитуриентов во время приема в вуз следует производить с учетом выявленных показателей их профессиональной пригодности к физкультурной деятельности;
- уже во время обучения в вузе необходимо ориентировать будущего специалиста не только на овладение знаниями и компетенциями, но и на формирование профессионализма, профессионального мастерства, вершин в профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Студенты должны осваивать пути и способы овладения избранной профессией и достижения вершин в профессиональной деятельности;
- предпосылки для формирования будущего профессионального мастерства следует создавать на основе идеи реальной гуманизации образовательного процесса, раскрытия способностей и потенциалов личности студентов, формирования их культуры личности.
- Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и ак-меология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. – СПб., 2001. – 200 с.
- Горелов А.А., Горелов С.А., Румба О.Г., Сокорев В.В. О необходимости дефрагментации содержания современного физкультурного образования: Сборник науч. материалов Международ. научного конгресса «Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ», Кишинев: USEFS. 2008. – С. 33-38.
- Даупаев М.О., Кувашев Б.М. Педагогические аспекты подготовки специалиста по физической культуре и спорту: Материалы международ. научно-теоретич. Конф. «Современные тенденции развития физкультурного образования», посвященной VII Азиатским играм, Уральск:Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, 2010. – С. 58-61.
- Жампеисова К.К., Досыбаева Г.К. О качестве подготовки специалистов с высшим образованием // Вестник Западно-Казахстанской гуманитарной академии: Материалы международ. научно-практ. конф. «Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров на современном этапе». 2010. – № 1(12). – С.7-13.
- Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмеологии. – 2-е изд. – СПб.: Политехника, 2002. – 189 с.
- Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. Пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 526 с.
- Собянин Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: авто-реф. дис. д-ра пед. наук, – СПб., 2002. – 53 с.
- Собянин Ф.И. Введение в акмеологию учителя физической культуры / Шуйский гос. пед. университет. – Шуя, 1998. – 239 с.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд. – М.: Русский язык, 1989. – С. 247.
- Смолянинова О.Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий // Информатика и образование. № 9. 2002. – C. 45-50.
- Современный словарь иностранных слов. – Около 20000 слов. -М.: Русский язык, 1993. – С. 295.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. №2, 1997. – C. 34-37.
- Шахвердов Г.Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Всесоюзное общество по распространению политич. и науч. знаний. – Л., 1950. – 338 с.
Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту.
Хазова С.
Издательство:
Академия Естествознания
ISBN: 978-5-91327-070-2
В монографии изложены вопросы сущности, структуры и содержания компе-тентности специалистов по физической культуре и спорту. Выделяются и характе-ризуются два уровня компетентности: социальный и профессиональный. Описы-вается совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффек-тивному формированию социальной и профессиональной компетентности в про-цессе профессиональной подготовки. Структура и содержание социальной и профессиональной компетентности специалистов, как важнейших компонентов их конкурентоспособности, выявлены на основе анализа тематических психолого-педагогических и социологических ис-следований, а также государственных требований к современным специалистам. Психолого-педагогические условия развития компетентности в образовательной среде вуза выявлены на основе анализа современных образовательных подходов, в качестве основополагающего из которых рассматривается компетентностный подход к профессиональному образованию.
ГЛАВА 1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Общее понятие компетентности личности
Социальная компетентность личности
Профессиональная компетентность специалиста по физической культуре и спорту
Виды профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту
Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
1 Общие условия развития компетентности личности в образовательном процессе вуза
Методико-технологическое содержание компетентностного подхода к подготовке специалистов по физической культуре и спорту
Организация в вузе образовательного процесса, направленного на формирование компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту
Экспериментальная апробация психолого-педагогических условий формирования компетентности у студентов в образовательном процессе вуза
Переводная версия журнала “Современные проблемы науки и образования”
“Modern Problems of Science and Education. Surgery» (ISSN – 2686-9101)
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования»
список ВАК
ИФ РИНЦ = 0. 791
«Фундаментальные исследования»
список ВАК
ИФ РИНЦ = 1. 074
«Современные наукоемкие технологии»
список ВАК
ИФ РИНЦ = 0. 909
«Успехи современного естествознания»
список ВАК
ИФ РИНЦ = 0. 736
«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований»
ИФ РИНЦ = 0. 570
«Международный журнал экспериментального образования»
ИФ РИНЦ = 0. 431
«Научное Обозрение. Биологические Науки»
ИФ РИНЦ = 0. 303
«Научное Обозрение. Медицинские Науки»
ИФ РИНЦ = 0. 380
«Научное Обозрение. Экономические Науки»
ИФ РИНЦ = 0. 600
«Научное Обозрение. Педагогические Науки»
ИФ РИНЦ = 0. 308
«Научное Обозрение. Технические Науки»
«European journal of natural history»
ИФ РИНЦ = 1. 369
«Международный студенческий научный вестник»
Издание научной и учебно-методической литературы
ISBN
РИНЦ
DOI
РЕЦЕНЗИИ и ОТЗЫВЫ
кандидатов и докторов наук
на статьи, авторефераты, диссертации, монографии, учебники, учебные пособия
Академия Естествознания готовит к изданию реестр новых научных направлений, разработанных российскими учеными
Гогунов
Тюменский государственный университет, Тольятти
Ключевые слова: профессионально-психологическая компетентность, психическая активность, психологическая готовность, личностно -деятельностные качества, эффективность психологического обеспечения спортивной деятельности.
Эти требования в первую очередь определяют необходимость выделения в структуре профессиональных черт специалиста сферы психологической компетентности, которая обусловливает воспитывающее влияние субъекта познания через механизмы формирования готовности и способности личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения задач, связанных с психологическим обеспечением профессиональной деятельности.
Указанные характеристики призваны обеспечить деятельность специалиста в решении задач психологического компонента спортивной практики. Условно такие действия можно определить как функционально-регулирующие психическую активность спортсмена. Очевидно, что продуктивность действий спортсмена зависит от проявления психической активности.
Психическая активность – фундаментом любой деятельности. Сущность психики – это следствие необходимости адаптации организма к условиям работы. Восприятие объективной реальности, реагирование на ее объекты и коррекция собственных действий субъекта – главные условия формирования поведения и состояния человека. Например, в процессах реагирования на динамические явления условий деятельности реализация психической активности сопряжена с повышенными требованиями ко всем структурным элементам психической организации. Функциональная нагрузка определяется значительными усилиями в аспекте согласования действий.
Требования к специалисту по физической культуре и спорту в аспекте профессионально -психической компетентности
Требования к знаниям
Требования к умениям
Требования к личностно-деятельностным качествам
Знание законов, механизмов, процессов, явлений, состояний психики, психологических аспектов, обеспечивающих подготовку спортсмена к осуществлению спортивной деятельности. Знания форм, способов, методов и средств психодиагностики, психорегуляции, психогигиены, психологического исследования и психологической подготовки в спорте, дающие возможность обеспечивать тренировочную и соревновательную деятельность спортсмена
В области тренировочной деятельности Умение организовать психологическое обеспечение тренировок, проводить психодиагностику, психорегуляцию, психогигиену своей деятельности и деятельности спортсменов, выполнять требования психологической подготовки к соревнованиям, создавать оптимальный психологический климат в работе с руководством, коллегами, спортсменами, мотивировать себя и воодушевлять партнеров, организовывать коммуникативный процесс и вести переговоры, урегулировать конфликты, исследовать психологические особенности спортивной деятельности и использовать результаты на практике; планировать и прогнозировать собственное развитие и развитие своих воспитанников, проводить анализ тренировочной деятельности, организовывать рутинную и творческую работу, использовать психотехнические средства. В области соревновательной деятельности Умение осуществлять психологическое обеспечение соревнований, использовать приемы психодиагностики, психорегуляции и психогигиены в соревновательной деятельности, применять методы и средства спортивной психологии в физических, технических и тактических действиях, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, организовывать свое поведение и поведение спортсменов, контролировать реакции в условиях конкуренции. Ставить цели, распределять и оценивать ресурсы для реализации целей; прогнозировать результат деятельности и планировать ее
ПсихологическиеЭмоциональность в пределах нормы для заочного вида профессиональной спортивной специализации, открытость по отношению к партнерам и к новому в спорте, терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм, развитость восприятия, памяти, логического мышления, внимания, творческого воображения, развитость способностей, характера, воли, мотивационной сферы, самоактуализационная направленность, самосознание. МыслительныеАналитичность, быстрота реакции, развитая креативность, наблюдательность, критичность мышления, рефлексивность, нагляднообразный характер мышления, ситуативнодейственное мышление, гибкость, глубина и широта мышления. ПоведенческиеКоммуникабельность, инициативность и предприимчивость, способность к импровизации, ответственность, дисциплинированность, смелость и решительность, целеустремленность, рискованность (в разумных пределах), самостоятельность
Не меньшее значение имеют психофизиологические аспекты устройства двигательного аппарата человека. Так, например, определенные Н. Бернштейном закономерности и механизмы ДА, позволяют утверждать, что управление движениями посредством одних эффективных импульсов невозможно. Необходима сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяются, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот механизм обеспечивает предметность движений и их адаптацию к данным условиям действительности. Учитывая эту закономерность, можно значительно усовершенствовать приемы технической и тактической подготовки в спорте.
Психическая активность связана с осуществлением процесса познания. Действия спортсмена немыслимы без познавательной активности: 1) познание себя в деятельности; 2) познание чувственной стороны спортивной практики; 3) познание спортивной деятельности, законов спорта.
Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной ориентации и адаптации. В данном случае потребность в движении не определяет стремления человека профессионально заниматься спортом. Она является лишь условием формирования интереса к выполнению физических упражнений. Формирование мотивации спортсмена прежде всего опирается на социальные факторы. При этом приобретают значения особенности спортивной деятельности, познавательные и негативные стороны спорта, социальное и индивидуальное значение спорта, аспекты престижности жизни спортсмена или тренера, требования к возможностям организма и т.
Познавательная активность распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Человек обязан формировать субъективные знания и умения с помощью физической, технической, тактической подготовки. Ему необходимо осваивать специфические условия общения, самоуправления, реагирования. Он стремится к решению проблем алгоритмизации профессионально значимых действий и развития вариативности их интегрального использования в различных ситуациях (накопление опыта).
Познавательная активность реализуется не только в учебном процессе. Во время выполнения соревновательной деятельности спортсмен также вынужден обращаться к познанию: например, каждый спортсмен в ходе состязания стремится к определению данных условий деятельности и более рациональных форм и методов достижения результатов. Такое поведение является основой для формирования субъективного опыта.
Результативность указанных функций соответствует качественным характеристикам профессионально -психологической компетентности специалиста, осуществляющего подготовк у спортсмена. В данном случае только единство его теоретических знаний, практического опыта и наличие необходимых личностно-деятельностных качеств определяет эффективность психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Результаты исследования данной проблемы позволяют констатировать, что границы моделируемого пространства профессионально-психологической компетентности представляются в виде трехмодуль ной композиции, соответствующей образу оптимального сочетания требований к специалисту по физической культуры и спорта (см. схему) в ракурсе готовности к действию и психологических возможностей проявить адекватную активность в определенный момент времени.
Бавтрюков И. О психологической готовности будущих специалистов по физической культуре и принятию себя в образовательном поле // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. – М. : РГУФК, Флинта, 2004, с. 36-38. Варданян Ю. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: Докт. дис. , 1999. – 353 с. Гогунов Е. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта. – Москва-Тольятти, МПГУ-ТГУ, 2003. – 326 с. Григорьянц И. Проблемы модернизации профессионального психологического образования студентов ИФК на современном этапе / Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. – М. : РГУФК, Флинта, 2004, с. 8-9. Пищулин В. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования// Педагогическое наследие К. Ушинского и современные проблемы модернизации образования. – М. : МПГУ, МАНПО, 2004, с. 415-419. Профессиональная педагогика: Учеб. пос. / Под. ред. Батышева. – М. : изд. Центр “Академия”, 1997. – 524 с. Родионов А. Основные направления развития психологии спорта// Теория и практика физ. культуры. 2003, № 10, с. 20-23.